Беседы о Православии

Не совсем устраивает толкование Блаж. Феофилакта
Тарас, православный, АААПЦ - 20:03 07.05.2003
"Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему." (Иоанн 20:17)

Блаженный Феофилакт объясняет, что Иисус сказал так Марии в виду того, что Он уже "не имел такого тела, чтобы обращаться с людьми, и надобно быть благоговейнее к Нему, к высшему обыкновенной беседы и прикосновения, то есть обращения."

"Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим."

Т.е. вроде бы все и понятно, почему Господь поступил определенным образом в первом отдельно взятом случае, и почему во втором взятом отдельно. И в то же время не до конца, т.к. должна быть какая-то связь между описанным в одной главе Евангелистом.

Кто-нибудь видел более подробные комментарии святых отцов на эту тему? Не подскажите, где искать?

Спаси Господи!

                


Re: Не совсем устраивает толкование Блаж. Феофилакта
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 15:24 08.05.2003
Не помню кто, подробно комментируя феномен Туринской Плащаницы, попытался объяснить этот момент так (в моем приблизительном пересказе): акт Воскресения был подобен маленькому термоядерному взрыву, в результате которого человеческая плоть перешла в иное состояние, кардинально отличное от естесственного. Тело воскресшего Спасителя первые мгновения после Воскресения было что-то вроде как раскалено, и Мария могла просто обжечься через прикосновение к нему. Все понятия здесь (термояд. взрыв, раскаленное тело), разумеется, не совсем тождественны их привычному пониманию.

                


А я еще помню
Обскурант, РПЦ МП - 19:17 08.05.2003
К Ковчегу Завета нельзя был прикасаться, а кто прикасался, погибал на месте (Царств и др.) В этих двух случаях разница в том, что Мария была намерена дотронуться без позволения, а Фома был приглашен Господом дотронуться. Таким образом кому Господь дозволит, тому Божественность без вреда, а кто посмеет сам без спросу ее коснуться, тот причинит себе вред.

                


Понятия
Тарас, православный, АААПЦ - 19:14 08.05.2003
Анахоретъ, Вы писали:
> Все понятия здесь (термояд. взрыв, раскаленное тело), разумеется, не совсем тождественны их привычному пониманию.

Спаси Господи вас за объяснения! Тут есть над чем подумать. Только придется глубоко думать, а я как раз и боюсь своего "привычного понимания" и заблуждения.

                


Максим Исповедник «к Феопемпту схоластику»
р.Б.Димитрий, МП РПЦ - 09:43 08.05.2003
"Слова Не прикасайся ко Мне сказаны Господом Марии Магдалине, посчитавшей Его за садовника; ими Он являет и обнаруживает то таинство, что всякая мыслящая душа, еще не возобладавшая над сросшейся с ней хижиной, а поэтому принимающая Слово только за Творца возникающих и гибнущих [вещей], ничем не отличающихся от взращиваемых овощей (ибо в тех и в других наблюдается текучесть [их естества], ограниченность временем и периодичность), — ради них и к ним, [как считает она], пришло и снизошло Слово. [Такая душа] недостойна духовного прикосновения к Слову, а поэтому ищет Его в явленных [вещах]; она знает Его только как ставшего плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как Бога, рожденного от Бога Отца. По всей вероятности, именно об этом заставляют [нас] думать слова: Я еще не восшел к Отцу Моему, сказанные к таковым образом расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и ограничивается естество зримых [вещей]. Такая душа, словно некая галилеянка, еще нуждается в более совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь], как Воспитатель, возвел ее посредством созерцания к способности воспринимать Откровение вещей божественных, постигать, насколько это возможно, Его вместе с логосами, приведенными Им в бытие в качестве первообразов [зримых вещей]. [Эта душа нуждается еще и в том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший и явленный подобным нам [во всем], кроме греха, - и мы, если сподобимся этого дара, будем с Ним, лишенные только одной [греховности] естества. Ныне, принимая сей [дар] через упование и прославляя его надлежащими делами заповедей, ты уже можешь вкушать радость этого дара, поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара сверхсущностным образом превосходит и движение естества, и постижимость всякого века."

Ну а Апостол, вероятно, был более подготовлен.

P.S. блж.Феофилакт все же скорее компиллятор имевшихся толкований, причем для практики проповеди. Для более глубокого анализа его Благовестник не вполне применим - не те задачи ставились.

                


Спасибо
Тарас, православный, АААПЦ - 19:10 08.05.2003
Спаси вас Господи за ответ!

Это конечно интересно, особенно если вы укажите автора. :)

> Ну а Апостол, вероятно, был более подготовлен.

Это Фома-то своим неверием? Меня это как раз и смутило в общем контексте. Хотелось бы найти святоотеческую работу затрагивающую оба проишествия (Речь Иисуса к Марии и речь Иисуса к Фоме) как бы в общей связи.

Но спасибо вам еще раз за помощь!

                


Во славу Божию
р.Б.Димитрий, МП РПЦ - 22:58 08.05.2003
Автор - преп.Максим Исповедник, ya.ru поможет.