Беседы о Православии

Матушка Валерия
Тарас, православный, АААПЦ - 18:09 08.05.2003
Прочитайте, дорогие мои, об этой инокине. Живем мы иногда и не знаем, что такие люди рядом с нами живут (я по крайней мере до сих пор не знал).

Странноприимный дом на московской квартире

Иван ПЕТРОВ

Дата публикации в "Религии": 1 Апреля 2002


Под стенами московского храма святителя Климента возле метро "Третьяковская" сидит на ступенях пожилая монахиня, на табличке рядом написано: "Подайте странноприимному дому", а мимо пролетают озабоченные люди. Кто-то бросит в стоящую перед ней коробочку - "от избытка", кто-то заглянет в глаза (нет ли подвоха) - и положит бережно, кто-то, вздохнув, пройдет дальше. Так проходит весь день, а вечером, устало разогнувшись, она спустится в метро и поедет до ставшей родной многим ее бомжам-постояльцам станции "Медведково".

В своей скромной квартире матушка Валерия (Макеева) организовала приют (помните, у Цветаевой: "Москва, какой огромный, странноприимный дом! Всяк на Руси бездомный, мы все к тебе придем"?) - спасительное место для тех, кому уже некуда пойти, негде искать прибежища. Здесь она поит-кормит бедолаг, помогает им с трудоустройством, с получением необходимых документов. Словом, делает важное и нужное для общества дело. Хотя, к сожалению, далеко не всегда находит понимание у властей предержащих.

Так, одно время в квартиру матушки Валерии стали наведываться милиционеры, хватать постояльцев и отвозить в отделение. Люди сопротивлялись, милиция применяла дубинки. Матушка побежала в угрозыск, в комитеты Думы, в правозащитные организации. Короче, использовала все мыслимые и немыслимые возможности, чтобы высвободить своих подопечных. И, что самое интересное, добилась успеха.

"Самое страшное, отвратительное, антигуманное и антихристианское дело, - говорит матушка, - это не лечить больных. Сейчас некоторые люди оказались настолько безвыходно бедны, что приходят ко мне с дрожащими от холода руками, с обледеневшими ногами, раздетые. Таких людей приходят вереницы: обожженные, с язвами, с переломами". (У матушки жил один слепой старик, которому она уступила свою кровать, а сама спала вместе со своей почившей недавно помощницей матушкой Ноной).

Забот у матушки Валерии немало, можно рассказывать длинные поучительные истории из жизни тех, кого она приняла в свой дом. Она решает их проблемы: ходит по инстанциям, добиваясь прописки, добывает пропитание (а это, согласитесь, задача непростая), выхаживает больных - короче, делает то, с чем не справляется ни наша страна, ни наша богатая столица. Да к тому же, надо добавить - терпит. Терпит и несет на себе неимоверную тяжесть острых психологических, поведенческих проблем, которые возникают в общении с бомжами.

Матушка Валерия вместе с добровольными помощниками занимается также помощью беженцам с детьми. Сейчас, к слову, у нее на квартире живет одиннадцать человек, из них двое детей.

"Стыдно нам, русским, смотреть в глаза шведам, голландцам, американцам. Как бы плохо не обстояли дела, работу за кусок хлеба, тарелку горячего супа и теплый угол в избе найти можно. Нужно только, чтобы люди знали об этом", - говорит матушка Валерия. И добавляет: "Выход у бездомных есть. Мы уже устроили их немало. Но мы - частные лица, монашествующие, простые верующие. Наши возможности невелики... Вы собираетесь написать о нас. А мне хочется обратиться ко всем людям: «Вспомните о том, что заходят ко мне бездомные, заболевшие, полуголодные. Может, у кого-то из вас остались ненужные носильные вещи, старая обувь, залежавшаяся крупа? Все, что вам уже не нужно. Мой телефон: 476-26-93. Спросить мать Валерию. Аминь»".

Поражает, с одной стороны, неземная доброта, а, с другой - ясный земной реализм м. Валерии. Был с ней такой случай. Один из ее постояльцев, человек, которого она подобрала и приютила совершенно больным, выздоровел, а затем начал попрошайничать у Новодевичьего монастыря, а на собранные деньги напиваться и даже "угощать" наиболее податливых матушкиных опекаемых. В странноприимном доме начались ссоры, даже драки. Что делать? Матушка Валерия обратилась к одной из своих помощниц с просьбой - привести кого-нибудь из мужчин "навести порядок в доме". Для этой цели был приглашен очень симпатичный, крупногабаритный православный молодой человек. Настроение у него было боевое. Матушка, увидев его, тихонько попросила: "Вы NN только припугните хорошенько". "Как, он перестал буянить?" - поинтересовался молодой человек. "Да нет, но вы же знаете, сколько сейчас на улице градусов, не выгонять же его на мороз". Как ни странно, но посещение подействовало в нужную сторону. И безобразий в доме больше не было.

"Церковь не в бревнах, а в ребрах", - гласит народная пословица. И это действительно так. Рядом с матушкой Валерией радостно быть, помогать ей, просто разговаривать. Она умеет носить тяготы других людей. Господь дает ей на это силы. Хотя, конечно, подражать матушке Валерии непросто. Видимо, на это требуются особые дарования, которые Господь дает далеко не каждому. Но быть дерзновеннее, не замыкаться на своих проблемах, которые, как бы велики они ни казались, все равно меньше тех, за которые берется эта семидесятитрехлетняя монахиня с подорванным здоровьем, думаю, может каждый.

                


Странноприимство
Олеговна, православная, РПЦ - 21:54 09.05.2003
Да, удивительное явление, особенно для столичного города..

У Юрия Лощица есть несколько небольших рассказов под общим заголовком «Странноприимные люди». В конце идут авторские размышления:
****************
«…Таковы будни гостеприимства — нелегкой , но необходимой на земле службы, начавшейся в беспамятно далекие века, но продолжающейся в мире и поныне. Некогда было на Руси еще одно слово для этой службы — _странноприимство_. По смыслу своему оно более широкое и вместимое, чем гостеприимство. Ведь далеко не всякий путник, путешественник, странник есть гость. Гостем может быть и сосед и родич. Странник же, как правило, человек чужой, совсем неведомый, сторонний и нечаянный. И потому быть странноприимцем куда ответственней, чем просто гостеприимным человеком. В странноприимстве как поведении есть уже отсвет подвижничества, пусть и самого рядового, неприметного. Так в древнерусской повести об Улиании Осоргиной странноприимство и подвижничество сосуществуют и смыкаются в поведении этой выдающейся женщины, которая добровольно приняла на себя заботу и попечение о сирых и убогих, о голодном и неприкаянном люде маленького русского городка.
[…..] В чем тут секрет и в чем загадка? Конечно, открытость и отзывчивость славянской души, которая так наглядно проявляется в широком гостеприимстве и странноприимстве, будучи несомненным достоинством, имеет и свою — тоже небезызвестную — негативную сторону. Открытость то и дело ведет к беззащитности, а широта — к неразборчивости, когда хозяин-доброхот даже и приблудного черта готов усадить в красный угол. И сколько уже раз обжигался и наказывался он последствиями своей открытости и отзывчивости, ан, все равно не идет ему наука впрок! Нет, наперекор досадным очевидностям, не смущаясь ими, не хочет он свое хлопотное дарование, свою непрактическую доверчивость менять на расчетливую осмотрительность или иные скучные ему таланты, и похоже, так и не будет он поступать всегда, до самого конца. […..] Мы томимся по нечаянной радости узнавания в человеке человека… […..]
Прекрасно об этой нечаянной радости сказал в своих дневниках Михаил Пришвин: «Надо чувствовать и ловить в себе прафеномен нашей русской нравственной жизни, и я думаю, что его можно назвать: это друг, в этом все». И еще он сказал: «Ни за что в мире не отдам это счастье интимного общения с незнакомым русским человеком, как с родным».
*************

Не ведаю, как обстоит дело со странноприимством в других странах, но в том, что до сих пор эта особенность у нас есть, особенно вдалеке от больших городов — это факт. Есть еще заповедники добросердечия…

Надо будет поискать упомянутую древнерусскую повесть об Улиании Осоргиной. Может кто читал?

                


Адрес
Тарас, православный, АААПЦ - 18:46 08.05.2003
Если не ошибся публиковавший это сообщение на интернете:

Матушка Валерия и её приют находятся по адресу: Москва, Заревый проезд, 5 кв. 62. Телефон:(095) 476-2693

                


Вот с кого пример брать надо!
Обскурант, РПЦ МП - 18:11 08.05.2003
Даже если эта история - фикшн на 95%, все равно правильная история.