вопрос
Евгений, православный - 15:38 15.05.2003
|
+++У нас с Вами была дискуссия на эту тему и Вы так и не ответили на мой вопрос
+++"Да, мне известна подобная интерпретация. Однако толковать это место так, будто при отсутствии в Константинополе православного императора первенство данной кафедры в церковных автоматически утрачивается, без соответствующего постановления собора невозможно. Более того, то, что Вы приводите, говорит именно против Вашей точки зрения, ибо по Вашей логике отцы Халкидонского Собора, после того, как Царствующим градом стал Константинополь, а не Рим, должны были дать первое место именно ему, а Рим поставить на второе (или вообще лишить всяких привилегий). Тем не менее, этого не произошло: почему-то Рим, не имея отныне императора, остался первым; а Константинополь с императором, был поставлен после него."
+++Я был бы очень рад услышать от Вас ответ на вопрос: почему отцы Халкидонского Собора поставили Константинополь после Рима, несмотря на то, что Рим уже не был царствующим градом к тому времени? А также: где написано, что "первенство" автоматически утрачивается при отсутствии православного императора?
Дело вот в чем. Я могу ответить кратко, но поднятно ли будет о чем идет речь? Чтобы было понятно, надо начать с начала и рассмотреть вопрос в совокупности, то есть рассмотреть целый комплекс возникающих здесь проблем.
Во-первых, надо рассмотреть основания, на которых подобные вопросы вообще решаются. Так как речь у нас идет о изменяемости/неизменямости отдельных правил, необходимо рассмотреть, что в канонах является изменяемой, а что неизменяемой частью.
Во-вторых, полемика эта началась не сегодня, а как минимум в 30-х гг. прошлого столетия (на самом деле, раньше), поэтому наш разговор, чтобы он не был беспредметным, надо ввести в контекст уже существующей полемики.
То есть надо рассмотреть:
а) какие конкретно каноны приводит Константинопольская Патриархия (КП) в обоснование своей позиции,
б) какой объем полномочий она, согласно эти канонам, усваивает себе,
с) какой объем полномочий, на самом деле, в этих канонах содержится.
В-третьих, кроме канонических аргументов надо рассмотреть целый ряд исторических свидетельств, ведь история нам много может сказать о том, какими реально полномочиями обладала КП, скажем, после Халкидонского собора.
В-четвертых, надо рассмотреть исторические причины сложившейся разницы в понимании канонов КП и другими автокефальными церквями. Ведь эта разница сложилась даже не в эпоху Флорентийского собора, о чем я уже отчасти написал выше, но и гораздо раньше: в эпоху споров КП с Римской Церковью за первенство в церковных делах.
В общем, это тянет если не на небольшую книгу, то на увесистую статью. Поэтому я в некотором затруднении с чего начать. Но если угодно, я все же отвечу кратко на поставленные вопросы.
+++Да, мне известна подобная интерпретация. Однако толковать это место так, будто при отсутствии в Константинополе православного императора первенство данной кафедры в церковных автоматически утрачивается, без соответствующего постановления собора невозможно.
Первенство КП при отсутствии православного императора автоматически не утрачивается, но оно -- это первенство -- автоматически и не продолжается после изменения политических условий, которыми это первенство было обусловлено. То есть после изменения упомянутых условий первенство КП держится (только) на общем согласии на это прочих автокефальных церквей.
+++Более того, то, что Вы приводите, говорит именно против Вашей точки зрения, ибо по Вашей логике отцы Халкидонского Собора, после того, как Царствующим градом стал Константинополь, а не Рим, должны были дать первое место именно ему, а Рим поставить на второе (или вообще лишить всяких привилегий). Тем не менее, этого не произошло: почему-то Рим, не имея отныне императора, остался первым; а Константинополь с императором, был поставлен после него."
+++Я был бы очень рад услышать от Вас ответ на вопрос: почему отцы Халкидонского Собора поставили Константинополь после Рима, несмотря на то, что Рим уже не был царствующим градом к тому времени?
См. выше. Первенство Рима, после изменения соответствующих условий, держится только на согласии на это прочих автокефальных церквей, сопровождаемым соборными решениями на этот счет.
+++где написано, что "первенство" автоматически утрачивается при отсутствии православного императора?
Первенство не утрачивается, но и автоматически не продолжается. Кроме того, в реальной полемике по этому поводу речь идет не о самом первенстве, а об объеме полномочий, которыми это первенство сопровождается. Поэтому чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, о каком "первенстве" идет речь.
|
|