Беседы о Православии

Первая исповедь
Фленушка, православная - 10:43 21.05.2003
Вопрос уважаемым участникам форума: недавно исповедовалась впервые (мне 25 лет), священник разрешил причаститься, но только на следующий день, т.к. я до исповеди постилась только 2 дня. Дело в том, что сразу после исповеди я почувствовала себя плохо физически, поднялась температура, давление. В результате я не причастилась. Свидетельствовало ли плохое самочувствие о том, что я еще слишком греховна, чтобы принять причастие, или это простое совпадение? И еще: хотя я искренне покаялась, легче на душе не стало. Это всегда так после первой исповеди? Поделитесь опытом. пожалуйста!

                


Re: Первая исповедь
Искатель, Православный, ПЦА - 21:03 21.05.2003
Христос Воскресе!
Есть разные практики говения, и 3 и 7 и 10 дней и др. Есть практика для
причащающихся еженедельно,
выдерживать только обычные еженедельные посты в среду и пятницу. Ну и во всех
случаях евхаристический пост
: не есть, не пить с полуночи в день причастия. Но Вам еще далеко до еженедельного
причастия, поэтому согласуйте время говения со священником.
Чувства после исповеди могут и не меняться. Исповедь это глубокий духовный процесс
при котором изменения в духовной сфере личности могут происходить, и это может
быть глубже чувственного
уровня переживания. Плоды могут осознаваться не сразу и не только на уровне
чувств. Поэтому не нужно
ориентироваться на чувства после исповеди. Сейчас Вам главное войти в жизнь
церкви, богослужебную,
молитвенную (т.е. молиться и в церкви и дома, читать Евангелие, святых отцов по
рекомендации священника,
искать духовно близких людей для общения и поддержки).
Бог Вам в помощь.

                


Re: Первая исповедь
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:02 21.05.2003
У меня после первой тоже мало что изменилось. Потом уже, потихоньку, когда начались разгребаться "внутренние завалы", стал иногда ощущать после исповеди огромное облегчение - а сначала не чувствовалось ничего. Хотя про некоторых людей я слышал, что у них уже с первой исповедью жизнь просто преображалась на 180 градусов.

Такие резкие внезапные физические ухудшения (перед исповедью ли, перед Причастием, или перед какой-то поездкой - скажем, в монастырь) тоже случались. Мне советовали их рассматривать как искушения и если есть силы\возможность - пытаться собственное плохое самочувствие преодолевать. И чаще всего, после некоторого времени внутренней борьбы, пропадало всё также внезапно, как появлялось. А уж жития святых почитаешь - так то, что происходит с нами - это вообще - такие цветочки ... Но другого пути спасения ведь нет.

Да поможет Вам Господь !

                


Re: Первая исповедь
Фленушка, православная - 16:53 21.05.2003
Большое спасибо за теплые слова! На душе стало как-то светлее. Я понимаю, что это только первый шаг к обретению Божественной любви в душе, что многое еще надо узнать и многое придется прочувствовать, а потому благодарна за ссылки на литературу по данному вопросу. Обязательно ими воспользуюсь! Храни вас Бог!

                


Какая же Вы счастливая и умница!
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 13:18 21.05.2003
!
Дорогая сестра!Какую же Вы ВЕЛИКОЕ ДЕЛО сделали!Как я рад за Вас!Как же сейчас Ваш Ангел-Хранитель радуется,как радуется Божья Матерь,как радуются Святые!Ещё один Человек встал на путь Истины!Не смущайтесь ничем!Веруйте от всего сердца!Сейчас начнется за Вас рубка и не бойтесь ничего,уповайте на Господа нашего,на Церковь Святую Православную и бейте демонов проклятых могучими Таинствами.Мы здесь такие же наигрешнейшие люди как и Вы и учить Вас должны опытные священники,да и со временем Вы сами во всем начнете разбираться,читая Священное Писание и Святых Отцов.

Что же касается постигшего Вас искушения,то любое дело угодное Богу непременно будет сопровождаемо искушениями.Простите что учу.
Авва Дорофей:
"Кто совершит дело угодное Богу того непременно постигнет искушение,ибо всякому доброму делу или предшествует или последует искушение,да и то ,что делается ради Бога,не может быть твердым,если не будет испытано искушением."Это я привел из очень хорошей книги называется "Душеполезные поучения" Аввы Дорофея,она часто встречается в продаже и очень многими любима
и вспоминаю как даже Свят.Игнатий рекомендовал её и говорил что очень её любит.Советую Вам её начать читать и просвещаться.

Вот не совсем понял я... почему Вам надо обязательно поститься 3 дня?Почему именно три?

Что касается облегчения после Таинства могу от себя Вам рассказать о брате которого я отлично знаю и это истинные его слова,что если он не поисповедуется ему так плохо становится на душе,да и тело начинает сдавать и болеть.После Таинства Исповеди ему так легко и счастливо на душе иногда бывает,что и передать нельзя.И тело выздоравливает мгновенно.Но это не всегда бывает и не сразу пришло.Однажды он решил не исповедоваться и пренебрёг по своей ленности Таинством и регулярным еженедельным участием в нем.Следующие несколько дней он запомнил надолго...его кто-то просто убивал и мучил и душу и тело и он еле дополз до священника.И как только поисповедовался сразу всё рукой сняло!Сам виноват впрочем.Достойное по своему нерадению получил.... .

                


Re: Какая же Вы счастливая и умница!
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 14:38 21.05.2003
> Вот не совсем понял я... почему Вам надо обязательно поститься 3 дня?Почему именно три?

Трехдневный пост входит в "обязательный минимум" подготовки к Причащению (это в общем случае, длительность говения может меняться в зависимости от здоровья, частоты причащений и духовного возраста христианина)..

                


Что за минимум?
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 10:10 22.05.2003
Что за минимум?Продолжительность и качество поста назначается ТОЛЬКО в зависимости от состояния здоровья!Некоторые больные люди,например нехваткой веса, не смогут выдержать и 3 дней...всё зависит от состояния человека на данный момент..Часто читал как Святые отцы вообще отменяли пост больным людям,да и сама болезнь считается выше поста,однако конечно же поститься надо,но с рассуждением.

                


Re: Что за минимум?
ИУЛИЯ, Православие - 16:30 26.05.2003
А я убеждена, что священник определяет конкретному человеку, как готовиться к Причастию. если священник благословил три дня поститься, а не 1 и не 10, значит, так надо!

                


Re: Что за минимум?
Valerius, Православный МП - 17:12 26.05.2003
ИУЛИЯ, Вы писали:
> А я убеждена, что священник определяет конкретному человеку, как готовиться к Причастию. если священник благословил три дня поститься, а не 1 и не 10, значит, так надо!

Ну, допустим. "Поститься три дня перед Евхаристией", - скажет один священник. "Нет, десять дней!" - скажет другой. Открываем церковные правила, и выясняется, что в субботу (как раз перед воскресной Евхаристией) пост в Православной Церкви вообще запрещен! И ни один священник не может идти против епископа, а уж тем более против правил всей Церкви!

Вы скажете: "Ну и что, я в другие субботы не пощусь, а в субботу перед Евхаристией я, по благословению батюшки, буду поститься!" Но ведь все члены Церкви обязаны причащаться КАЖДОЕ воскресенье, как и духовенство, иначе это будет уже отпадение от Тела Христова! Получается, что Вы вместе с Вашим духовником будете каждую субботу вопреки канонам держать пост?

                


Хватит смущать народ
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 17:45 26.05.2003
> Ну, допустим. "Поститься три дня перед Евхаристией", - скажет один священник. "Нет, десять дней!" - скажет другой. Открываем церковные правила, и выясняется, что в субботу (как раз перед воскресной Евхаристией) пост в Православной Церкви вообще запрещен! И ни один священник не может идти против епископа, а уж тем более против правил всей Церкви!

Верно, есть такой канон. Вы хотите сказать, что и в Великий Пост я могу в субботу мясо откушать? :) И в воскресенье, тем более! Речь-то о другом, о богослужении. В Православной Церкви и в великопостные субботы и восресенья служба остается "скоромной", праздничной, в отличие, скажем, от католиков. Пост же телесный продолжаем соблюдать. Это же касается и всех многодневных постов, в том числе и евхаристического говения. Для приступающих к Св. Чаше часто, подготовка к Таинству, разумеется, смягчается.

> Но ведь все члены Церкви обязаны причащаться КАЖДОЕ воскресенье, как и духовенство, иначе это будет уже отпадение от Тела Христова!

Это Ваши домыслы. Церковь не требовала столь частого причащения. Вам известно, что до революции причащались всего несколько раз в год (четыре раза по числу многодневных постов - считалось очень благочестивым обычаем). Это крайность, конечно. Но другая крайность - "тянуть" каждого прихожанина к Чаше еженедельно, "а то отпадешь". У каждого своя мера, есть мытари и есть сотники. Церковь часто приводила эти два евангельских фрагмента, в ответ на вопрос: как часто причащаться. Ни мытарь, ни сотник не были осуждены Спасителем, но каждый получил пользу.

Призываю Вас обдумывать свои слова, чтобы не сеять смущение.

                


Re: Хватит смущать народ
Valerius, Православный МП - 18:34 26.05.2003
Заголовок Вашего сообщения ("Хватит смущать народ") отчасти напомнил мне тон былых комсомольских собраний. Впрочем, дело не в этом.

Александр Иванов, Вы писали:
> Верно, есть такой канон. Вы хотите сказать, что и в Великий Пост я могу в субботу мясо откушать? :) И в воскресенье, тем более! Речь-то о другом, о богослужении. В Православной Церкви и в великопостные субботы и восресенья служба остается "скоромной", праздничной, в отличие, скажем, от католиков. Пост же телесный продолжаем соблюдать. Это же касается и всех многодневных постов, в том числе и евхаристического говения.

Боюсь, что Ваша остроумная попытка "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения - неудачна. Мол, мяса в субботу мы, дескать, не едим, это только служба у нас "скоромная". Как Вы понимаете, православная литургика знает службы с "Бог Господь" и "Аллилуйа". (Последнне - это постное богослужение). Но в среду и пятницу (дни телесного поста) Устав никакой "постной" службы не назначает! Служится "Бог Господь!" А в субботу, даже и вне Четыредесятницы, очень даже можно согласно Октоиху служить заупокойную служюу с "Аллилуйя"! Так с чего же Вы решили, что в рассматриваемом нами правиле идет о запрете лишь службы "постного характера" в субботу, а не о пище? И Ваша ирония о мясе в великий пост тут вовсе ни причем. Ибо наш монашеский Типикон вообще "не знает" мяса круглый год. И пост по "понедельникам, средам и пятницам" Четыредесятницы - это нечто иное (т.е. отказ от еды, чего в современости вообще нет)
>
> > Но ведь все члены Церкви обязаны причащаться КАЖДОЕ воскресенье, как и духовенство, иначе это будет уже отпадение от Тела Христова!
>
> Это Ваши домыслы. Церковь не требовала столь частого причащения. Вам известно, что до революции причащались всего несколько раз в год (четыре раза по числу многодневных постов - считалось очень благочестивым обычаем). Это крайность, конечно. Но другая крайность - "тянуть" каждого прихожанина к Чаше еженедельно, "а то отпадешь".

Ваше суждение, да еще со ссылкой на синодальный период нашей Цепкви, далеко не самый лучший, настолько анти-евхаристично, что даже нет необходимости на этом подробно останавливаться. Если хотите, можно этому посвятить отдельнаю тему. Церкви попросту нет вне Евхаристии! И пребывание в Церкви вне Евзаристии вообще не возможно. Это продолжение Тайной Вечери. Или Вы хотите, чтобы христиане лишь несколько раз в год подходили к Чаше, а все остальные разы как Иуда Искариот выходили бы вон? Вы невнимательно читали текст литургии. Там речь идет о ВСЕХ собравшихся на Трапезу, живых и усопших, всех, среди которых воскресший Иисус, а не только о священниках. Все кающиеся и оглашенные уже давно вышли из храма! Все же остальные, при словах Символа Веры, приветствуют друг друга лобзанием перед причещением, а "просто присутствующих" нет!

> Призываю Вас обдумывать свои слова, чтобы не сеять смущение.

Спасибо, и Вам того же.

                


Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 21:23 26.05.2003
> Заголовок Вашего сообщения ("Хватит смущать народ") отчасти напомнил мне тон былых комсомольских собраний. Впрочем, дело не в этом.

Извините, что так совпало. Комсомольцем не был, собрания не посещал.

> Боюсь, что Ваша остроумная попытка "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения - неудачна. Мол, мяса в субботу мы, дескать, не едим, это только служба у нас "скоромная". Как Вы понимаете, православная литургика знает службы с "Бог Господь" и "Аллилуйа". (Последнне - это постное богослужение). Но в среду и пятницу (дни телесного поста) Устав никакой "постной" службы не назначает! Служится "Бог Господь!" А в субботу, даже и вне Четыредесятницы, очень даже можно согласно Октоиху служить заупокойную служюу с "Аллилуйя"!

Честно прочитал несколько раз, но ход Вашей мысли так и не понял :) Вы хотите сказать, что постные элементы богослужения бывают без поста телесного и наоборот? И считаете это доказательством против "попытки "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения"? Странная у Вас логика.

> Так с чего же Вы решили, что в рассматриваемом нами правиле идет о запрете лишь службы "постного характера" в субботу, а не о пище?

Честно говоря, несколько лет назад, встретив в одной книжке упоминание о запрете субботнего поста, я просил об этом своего духовника, преподавателя Калужской духовной семинарии (он окончил МДА). Его ответ я Вам и пересказал.

> И Ваша ирония о мясе в великий пост тут вовсе ни причем. Ибо наш монашеский Типикон вообще "не знает" мяса круглый год.

Ну, переиначим: Вы пьете молоко в великопостные субботы? Если нет, то почему?

> И пост по "понедельникам, средам и пятницам" Четыредесятницы - это нечто иное (т.е. отказ от еды, чего в современости вообще нет)

Это всего лишь разные степени поста.

> > > Но ведь все члены Церкви обязаны причащаться КАЖДОЕ воскресенье, как и духовенство, иначе это будет уже отпадение от Тела Христова!
> >
> > Это Ваши домыслы. Церковь не требовала столь частого причащения. Вам известно, что до революции причащались всего несколько раз в год (четыре раза по числу многодневных постов - считалось очень благочестивым обычаем). Это крайность, конечно. Но другая крайность - "тянуть" каждого прихожанина к Чаше еженедельно, "а то отпадешь".
>
> Ваше суждение, да еще со ссылкой на синодальный период нашей Цепкви, далеко не самый лучший, настолько анти-евхаристично, что даже нет необходимости на этом подробно останавливаться.

Я всего лишь хотел сказать, что и в синодальный период Церковь существовала, и вера была, и люди спасались, и святые были. Конечно, не благодаря, а вопреки безобразиям синодального периода. Но были же. А Вы отлучать собрались направо и налево....

> Если хотите, можно этому посвятить отдельнаю тему. Церкви попросту нет вне Евхаристии! И пребывание в Церкви вне Евзаристии вообще не возможно. Это продолжение Тайной Вечери.

Абсолютно с Вами согласен. И тем не менее, сколько преп. Мария Египетская провела в пустыне без участия в богослужении и без Евхаристии? Она в это время была вне Церкви? А многолетнии епитимии? Несущие их после покаяния тоже вне Церкви пребывают?

> Или Вы хотите, чтобы христиане лишь несколько раз в год подходили к Чаше, а все остальные разы как Иуда Искариот выходили бы вон?

Я Вас разочарую. Это тоже Ваши домыслы, я вовсе этого не хочу. Но подходить к Чаше нужно подготовившись (я имею ввиду не вычитку правила, а духовную подготовку). Кто-то может сохранять нужное духовное состояние и причащаться за каждой литургией. А кто-то - нет, и причащается реже с более серьезной и напряженной подготовкой перед причащением. Такова сложившаяся церковная практика.

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 19:54 27.05.2003
Александр Иванов, Вы писали:
> Извините, что так совпало. Комсомольцем не был, собрания не посещал.

Возрадуйтесь! Не только Вы единственный, но даже и я "не осквернился" комсомольским билетом (Шутка!).

>
> Честно прочитал несколько раз, но ход Вашей мысли так и не понял :) Вы хотите сказать, что постные элементы богослужения бывают без поста телесного и наоборот? И считаете это доказательством против "попытки "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения"? Странная у Вас логика.

Чего тут странного? Земной поклон на утрени, на "Достойно есть" в конце канона, положен даже и в субботу, когда поста нет, а вседневное богослужение постных среды и пятницы с "Бог Господь" ничем, собственно, "постным" не отличается. Разве не Вы сами попытались касательно правила о субботе как-то увязать особенности богослужения с постом телесным? Вот я и хочу показать, что эта увязка не всегда "работает".

> Честно говоря, несколько лет назад, встретив в одной книжке упоминание о запрете субботнего поста, я просил об этом своего духовника, преподавателя Калужской духовной семинарии (он окончил МДА). Его ответ я Вам и пересказал.

Тут есть проблема. Сперва собор установил некое правило. Спустя несколько веков, был к нему создан церковным правоведом тот или иной комментарий. А еще спустя несколько веков, выясняется, что комментарий составлен неверно. Да и само правило уже давно не применяется. Не потому, что оно "плохое", а потому, что, например, уже нет того рода общественных бань, куда христианам не положено ходить вместе с иудеями, и т.д. Впрочем, не будем отвлекаться.

>
> > И Ваша ирония о мясе в великий пост тут вовсе ни причем. Ибо наш монашеский Типикон вообще "не знает" мяса круглый год.
>
> Ну, переиначим: Вы пьете молоко в великопостные субботы? Если нет, то почему?

Как Вы легко догадываетесь, молоко в великопостные субботы я не пью. Но вот вопрос, почему? Потому что есть запрет в Уставе? Его там нет! Да и сам Иисус говорил, что не то оскверняет человека, что в него входит, а то, что исходит. Тогда действительно почему? Ответ прост. Я следую апостолу Павлу, "апостолу свободы", и тому, что он писал Коринфянам. Дело в том, что единство Церкви важнее моей личной свободы. Я знаю, что питье или не питье молока никак само по себе не делает человека лучше или хуже. Я свободен сам решать, что мне пить, а что не пить, лишь бы ничто "не обладало мною". Но раз обычай принят в сегодняшней Церкви, то я буду его соблюдать, ибо единство всех верных в этой Церкви важнее моего знания.

> Я всего лишь хотел сказать, что и в синодальный период Церковь существовала, и вера была, и люди спасались, и святые были. Конечно, не благодаря, а вопреки безобразиям синодального периода. Но были же. А Вы отлучать собрались направо и налево....

Нет, не собираюсь. Я хочу только одного, чтобы ВСЕ полноправные члены христианской общины, не стояли бы в стороне, как какие-нибудь отлученные или оглашенные, а с радостью и без пустых колебаний подходили бы к Чаше Бессмертия, к которой их зовет сам воскресший Господь. Все привычные разговоры о том, что я, мол, "сегодня не подготовился, не дочитал какой-то там акафист", - неуместны. Иисус тебя зовет прямо сейчас! Оставь все и иди!

> > Церкви попросту нет вне Евхаристии! И пребывание в Церкви вне Евзаристии вообще не возможно. Это продолжение Тайной Вечери.
>
> Абсолютно с Вами согласен. И тем не менее, сколько преп. Мария Египетская провела в пустыне без участия в богослужении и без Евхаристии? Она в это время была вне Церкви? А многолетнии епитимии? Несущие их после покаяния тоже вне Церкви пребывают?

Мария Египетская была ОДНА в пустыне. Но если бы отшельник пришел в город на собрание Церкви, а на Трапезу со Христом, как известно, собирается не только местная община, но и ВСЯ Кафолическая Церковь, живые и усопшие, то его "стояние в притворе", в стороне от Чаши, означало бы то, что он вне Церкви! В этом простая, но глубокая разница. Если ты временно, пусть даже и несколько лет один, в пустыне или в плену, то тут уж ничего не поделаешь. Господь тебя не оставит. Но если ты со ВСЕЙ Церковью на ее Трапезе, но не вкушаешь с нею Пищу Жизни, то тогда ты отлучен, хотя в наши дни это почти никому не приходит в голову! К нашей общей беде, ма понимаем Церковь лишь абстрактно, а не конкретно. Вы спросите, что значит "конкретно"? Отвечаю. Вся Церковь действительно собирается вокруг единой Чаши на Трапезу со Христом. И Вы к этому Евхаристическому собранию либо принадлежите, либо нет. Третьего не дано.

> > Или Вы хотите, чтобы христиане лишь несколько раз в год подходили к Чаше, а все остальные разы как Иуда Искариот выходили бы вон?
>
> Я Вас разочарую. Это тоже Ваши домыслы, я вовсе этого не хочу. Но подходить к Чаше нужно подготовившись (я имею ввиду не вычитку правила, а духовную подготовку). Кто-то может сохранять нужное духовное состояние и причащаться за каждой литургией. А кто-то - нет, и причащается реже с более серьезной и напряженной подготовкой перед причащением. Такова сложившаяся церковная практика.

Давайте и я Вас в ответ разочарую. Душевное состояние, мысли, чувства, колебания и т.д. - все это конечно очень интересно, но к тому, чтобы в ответ протянуть руку Христу, это не относится. Христос дает всем нам в Евхаристии Самого Себя как "лекарство" бессмертия и будущего воскресения наших тел. И Вы добровольно либо принимаете от Него Дар воскресения и обожения, либо нет. А сомнения, эмоции, восторги, акафисты, тропари, кондаки или же их отсутствие... НИЧТО не может нас отлучить от Христа кроме нас самих!

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:25 29.05.2003
> Я хочу только одного, чтобы ВСЕ полноправные члены христианской общины, не стояли бы в стороне, как какие-нибудь отлученные или оглашенные, а с радостью и без пустых колебаний подходили бы к Чаше Бессмертия

Аминь!

...А если колебания не пустые?

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 21:47 02.06.2003
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > Я хочу только одного, чтобы ВСЕ полноправные члены христианской общины, не стояли бы в стороне, как какие-нибудь отлученные или оглашенные, а с радостью и без пустых колебаний подходили бы к Чаше Бессмертия
>
> Аминь!
>
> ...А если колебания не пустые?

А на это есть слова апостола Павла: "Кто осуждает? Бог? Бог оправдывает!" (Речь идет о верном, освященном искупительной смертью Христовой человечестве).

Я, дорогой брат, вижу что медераторы возражают против темы, поэтому и не ответил Вам подробно на предыдущие сообщения. Если хотите, можно дискуссию как-нибудь в следующий раз продолжить .

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Димитрий, православный христианин (МП) - 23:47 28.05.2003
Прости брат
Будь добр, расскажи, если это не очень трудно, как понимаешь притчу из Лк.16: «один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.»
Спаси Господи

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 04:21 31.05.2003
Димитрий, Вы писали:
> Прости брат
> Будь добр, расскажи, если это не очень трудно, как понимаешь притчу из Лк.16: «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.»
> Спаси Господи

Притча эта основана на игре слов, к сожалению теряемой в русском переводе: «богатство» (маммона) и «истина» (аминь). Оба этих слова – однокоренные, они восходят к арамейскому корню «мн», что значит «сила». Таким образом, Иисус призывает приобретать друзей «силой несильной» или «богатством небогатым» (по-арамейски «маммона ла-маммона»). У нас при переводе эта важная игра слов была потеряна, и в результате получилось «богатство неправедное», хотя корень «мн» – это не только «правда», но еще «богатство» и «сила». Иными словами, Иисус призывает творить друзей с помощью «небогатого богатства» (т.е. при помощи того, что не имеет материального эквивалента или «силы»). Именно так и поступил находчивый домоправитель, когда заручился у должников своего хозяина «нематериальной поддержкой». Когда «настоящего» (денежного) богатства уже не станет, говорит Иисус, то тогда «ненастоящее или небогатое богатство» (снисхождение к должникам) поможет войти в вечные обители. Это и есть основной смысл притчи, вокруг которой сломано немало копий из-за неадекватности перевода.

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Димитрий, православный христианин (МП) - 19:50 31.05.2003
Спаси Господи, брат.
Сообщение твое разделю на две части: перевод и, от слов "иными словами", толкование. Перевод думаю, верен, толкование же с точностью до наоборот. Скажи, должен ли я, грешный, пытаться рассказать тебе? Разве сам не чувствуешь, что заблудился? Взгляни, предложенная притча "обложена" другими -- притчей о блудном сыне (Лк.15:11-32) и притчей о Лазаре и богаче (Лк.16:19-31). Случайно ли это и для чего, если не случайно?
Ангела Хранителя

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 21:34 02.06.2003
Димитрий, Вы писали:
> Спаси Господи, брат.
Скажи, должен ли я, грешный, пытаться рассказать тебе? Разве сам не чувствуешь, что заблудился?

Расскажи.

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Димитрий, православный христианин (МП) - 02:10 03.06.2003
Спаси Господи, брат
Сегодняшняя жизнь -- изгнание, и, одновременно, школа. Но не могу назвать Господа моего изгнателем, потому что сам я осознал свою самость, сам избрал это место, вернее, это нынешнее состояние свое, когда-то казавшееся свободой и обернувшееся рабством греху. Гордо возомнив о самодостаточности, о собственности, сказал в себе однажды:"Отче! дай мне следующую мне часть имения, отдели от Себя". Сказал, забыв, что Господь -- сердце и дыхание, и хлеб, без которых не могу жить. Отец мой щедро дал мне Себя, но, не понимая и не ценя, расточил Его дар, променяв духовное на плотское, истинное богатство на богатство неправедное. И вот, нуждаясь, погрязнув в нечистотах, задыхаясь и умирая, говорю себе: "встану, пойду к Отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против Неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих". Но что это: "встать и идти"? Как вспомнить, где научиться? Копать не могу, просить стыжусь. Зову должников Господина моего, ныне святых Божий, и спрашиваю их:"Сколько вы должны Господину нашему?" И отвечают, но сравнивая со своими долгами, плачу:"Вы менее должны, умолите Господа обо мне, грешном"... Зову и тех должников Господина моего, кто рядом со мной:"Сколько вы должны Господину нашему?" И отвечают, но сравнивая, вновь плачу:"Вы менее должны, возьмите все, что осталось у меня, но помяните грешного в своих молитвах"...

Когда же буду нерадив, сребролюбив и "праведник", мнящий себя в Царствии Божием без труда, лишь соблюдением, не каким, а как, -- знаю, -- мерзость перед Богом, хоть питаюсь только Святыми Дарами(Ин.13:26), и ждет меня участь быть похороненным, но не отнесенным (Лк.16:22).
Когда же хотя одна нуждающаяся, скорбящая, просящая душа, вопиющая ко Господу, получит через меня, недостойного, Его ответ и вспомоществование, и возблагодарит Его, -- вот, когда я еще далеко, увидел Отец и сжалился, и побежал мне навстречу.
Так ли, брат?
Ангела Хранителя

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 14:30 31.05.2003
Valerius, Вы писали:

> Притча эта основана на игре слов, к сожалению теряемой в русском переводе: «богатство» (маммона) и «истина» (аминь). Оба этих слова – однокоренные, они восходят к арамейскому корню «мн», что значит «сила». Таким образом, Иисус призывает приобретать друзей «силой несильной» или «богатством небогатым» (по-арамейски «маммона ла-маммона»).

А источник этого толкования? а то не все тут эксперты в арамите;)

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 23:00 03.06.2003
Анна, Вы писали:
> А источник этого толкования? а то не все тут эксперты в арамите;)

В данном конкретном случае я ссылаюсь на архимандрита Ианнуария (Ивлиева), хорошо известного по преподавательской деятельности в Петербургской Семинарии и не только, по работе в синодальной комиссии по канонизации святых, и еще лучше известного, как один из немногих православных ученых специалистов (международного уровня, со знанием древних языков и т.д.) по Новому Завету в современной России. Так, на международных конгрессах ученых-библеистов, специалистов по корпусу посланий апостола Павла (согласитесь, далего не самые понятные рядовым прихожанам тексты, особенно в церковно-славянском "звучании", да и в синодальном тоже), Россию представляет только он один.

Впрочем, для уяснения основной идеи этой и других евенгельских притч не обязательно быть большим специалистом в арамите. Нужно быть слишком наивным человеком, чтобы в призыве Иисуса к приобретению друзей "неправедным богатством" (!) не заподозрить некоей ошибки интерпретаторов. Нет ничего более печального, когда Библии приписываются подобные утверждения! Чего стоит, например, этот пресловутый стих "Ложь - конь во спасение," - якобы содержащийся в Библии! (На самом деле здесь, разумеется, также ошибка перевода, и надо читать "Ложен конь для спасения").

То, что и в греческом тексте притчи о "неправедном богатстве" стоит арамейское слово "мамона" - известно даже и не специалистам греческого языка, ибо в некоторых русских переводах Евангелий (например, епископа Кассиана (Безобразова)) даны соответствующие примечания. Ну, а то что "истина" - это на иврите и арамите "аминь", знает любой ребенок, произносящий это слово в конце каждой молитвы (если не бездумно, конечно). То, что эти два слова однокоренные, и общий корень к "богатству" и "правде" это "сила" - также не секрет Отсюда нетрудно заметить, что притча "играет" этими двумя словами: "маммона ла-маммона" (сила несильная, богатство небогатое). А впрочем, не хочу говорить от себя, ибо я историк, а не филолог, и потому вновь ссылаюсь на филолога - архимандрита Ианнуария.

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Димитрий, православный христианин (МП) - 15:22 04.06.2003
Прости брат
"В данном конкретном случае я ссылаюсь на архимандрита Ианнуария (Ивлиева)" -- Прости, какой случай называешь "данным конкретным"? Ссылка на о.Ианнуария по переводу слов "богатство" и "истина", или по толкованию притчи об управителе? Если второе, будь добр, адрес в интернете или данные книги.

"Впрочем, для уяснения основной идеи этой и других Евангельских притч не обязательно быть большим специалистом в арамите. Нужно быть слишком наивным человеком, чтобы в призыве Иисуса к приобретению друзей "неправедным богатством" (!) не заподозрить некоей ошибки интерпретаторов. Нет ничего более печального, когда Библии приписываются подобные утверждения!" -- Согласен с первым предложением процитированного отрывка и с частью второго, до первой запятой -- «Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние явно разумели»(прп.Серафим Саровский). Что касается дальнейших слов, прости, вспомнил слова диакона Кураева:«В Евангелии есть много такого, что мне лично совсем не нравится. Например, в нем говорится "блаженны нищие духом", хотя меня больше утешило бы, если бы там было сказано "блаженны профессора богословия"»(и далее по тексту "Если Бог есть Любовь...") и, взглянув на заглавие сообщения (да простит отец диакон за подобное "соседство"), льюисовского Баламута: «Чтобы избавить мирян от трудностей, он многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений, а мы можем не бояться, что какая-нибудь истина, доселе незаметная ему и его приходу, дойдет до них через Писание».
Спаси Господи

                


Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 22:24 28.05.2003
К сожалению, наш спор уходит в бесконечность, я позволю себе его закончить. Остановлюсь только на одном замечательном фрагменте Вашего сообщения:

> Но раз обычай принят в сегодняшней Церкви, то я буду его соблюдать, ибо единство всех верных в этой Церкви важнее моего знания.

Аминь! Вы сумели выразить то, что никак не удавалось мне. Если судить строго, то среди традиций и обычаев современной Церкви много наносного и неправильного. Но революционные преобразования в Церкви никогла ни к чему хорошему не приводили, вспомним хотя бы реформы патр. Никона. В Ваших восторженных призывах и в Вашей категоричности я увидел именно революционность.

Простите, если чем обидел.

                


о непрестанном причащении
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:36 27.05.2003
> Я хочу только одного, чтобы ВСЕ полноправные члены христианской общины, не стояли бы в стороне, как какие-нибудь отлученные или оглашенные, а с радостью и без пустых колебаний подходили бы к Чаше Бессмертия, к которой их зовет сам воскресший Господь. Все привычные разговоры о том, что я, мол, "сегодня не подготовился, не дочитал какой-то там акафист", - неуместны. Иисус тебя зовет прямо сейчас! Оставь все и иди!

Imho. В одном из наиболее, кажется, известных и авторитетных святоотеческих трудов на эту тему - в "Книге душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин" свв. прп. Никодима Святогорца и свт. Макария Коринфского, также говорится о желательности для христианина причащаться на каждой Литургии, которую он может посетить. Однако при этом делаются многократные и самые строгие оговорки о необходимости сохранения качества подготовки к этому Таинству (разумеется, речь идёт не о формальной подготовке, а о реальной внутренней). Там же есть предупреждение, что при нарушении (уменьшении) строгости в подготовке существует сильнейшая опасность уменьшения трепета и благоговения перед сим Таинством и, в конечном итоге, опасность начать принимать Дары в суд и во осуждение для себя.

Вы же, боюсь, руководствуясь самыми добрыми намерениями, просто не представляете себе, что получится, если вдруг все услышат этот Ваш призыв и последуют ему.

                


Re: Хватит смущать народ
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 19:58 26.05.2003
> Боюсь, что Ваша остроумная попытка "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения - неудачна.

Прошу прощения, Вы прочитали текст по моей ссылке? А ведь это самое элементарное, без этого дальше двигаться низя...

> Так с чего же Вы решили, что в рассматриваемом нами правиле идет о запрете лишь службы "постного характера" в субботу, а не о пище?

Ну, пожалуйста, сходите по ссылочке... Два смысла поста... Совершенного поста в субботу (которая по определению, как и воскресенье, является евхаристическим днем) не бывает, а аскетический - бывает. "Аллилуйа" тут немного не при чем...

> ...настолько анти-евхаристично...

Максимализм - такая штука, с которой надо обращаться осторожно, даже если уверен в своей правоте...
А то, если одной акривией жить, то можно надорваться...

Да и вообще, все не так просто - это ж не арифметика, а духовная жизнь.
Вот, например, к каким временам относится правило об отлучении за трехнедельное неучастие в Евхаристии (без ув. причины)? Правильно... И в те же самые времена во многих обителях иноки добровольно расходились по пустыне на всю четыредесятницу. Они отлучены? Повторяю - добровольно, а это не плен или болезнь... Можно с задорным максимализмом поставить вопрос ребром: разве подвиг уединенной молитвы может быть выше Евхаристии, чтоб себя ее сознательно лишать на такой срок?? Однако, на ребре вопросы стоят неустойчиво :-)

                


Re: Хватит смущать народ
Valerius, Православный МП - 18:17 27.05.2003
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Да и вообще, все не так просто - это ж не арифметика, а духовная жизнь.
> Вот, например, к каким временам относится правило об отлучении за трехнедельное неучастие в Евхаристии (без ув. причины)? Правильно... И в те же самые времена во многих обителях иноки добровольно расходились по пустыне на всю четыредесятницу. Они отлучены? Повторяю - добровольно, а это не плен или болезнь... Можно с задорным максимализмом поставить вопрос ребром: разве подвиг уединенной молитвы может быть выше Евхаристии, чтоб себя ее сознательно лишать на такой срок??

Все это абсолютно справедливо (насчет количества причещений), за исключением одной "детали". Монахи некоего монастыря (Церковь) разошлись на сорок дней по пустыне в пост. Совершенно верно, что правило об их отлучении за трехнедельное неучастие в Евхаристии здесь не действует. То же касается и случая плена или болезни. НО!!! Если все эти монахи (т.е. вся Церковь!), спустя сорок, пятьдесят или сколь угодно дней собрались все вместе на Евхаристию, а с ними и все живые и усопшие, и ангелы, и сам Господь, а кто-то из этих монахов на собрании вдруг просто остается стоять в стороне (как большинство современных прихожан!), а к Чаше не подходит, то значит он вне Церкви! Ибо вся Церковь собралась на Трапезу, а он остался вместе с посторонними, язычниками, кающимися, оглашенными и т.д. вне ее!

В этом-то все и дело. Вся Церковь может собираться на Трапезу либо каждое воскресенье, либо чеще, либо реже. Это действительно, как Вы правильно заметили, не так важно. Но если она собралась, а мы лишь "стояли рядом", не вкушая вместе со всеми Тело Христово, значит, мы сами себя, даже безо всяких правил, отлучили от Церкви! Стоит лишь горько пожалеть, что мы по-прежнему, как и в синодальные времена, понимаем Церковь лишь абстрактно-институционально (что само по себе чудовищно), а не как реальное Евхаристическое собрание всех верных со Христом. В нынешнем понимании, увы, причащение - лишь индивидуальный акт верующего, а не дело всей Церкви. А потом удивляемся, мол, где же наша духовность? А ее вне Христа, с Которым мы встречаемся на Трапезе, не бывает!

                


Это как посмотреть
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:21 29.05.2003
> Но если она собралась, а мы лишь "стояли рядом", не вкушая вместе со всеми Тело Христово, значит, мы сами себя, даже безо всяких правил, отлучили от Церкви!

Это как посмотреть... Почему, говоря о божественном таинстве, которое, как и Сам Бог, можно сказать, _выше_ пространства и времени, Вы так упираете на простые критерии совпадения во времени и пространстве ("собралась", "стояли")? Т.е. понятно, о чем Вы говорите, но можно и несколько пошире взглянуть...

                


Re: Евхаристическая чехорда?
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 18:30 27.05.2003
Valerius, Вы писали:
> В этом-то все и дело. Вся Церковь может собираться на Трапезу либо каждое воскресенье, либо чеще, либо реже. Это действительно, как Вы правильно заметили, не так важно. Но если она собралась, а мы лишь "стояли рядом", не вкушая вместе со всеми Тело Христово, значит, мы сами себя, даже безо всяких правил, отлучили от Церкви!

А что произойдет по Вашему, когда мы в следущее воскресение подойдем к Чаше? Мы причастимся в осуждение, или, просто, "автоматом" воссоединимся с Церквью, без покаяния, разрешительной молитвы священника и т.д.?

Интерсесно тогда получается, скажем, у Александра Иванова, которого духовник благословил причащаться раз в 2 недели... в общем, см. сабдж. :)

                


Re: Евхаристическая чехорда?
Valerius, Православный МП - 04:18 31.05.2003
Братец Дыкъ, Вы писали:
> А что произойдет по Вашему, когда мы в следущее воскресение подойдем к Чаше? Мы причастимся в осуждение, или, просто, "автоматом" воссоединимся с Церквью, без покаяния, разрешительной молитвы священника и т.д.?
>
> Интерсесно тогда получается, скажем, у Александра Иванова, которого духовник благословил причащаться раз в 2 недели... в общем, см. сабдж. :)

Сейчас, увы, почти невозможно сказать что либо определенное об этом вопросе. Когда человек не участвует в Евхаристии, то ему даже священник сейчас порой не говорит, что на Трапезу собирается со Христом ВСЯ Церковь, и что члену Церкви попросту невозможно при этом стоять в стороне, в притворе. Почти повсеместная практика такова, что в Евхаристии регулярно вместе с Господом, Богородицей, ангелами и усопшими участвуют лишь «батюшки» в алтаре, и только лишь часть прихожан. Даже певчие, которые своими собственными устами поют, что они «как херувимы» Тайну образуют, даже они умудряется не причащаться вопреки тому, что сами же поют! И такие неосознанные отпадения от Тела Христова и вновь воссоединения происходят столь бесчисленное количество раз, что о самой сути именно евхаристического единства Церкви (а другого единства быть не может!) говорится нечасто. А если и говорится, то практикой почти не подтверждается . Получается следующая картина. Бог ради нас стал человеком, но мы из-за Его божественности и нашего, дескать, человеческого «недостоинства» упорно отказываемся от регулярных с Ним встреч в Евхаристии!

                


Ссылка для Валериуса:
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 18:28 26.05.2003
> В Православной Церкви и в великопостные субботы и воскресенья служба остается "скоромной". Пост же телесный продолжаем соблюдать.

По этому поводу, Валериус, рекомендую главку "Два значения Поста" из 3 главы известнейшей книжки о. Шмемана "Великий Пост" (не читали?): <a href="http://www.krotov.org/libr_min/sh/schmeman/schmem18.html">см. тут</a>

                


Re: Ссылка для Валериуса:
Valerius, Православный МП - 17:33 27.05.2003
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > В Православной Церкви и в великопостные субботы и воскресенья служба остается "скоромной". Пост же телесный продолжаем соблюдать.
>
> По этому поводу, Валериус, рекомендую главку "Два значения Поста" из 3 главы известнейшей книжки о. Шмемана "Великий Пост" (не читали?): <a href="http://www.krotov.org/libr_min/sh/schmeman/schmem18.html">см. тут</a>

Спасибо за ссылку, но здесь ошибочка вышла. Вы цитируете вовсе не меня, а слова моего оппонента.

Как бы там ни было, но Шмемана я с удовольствием прочел, тем болле что и сам я высказывался в том же духе, различая "совершенный" пост, как полный отказ от пищи, и т.н. "аскетический" пост, в смысле отказ от пищи скоромной.

Нужно лишь оговориться, что Шмеман, строго говоря, "дополняет" или "разъясняет" наш нынешний Типикон, который понимает пост буквально, именно в смысле отказа от пищи, когда говорит о "посте" в понедельники, среды и пятницы Четыредесятницы. Наше же (в том числе и Шмемана) второе понимание поста здесь не учитывается.

Именно на этом и строилось мое прежнее сообщение. Ведь множество идет разговоров о "посте" перед Евхаристией, без всякого понимания о том, какой именно пост имеется в виду. Если речь идет о трех днях "полного" поста, то это просто безумие. Если о посте "аскетическом" (выражение Шмемана), то тогда все наши попытки четко, дисциплинарно-административно определить сей пост тем более неуместны. Предположим, Вы отказываетесь от мясо-молочной пищи и переходите на рыбу. Мало того, что это никак не подкрепляется Типиконом, как я уже выше сказал, так в наши дни это еще и неожиданным образом вступает в противоречие с самим принципом аскетизма, поскольку рыба - зачастую более дорогая и изысканная пища, чем молоко или мясо. И эти наивные ухищрения мы всерьез называем "постом" !?

Вот к чему приводят попытки применить критерии "совершенного" поста, в котором все ясно, к посту "аскетическому". Делать этого не нужно, но ведь повсеместно делается! "Ты постился три дня перед Евхаристией? Нет? Ну так ступай вон!"

                


Re: Ссылка для Валериуса:
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 16:43 29.05.2003
> множество идет разговоров о "посте" перед Евхаристией, без всякого понимания о том, какой именно пост имеется в виду.

Почему "без понимания"? Т.е. всякое бывает, но когда разговор идет не на "бабулькином" уровне, то боль-мень все ясно. Под словосочетанием "евхаристический пост" имеется ввиду именно совершенный кратковременный пост перед причастием. В большинстве случаев он понимается просто как "встал ото сна - до причастия ничего не ешь, не пей", но иногда можно встретить уточнения (нужные для, например, ночных литургий на Рождество и Пасху), что если "ото сна" неактуально, то пост минимум шестичасовой.

> Если о посте "аскетическом" (выражение Шмемана), то тогда все наши попытки четко, дисциплинарно-административно определить сей пост тем более неуместны.

Да я, вообще-то, совсем не сторонник дисциплинарно-административных определений... Но почему так уж "неуместны" - в упор не понимаю. Есть определенные традиции, достаточно устойчивые. Понятно, что небесспорные... Но как уже правильно сказал Александр - с Ваших же слов - требующие уважения, а если и обсуждения, то более спокойного и нереволюционного по тону...

А определить аскетический пост в общем-то совсем и нетрудно - он определяется просто по аналогии с соотв. традициями сред-пятниц и многодневных постов (кроме Великого, там особстатья).

> Предположим, Вы отказываетесь от мясо-молочной пищи и переходите на рыбу. Мало того, что это никак не подкрепляется Типиконом

"Никак" - это немного опрометчиво... Конкретно про подготовку к причастию, конечно, типиконовских указаний нет, но аналогии очевидны. Тем более, что ниже Вы говорите уже о посте вообще:

> в наши дни это еще и неожиданным образом вступает в противоречие с самим принципом аскетизма, поскольку рыба - зачастую более дорогая и изысканная пища, чем молоко или мясо.

Ну это уж совсем наив какой-то. При чем тут рыба, если и самый что ни на есть фрукт-овощ можно найти такой, что стоит подороже целой коровы... Неужто это есть довод против поста вообще? :)

> Вот к чему приводят попытки применить критерии "совершенного" поста, в котором все ясно, к посту "аскетическому".

Пардон, а кто этот человек, что пытается?.. И как ему это удается? Ведь критерий совершенного поста проще простого - ни-че-го. А как это применить к аскетическому?.. "Ничего не понимаю" (с)

> "Ты постился три дня перед Евхаристией? Нет? Ну так ступай вон!"

Сие есть безобразие, никто не спорит. Но честно говоря такая ситуация - это "дым", а не "огонь": когда в храме полно захожан, а не прихожан, то по недостатку времени и сил священнику часто остается только вот так грубо формализировать... Корень проблемы тут не в традиции сколько-то поститься перед причастием, а в элементарном _личном незнании_ священником тех, кто подходит к Чаше. А что и как за пару секунд о человеке выяснишь?.. Это совсем другой разговор...

                


А почему тэг <a> не сработал?.. (-)
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 18:30 26.05.2003

                


Re: А почему тэг <a> не сработал?.. (-)
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 18:43 26.05.2003
Да не надо его. Прямо адрес пиши вроде http://pravbeseda.org
с урлами скрипт сам разберется - опознает что это ссылка.
Кто движок делал - точно не знаю, но наверно, для удобства и пущей безопасности это предусмотрел.

                


Re: Первая исповедь
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:13 21.05.2003
Фленушка, Вы писали:
> Свидетельствовало ли плохое самочувствие о том, что я еще слишком греховна, чтобы принять причастие, или это простое совпадение?

Если Вы искренне исповедовались, и священник разрешил причащаться, то нет никаких оснований искать духовного смысла в плохом самочувствии. Это нередкое явление среди новоначальных, поначалу тяжеловато бывает стоять на службе.

> И еще: хотя я искренне покаялась, легче на душе не стало. Это всегда так после первой исповеди? Поделитесь опытом. пожалуйста!

Опыт у всех разный. Главное, чтобы исповедь была искренней, чтобы грехи не просто перечислялись, а происходило отречение от них. В конце исповеди Вы целуете Евангелие и Крест - это как церковная присяга, Вы клянетесь приложить все силы, чтобы не грешить более. А облегчения не ищите, оно придет в свое время, ведь смысл исповеди не в этом.

Почитайте эту книжку:
http://pravbeseda.org/library/books/nekt01.html