Re: Чему их только учат в современных [духовных] школах? (с) Льюис
Valerius, Православный МП - 19:54 27.05.2003
|
Александр Иванов, Вы писали:
> Извините, что так совпало. Комсомольцем не был, собрания не посещал.
Возрадуйтесь! Не только Вы единственный, но даже и я "не осквернился" комсомольским билетом (Шутка!).
>
> Честно прочитал несколько раз, но ход Вашей мысли так и не понял Вы хотите сказать, что постные элементы богослужения бывают без поста телесного и наоборот? И считаете это доказательством против "попытки "развести" в разные стороны телесный пост и характер субботнего богослужения"? Странная у Вас логика.
Чего тут странного? Земной поклон на утрени, на "Достойно есть" в конце канона, положен даже и в субботу, когда поста нет, а вседневное богослужение постных среды и пятницы с "Бог Господь" ничем, собственно, "постным" не отличается. Разве не Вы сами попытались касательно правила о субботе как-то увязать особенности богослужения с постом телесным? Вот я и хочу показать, что эта увязка не всегда "работает".
> Честно говоря, несколько лет назад, встретив в одной книжке упоминание о запрете субботнего поста, я просил об этом своего духовника, преподавателя Калужской духовной семинарии (он окончил МДА). Его ответ я Вам и пересказал.
Тут есть проблема. Сперва собор установил некое правило. Спустя несколько веков, был к нему создан церковным правоведом тот или иной комментарий. А еще спустя несколько веков, выясняется, что комментарий составлен неверно. Да и само правило уже давно не применяется. Не потому, что оно "плохое", а потому, что, например, уже нет того рода общественных бань, куда христианам не положено ходить вместе с иудеями, и т.д. Впрочем, не будем отвлекаться.
>
> > И Ваша ирония о мясе в великий пост тут вовсе ни причем. Ибо наш монашеский Типикон вообще "не знает" мяса круглый год.
>
> Ну, переиначим: Вы пьете молоко в великопостные субботы? Если нет, то почему?
Как Вы легко догадываетесь, молоко в великопостные субботы я не пью. Но вот вопрос, почему? Потому что есть запрет в Уставе? Его там нет! Да и сам Иисус говорил, что не то оскверняет человека, что в него входит, а то, что исходит. Тогда действительно почему? Ответ прост. Я следую апостолу Павлу, "апостолу свободы", и тому, что он писал Коринфянам. Дело в том, что единство Церкви важнее моей личной свободы. Я знаю, что питье или не питье молока никак само по себе не делает человека лучше или хуже. Я свободен сам решать, что мне пить, а что не пить, лишь бы ничто "не обладало мною". Но раз обычай принят в сегодняшней Церкви, то я буду его соблюдать, ибо единство всех верных в этой Церкви важнее моего знания.
> Я всего лишь хотел сказать, что и в синодальный период Церковь существовала, и вера была, и люди спасались, и святые были. Конечно, не благодаря, а вопреки безобразиям синодального периода. Но были же. А Вы отлучать собрались направо и налево....
Нет, не собираюсь. Я хочу только одного, чтобы ВСЕ полноправные члены христианской общины, не стояли бы в стороне, как какие-нибудь отлученные или оглашенные, а с радостью и без пустых колебаний подходили бы к Чаше Бессмертия, к которой их зовет сам воскресший Господь. Все привычные разговоры о том, что я, мол, "сегодня не подготовился, не дочитал какой-то там акафист", - неуместны. Иисус тебя зовет прямо сейчас! Оставь все и иди!
> > Церкви попросту нет вне Евхаристии! И пребывание в Церкви вне Евзаристии вообще не возможно. Это продолжение Тайной Вечери.
>
> Абсолютно с Вами согласен. И тем не менее, сколько преп. Мария Египетская провела в пустыне без участия в богослужении и без Евхаристии? Она в это время была вне Церкви? А многолетнии епитимии? Несущие их после покаяния тоже вне Церкви пребывают?
Мария Египетская была ОДНА в пустыне. Но если бы отшельник пришел в город на собрание Церкви, а на Трапезу со Христом, как известно, собирается не только местная община, но и ВСЯ Кафолическая Церковь, живые и усопшие, то его "стояние в притворе", в стороне от Чаши, означало бы то, что он вне Церкви! В этом простая, но глубокая разница. Если ты временно, пусть даже и несколько лет один, в пустыне или в плену, то тут уж ничего не поделаешь. Господь тебя не оставит. Но если ты со ВСЕЙ Церковью на ее Трапезе, но не вкушаешь с нею Пищу Жизни, то тогда ты отлучен, хотя в наши дни это почти никому не приходит в голову! К нашей общей беде, ма понимаем Церковь лишь абстрактно, а не конкретно. Вы спросите, что значит "конкретно"? Отвечаю. Вся Церковь действительно собирается вокруг единой Чаши на Трапезу со Христом. И Вы к этому Евхаристическому собранию либо принадлежите, либо нет. Третьего не дано.
> > Или Вы хотите, чтобы христиане лишь несколько раз в год подходили к Чаше, а все остальные разы как Иуда Искариот выходили бы вон?
>
> Я Вас разочарую. Это тоже Ваши домыслы, я вовсе этого не хочу. Но подходить к Чаше нужно подготовившись (я имею ввиду не вычитку правила, а духовную подготовку). Кто-то может сохранять нужное духовное состояние и причащаться за каждой литургией. А кто-то - нет, и причащается реже с более серьезной и напряженной подготовкой перед причащением. Такова сложившаяся церковная практика.
Давайте и я Вас в ответ разочарую. Душевное состояние, мысли, чувства, колебания и т.д. - все это конечно очень интересно, но к тому, чтобы в ответ протянуть руку Христу, это не относится. Христос дает всем нам в Евхаристии Самого Себя как "лекарство" бессмертия и будущего воскресения наших тел. И Вы добровольно либо принимаете от Него Дар воскресения и обожения, либо нет. А сомнения, эмоции, восторги, акафисты, тропари, кондаки или же их отсутствие... НИЧТО не может нас отлучить от Христа кроме нас самих!
|
|