Беседы о Православии

Уныние (+)
OIM, Православное - 12:46 02.06.2003

По поводу того, что уже говорили. Нашел интересные материалы св. прав. Иоанна Кронштадтского по этому вопросу. (Далее курсивом - мои комментарии).

"И святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами грешными? О, нас враг уязвляет часто сердечным озлоблением, уничижением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние. Есть и еще средство избавиться от вражья уныния - пространный путь мира: только предайся удовольствиям света, и оставит тебя уныние, по крайней мере на время удовольствий; а потом повлечет тебя к этим удовольствиям и они сделаются для тебя потребностью, ты будешь находить в них и только в них одних отраду и веселье; но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы таким средством избавиться от диавольского уныния. Лучше идти тесным путем, терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради над спасением своим, нежели сойти на пространный и гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий дающий человеку радость, счастье и полноту бытия, но к величайшему сожалению гибельный путь."

"Настоящая жизнь есть изгнанничество: изгна его, сказано, Господь Бог из рая сладости [Быт. 3, 23], и мы все должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему отечеству. Владыко, вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя [троп., поемые на "Непорочн." в суб.]. Настоящая жизнь есть тесный путь, путь скорбей, лишений, болезней. Чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути, чем шире - тем несомненнее, что мы близки к погибели. Настоящая жизнь к величайшему сожалению есть ежедневная, жестокая, горчайшая война со врагами нашего спасения, особенно с невидимыми духами злобы поднебесными, не оставляющими нас ни на один день в покое, но непрестанно над нами коварствующими и возжигающими в нас разные страсти и жалами их наичувствительным образом нас уязвляющими. Потому помни, что против нас ведется непрерывная война; что не время покоиться, веселиться и развлекаться в этой жизни, данной для приготовления к будущей в которой, к сожалению, не будет многих тех радостей, которые есть здесь, ни тогда, когда мы искушаемся бедствиями, ни даже тогда, когда нам кажется, что мы совершенно покойны и счастливы, когда, например, предаемся удовольствиям в театре, на вечерах, когда рисуемся в нарядных одеждах и уборах, когда предаемся наслаждениючрева, кружимся в веселых танцах, разъезжаем в великолепных экипажах и проч. Среди всех твоих житейских удовольствий над тобою тяготеет к величайшему сожалению величайшее несчастье, человек: ты грешник, ты враг Божий, ты в большой опасности потерять вечную жизнь, особенно если живешь нерадиво, не творишь дел, достойных покаяния. Над тобою тяготеет гнев Бога твоего, особенно если ты не умилостивляешь оскорбленного тобою Бога твоею молитвою, покаянием, исправлением. Итак не до удовольствия тебе, но скорее до слез; удовольствия должны быть редки, и то по преимуществу такие удовольствия, которые тебе представляет вера в духовных празднествах."

Основные выводы.

1. Человеком часто овладевает горькое состояние уныния.
2. Есть способ избавиться от него (и абсолютно реальный, действенный, что признает св. отец) - светские удовольсвия и другие радости жизни.
3. Пользоваться этим способом нельзя. Т.е. средство есть, а воспользоваться нельзя. Т.е. умирать от голода, видя изобилие пищи.
4. Жизнь есть "горчайшая борьба". Хотя в принципе может быть и радостной, но:
5. В этом случае человек становится врагом Бога.

С уважением.

                


Re: Уныние (+)
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 17:49 19.06.2003
OIM, Вы писали:
>
светские удовольсвия и другие радости жизни.

Был случай: два очень разных человека независимо друг от друга выдали одинаковцю сентенцию - "Вот дескать, ломишся, ломишся, а в итоге -одно, все равно станешь куском гнилого червивого мяса"
Обединяло этих людей два пункта - успех в жизни и задубелый атеизм.
Что поразило - не землей, не прахом - а гнилым мясом.
Малая крупица Веры от такой безнадеги спасла бы.
Светские удовольствия - не спасли
Колдуны и экстрасенсы - то же.
Психотерапевтов тогда у нас еще не завелось
Наркоту всерьез не рассматривали.
Так и живут.

                


Re: Уныние (+)
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 11:20 11.06.2003
"Потому помни, что против нас ведется непрерывная война; что не время покоиться, веселиться и развлекаться в этой жизни, данной для приготовления к будущей", в которой, к сожалению, не будет многих тех радостей, которые есть здесь...

Если говорить не о греховных радостях (которые, видимо, есть извращенные истинные радости), то вот отрывок из творений свт. Игнатия Брянчанинова (Аскетические опыты, «О последовании Господу нашему Иисусу Христу»):
«Прославим и возблагодарим Бога за обильные блага, которыми преисполнен, в удовлетворение потребностей наших, временный приют наш - земля. Чистотою ума проникнем в значение этих благ: они - слабые образы благ вечных. Вечные блага изображаются ими так слабо и недостаточно, как изображаются тению предметы, от которых она падает».

                


Re: Уныние (+)
OIM, Православное - 11:08 17.06.2003
Сергий СДМ, Вы писали:

> Если говорить не о греховных радостях (которые, видимо, есть извращенные истинные радости), то вот отрывок из творений свт. Игнатия Брянчанинова (Аскетические опыты, «О последовании Господу нашему Иисусу Христу»):
> «Прославим и возблагодарим Бога за обильные блага, которыми преисполнен, в удовлетворение потребностей наших, временный приют наш - земля. Чистотою ума проникнем в значение этих благ: они - слабые образы благ вечных. Вечные блага изображаются ими так слабо и недостаточно, как изображаются тению предметы, от которых она падает».

Это понятно. Но приведу более чем конкретный пример. Сам Бог сказал, что в Будущей жизни не будут жениться и посягать. Другими словами, будет уничтожена радость супружества, она сменится горьким одиночеством. Бог создал мужа и жену, вложил в их естество радость взаимного влечения, взаимного расположения друг к другу, благословил брак. Благословил для того, чтобы впоследствии уничтожить. Т.е. показать что-то хорошее, а потом убрать. Кстати, созерцания счастья молодой семьи для меня одно из самых радостных (недавно был в гостях в такой семье).

С уважением.

                


О браке:) и жизни будущего века
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 10:44 19.06.2003
OIM, Вы пишите:
"Сам Бог сказал, что в Будущей жизни не будут жениться и посягать. Другими словами, будет уничтожена радость супружества, она сменится горьким одиночеством. Бог создал мужа и жену, вложил в их естество радость взаимного влечения, взаимного расположения друг к другу, благословил брак. Благословил для того, чтобы впоследствии уничтожить. Т.е. показать что-то хорошее, а потом убрать".

А.И.Осипов (беседа о Таинствах церковных): "Вот тут-то и начинается подвиг терпения, да еще какой подвиг терпения, вот здесь начинается, если хотите, настоящее христианство, одно дело - говорить там и любить весь мир, а другое дело - полюбить рядом вот с тобой, у которого, знаете, характер, попробуй, справься, как сказал недавно мой племянничек: "Только женившись, я узнал, что такое счастье. Но было уже поздно". Вот мудрец-то, правда?"
OIM, насчет того, что в будущем веке не женятся, меня это тоже смущало не так давно, но здесь вспоминается удивительный стих (1 Кор. 2:9): "Но как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". (Кстати, дорогие собеседники, подскажите, откуда апостол цитирует?)
Из современных святых мне, например, очень нравится прп. Силуан Афонский:
"Я лежу телом на земле, но рвется дух мой видеть Господа во славе. Хотя и много я грешен, но Господь дал мне познать Его Духом Святым, и душа моя знает Его, знает, как безмерно Он милостив и какой Он радостный. <...> Душа, познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда Ангелы поведут ее ко Господу, потому что, живя в мире, она повинна грехам. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого Лица, и Господь не помянет ей грехов по множеству кротости и любви Своей. От первого взгляда на Господа вселится в душу любовь Господня, и она от любви Божией и сладости Духа Святого вся изменится. <...> О Господи, как возлюбил Ты создание Свое. Твой тихий, кроткий взор душа забыть не может".

                


Получается куда ни кинь - везде клин ;))
Олеговна, православная, РПЦ - 15:36 18.06.2003
Когда-то давно в "Комсомолке" был ответ-реакция Лены Никитиной (может кто помнит известную семью Никитиных и их особо воспитуемых пятерых детей) - на письмо молодой мамаши, которая написала, что с одним-то ребенком еле справляется, где уж тут рожать и воспитывать сразу нескольких. Лена написала ей кратко: "Не надо бояться жизни!"

Дорогой OIM, такое впечатление, что вы только размышляете о жизни, а жить полноценно - боитесь. Не так? А сейчас выясняется, что вы опасаетесь и Вечной жизни

Есть совет, где-то прочла: "В минуту нерешительности сделай первый шаг, хотя бы и неверный" ;))

можно сделать и сразу верный, советов вам было много здесь

Главное - не буксовать :)

Благого вам устроения вашей судьбы - с помощью Господа!

                


Золотые слова ! (+)
OIM, Православное - 16:01 18.06.2003
Олеговна, Вы писали:

> Дорогой OIM, такое впечатление, что вы только размышляете о жизни, а жить полноценно - боитесь. Не так?
100% попадание. Жить полноценно мне не дает СТРАХ, то, что в аскетике называется "страхом раба". Страх был выработан в результате чтения большого количества аскетической литературы, в частности, книги св. Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться".

> А сейчас выясняется, что вы опасаетесь и Вечной жизни
Опасаюсь вечных мук. А жить вечно, по большому счету, просто не хочу. Но выбора нет...

> Благого вам устроения вашей судьбы - с помощью Господа!
Спасибо !

С уважением.

                


Re: Золотые слова ! (+)
Татьяна А., Православие - 14:19 20.06.2003
Уныние и печально были моими постоянными спутниками и сейчас очень часто посещают. И только благодаря вере в Бога и чтению той самой аскетической литературы мне удается избавиться от моих "спутников". Много ответов дается там на наши вопросы. Без этих книг вера в Бога мне тоже представлялась чем-то очень мрачным: то нельзя, это нельзя. Но спустилась благодать Божия и я все увидила иными глазами. И все же к любой литературе нужно относиться осторожно, даже если это книги Божиих мыслителей. Нужно не "бросаться" в омут высказываний и предложений, а фильтровать, начиная с более легкой православной литературы, А затем постепенно благодать поведет нас к тем книгам, которые нам нужны в данный момент.
А на счет вечно жизни.. человеческому разуму не подвласно такое понятие. Ему страшна как и вечная жизнь, так и вечная смерть. И я не думаю, что у нас есть право разбрасываться таким Божим даром и говорить хочу или не хочу. Я думаю, что вечной смерти Вы так же не хотите.

                


Re: Золотые слова ! (+)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 17:43 18.06.2003
> Страх был выработан в результате чтения большого количества аскетической литературы,

Осмелюсь добавить, безразборного чтения. Знакомиться с аскетической литературой необходимо последовательно и в правильном порядке. Тут просто необходим совет опытного священника. Кроме того, как писал свт. Игнатий, опасно чтение советов, предназначенных людям не твоего образа жизни.

> в частности, книги св. Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться".

Не Вы первый и, боюсь, не Вы последний погорели на этой книжке. Мой духовник мне отсоветовал ее читать. Если ничего не путаю, именно эта книга составлена из семинарских лекций молодого иером. Феофана, еще до его затвора, до приобретения им духовного опыта.

Попробуйте начать с чистого листа, найти опытного священника, и вместе с ним определить верный круг духовного чтения. Да и личная беседа с духовным человеком может легко разогнать уныние. И, умоляю, не считайте Православием ту мрачную картину, которую Вы себе рисуете. Православие не может повергать в уныние. Вы пока не знаете Православия. Помоги Вам Бог.

                


Книжка
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 17:47 18.06.2003
Очень советую почитать "Размышление смиренного сердца"
http://pravbeseda.org/library/books/smiren.html

                


Встаньте и идите
Олеговна, православная, РПЦ - 16:51 18.06.2003
> 100% попадание. Жить полноценно мне не дает СТРАХ, то, что в аскетике называется "страхом раба". Страх был выработан в результате чтения большого количества аскетической литературы, в частности, книги св. Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться".
>
Учат нас отцы, например, Игнатий Брянчанинов, что и как читать, а про настоящую аскезу и умную молитву лучше нам не надо, все отцы предостерегают. Точно в уныние впадете, понятно теперь. Вы возьмите Феофана Затворника, вот уж кто снисходителен к мирянам. Все его труды пропитаны любовью и снисхождением, чтение утешает и вдохновляет просто. Почитайте "Письма валаамского старца", "Наследники духа оптинского" (о.Никон Воробьев и о.Иоанн Алексеев) - все есть в б-ке форума.

Вы бы обозначили свой эл.адрес, наверняка завели бы друзей из форумцев.

> > А сейчас выясняется, что вы опасаетесь и Вечной жизни
> Опасаюсь вечных мук. А жить вечно, по большому счету, просто не хочу. Но выбора нет...
>
Тяжелый случай :))
Но ведь выбора действительно нет! Хотим или не хотим, судьба наша посмертная будет решаться обязательно, а вариантов всего-то..
Можно стремитья к спасению только из-за страха вечных мук, а кто-то стремится быть с Богом вечно из любви. Как Вам такое?

Уже то хорошо, что небыстро, но двигаетесь. У всех разные темпы, не смущайтесь. Господь и намерение целует, и Он вас точно не оставит.

                


Снисходительность (+)
OIM, Православное - 17:41 18.06.2003
Олеговна, Вы писали:

> >
> Учат нас отцы, например, Игнатий Брянчанинов, что и как читать, а про настоящую аскезу и умную молитву лучше нам не надо, все отцы предостерегают. Точно в уныние впадете, понятно теперь. Вы возьмите Феофана Затворника, вот уж кто снисходителен к мирянам. Все его труды пропитаны любовью и снисхождением, чтение утешает и вдохновляет просто.
Феофан Затворник - снисходителен? Да его книга "Что есть духовная жизнь..." - одна из самых тяжелых и мрачных (для меня по крайней мере). И это и есть книга о настоящей аскезе и умной молитве (кстати, а вы читали ее?). Гораздо более снисходительны св. Игнатий Брянчанинов и св. прав. Иоанн Кронштадтский.

>Почитайте "Письма валаамского старца", "Наследники духа оптинского" (о.Никон Воробьев и о.Иоанн Алексеев) - все есть в б-ке форума.
Вот это читал. Очень понравилось.

С уважением.

                


Re: Снисходительность (+)
Олеговна, православная, РПЦ - 23:18 22.06.2003
Имела в виду "О молитве", "Монастырь в миру", "Против лжеучителей", некоторые подборки писем. У меня есть третья часть "Краткого очерка аскетики", - "Путь к спасению", мирянину ее читать вполне можно, может быть не в самом начале воцерковления, трудно тут советовать. Написано замечательно. В начале там - о благодати (очень много). Подробно о говении, подготовке к исповеди, причащении (Раздел 4). Есть в конце раздел "Начатки восхождения к живому Богообщению", вполне мирянам можно понять, не впадая в уныние, думаю. Как свет маяка, чтобы знать, куда двигаться. Направление должно же быть одно у всех. Знать о ступенях в духовной жизни – нужно.

"Что есть духовная жизнь" не читала, но не потому что "определилась не читать" - книга не попадала в руки; и, как теперь понимаю, это хорошо вышло. А возможно и не смогла бы осилить.

Чтение о подвигах аскетов указывает нам наше место, чтобы не пребывали в самоуспокоении. Наш мирянский пост ни в какое сравнение не идет с постом праведников, а наше участие в молитвах в храме пару-тройку часов несравнимо с монашескими бдениями. Но это «профилактика самоуспокоения» не должна же приводить к отчаянию, ведь жизнь в миру – не грех сама по себе, грех жить в забвении Бога, а помешать памятованию о Нем не могут никакие обстоятельства. А они (обстоятельства жизни каждого) Богу видны.
Недавно в телепередаче «Свете тихий» зачитали письмо – мол.человек спрашивал об умной молитве, просил рассказать, как ей научиться. Батюшка ответил: попробуйте для начала выполнять полные утреннее и вечернее правила - все молитвы без пропусков…

> >Почитайте "Письма валаамского старца", "Наследники духа оптинского" (о.Никон Воробьев и о.Иоанн Алексеев) - все есть в б-ке форума.
>Вот это читал. Очень понравилось.
Приятно было узнать, что в отношении этих книг наши мнения совпали ;))
Точно название (я сначала дала неправильное):
"Носители духа Святителя Игнатия. Мысли о духовной жизни в современном мире из писем игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева)".

Ваня, ну, а по прочтении этих книг оптимизма не прибавилось? Ведь из них пошагово говорится, что нам надо делать, с чего начинать и к чему стремиться. И все отцы как один призывают не рваться со старта, идти постепенно, ведь не побежишь вверх по приставной лестнице бегом: свалишься со всеми вытекающими.

                


Re: Уныние (+)
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 15:56 17.06.2003
OIM, Вы писали:
> Это понятно. Но приведу более чем конкретный пример. Сам Бог сказал, что в Будущей жизни не будут жениться и посягать. Другими словами, будет уничтожена радость супружества, она сменится горьким одиночеством.

OIM, ты сам-то уже женат? Или про радость супружества это у тебя чисто теоретические построения? :)

                


Re: Уныние (+)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 00:56 08.06.2003
А у меня, брат, такие выводы.

1. Уныние - противоположность благодати Божией. Уныние - действие бесов, или - это вражье обстояние, или погружение во вражье обстояние.
2. Благодаря благодати мне радостно и хорошо.
3. Благодать легко потерять. Например, выпустив "пар" воодушевления и преподнятого настроения на праздность, смех, шутливость, спор, объядение, любопытство, пустую многоречивость и пр., - эдакое ощущение пустоты после "праздника".
4. Благодать можно умножить, сохранить или продлить на какое-то время, например, - молчать. По словам - "молчание - золото". Еще можно добавить чтение молитв в этом состоянии, и особенно псалмов. Невероятный эффект - смотри, не захлебнись.
5. я все равно потеряю благодать, - Господь отнимает ее на время, чтобы я не забывал разницу между Его рукой и рукой врага, - это когда, например, в житейской суете забываю о Боге, или вообще после согрешения, когда начинает обличать совесть.
6. ОН вернет благодать, если упасть лицом ниц, и каясь, молить Его о пощаде.
7. Мир сей живет благодаря Его благодати. Без благодати все, в том числе атеисты, друг друга поубивали бы, а последний человек повесился бы.
8. Уныние - путь Иуды.
9. Благодать - духовный воздух.
10. Благодать - награда за кротость, смирение и слезы покояния.
11. Только по благодати соединенной с духом можно просить для себя смерти через распятие вниз головой.
12. Благодатью можно и укреплять дух, и потешать плоть, но результаты будут разные.
13. Уныние всегда, когда отнимается благодать.

С любовью.

                


Все дело в гармонии…
Олеговна, православная, РПЦ - 17:11 02.06.2003
В книге Николая Евграфовича есть табличка, где перечислены двенадцать признаков различия «внешнего» и «внутреннего» человека.
В седьмом пункте описано обычное состояние души того и другого.
У «внешнего»:
Душа в томлении, беспокойстве, в неудовлетворенности жизнью и окружающей обстановкой. Часто унывает, бывает печальна или раздражена.
У «внутреннего»:
Дух светел, радостен, безмятежен, покоен, мирен, всем доволен, во всем видит благой промысел божий, за все благодарит Бога: «Слава богу за все!»

< http://pagez.ru/olib/index.php?id=2569 >
Н.Е.Пестов. Обновление человеческой души (Преображение "внешнего" и "душевного" человека во "внутреннего" и "духовного")

Вот нам повод задуматься:
Что же такое - «внутренний человек»?
И каким образом он достигает такого состояния души?
И, стало быть, если я часто унываю – я – «внешний»? Как это?


А вот еще из «Записей» о. Александра Ельчанинова:
«Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства, — обычное наше чувство, — как не заглушенный голос совести, говорящий в нас, помимо нашего сознания и, часто, помимо нашей воли, о неправде нашей жизни. И, пока мы живем наперекор данном у нам светлому закону, — этот голос не умолкнет, т.к. это голос самого Бога в нашей душе. Обратное же, то редкое чувство полной удовлетворенности, полноты и радости, — есть радость соединения божественного начала нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира.»

                


Re: Уныние
anna_z, православная - 17:42 11.06.2003
Нельзя не согласиться со всем, что написано выше... Но возникает следующий вопрос: уныние не является ли болезнью (болезнью души)? Причём очень распространённой в наше время, как и различные фобии и т.п. Не следует ли эту болезнь лечить у специалиста? Можно, конечно, сказать, что уныние - следствие нераскаянных грехов и отпадения от Бога, но ведь любая болезнь - следствие греха, а лечить её всё-таки нужно, и не только в Церкви, но и у врача. Если я не права, и уныние - явление чисто духовное (скажем, некий этап в духовной жизни христианина), как отличить его от депрессии, требующей лечения? Или между этими понятиями можно поставить знак равенства?

                


Как не простудиться на морозе?
Олеговна, православная, РПЦ - 20:44 11.06.2003
anna_z, Вы писали:
> уныние не является ли болезнью (болезнью души)?
Андрей Л. уже написал, это безблагодатное состояние души, и оно очень болезненно.

> Не следует ли эту болезнь лечить у специалиста?
А кто у нас «специалист по лечению душ»? Есть разные мирские специальности – психиатр, психотерапевт, психолог. Первые две – медицинские, третья – нет. У нас же обычно их смешивают, да еще и невропатолога относят к «врачевателям душ», а он лечит радикулиты в основном.)

> ведь любая болезнь — следствие греха,
Болезнь может быть нам попущена не за соделанный грех, а на пользу душе, для смирения – на будущее. Божий промысел непостижим.

> а лечить её всё-таки нужно, и не только в Церкви, но и у врача. Если я не права, и уныние — явление чисто духовное (скажем, некий этап в духовной жизни христианина), как отличить его от депрессии, требующей лечения? Или между этими понятиями можно поставить знак равенства?
Церковь не отлучала врачующих психические и психосоматические болезни, так что можно и проконсультироваться :-)

Сравнить может только тот, кто пробовал разные пути. Можно только сказать, что глубоко верующий человек даже в мыслях не допустит суицидных мыслей, за неверов же в таких случаях берутся врачи.

Мы ему «проповеди читаем», а на самом деле OIM о другом. Он не спрашивает, в чем причина уныния и как его избежать: идти ли ему к батюшке или в поликлинику. Если бы он об этом… Но OIM не стал продолжать разговор, наверное — это все он уже слышал, или похожее. А ведь он изложил точку зрения людей, не имеющих веры или еще не имеющих крепкой веры. Присматриваясь и как бы «примеривая» на себя то, что они узнали ТЕОРЕТИЧЕСКИ, из книг и публикаций, они с одной стороны чувствуют большой интерес и симпатию к православию, с другой — пугаются, что «всю остальную жизнь проведут безрадостно», в молитвах, регулярных постах, во многом себя ограничивая, т.к. «христианство против удовольствий».

Трудность здесь в том, что по мере укрепления в вере благодать можно ощутить только опытно, объяснить тут нельзя, все так и останется теорией. А призывать молиться, читать псалмы, ходить причащаться – если человек сам не чувствует потребности в этом, и нет Божьей поддерживающей благодати, то все очень затруднено. Беда еще в том, что часто тут скрытый скепсис, и никакие «уговоры» не сдвинут, все будет в нерешительности и опасениях стоять не месте.

Может благодать тихо и незримо коснется, когда он и не ожидает; для человека «..в силу ума Бог уловим неуловимо»

Простите OIM (если будете вообще читать все это), еще немного из Ельчанинова:
«…Земное счастье — любовь, семья, молодость, здоровье, наслаждение жизнью, природой, — все это «добро есть» — и не надо думать, что христианство сурово осуждает все это. Плохо только рабство своему счастью, когда оно владеет человеком, и он всецело в него погружен, забывая главное. […] Это в ответ на очень распространенное убеждение, что Церковь и Евангелие осуждают всякое земное счастье и зовут к страданиям ради них самих.»
«…накопить тепло благодати в своем сердце, и прежде всего — очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? — быть внутренне согретым. Как не охладеть в мире? — обложить сердце теплотой благодати Духа Святого.»

Уныние – это безблагодатное состояние души, благодать нам всем надо стяживать; постепенно и окружающий мiр становится другим, при том (парадокс!), оставаясь тем же самым.

Состояние уныния - знакомо, поэтому писала как бы и себе самой.

                


Re: Как не простудиться на морозе?
anna_z, православная - 01:50 12.06.2003
Я, наверное, не совсем правильно расставила акценты... Меньше всего мне хотелось бы полемизировать с OIM.
Для меня вопрос уныния, увы, - вопрос далеко не теоретический, т.к. всегда была подвержена унынию в сильной степени. С тех пор как стала человеком верующим, оно, конечно, не так сильно нападает...... Но бывают периоды чрезмерного уныния. Вот и хочется мне понять, не совершаю ли я грех - пренебрежение к собственному здоровью, - не пытаясь пойти к тому же психотерапевту. Или же это уныние полезно, т. к. служит чем-то вроде сигнала: не всё в порядке в духовной жизни! Или это крест такой, который нужно нести? С другой стороны, разве правильно руководствоваться в своих поступках страхом, что опять может начаться уныние, если забудешь о Боге? Я понимаю, что обращаться к психиатрам и пр. - не грех, но как всё-таки "правильнее", лучше поступить - это для меня вопрос.

                


Re: Как не простудиться на морозе?
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 20:51 14.06.2003
Дорогая Анна,

если попытаться разобраться в "природе" болезней, и потом сравнить с унынием, то станет ясным, что уныние - само по себе, а болезни - совсем иное. Скорый пример, мученики за веру терпели такие страдания, что и не каждая болезнь дает человеку, однако же уныния у них не было ни грамма, а наоборот - благодать и крепкий дух. Т.е. уныние - следствие или выражение нашей веры.
Маловеры, видимо, пребывают в унынии намного чаще, глубже и дольше, чем более крепкие в вере, - т.е., менее уповающие на Господа, а более на себя, и приписывающие себе всяческие неудачи, и думающие, что их жизнь должна строиться по их плану и сценарию, - более подвержены унынию, чем люди всегда уповающие на Господа.
Человек слаб, хоть и мнит о себе, а Господь силен, вот и впадает в уныние слабое существо, когда совесть обличает, что против воли Божией грести пытался, что своего хотел добиться.

Псалмы царя Давида хорошо помогают в борьбе с унынием. Лучше врачей.

Слава Богу за все, дорогая сестра!

                


Re: Как не простудиться на морозе?
anna_z, православная - 05:56 17.06.2003
Андрей Л., Вы писали:
> Дорогая Анна,
>
> если попытаться разобраться в "природе" болезней, и потом сравнить с унынием, то станет ясным, что уныние - само по себе, а болезни - совсем иное. Скорый пример, мученики за веру терпели такие страдания, что и не каждая болезнь дает человеку, однако же уныния у них не было ни грамма, а наоборот - благодать и крепкий дух.>
Мученики, всё-таки, случай особый. И я не утверждаю, что уныние происходит от болезней - напротив, оно само порождает болезни. Не у святых, конечно, а у людей обычных, греховных.
> Т.е. уныние - следствие или выражение нашей веры.
Обычно, да.
Маловеры, видимо, пребывают в унынии намного чаще, глубже и дольше, чем более крепкие в вере, - т.е., менее уповающие на Господа, а более на себя, и приписывающие себе всяческие неудачи, и думающие, что их жизнь должна строиться по их плану и сценарию, - более подвержены унынию, чем люди всегда уповающие на Господа. >
И с этим я соглашусь... Хотя и уныние бывает полезно - через него иногда человек приходит к вере. Когда всё земное не радует его, поневоле он обращает своё сердце к небесному...

                


В лесу уже грибы...
Олеговна, православная, РПЦ - 23:27 12.06.2003
> ..бывают периоды чрезмерного уныния. Вот и хочется мне понять, не совершаю ли я грех - пренебрежение к собственному здоровью, - не пытаясь пойти к тому же психотерапевту.
Анна, откуда такое доверие и надежда на психотерапевтов? Может кому помогло из знакомых ("повеселел" с лица)? Простите за вопрос, конечно..

> Или же это уныние полезно, т. к. служит чем-то вроде сигнала: не всё в порядке в духовной жизни!
заглянула в Лествицу; Степень 13 "Об унынии", гл.12
"Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние" (т.е. если он неослабно к божественному деланию нудится)
Дерзну высказать, что Вы по сути сказали о том же, что и преподобный!

> Или это крест такой, который нужно нести?
Уныние - одна из главных страстей (по Ефрему Сирину), поддаваться которой грех, см. http://pravbeseda.org/library/books/asket1_12.html
Несение креста - это безропотное терпение страдания во имя Господа.

> С другой стороны, разве правильно руководствоваться в своих поступках страхом, что опять может начаться уныние, если забудешь о Боге?
Правильно. "Плачущий о себе не знает уныния" (Лествица 13:13)

> Я понимаю, что обращаться к психиатрам и пр. - не грех, но как всё-таки "правильнее", лучше поступить - это для меня вопрос.
Опасность для верующего в их методах. Что-то можно принять, что-то вступит в противоречие с заповедями. Например глицин принимать в течение двух недель - это может кому-то помочь при легкой депрессии (аминокислота, дают даже годовалым детям, продается без рецепта, стоит копейки), но если начнут учить "чувству уверенности в себе" и т.п., надо спросить себя: верующий ли я человек вообще? Врачи этих специальностей сейчас поняли, что для полного избавления от наркотической зависимости, например, не обойтись без согласованных действий медиков и священников, т.е для снятия химической зависимости у врача сейчас много средств, годятся лекарства и все психотехники, а на стадии реабилитации нужно нечто другое.

Из опыта могу только сказать, что природа - великий лекарь, это прекрасное Божие творение. И уныние отступает, когда возишься с землей. Все отмечают это. Только не впадать в садово-огородную зависимость (страсть), а то и такая есть.
Сегодня уже горсть ягод жимолости набрала :) Трава по пояс..

Слава Богу за все!

                


Re: В лесу уже грибы...
anna_z, православная - 06:04 17.06.2003
> Анна, откуда такое доверие и надежда на психотерапевтов? Может кому помогло из знакомых ("повеселел" с лица)? Простите за вопрос, конечно..
>
Доверия не больше, чем к любому врачу. ИМХО, его дело - поставить правильно диагноз, а каким способом лечиться должен решать сам больной. Чрезмерно полагаться на врачей - большая ошибка.
> Опасность для верующего в их методах. Что-то можно принять, что-то вступит в противоречие с заповедями. Например глицин принимать в течение двух недель - это может кому-то помочь при легкой депрессии (аминокислота, дают даже годовалым детям, продается без рецепта, стоит копейки), но если начнут учить "чувству уверенности в себе" и т.п., надо спросить себя: верующий ли я человек вообще? >
А что плохого в чувстве уверенности в себе? Разве это не нормальное состояние человека? Мне кажется, к смирению оно не имеет абсолютно никакого отношения. Напротив, верующие люди, которых я знаю, исполнены какого-то особого достоинства, что ли... Неуверенными их уж никак не назовёшь. И в отсутствии смирения я бы тоже их не упрекнула.
Со всем остальным согласна :)