Re: Может ли христианин быть «уверенным в себе»?
anna_z, православная - 18:53 20.06.2003
|
Татьяна А., Вы писали:
> Исповедуясь, мы не охарактеризовываем свое душевно-духовное состояние, а каемся в своих грехах. А душевно-духовное состояние - это всего лишь следствие нашего греха и нашего к нему отношения.
И для того, чтобы разобраться в свих грехах не нужны никакие азы психологии, нужна лишь вера и хотя бы редкое чтение Библии и следование Заповедям Божим. И с возрастанием нашей веры благодать Божия увеличивает наши знания о грехе, что им является, а что нет.>
Да, конечно, но человек, привыкший заглядывать в свою душу, оценивать своё душевное состояние, и исповедоваться будет, мне кажется, с большей "лёгкостью", более точно. Нежели тот, кто считает это состояние делом совершенно неважным, который не хочет разобраться в себе, который не понимает, откуда возникают те или иные конфликты, почему он ведёт себя так, а не иначе, и вообще Как он обычно склонен себя вести и Что при этом чувствовать. Если не нравится слово психология, можно назвать это по-другому... Но даже духовнику, мне кажется, необходимо владеть представлением о психологии, чтобы помочь человеку. Знать, что существуют люди мнительные, чрезмерно преувеличивающие свои мнимые и настоящие грехи, люди, способные впасть в глубокое уныние от строгого обличения и т.д. Конечно, обычно это знание приходит с опытом, а не из книг по психологии, но от этого не перестаёт быть знанием человеческой психологии.
> А спрятаться за церковной оградой может только сильный человек, ведь так приятно идти за руку з грехом, для этого не нужны никакие усилия над собой, но побороть этот самый грех - какая все таки нужна сила, даже правильнее сильная вера, через которую Господь поможет нам в борьбе с грехами, при чем опять мы сами здесь бессильны, а только помощь Божия.
>
Вы считаете, что "спрятаться за церковной оградой" - значит придти к Богу или бороться с грехом? Боюсь, далеко не всегда так.
>
> А я бы детям в школе прививала простейшие религиозные азы, при чем справом выбора ребенка той или иной веры. Хотелось бы конечно, чтобы наши дети пришли к православию, но раз Бог нам дал выбор верить или не верить, то своим детям мы тоже должны дать такой выбор и указать хоть маленькую тропинку, ведущую к Богу, чего нас в свое время лишила атеистическая действительность.
>
На мой взгляд, как раз не нужно давать ребёнку соблазна выбора веры. Зато нужно показать, что одна и та же проблема может быть решена разными путями; проблема психологическая, например, - у психолога или усиленными молитвами, покаянием... Или изменением своего образа жизни. Пусть выбирает сам способ решения. Но закрывать для человека все пути, кроме церковных, - не значит ли вызвать у него боязнь к миру (во всех смыслах), к жизни? А бояться нужно Бога, а не земных проблем.
> Простите, если что не так. Я сам еще далека от всего того, что написала, но мне хотелось бы идти правильным путем к Богу, с истинной верой и любовью, которая ищет только Бога и спасения в нем. А психология и христианство на мой взгляд так же далеки, как земное и Небесное, как человеческое и Божественное. >
А мне кажется, не нужно подчёркивать различие там, где есть связь. Сам Господь, вочеловечившись, примирил человеческое и божественное. И между наукой и верой пропасти нет, т.к. учёный (и психолог в том числе), искренне стремясь к истине, приближается - пусть невольно, - к её Создателю, к самой Истине. Недаром многие учёные были глубоко верующими людьми. То, что сейчас много шарлатанов "от науки", стремящихся отнюдь не к истине, - это уже совсем другой вопрос.
И потом, Господь создал нас не бестелесными ангелами, а существами из плоти и крови, с разумом и душой, с психикой и всеми психическими сознательными и бессознательными процессами. Почему мы должны это игнорировать?
> На мой взгляд, к психологу идут, когда болят человеческие раны, а к Богу - когда духовные, когда человек плачет о содеянном грехе и искренне кается в нем. >
Совершенно с вами согласна! Но мы же идём к врачу, когда болят человеческие раны? Идти, серьёзно заболев, только в храм, пренебрегая советом врачей, - признак или святости, или прелести (ИМХО). Другое дело, если случай безнадёжный, не подлежащий лечению. А вот психическим своим состоянием мы очень часто пренебрегаем, а страдает кто? Не только мы сами, но и близкие.
|
|