Беседы о Православии

Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Александрч, Православный неофит - 10:43 20.06.2003
При общении с невоцерковленными друзьями-молодоженами встал вопрос: «Как необходимо подготовится к венчанию?»
И чем больше думаю, тем больше осознаю, насколько на самом деле этот вопрос сложен. Сложность его в том, что очень трудно применительно к ДАННОМУ КОНКРЕТНОМУ случаю ЭТИМ людям дать совет. В идеальном варианте, когда супруги всей душой обратились к вере, участвуют в церковных таинствах, стараются жить духовной жизнью, все, пожалуй, понятно: благословитесь, попоститесь, причаститесь, повенчайтесь, и дальше усиливайте по мере возможности ревность в духовной жизни. А вот в других случаях как быть? Когда ВСЕЙ душой еще не обратились, когда решения отныне стараться жить по-христиански еще принято не было (не мне знать, но скорее всего), когда в храм ходят редко, не постятся, регулярно не молятся (знают 2-3 молитвы - Символ Веры сюда не входит), Библию не читают (про святых отцов молчу), но желание повенчаться есть, и, кажется, не только из-за внешней красоты таинства, и не из суеверия. Но то, что после венчания серьезно изменится жизнь, весьма сомнительно. Понятно, что различных вариаций тут может быть множество.
Теперь, внимание, вопрос: существуют ли и можно ли вообще установить какие-либо минимальные критерии в знаниях, образе жизни, вере до и после венчания, в самом общем случае необходимых для СОВРЕМЕННЫХ супругов, желающих повенчаться?

Спасибо.

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Валеpия, Православие - 16:07 20.06.2003
То, что необходимо креститься, думаю, понятно.
Однако не понимаю, для чего людям, которые не испытывают желания ходить в церковь, венчаться. (А именно нежеланием можно объяснить незнание молитв, основных книг церковных, несоблюдение постов и т.п.). "Желание есть". Вот, моя матушка (когда я крестилась) неожиданно вспомнила ("к слову"), что у нее нет креста. "Купи" - сказала я ей. А она: "Да денег нет". Я: "Да они стоят копейки!" (а маманя моя не без достатка). Она: "Ну я простой-то не хочу! Мне золотой нужен, красивый, большой... Тысяч за 10-12..." Вот так. И что? Вот у нее есть желание носить крест. Но для чего? "Чтобы красиво". Где тут вера? Так что желание может обусловливаться элементарной модой на православие. Я, когда крестилась, такую кучу всего прочла...
А для крещения прочесть надо хотя бы Катехизис! Или на беседы сходить. Чтобы представлять, во что веришь. А то со мной женщины крестились, так они не смогли ответить, во что верят. Сказали "в Бога" и все.
Теперь вообще о смысле. Вам ли, как крещеному человеку не знать, что во время Таинства Венчания на людей сходит Святой Дух (и во время других Таинств тоже, так что то, что они не ходят в Церковь, следовательно и после крещения и венчания не будут причащаться и т.п. - делает все бесполезным). А Дух Святой сойдет и останется только с ИСКРЕННЕ верующими людьми.
Так что, если они венчаются по моде, то Ваш вопрос и волнение - ни к чему, а, если хотят стать частью Церкви, то пусть походят в храм, пообщаются с духовником, а венчание - не убежит.

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Александрч, Православный неофит - 17:10 21.06.2003
Здравствуйте, Валеpия, Вы писали:

> Однако не понимаю, для чего людям, которые не испытывают желания ходить в церковь, венчаться. (А именно нежеланием можно объяснить незнание молитв, основных книг церковных, несоблюдение постов и т.п.).

Валерия, здесь Вы, наверное, и подошли к сути моего вопроса. Да! Осознанного желания ходить в церковь во все положенные для этого дни нет. С другой стороны, то, что в душах в результате семейных скорбей произошел определенный поворот в сторону христианства (правда, может быть не совсем христианства, а вообще религии) - несомненно (фактически супруг из неверующего стал признающим существование Бога, с супругой еще лучше). Иными словами, в душе что-то проснулось и шевельнулось. И если сейчас им отказать в венчании то, боюсь, как бы не изменилось их отношение к православию к худшему: "Здесь не ждут, не понимают, не слушают" (тем более, что такой опыт у них уже имеется).

> Вот так. И что? Вот у нее есть желание носить крест. Но для чего? "Чтобы красиво". Где тут вера? Так что желание может обусловливаться элементарной модой на православие.

Повторяюсь: "Думаю, здесь не мода и желание не "красоты обряда ради".

> А для крещения прочесть надо хотя бы Катехизис! Или на беседы сходить. Чтобы представлять, во что веришь.

А вот это, мне кажется, в данном случае батюшка и должен предложить, мягко так, аккуратно.

> Теперь вообще о смысле. Вам ли, как крещеному человеку не знать, что во время Таинства Венчания на людей сходит Святой Дух (и во время других Таинств тоже, так что то, что они не ходят в Церковь, следовательно и после крещения и венчания не будут причащаться и т.п. - делает все бесполезным).

Думаю, что все же мы с вами не можем сказать, будут ходить или не будут. А заранее отпугнуть отказом и определенного рода требованиями можно.

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Валеpия, Православие - 10:17 24.06.2003
И если сейчас им отказать в венчании то, боюсь, как бы не изменилось их отношение к православию к худшему: "Здесь не ждут, не понимают, не слушают" (тем более, что такой опыт у них уже имеется).
А заранее отпугнуть отказом и определенного рода требованиями можно.

Вы уж тогда не забудьте и об исповеди. (Я, конечно, очень сильно сомневаюсь, что они пойдут исповедоваться!). Вам обязательно надо забежать вперед и предупредить священника, что, чем бы они не согрешили, есть в них раскаяние, или и в помине нет, им обязательно надо отпустить грехи и погладить по головкам! (А то еще чего доброго обидятся, отпугнутся отказом, требованиями и укорами и больше не придут!).

> Думаю, что все же мы с вами не можем сказать, будут ходить или не будут.

Если до венчания не хотят ходить, то и после ничего не изменится.

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Александрч, Православный неофит - 17:55 03.07.2003
Валеpия, Вы писали:
> Вы уж тогда не забудьте и об исповеди. (Я, конечно, очень сильно сомневаюсь, что они пойдут исповедоваться!). Вам обязательно надо забежать вперед и предупредить священника, что, чем бы они не согрешили, есть в них раскаяние, или и в помине нет, им обязательно надо отпустить грехи и погладить по головкам! (А то еще чего доброго обидятся, отпугнутся отказом, требованиями и укорами и больше не придут!

Не знаю, иронизируете Вы или нет, но вот как раз об этом я уже много раз думал и постараюсь, "забежав вперед", настроить батюшку на соответствующий лад (какой, еще подумаю :) ).

                


Не обязательно...
ИУЛИЯ, Православие - 12:32 30.06.2003
Осмелюсь возразить. Мой муж только начинал вообще заходить в церковь, когда за моими плечами :-)) была одна исповедь (идти на другие, а тем более на Причастие означало врать: жизнь в грехе есть жизнь в грехе, как ни называй). Родственники напирали: вот, праздник устраивайте, что же это такое, расписались, а нам праздник не устроили... Мы венчались не в своём храме. Я намазала глаза и надела чужое платье с голой спиной и плечами (ладно, март был, дублёнку напялила сверху...) К тому времени мы только начали ходить в храм и не соблюли ни одного постного дня...
...Прошёл год. Мой муж давно:-))благословлен нашим ооочень строгим духовным отцом на поступление в семинарию и - в ближайшем будущем - на диаконское рукоположение. Был и разговор с Владыкой...
Думаю, не мы одни, по неграмотности или по слабости перед обстоятельствами способны "протянуть" с воцерковлением - по крайней мере, чтобы не врать. Многим легче в такой ситуации сначала обвенчаться, а потом прийти на исповедь и Причастие.

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Валеpия, Православие - 11:45 23.06.2003
Осознанного желания ходить в церковь во все положенные для этого дни нет. С другой стороны, то, что в душах в результате семейных скорбей произошел определенный поворот в сторону христианства (правда, может быть не совсем христианства, а вообще религии) - несомненно (фактически супруг из неверующего стал признающим существование Бога, с супругой еще лучше). Иными словами, в душе что-то проснулось и шевельнулось. И если сейчас им отказать в венчании то, боюсь, как бы не изменилось их отношение к православию к худшему: "Здесь не ждут, не понимают, не слушают" (тем более, что такой опыт у них уже имеется).

Если дело обстоит так, то им нужно не венчание, а духовное общение. Иначе получается что-то вроде: городской житель идет покупать корову. Его продавец спрашивает: зачем она Вам?
-Хочу! У меня любовь к животным проснулась.
- А кормить ее умеете?
- Нет.
-А доить?
- Нет.
- А жить она где будет?
- Не знаю.
- Тогда мне жаль и Вас и корову. И не хочется мне ее продавать.
- Эх, никто меня не понимает!
Если в душе просыпается и шевелится по-настоящему, то хочется прежде всего познать это (а как познать Церковь, не имея даже желания прийти туда?! Во что вообще они верят, они соображают, или нет? Или они придумали себе что-то?). А тут получается форменная попытка купить Благодать Божию. А она не продается. ТАИНСТВА У НИХ НЕ БУДЕТ!! Только обряд. А это - пожалуйста, пусть покупают, церкви у нас небогатые... Только, если они рассчитывают, что тут же все гладко пойдет в жизни, то ой как "обломаются"!! Так не бывает даже у искренне верующих людей, а уж тем более тут... Им нужне факт? Документ? Пожалуйста! Святой Дух, Благодать? Да не сойдет он на них!
Быть христианином - тяжелейший труд! Кто-то считает, что достаточно креститься - и все, кто-то еще ходит в церковь, кто-то помогает другим, но это не христианство еще далеко.
Что значит "И если сейчас им отказать в венчании то, боюсь, как бы не изменилось их отношение к православию к худшему: "Здесь не ждут, не понимают, не слушают" ? Православие - это не то, где кого-то слушают, а где все слушают Бога. На выслушивание есть психологи. И, если им нужно высказаться, получить совет, то нужно идти к священнику, это можно даже и некрещенным. Венчаные, они, нет, он их выслушает и даст совет. А от венчания НИЧЕГО не изменится, проблемы не исчезнут (только появится еще больше - лукавый искушает новоообращенных и крещеных вообще еще более), толпа, желающая выслушать их проблемы, не появится.

А заранее отпугнуть отказом и определенного рода требованиями можно.

Ну, давайте тогда всем все позволять! Чтобы не пугать отказами!
- Мама! Можно я книгу украду в магазине?
- Можно, родной! (А про себя думает: а, вот, откажу, так отпугну его от книжного магазина, читать не будет...)

                


Re: Критерии допуска к венчанию (Валериусу не читать :-)
Александрч, Православный неофит - 17:45 03.07.2003
Валеpия, Вы писали:

> Если дело обстоит так, то им нужно не венчание, а духовное общение.

Мне думается, одно другому не мешает. Я, например, венчан, но мне тоже нужно духовное общение.

> Иначе получается что-то вроде: городской житель идет покупать корову. Его продавец спрашивает: зачем она Вам?
> -Хочу! У меня любовь к животным проснулась.
> - А кормить ее умеете?
> - Нет.
> -А доить?
> - Нет.
> - А жить она где будет?
> - Не знаю.
> - Тогда мне жаль и Вас и корову. И не хочется мне ее продавать.
> - Эх, никто меня не понимает!

Валерия, если Вы проводите паралель между благодатью и коровой, то, мне кажется, аналогия не совсем верна: ведь, в отличие от коровы, благодать учит человека, как с ней (с благодатью) обращаться.

> Если в душе просыпается и шевелится по-настоящему, то хочется прежде всего познать это (а как познать Церковь, не имея даже желания прийти туда?!

Я нигде не писал, что у них вообще нет желания идти в храм.

>Во что вообще они верят, они соображают, или нет? Или они придумали себе что-то?).

Не знаю - не допрашивал.

>А тут получается форменная попытка купить Благодать Божию. А она не продается. ТАИНСТВА У НИХ НЕ БУДЕТ!! Только обряд. А это - пожалуйста, пусть покупают, церкви у нас небогатые... Только, если они рассчитывают, что тут же все гладко пойдет в жизни, то ой как "обломаются"!! Так не бывает даже у искренне верующих людей, а уж тем более тут... Им нужне факт? Документ? Пожалуйста! Святой Дух, Благодать? Да не сойдет он на них!

Мне вчера попался труд иеромонаха Иоанна Шаховского, впоследствии - архиепископа Сан-Францизского "Сектантство в православии и православие в сектантстве": http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/sekta.htm
Если согласиться с мнением автора, что и в некоторых сектантах Святой Дух дышит явственнее, чем в некоторых православных, то почему бы не признать Его свободу относительно людей, по тем или иным причинам находящихся вне врат храма?

> Что значит "И если сейчас им отказать в венчании то, боюсь, как бы не изменилось их отношение к православию к худшему: "Здесь не ждут, не понимают, не слушают" ?

Это значит, что у человека есть потребность быть понятым и выслушенным: "Сначала душевное, а потом духовное".

> А от венчания НИЧЕГО не изменится,

Опять же: чтобы так утверждать нужно рассудить об их внутреннем состоянии, за что я, скажем, не возьмусь, и во избежание чего, кстати, и хочу сформировать формальный перечень минимально допустимых критериев допуска к венчанию. А то уж очень соблазн велик, посмотрел, пару раз поговорил с людьми и решил за них,надо или не надо им венчаться.

> Ну, давайте тогда всем все позволять! Чтобы не пугать отказами!
> - Мама! Можно я книгу украду в магазине?
> - Можно, родной! (А про себя думает: а, вот, откажу, так отпугну его от книжного магазина, читать не будет...)
Согласен - всем все позволять нельзя, равно как и всем все запрещать :).

                


Re: Критерии допуска к венчанию
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 14:14 20.06.2003
> минимальные критерии в знаниях, образе жизни, вере до и после венчания, в самом общем случае необходимых для СОВРЕМЕННЫХ супругов, желающих повенчаться?

Ну, во-первых, надо оговориться, что какие бы мы тут мнения на этот счет ни высказывали, всё равно на практике эти критерии устанавливаются тем священником, который будет венчать. Так что разговор будет чисто теоретический...

Итак, порассуждаем. Так сказать, "базовым" таинством Церкви является крещение - без него все остальные невозможны.

Прим.: из остальных же особняком стоит только священство, ибо оно не для всех, поэтому и критерии особые.

Следовательно, вопрос о "минимальных условиях" венчания можно спокойно свести к аналогичному вопросу с крещением.
Минималистское решение этого вопроса находим в Деяниях 8, 36-38:
После проповеди Филиппа о Христе:
Евнух: Вот вода; что препятствует мне креститься?
Филипп: Если веруешь от всего сердца, можно.
Евнух: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
И Филипп его крестит.
Всё!! Далее каждый идет своей дорогой; и этот евнух, согласно преданию, становится просветителем своей страны!

Т.е., единственным "формальным" моментом является исповедание веры, а всё остальное - дело Божие и каждого данного человека.

Применительно к другим таинствам, минимальный критерий - это еще и факт, что ты крещен. И этот факт ты обязан подтвердить тем же исповеданием (формальным или искренним - дело твоей совести).
Конечно, в наше сильно после-апостольское время формула этого исповедания несколько пошире - символ веры. Это необходимо знать, исповедать и скрепить печатью-подписью "аминь".

Всё.
Иных критериев можно назвать сотни, но раз вопрос стоял именно о _минимальных_, то они таковы.

                


Маловато будет
Александрч, Православный неофит - 16:25 21.06.2003
> Ну, во-первых, надо оговориться, что какие бы мы тут мнения на этот счет ни высказывали, всё равно на практике эти критерии устанавливаются тем священником, который будет венчать. Так что разговор будет чисто теоретический...

Ну не совсем теоретический. Есть вероятность, что супруги при подготовке к венчанию, так или иначе, прислушаются и к моим словам.

> Следовательно, вопрос о "минимальных условиях" венчания можно спокойно свести к аналогичному вопросу с крещением.

Разве так? А как же «вера без дела мертва»? Ведь за период с крещения (для которого может и достаточно одной искренней веры) до венчания дела человека свидетельствуют о его вере или ее отсутствии (участие в таинствах, домашняя молитва, пост, чтение духовной литературы или отсутствие всего этого). Если этих дел нет, то сомнительно и исповедание веры («мы Вас любим в глубине души, где-то очень глубоко»).

> Применительно к другим таинствам, минимальный критерий - это еще и факт, что ты крещен. И этот факт ты обязан подтвердить тем же исповеданием (формальным или искренним - дело твоей совести).

Дело совести – это одна сторона. А вторая состоит, на мой взгляд, в том, что Церковь должна ограждать людей от принятия венчания в осуждение, когда благодать при венчании супруги призывают, но в дальнейшей жизни игнорируют ее. Для этого то и должны служить хотя бы некоторые формальные минимальные критерии, по которым можно определить, готова ли пара к венчанию или нет. Ведь каждый человек перед Причастием обязан спросить на это разрешения священника, а последний разрешая или запрещая иногда может руководствоваться формальными критериями подготовки человека к таинству (говение, чтение «Последования» и канонов). Понятно, что самое главное то, что в душе, но в то же время Дух творит себе формы, поэтому о характере внутреннего мира человека в значительной степени свидетельствуют внешние действия человека.

> Конечно, в наше сильно после-апостольское время формула этого исповедания несколько пошире - символ веры. Это необходимо знать, исповедать и скрепить печатью-подписью "аминь".

Опять же: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
А как так, если верую, а хожу редко, церковные правила не исполняю и т.д. и т.п.?

                


Достаточно
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 14:40 22.06.2003
> А как же «вера без дела мертва»? Ведь за период с крещения до венчания дела человека свидетельствуют о его вере или ее отсутствии.

Положим, что об отсутствии... Ну и что? Может, потом еще будут дела - не нам знать. Вы же сами рассказали, что эти люди (вероятно, крещеные в детстве) только сейчас как-то приходят к вере, стоят на ее пороге. А мы им скажем - предъявите, плз, дела за период от крещения?..
Нет. Вы просили "минимальный", я такой и дал.
Единственное, к чему надо призвать на данном этапе: ответственно отнеситесь к исповеданию веры. Вы готовы ответственно сказать "аминь" после Символа веры? Если да - вперед.

Дополнительный совет - посоветуйте заранее внимательно почитать чинопоследование венчания, это очень помогает!

Прим.: Как ни удивительно, но в сети я полного чина венчания не нашел! :( Если не считать отсканированного требника, где каждая страница - модем сломаешь качать...

                


Re: Достаточно
Александрч, Православный неофит - 16:22 03.07.2003
Владимир Ковальджи, Вы писали:

> Положим, что об отсутствии... Ну и что? Может, потом еще будут дела - не нам знать. Вы же сами рассказали, что эти люди (вероятно, крещеные в детстве) только сейчас как-то приходят к вере, стоят на ее пороге. А мы им скажем - предъявите, плз, дела за период от крещения?..
> Нет. Вы просили "минимальный", я такой и дал.
> Единственное, к чему надо призвать на данном этапе: ответственно отнеситесь к исповеданию веры. Вы готовы ответственно сказать "аминь" после Символа веры? Если да - вперед.

Согласен с тем, что отсутствие списка добрых дел не должно быть безусловным препятствием к таинству венчания, а также с тем, что "аминь" после Символа веры - это серьезно. В дополнение же к предлагаемым Вами Крещению и исповеданию Символа веры кажется уместным в качестве минимальных критериев допуска к венчанию добавить обязательное хотя бы однократное участие супругов в таинствах Исповеди и Причастия, естественно, с предварительным объяснением им сущности данных таинств, а так же настоятельной рекомендацией почитать какую-либо хорошую не очень "сухую" книжку об основах православной веры (вот, не знаю только, катехизис подойдет или нет? а если "подойдет", то какого издания?).

> Дополнительный совет - посоветуйте заранее внимательно почитать чинопоследование венчания, это очень помогает!

Спасибо, за дельный совет, Владимир.
Правда, я, признаться, будучи перед венчанием уже год как человеком, нашедшим дорогу к храму, и стараясь получше подготовиться к таинству, не прочел текста чинопоследования венчания полностью (только в разных книжках разные отрывки). Это я к тому, что в качестве минимального критерия, его, все же, наверное, не стоит использовать. В качестве же совета - вполне.

                


чин обручения и венчания
Алексей Чумаков, православный христианин - 10:51 29.06.2003
Правда, в русском переводе:
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/marriage.htm#n6

                


Re: Критерии допуска к венчанию
Николай Л., Православный - 08:42 21.06.2003
Добавлю к вышесказанному участниками беседы, что венчание - это обет, даваемый Богу в том, что обвенчавшиеся будут жить в христианском браке, будут иметь православную семью. А многие ли готовы жить в христианском браке?
С Богом!

                


Re: Критерии допуска к венчанию
Валеpия, Православие - 11:47 23.06.2003
Кратко и просто сказано то, что я пытаюсь объяснить подробно.