Re: Спасались ли до Христа?
Rover, православный РПЦ - 15:08 08.07.2003
|
Вообще разбор полёта святоотеческой мысли, нередко дело неудобовозможное и весьма трудное.
Там, где ум иного Отца летал свободно как в родной стихии, ясно всё видя и понимая, туда наш помраченный грехами и пороками не может и постучаться.
Ум страстного человека подобен кривому зеркалу, вокруг одно, а он видит другое, каждый в меру своего искривления. Вот почему в монастыре - училище покаяния и лечебнице от страстей, всякое "Я" думаю, считаю, мне кажется и т.д. отменяется, а применяется послушание, смирение и покорение с верою.
Святые Отцы иной раз и между собою спорили и расходились во взглядах.
Так, например, в ответ на "Слово о смерти" святителя Игнатия Брянчанинова, святитель Феофан Затворник написал опровержение "Душа и Ангел", говоря что свт. Игнатий был не прав. Также свт. Феофан в корне не был согласен с учением свт. Игнатия о послушании из 5т. Против учения о старчестве и послушании из 5-го тома свт. Игнатия выступали и Оптинские старцы, ныне канонизированные, говоря что он исказил и извратил это учение. Так некоторые считают и в наше время. Видел, недавно книгу, какого-то греческого автора, где он подробно разбирает неправости о послушании из 5-го тома свт. Игнатия.
Еще пример, на посмертное явление во сне святителя Игнатия духовной дочке и заявление что мои книги можно читать в них всё правда, святитель Феофан ответил в одном из своих писем, что этот "сон сомнительный, тем более когда советуется читать его книги, а в них есть неправда" (с) Феофан Затворник.
Когда Отцы между собою спорили и выясняли, куда нам со своим суконным... да в калашный ряд
Вообще творения прп. Максима Исповедника, мне кажется, не для популярного чтения. Я ни разу не встречал рекомендации у пастырей и духовников читать его творения. Вот свт. Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Феофана Затворника это народное чтение и душеспасительное, а такие вещи как у Григория Богосолова, Максима Исповедника, Исаака Сирина - больше монашеское и богословское чтение и пища довольно-таки твердая.
Некоторые моменты у прп. Максима весьма темны и не понятно, что он имел ввиду, надо бы спросить, но нет возможности. Может он имел ввиду одно, а нам думается второе.
В приведенной вами цитате, в начале, преподобный Максим, как мне показалось, проводит две мысли
Первая, что Дух Святой присутствует во всех, но не ясно по Божеству или по благодати. Ведь по Божеству Он и в бездушных камнях присутствует, разве что в словесных "камнях" в большей мере, по Своему человеколюбию. И вторая, что совесть и есть действие святого Духа в каждом человеке, но подтверждение этой мысли я не нахожу и не помню больше ни у кого из Отцов, напротив, есть другие мнения, о которых я писал выше, то есть, что совесть существует отдельно, как память, как восприятие, мысль, так и совесть.
Потом, эту мысль подтверждает тот момент, что совесть сказано будет жечь грешника вечно, а Святой Дух отнимается от души (по словам прп. Серафима) посылаемой во ад. А Святой Дух ей родственнен или она Духу, и Он её оживляет и восставляет. О чём и говорится в приведенной тобою цитате в конце её. Но мне кажется такие тонкости не принципиальны. Вот как жить по совести и не грешить - это принципиально, жизненноважно и крайне необходимо. А разные тонкости не имеют к делу спасения никакого отношения.
>Т.е. важно то, что до дня Пятидесятницы Усыновляющее и подающее Премудрость действия не были доступны впринципе;
Что именно называешь ты усыновлением? Разве не были сынами Божиими пророки Илия, Моисей, Давид и прочие? И разве две благодати: одна усыновляет, а другая нет?
Как же не признать действие Премудрости в премудром Соломоне? Разве не от Духа Святаго он был премудр? Только и только от Него. Посему когда развратился то и Премудрость от него отступила.
>о мере этих действий вообще нет смысла говорить.
Как раз о мере и есть смысл говорить, не только же о мере, но и о том, что теперь она дана всему роду человеческому, в отличие от единого богоизбранного еврейского народа как в ВЗ времена. Ещё же и оцене, теперь она (благодать) течет даром, приходи и бери. Оружия на дьявола стали доступны благодаря преизобилию благодати, а раньше человек был раб греха как вьючное животное. Ведь ему даже не были прописаны никакие законы нравственности (кроме как евреям, да и те сводились к омовениям, окроплениям, закланию животных),и кроме совести человек не имел ничего руководящего, ну а в каком состоянии совесть у язычников это не секрет, и как они "умеют" её слушать и бояться.
> Если же мы говорим о "подзаконных" действиях Духа (т.е. совести), то нельзя, наверное, сказать, что в Новозаветные времена мера этого действия (правильнее, кстати, говорить не о мере действования Духа, а о мере восприятия этого действования человеком) как-то революционно увеличилась (да и, кстати, непонятно, как оценивать вцелом эту меру - статистически ? по средним показателям ? по предельным ?)
Мера восприятия гласа совести зависит от чистоты сердца. И соответственно никакой революции в совести, после Воскресения Христова не произошло, просто теперь её освещает и просвещает и показует ей путь Евангелие, при изобильном действии благодати Божией через Церковь.
Мера совести одна - хрустальная чистота, всё прочее - помутнения.
Вообще мне странно, что мы спорим о каких-то отвлеченных вещах. Вот как не осквернять совесть - это тема. Я например очень ленивый, много сплю и ем. Совесть меня постоянно за это грызёт как прожигателя жизни во сне, и как лакомку и чревоугодника. Вы вот научите меня как меньше есть и меньше лениться? Как заставить себя, как перебороть???
Вот это будет тема и полигон для действий, а разсуждать на ненужные к спасению темы.... не знаю, на любителя....
|
|