Беседы о Православии

Документы собора по отношению к страроверам
Дионисий, Православный, неофит, РПЦ МП - 22:00 05.07.2003
Братья и сестры !
Прошу вашей помощи. Не подскажете, где мне найти решения поместного собора РПЦ семдесят-какого-то года о снятии прещений
со староверов. А также, документы, определяющие нынешние взаимоотношения православных и староверов. И как отличить тех, с которыми можно находится в евхаристическм общении от тех, кто по-прежнему в расколе.

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:46 08.07.2003
> Прошу вашей помощи. Не подскажете, где мне найти решения поместного собора РПЦ семдесят-какого-то года о снятии прещений
> со староверов. А также, документы, определяющие нынешние взаимоотношения православных и староверов.

Деяния Собора можно найти в этом издании: Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая - 2 июня 1971 г.: Документы. Материалы. Хроника.- М.: Моск. Патриархия, 1972.

Насколько я знаю, речь идет о снятии прещений не со староверов, а со старых обрядов, что устраняет преграду на пути возвращения старообрядцев в Церковь.

> И как отличить тех, с которыми можно находится в евхаристическм общении от тех, кто по-прежнему в расколе. И как отличить тех, с которыми можно находится в евхаристическм общении от тех, кто по-прежнему в расколе.

В евхаристическом общении, полагаю, мы можем состоять только с теми общинами, которые признают нашего Патриарха. До революции такие общины именовались единоверческими, у них был даже свой епископ. Отличить раскольников довольно просто, спросите их, как они относятся к нашей Церкви и Патриарху. Думаю, они Вам честно ответят.

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Дионисий, Православный, неофит, РПЦ МП - 01:34 09.07.2003
Александр Иванов, Вы писали:

> Деяния Собора можно найти в этом издании: Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая - 2 июня 1971 г.: Документы. Материалы. Хроника.- М.: Моск. Патриархия, 1972.

Спаси, Господи !
Конкретный ответ на конкретный вопрос. Одно слово - модератор.

р. Б. Дионисий

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Rover, православный - 14:22 06.07.2003
Не понимаю о каком общении православных, тем более евхаристическом, со староверами может идит речь.
Вот простой пример из жития преп. Серафима Саровского. У него в обители была "сирота", не помню имя. Она была православной, а родители у неё были благочестивые, но крестились двумя перстами по староверскому обычаю. Преподобный говорил о них так: "Жаль, хоть и благочестивые были люди, но будут связаны... (т.е. в вечной вечности)"....
Так за одно только крещение двумя перстами человек будет осужден, по сказаному: " кто преложит йоту едину от закона сего, наложит Бог на того мук... "
А вы говорите евхаристическое общение?!!
Были и другие случаи у преподобного со старообрядцами... всегда одно... бросить это заблуждение...

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
StanB., православный из РПЦ - 22:34 08.07.2003
Rover, Вы писали:
> Вот простой пример из жития преп. Серафима Саровского. У него в обители была "сирота", не помню имя. Она была православной, а родители у неё были благочестивые, но крестились двумя перстами по староверскому обычаю. Преподобный говорил о них так: "Жаль, хоть и благочестивые были люди, но будут связаны... (т.е. в вечной вечности)"....

В имеющемся у меня житии преп. Серафима имеется другая история про старооборядцев. Когда староверы пришли к старцу с вопросом о крестном знамении, старец подошел к ним, и сложивши три пальца сказал, что именно такое положение пальцев -- православное. Он т акже уподобил Российскую Церковь кораблю, а староообрядческую -- лодке. Но не слова о вечных мучениях за это. Да и если взять того же Феофана Затворника, то он говорил, что только таинства не могут быть существенно изменены, а остальные обряды не так важны.

Да и вообще, если верить приведенным Вами словам преп. Серафима, то меня посещают безотрадные мысли. А что, если человек в силу физических причин не может крестится тремя перстами или вообще не может крестится? Значит, он уже заранее осужден?

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:38 08.07.2003
> Вот простой пример из жития преп. Серафима Саровского. У него в обители была "сирота", не помню имя. Она была православной, а родители у неё были благочестивые, но крестились двумя перстами по староверскому обычаю. Преподобный говорил о них так: "Жаль, хоть и благочестивые были люди, но будут связаны... (т.е. в вечной вечности)"....
> Так за одно только крещение двумя перстами человек будет осужден, по сказаному: " кто преложит йоту едину от закона сего, наложит Бог на того мук... "

Я не уверен, что слова Преподобного переданы без искажений. Старообрядческий раскол - явление действительно печальное, но двоеперстие было в свое время распространено на Руси. Так скорее всего крестился, например, преп. Сергий Радонежский. Так были сложены пальцы у мощей св. Анны Кашинской, за что она была даже деканонизирована, эта нелепая ошибка, к счастью, потом была исправлена. Первые христиане вообще одним пальцем крестились, и что? Проблема не в обрядах, а в головах. Когда веру подменяют обрядоверием, тогда подобно фарисеям в скорпулезной борьбе за мелочи теряют главное.

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Rover, православный РПЦ - 12:23 08.07.2003
> Я не уверен, что слова Преподобного переданы без искажений.

Слова заключенные в скобки приведены без искажений. Цитата взята из "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" владыки Серафима Чичагова. К сожалению, я не помню страницы.

>Так скорее всего крестился, например, преп. Сергий Радонежский.

Ничего подобного. К сожалению, в православной среде есть ряд мнений, похожих более на бабкины поверия, и искажающих реальные факты. Как у православного, глубоко благочестивого боярина Кирилла, канонизированного вместе с супругою Мариею сын мог креститься раскольнически??? И какой сын!...
Ни за что и никогда даже не подумаю так. По правде сказать, речь о двоеперстии прп. Сергия - явная хула на Печальника земли Русской.

>Так были сложены пальцы у мощей св. Анны Кашинской, за что она была даже деканонизирована, эта нелепая ошибка, к счастью, потом была исправлена.

Уже не помню подробностей о блгв. Анне... но положение пальцев во гробе не повод для признания старообрядцем, потому её потом и канонизировали... но не помню подробностей.


>Первые христиане вообще одним пальцем крестились, и что?

Когда они крестились одним пальцем, до Апостолов? %-) Откуда источник и кто автор? Вспомните чудо святителя Спиридона Тримифунсткого - православные всегда говорили о техперстном перстосложении. Были заблуждения среди невежственных простолюдинов, но с ним то и боролись Отцы и святители.

> Проблема не в обрядах, а в головах. Когда веру подменяют обрядоверием, тогда подобно фарисеям в скорпулезной борьбе за мелочи теряют главное.

Это две крайности: обрядоверство и не больше, и вторая: отрицание обрядов.
Но и догматы, и обряды, и Таинства, всё это принадлежности одной веры - Православной. И отметание одного из них приводит к искажению веры.
И мелочи и важности, всё имеет значение. Вот и Господь укоряя фарисеев сказал:
"Но горе вам фарисеом, яко одесятствуете от мятвы и пигана и всякаго зелия, и мимоходите суд и любовь Божию: сия подобаше сотворити, и онех не оставляти.
(Лук.10:42)". Видите, заповедал им онех не оставляти, даже таких вещей как мята и пиган...
Еслиб они не правильно стали творить десятину, то уже подлежали бы суду.

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 21:11 16.07.2003
> Ничего подобного. К сожалению, в православной среде есть ряд мнений, похожих более на бабкины поверия, и искажающих реальные факты. Как у православного, глубоко благочестивого боярина Кирилла, канонизированного вместе с супругою Мариею сын мог креститься раскольнически??? И какой сын!...
> Ни за что и никогда даже не подумаю так. По правде сказать, речь о двоеперстии прп. Сергия - явная хула на Печальника земли Русской.
>
Вспомним определение Стоглава, как известно, созванного в 1551 году: "Аще кто не знаменуется двема персты, да будет проклят".
Это 1551 год - всего 150-160 лет прошло со смерти Преподобного.
А сейчас на дворе аж 2003-й...

                


Одноперстие, двуперстие, троеперстие
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:02 08.07.2003
Ровер, я просто порекомендую Вам две ссылки. Там Вы прочтете об использовании в Церкви одноперстия, двуперстия и троеперстия с указанием источников.

http://www.mrezha.ru/vera/375/7.htm
http://ortdx.narod.ru/articles/cres.htm

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Дионисий, Православный, неофит, РПЦ МП - 23:04 07.07.2003
О Поместном Соборе, который я упомянул в своем вопросе я узнал, когда на ходил на катехизические лекции в Санкк-Петербургскую Духовную Академию. Нам сказали, что было принято СОБОРНОЕ решение о РАВНОСПАСИТЕЛЬНОСТИ старых и новых обрядов, в том числе крестного знамения. Поскольку проблема раскола касалось только РПЦ, то решение поместного собора по этому вопросу имело силу решения Вселенского. Во времена прп. Серефима Саровского такого решения не было и действительно ни о каком общении со староверами не могло быть и речи. Проблема староверов-раскольников в том, что они считают правильным не быть частью РПЦ, которая, по их мнению, отступила от веры Отцов. А обряды - дело второе. Для староверов, которые признали истиинность РПЦ и свое единство с РПЦ, но при этом сохраняют страрые обряды теперь есть даже специальное незвание - единоверы. И в Петербурге есть несколько единоверческих общин, где все вместе причащаются. Вопрос же мой об официальных документах, для моего друга который не скурсе событий.
р. Б. Дионисий

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 21:14 16.07.2003
теперь есть даже специальное незвание - единоверы.

Небольшая поправка - единоверцы :)
Вроде ошибка и незначащая, но все же лучше знать, чем не знать.
С уважением - Дарья.

P.S. Знаю не понаслышке, т.к. сама принадлежу и прехладнокровно крещусь двемя персты :)

                


Re: Документы собора по отношению к страроверам
Rover, православный - 00:30 08.07.2003
Ясно. Но весьма сомнительный "Соборный" документ о котором мало кто слышал, и ещё труднее его найти...
Потом, если преподобный сказал, что старообрядческая вера не спасительна, почему она вдруг должна оказаться равноспасительной спустя 200 лет?
Что именно за обряды РПЦ отвергают единоверы и каких именно таких старых обрядов они придерживаются. Мне кажется их разрыв с православием не так мал, как кажется?...
Потом, есть сайт МДА, не помню адрес, но через Яндекс, думаю, найти можно, может там кто-нибудь их читал? %-)