Иоанн Предтеча на все времена
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 00:21 02.08.2003
|
Наталия Олеговна, приведу конспект отрывка беседы А.И.Осипова "Основы духовного развития личности" в Свято-Даниловом монастыре, но предварю его таким комментарием.
1. Иоанн Предтеча выполнил свою миссию потому, что показал на все времена: перед тем, как придти ко Христу, необходимо увидеть себя больным и пожелать здоровья, и, видимо, сделать прямой дорогу Господу - значит показать, что главное.
2. И вот я пришел ко Христу и, скажем, через год мне показалось: я исцелен, а на самом-то деле это значит: я опять ушел от Христа, только другим путем.
3. Есть у меня хороший знакомый, и слушал я у него музыку, жутко тяжелая, адская музыка, а тексты удивительно искренние: люди страдают от той жизни, которой живут, они видят ее ужас и пустоту, и как точно и честно описывают суть греха, скрывающуюся за обманчиво-ярким фантиком! (Но вот вопрос как оффтопик: почему не многие приходят ко Христу?)
Вот отрывок (беседа эта удивительная по силе):
"Не с этой формальной веры начинается духовное развитие, оно начинается с чувства, с осознания, что я совсем не тот, кем я должен быть. <...> Без этого начала не может быть ни спасения, ни развития. Потому-то, когда пришел Иоанн Предтеча, Креститель, этот подвижник из пустыни, к которому начал сходиться простой народ еврейский, непростой, конечно, не пошел, чтоб я пошел, доктор богословия, к какому-то там, еще не хватало, уж я побольше его знаю [мое прим.: неповторимая ирония Алексея Ильича], простой народ пошел, с чего он начал проповедь? "Покайтесь". Это удивительно! Вместо того, чтобы научить их чему-нибудь другому, - "покайтесь". Само крещение Иоанново названо крещением покаяния. Вы подумайте только! И в одном из Евангелий мы находим опять: с того времени, т.е. с начала, Иисус начал Свою проповедь, говоря: "Покайтесь ибо приблизилось Царство Божие". Вот откуда начинается духовное развитие личности. Вообще-то я вам скажу так: о большем бы и говорить нечего в наше время, что говорить человеку, который едва может двинуть пальцем, параличному, говорить о спринтерских или тяжелоатлетических успехах, он только кисло улыбнется, видя свое положение. <...> Мы именно в этом положении и находимся, но, к сожалению, не видим этого паралича, который поразил нас. <...> Вся духовная жизнь направлена прежде всего на то, чтобы человек хоть немножко увидел себя. Оказывается, это самое трудное. <...> Можно всю жизнь принимать таинства и видеть себя хорошим. Более того, отцы утверждают страшную вешь: тот, кто не понуждает себя к исполнению заповедей, кто не кается тут же, тот, при внешней церковности, взращивает в себе самомнение и гордыню, за которой обязательно следует (это закон, как если нажать на курок, пуля летит) отступничество от Христа. <...> Кто распял Христа? Мытарь, разбойник, блудница? Нет. Элита церковная, цвет церкви, православнейшие люди, выражаясь нашим языком. И не надо обманывать себя, что это было тогда, это дано на все времена. Почему те, которые должны были первые признать Христа и исповедовать Его, распяли Его? Святые отцы единогласно говорят, почему: гордость, мнение о своей праведности. <...> Из чего проистекает гордость? Когда мы внешней христианской жизни придаем первостепенное значение, а заповеди и прочее - это уже вторично, это я подойду к батюшке под фартучек, под епитрахиль, вы меня извините".
|
|