Беседы о Православии

Почему по-русски крещение так называется ?
Дионисий, Православный, неофит, РПЦ МП - 01:20 21.07.2003
Братья и сестры !

Меня этот вопрос мучает давно. Ведь в греческом слово означает
"погружение" Почему же его не просто перевели, а заменили ?
В связи с этим непонятно также почему на иконахх Иоанна Крестителя изображают с Крестом в руках ?
Ведь не могло у него быть Креста. Или я ошибаюсь ?
Простите, если тема уже обсуждалось.

р.Б. Дионисий

                


Для чего Иоанн крестил Иисуса в водах Иорданских?
Valerius, Православный МП - 21:21 23.07.2003
Крещение (хотя в древности этого названия конечно же не использовали, как впрочем и сейчас англичане говорят to baptize, от греч. "погружать") выполняло до и во время Иисуса двоякую роль. Во-первых, приобретение нового раба (купленный раб чарез "крещение"-погружение как бы "умирал" для прежнего своего владельца и "рождался вновь" для службы новому господину). Во-вторых, приобретение язычников, уверовавших в Бога Израилева. Прежде чем язычника обрезать, евреи, так сказать, "крестили" его, чтобы тот, "умерев" для своей религии и народа, "родился бы вновь" среди народа богоизбранного.

Само собой разумеется, что природного еврея не "крестили", ибо он изначально был рожден среди потомков Авраама. Его просто обрезывали на восьмой день согласно Закону. Вот в этом-то собственно и заключалась, выражаясь современным языком, "ненормальность" действий Иоанна Крестителя в глазах правоверных иудеев. Ведь он их, уже обрезанных, взялся крестить в Иордане, как будто бы они находились на одном уровне с нечестивыми необрезанными язычниками!

Потому-то Иоанн и привлек к своей проповеди столь большое внимание. Ведь евреи ожидали христа (т.е. царя-"помазанника"), который бы освободил их родину от языческих оккупантов - римлян. А Иоанн своими необычными пророческими действиями словно бы говорил: "Вы ничуть не лучше этих самых неомытых и необрезанных язычников, вас самих крестить надо!"

Само собой разумеется, что Иоанн был немало удивлен, когда Иисус также вознамерился у него омыться наряду с другими евреями-грешниками, ставшими хуже захватчиков-римлян. Очевидно, что Иоанн знал своего родственника Иисуса, как человека праведного. Но Иисус настоял. Почему? Это ясно из контекста. Канонические Евангелия повествуют, что Иисус - это Бог, ставший Человеком. Именно поэтому евангелистам был столь важен факт крещения Иисуса, ибо оно особо подчеркивало, что Бог воспринял на Себя абсолютно всю полноту смертной человеческой природы, включая и необходимость очищения, омовения, но, разумеется, не сам грех.

Знал ли Иоанн Креститель, что Тот, Кого он крестит, не просто его праведный родственник Иисус, а Богочеловек? Евангелия определенно говорят, что нет, не знал. Не случайно он впоследствии специально присылал к Иисусу своих учеников чтобы узнать, Иисус ли ожидаемый Христос, или же следует ждать другого "христа". Конечно, среди своих современников Креститель был более просветленным человеком, указавшим, что зло может корениться не только в язычниках-римлянах, но и в самих верующих иудеях, поступающих вопреки своей вере и потому также нуждающихся в омовении-"крещении". Не случайно об Иоанне говорится, что он, призывая единоверцев к скорейшему покаянию, приготовлял пути Господу-Мессии, Который может своею секирой обрушиться не только на захватчиков-римлян, но и на самих согрешающих иудеев. Но для Иоанна Крестителя столь желанный царь-христос был все-таки воином освободителем. Тогда как истинное предназначение Христа, а именно: отнюдь не убивать заблудших язычников, а Самому умереть на Кресте, было, увы, совершенно непонятно даже ближайшим апостолам Иисуса вплоть до Его воскресения из мертвых.

                


Re: «Я не знал Его»(Ин.1:33)
Димитрий, православный христианин (МП) - 06:27 30.07.2003
"Очевидно, что Иоанн знал своего родственника Иисуса"...

                


Вот именно - зачем?
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 00:25 24.07.2003
Немного не стыкуется постановка вопроса в заголовке с его раскрытием в сообщении. Мне так показалось. Ну да ладно.
А где можно прочитать о символике омовения как "умирания-рождения вновь" В.С.? Мне об этом раньше слышать не доводилось, честно говоря.

                


Для чего Иоанн крестил Иисуса в водах Иорданских?
Valerius, Православный МП - 21:15 23.07.2003
Крещение (хотя в древности этого названия конечно же не использовали, как впрочем и сейчас англичане говорят to baptize, от греч. "погружать") выполняло до и во время Иисуса двоякую роль. Во-первых, приобретение нового раба (купленный раб чарез "крещение"-погружение как бы "умирал" для прежнего своего владельца и "рождался вновь" для службы новому господину). Во-вторых, приобретение язычников, уверовавших в Бога Израилева. Прежде чем язычника обрезать, евреи, так сказать, "крестили" его, чтобы тот, "умерев" для своей религии и народа, "родился бы вновь" среди народа богоизбранного.

Само собой разумеется, что природного еврея не "крестили", ибо он изначально был рожден среди потомков Авраама. Его просто обрезывали на восьмой день согласно Закону. Вот в этом-то собственно и заключалась, выражаясь современным языком, "ненормальность" действий Иоанна Крестителя в глазах правоверных иудеев. Ведь он их, уже обрезанных, взялся крестить в Иордане, как будто бы они находились на одном уровне с нечестивыми необрезанными язычниками!

Потому-то Иоанн и привлек к своей проповеди столь большое внимание. Ведь евреи ожидали христа (т.е. царя-"помазанника"), который бы освободил их родину от языческих оккупантов - римлян. А Иоанн своими необычными пророческими действиями словно бы говорил: "Вы ничуть не лучше этих самых неомытых и необрезанных язычников, вас самих крестить надо!"

Само собой разумеется, что Иоанн был немало удивлен, когда Иисус также вознамерился у него омыться наряду с другими евреями-грешниками, ставшими хуже захватчиков-римлян. Очевидно, что Иоанн знал своего родственника Иисуса, как человека праведного. Но Иисус настоял. Почему? Это ясно из контекста. Канонические Евангелия повествуют, что Иисус - это Бог, ставший Человеком. Именно поэтому евангелистам был столь важен факт крещения Иисуса, ибо оно особо подчеркивало, что Бог воспринял на Себя абсолютно всю полноту смертной человеческой природы, включая и необходимость очищения, омовения, но, разумеется, не сам грех.

Знал ли Иоанн Креститель, что Тот, Кого он крестит, не просто его праведный родственник Иисус, а Богочеловек? Евангелия определенно говорят, что нет, не знал. Не случайно он впоследствии специально присылал к Иисусу своих учеников чтобы узнать, Иисус ли ожидаемый Христос, или же следует ждать другого "христа". Конечно, среди своих современников Креститель был более просветленным человеком, указавшим, что зло может корениться не только в язычниках-римлянах, но и в самих верующих иудеях, поступающих вопреки своей вере и потому также нуждающихся в омовении-"крещении". Не случайно об Иоанне говорится, что он, призывая единоверцев к скорейшему покаянию, приготовлял пути Господу-Мессии, Который может своею секирой обрушиться не только на захватчиков-римлян, но и на самих согрешающих иудеев. Но для Иоанна Крестителя столь желанный царь-христос был все-таки воином освободителем. Тогда как истинное предназначение Христа, а именно: отнюдь не убивать заблудших язычников, а Самому умереть на Кресте, было, увы, совершенно непонятно даже ближайшим апостолам Иисуса вплоть до Его воскресения из мертвых.

                


Вот тоже бы хотелось узнать..
Олеговна, православная, РПЦ - 14:27 22.07.2003
Дионисий, Вы писали:
> Меня этот вопрос мучает давно.

А у меня оньвозник недавно, в петров перечитывала НЗ и вот..
Мне непонятно, как мог Иоанн Предтеча к р е с т и т ь людей и Иисуса, когда термин мог появиться только после крестных мучений Христа?
Надо знать терминологию, которая употреблена на языке оригинала НЗ.
И символический смысл крещения, как толкует Церковь, в том действии, которое совершал Иоанн - как быть с ним?
Что вообще значило это погружение в Иордан? Просто очищение от грехов?
Простите тоже за м.б. наивные вопросы :((
Посмотрим как пойдет, а то у меня по Предтече вообще-то их несколько - вопросов..


> Ведь в греческом слово означает
> "погружение" Почему же его не просто перевели, а заменили ?
> В связи с этим непонятно также почему на иконахх Иоанна Крестителя изображают с Крестом в руках ?
> Ведь не могло у него быть Креста. Или я ошибаюсь ?
> Простите, если тема уже обсуждалось.
>
> р.Б. Дионисий

                


Re: Вот тоже бы хотелось узнать..
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 18:36 22.07.2003
Олеговна, Вы писали:
> Дионисий, Вы писали:
> > Меня этот вопрос мучает давно.
>
> А у меня оньвозник недавно, в петров перечитывала НЗ и вот..
> Мне непонятно, как мог Иоанн Предтеча к р е с т и т ь людей и Иисуса, когда термин мог появиться только после крестных мучений Христа?

Дык, так это же в руском "крестить" и "крест" однокоренные. А в других языках это не так. В англиском и латыне "крещение" происходит от греческого 'baptismo', что означает погружение, окунание. Соотвественно Иоанн Креститель по-английски John the Baptist (Иоанн Окунатель :) ). Распятие по-англиски Crucifixion, а перектеститься - "make the sign of the cross".

> Надо знать терминологию, которая употреблена на языке оригинала НЗ.
> И символический смысл крещения, как толкует Церковь, в том действии, которое совершал Иоанн - как быть с ним?

Так чего же тут толковать, все прямо и написано:
Марк 1
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

> Что вообще значило это погружение в Иордан? Просто очищение от грехов?

Да, в иудаизме была традиция очищаться от ритуальной нечистоты путем омовения в проточной воде, для этого в домах у иудеев был даже специальный басейн с проточной водой. Иоанн Креститель, на сколько я понимаю, расширяет эту традицию призывая к покаянию и оцищению омыванию грехов.

                


Надеюсь, что-то прояснил..
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 17:52 22.07.2003
Собственно, нет здесь никакой проблемы. Слово "крещение" в др.-славянском языке появилось изначально для обозначения таинства, которое при буквальном переводе звучало бы как "погружение". Хотя были и другие синонимы (ещё в НЗ) - "просвещение" или "возрождение".
В самом деле - таким образом точнее передаётся смысл таинства, обозначается его христоцентричность, подчеркивается наше упование на Крест Христов - орудие нашего спасения.
Единственное затруднение в этом случае действительно может вызвать понимание действия, совершавшегося Предтечей. То было ещё не крещение в собственном его смысле - образ смерти-погребения и жизни-воскресения - а лишь образ покаяния, омовения от скверны греха. (Почему надо было совершать такое омовение Христу, не имевшему греха, сказано и написано достаточно). Символический язык этого действия был хорошо понятен как иудеям, так и язычникам.
Однако оба этих действия-погружения по-гречески именуются "βαπτίζω", оба они и именуются у нас крещением.
Что до изображения Крестителя с крестом в руках, то это иконописное изображение не должно рождать вопросов. Ведь изображается Предтеча с крыльями ("ангел пустыни"), хотя никогда их не имел, а первомученик Стефан - с камнем, одним из которых он был убит. Таким образом икона свидетельствует (помимо прочей смысловой нагрузки таких атрибутов) о том, за что прославляется Церковью тот или иной праведник. Другое дело - известная картина Иванова "Явление Христа народу", где действительно, если бы она претендовала на историзм (чего нет на деле, конечно), посох с навершием в виде креста выглядел бы анахронизмом.

                


Re: Надеюсь, что-то прояснил..
Dude, христианин - 01:41 23.07.2003
несколько двусмысленно в этой связи выглядит укоренившаяся в последнее время практика обливания вместо крещения...

Анахоретъ, Вы писали:
> Слово "крещение" в др.-славянском языке появилось изначально для обозначения таинства, которое при буквальном переводе звучало бы как "погружение".

                


Re: Вот тоже бы хотелось узнать..
Валерий Шахов, Раб Божий - 17:29 22.07.2003
> Мне непонятно, как мог Иоанн Предтеча к р е с т и т ь людей и Иисуса, когда термин мог появиться только после крестных мучений Христа?

Может дело не в термине, а в приготовленном пути и прямой стези... на крест. "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - это ж про Иоанна

                


О миссии Предтечи
Олеговна, православная, РПЦ - 23:00 22.07.2003
Ставлю сообщение под постинг Валеры, но ответ конечно не только ему. Спасибо, Анахоретъ и Костя, понятно о крещении: ветхозаветное п о г р у ж е н и е (омовение=очищение) и новозаветное к р е щ е н и е (окунание=смерть и изъятие из воды=воскрешение) в русском языке обозначены одним и тем же словом. Костя хорошо растолковал терминологию :)) Я вообще-то так и догадывалась, больше о смысле действа вопрос был.

В этот раз читая НЗ задумалась и о приготовлении пути Господу Иоанном Предтечей. Нам при изучении Писания – действительно, житие Предтечи – переход, подготовка к принятию дальнейших описанных евангелистами событий. А современники Христа? Вот этот момент – выполнена ли священная миссия Иоанна Предтечи, мне неясен все же.
Валера, Вы пишите, вот и Костя из Марка эти понятия рядом привел (приготовлении пути и крещение), что вроде как крещение в Иордане – одно из средств выпрямления стези Господу (?). Пророк, проповедник, святой отшельник, смывающий людские грехи – все так. А результат... Ведь вокруг так и осталась ПУСТЫНЯ.

                


Иоанн Предтеча на все времена
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 00:21 02.08.2003
Наталия Олеговна, приведу конспект отрывка беседы А.И.Осипова "Основы духовного развития личности" в Свято-Даниловом монастыре, но предварю его таким комментарием.
1. Иоанн Предтеча выполнил свою миссию потому, что показал на все времена: перед тем, как придти ко Христу, необходимо увидеть себя больным и пожелать здоровья, и, видимо, сделать прямой дорогу Господу - значит показать, что главное.
2. И вот я пришел ко Христу и, скажем, через год мне показалось: я исцелен, а на самом-то деле это значит: я опять ушел от Христа, только другим путем.
3. Есть у меня хороший знакомый, и слушал я у него музыку, жутко тяжелая, адская музыка, а тексты удивительно искренние: люди страдают от той жизни, которой живут, они видят ее ужас и пустоту, и как точно и честно описывают суть греха, скрывающуюся за обманчиво-ярким фантиком! (Но вот вопрос как оффтопик: почему не многие приходят ко Христу?)
Вот отрывок (беседа эта удивительная по силе):
"Не с этой формальной веры начинается духовное развитие, оно начинается с чувства, с осознания, что я совсем не тот, кем я должен быть. <...> Без этого начала не может быть ни спасения, ни развития. Потому-то, когда пришел Иоанн Предтеча, Креститель, этот подвижник из пустыни, к которому начал сходиться простой народ еврейский, непростой, конечно, не пошел, чтоб я пошел, доктор богословия, к какому-то там, еще не хватало, уж я побольше его знаю [мое прим.: неповторимая ирония Алексея Ильича], простой народ пошел, с чего он начал проповедь? "Покайтесь". Это удивительно! Вместо того, чтобы научить их чему-нибудь другому, - "покайтесь". Само крещение Иоанново названо крещением покаяния. Вы подумайте только! И в одном из Евангелий мы находим опять: с того времени, т.е. с начала, Иисус начал Свою проповедь, говоря: "Покайтесь ибо приблизилось Царство Божие". Вот откуда начинается духовное развитие личности. Вообще-то я вам скажу так: о большем бы и говорить нечего в наше время, что говорить человеку, который едва может двинуть пальцем, параличному, говорить о спринтерских или тяжелоатлетических успехах, он только кисло улыбнется, видя свое положение. <...> Мы именно в этом положении и находимся, но, к сожалению, не видим этого паралича, который поразил нас. <...> Вся духовная жизнь направлена прежде всего на то, чтобы человек хоть немножко увидел себя. Оказывается, это самое трудное. <...> Можно всю жизнь принимать таинства и видеть себя хорошим. Более того, отцы утверждают страшную вешь: тот, кто не понуждает себя к исполнению заповедей, кто не кается тут же, тот, при внешней церковности, взращивает в себе самомнение и гордыню, за которой обязательно следует (это закон, как если нажать на курок, пуля летит) отступничество от Христа. <...> Кто распял Христа? Мытарь, разбойник, блудница? Нет. Элита церковная, цвет церкви, православнейшие люди, выражаясь нашим языком. И не надо обманывать себя, что это было тогда, это дано на все времена. Почему те, которые должны были первые признать Христа и исповедовать Его, распяли Его? Святые отцы единогласно говорят, почему: гордость, мнение о своей праведности. <...> Из чего проистекает гордость? Когда мы внешней христианской жизни придаем первостепенное значение, а заповеди и прочее - это уже вторично, это я подойду к батюшке под фартучек, под епитрахиль, вы меня извините".

                


Re: Иоанн Предтеча на все времена
Олеговна, православная, РПЦ - 00:11 03.08.2003
Да, А.И. замечательно всегда объясняет. Но и в сообщении Валериуса "Для чего..." этот момент тоже очень хорошо пояснен:
> Само собой разумеется, что природного еврея не "крестили", ибо он изначально был рожден среди потомков Авраама. Его просто обрезывали на восьмой день согласно Закону. Вот в этом-то собственно и заключалась, выражаясь современным языком, "ненормальность" действий Иоанна Крестителя в глазах правоверных иудеев. Ведь он их, уже обрезанных, взялся крестить в Иордане, как будто бы они находились на одном уровне с нечестивыми необрезанными язычниками!
>
Сравните: "...чтоб я пошел, доктор богословия, к какому-то там, еще не хватало, уж я побольше его знаю"

Раньше мне были непонятны слова - "уготовить путь", "спрямить стези", и если Иоанн все это сделал, то как?
У блж.Феофилакта в толкованиях:
на Мф.: "Путем называет Евангелие, а стезями законные учреждения. Посему как бы говорит: Будьте готовы к евангельской жизни, и законные заповеди творите прямо, т.е. духовно, ибо прям - дух. Итак, когда ты видишь, что иудей разумеет подзаконный порядок плотским образом, скажи, что он не делает стезей прямых, то есть не духовно понимает закон."
на Мк.: "Путь означает Новый Завет, а стези - Ветхий, как неоднократнло нарушаемый иудеями."
на Лк.: "Путь, который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову, ибо Господь вскоре начал проповедовать. Cтези - заповеди Закона, как бы уже истертые. Повелевается делать их прямыми, потому что фарисеи развращали заповеди. Под путем можно разуметь и душу, а под стезами - помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши."
на Ин.: ...Что же вопиющего? "Исправьте путь Господу". Я, говорит, раб и предуготовляю сердца ваши для Господа. Итак, вы лукавые и хитрые, исправьте их и уравняйте так, чтобы чрез вас был путь для Господа Христа.
Сам Иоанн крестил-омывал водой только во очищение, не в прощение, несовершенным ( душевным) крещением, и о том, что Идущий за ним будет крестить духовным крещением, Духом Святым, дарующим прощение грехов, он узнал свыше именно во время прихода к Иордану Иисуса (Глас Отца и Дух, как голубь).
О Сыновстве Христа Отцу Предтеча не знал, это открылось Гласом с Небес. (Это к вопросу о "знал/не знал", см. сообщ. Димитрия) . Знал как родственника (могли конечно в детстве видеться, об этом не сказано), знал о том, что Иисус живет как праведник. «Я не знал Его» - это о Сыновстве.

И еще у Феофилакта прочла такое рассуждение: Предтече надо было явить Христа, но не водить же Его по домам за руку (так у Ф.!), поэтому он и пришел крестить на Иордан, чтобы народ собирался к нему, проповедь была услышана, и состоялось явление Христа со свидетельством с Небес: т.о. миссия Предтечи была выполнена. Ветхий и Новый заветы встретились, т.к. с этого времени Христос стал проповедывать. Теперь он это мог делать.

Надеюсь, не много наделала ошибок в своих "выводах по прочитанному"?


> Но вот вопрос как оффтопик: почему не многие приходят ко Христу?

Да все зависит только от воли Божией, Ему видна готовность сердца человека (притча о сеятеле тут пригодится). И слишком узок путь, большинство предпочитают уверенно шагать по широкой столбовой.

                


Да, точно (+ 1 момент)
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:21 03.08.2003
Да, точно: прямыми сделать стези Господу - значит понимать заповедь не плотским образом, а духовно. Вот пример: заповедь о милостыне, отцы пишут, что не так важна материальная милостыня, как душевная и духовная, и вот приношу украшение к нашему разговору в виде слов святых людей:
I. прп. Исаак Сирин: "Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда ласковость в уме его дороже и такого даяния твоего, которое было бы даже сверх потребностей тела". (из слова 89)
II. прп. Марк Подвижник: "Великое дело подавать милостыню убогим, когда имеются деньги, но миловать согрешающего против нас ближнего на столько выше и на столько более способствует к получению прощения во грехах, на сколько душа, по естеству, превосходнее тела". (из слова 3 "О покаянии")
И можно добавить: насколько легче благотворить материально, насколько труднее быть человечным!
Наталия Олеговна, Вы пишите: "И слишком узок путь, большинство предпочитают уверенно шагать по широкой столбовой".
Вот этого-то не пойму никак. Сегодня меня поразила фраза из Евангелия: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его". Вспомнилось из слова свт. Игнатия "Блажен муж": Давид был царем, полководцем и героем, собрал бесчисленное богатство, имел все земные утешения и ни в чем из этого не признал блаженства, но сказал: блажен муж, которого вся воля в законе Божием. И подумалось: чтобы достичь какого-нибудь земного успеха, необходимо трудиться, напрягаться, ограничивать себя в том, что мешает, это мы понимаем, может, просто не видим, чего можно достичь, придя к Богу или хотя бы приступив к Нему, и в этом все дело? ("Но как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" или вернее здесь притча о сокровище, зарытом на поле?)

                


Re: Иоанн Предтеча на все времена
Димитрий, православный христианин (МП) - 01:03 03.08.2003
"О Сыновстве Христа Отцу Предтеча не знал, это открылось Гласом с Небес. (Это к вопросу о "знал/не знал", см. сообщ. Димитрия) . Знал как родственника (могли конечно в детстве видеться, об этом не сказано), знал о том, что Иисус живет как праведник. «Я не знал Его» - это о Сыновстве." -- «Я не знал Его» -- это о том, что Св.Предтеча не знал Его. Ни как своего родственника, ни как Сына Божия. Так и мы когда молимся, смотрим на себя внутри, можем предполагать все, что угодно, но не знаем, откуда и как придет Христос. Но когда приходит, сразу знаем -- Он пришел, и удивляемся, как просто и совершенно не так, как ожидали.

                


Re: Иоанн Предтеча на все времена
Олеговна, православная, РПЦ - 20:47 04.08.2003
Вечер добрый, Димитрий!
> «Я не знал Его» -- это о том, что Св.Предтеча не знал Его. Ни как своего родственника,...
>
То обстоятельство, что св. Иоанн знал о родстве с Иисусом, важно наверное только для одного из толкований Фефилактом этих слов ("Я не знал Его"):
"Т.к. Предтеча был родственником Господу (ибо ангел говорит Деве: вот Елизавета, родственница Твоя, зачала (Лк.1:36), то, чтобы никто не подумал, что Предтеча благоприятствует Господу и даст о нем такое высокое свидетельство по родству с Ним, он часто говорит: "и я не знал Его" и тем удаляет подозрение." (Толк. на Ин. Гл.1).
В остальных вариантах толкования оно незн'ачимо; главное - узнавание на р.Иордан Иисуса как Сына Божия, того, что он будет крестить духовным крещением, дарующим прощение грехов, и перед этим все меркнет.

> ... ни как Сына Божия. Так и мы когда молимся, смотрим на себя внутри, можем предполагать все, что угодно, но не знаем, откуда и как придет Христос. Но когда приходит, сразу знаем -- Он пришел, и удивляемся, как просто и совершенно не так, как ожидали.
>
Спаси, Господи!

                


Re: Иоанн Предтеча на все времена
Димитрий, православный христианин (МП) - 19:39 05.08.2003
Прости сестра
"главное - узнавание на р.Иордан Иисуса как Сына Божия" -- Наверное все важно и главно. Сегодня одно, завтра другое. Ни одного слова пустого нет в Евангелии.
Еще, думаю, важно добавить к верному и интересному, сказанному уважаемым Валериусом в первых абзацах своего сообщения, что Крещение Иисуса Христа в Иордане по смыслу своему отличалось от крещения, например, фарисеев, хотя по форме и было похожим. Крещение Господне -- не просто демонстрация Божественного смирения, но великий, величайший по важности акт. Фарисеи, если можно так сказать, "смывали" грехи, -- Господь же, напротив, поднял, взял их на себя, "испачкался". Так и мы, при святом крещении оставляем в купели всю ветхозаветную гадость свою, и следом за нами сходит Господь, "забирая" наш грех, попаляя и уничтожая его Собой, крестной смертью и Воскресением Своим. Потому и каждый из нас лично обязан Господу, -- не все, когда никто, но все, когда каждый. Не за всех "оптом" принял муки и воскрес Христос, но за каждого, за сильного и слабого, за мудрого и не очень, за грешных и праведных, за каждого. Так понимаю. Прости, не умею правильно и понятно рассказать.
Спаси Господи

                


Re: О миссии Предтечи
Валерий Шахов, Раб Божий - 12:09 23.07.2003
Олеговна, Вы писали:

> В этот раз читая НЗ задумалась и о приготовлении пути Господу Иоанном Предтечей. Нам при изучении Писания – действительно, житие Предтечи – переход, подготовка к принятию дальнейших описанных евангелистами событий. А современники Христа? Вот этот момент – выполнена ли священная миссия Иоанна Предтечи, мне неясен все же.

Конечно выполнена: "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его."

> Валера, Вы пишите, вот и Костя из Марка эти понятия рядом привел (приготовлении пути и крещение), что вроде как крещение в Иордане – одно из средств выпрямления стези Господу (?).

Конечно: " И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение."

> А результат... Ведь вокруг так и осталась ПУСТЫНЯ.

"Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню". Миссия Иоанна закончилась, настало время Мессии.
"Мелиоратор" конечно не Иоанн. Иисус - неиссякаемый источник воды, текущей в жизнь вечную: " всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную." Мелиораторы это те, кто уверовали в Него, как Он Сам сказал: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой."

                


В опубликованных проповедях может быть..
Олеговна, православная, РПЦ - 12:36 23.07.2003
Спаси, Господи!

Да, прав Анахоретъ, Предтеча - не мелиоратор, действительно.
А про животворящую воду хорошо у Вас, Валера, подобраны цитаты.
Я поразмышляю еще, спасибо

Подумалось, что в проповедях можно найти о Предтече, что еще мною непонято. Пока нормального поиска не делала, но предварительный прогляд пока показал: о Предтече мало встречается в проповедях (по памятным дням, например). Надо будет посмотреть по Празднику Богоявления и на Усекновение главы, может там

                


Mission complete
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 23:40 22.07.2003
Олеговна, Вы писали:
> Вот этот момент – выполнена ли священная миссия Иоанна Предтечи, мне неясен все же.

Выполнена адназначна! Собственно, сами же и ответили на свой вопрос... Или я чего-то не понял...

> А результат... Ведь вокруг так и осталась ПУСТЫНЯ.

Предтеча, однако, "явил бо ся пророк и проповедник, вкупе и Предтеча", а не МЕЛИОРАТОР.