Искать средство от тошноты
Олеговна, православная, РПЦ - 17:01 07.08.2003
|
> Для меня вопрос ... не праздный ибо многие люди из моего окружения - неверующие ...
> Но еще, думается, здесь есть и наша вина, вина верующих:
> "У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку ...
> К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. ...
> Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру ..." (ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ. 30 мая 2002 г. Беседа соредактора журнала "Фома" с протоиереем Владимиром Воробьевым).
>
Может тему сузить несколько?
Ну да, вера - дается по воле Божьей и в свое время. Матфей призван позднее, чем Петр и Иоанн - когда в нем созрела готовность веровать; Савл обращен в миг. А кого-то и побуждать бессмысленно: сердце не готово и не готовится, хоть весело на свирели играй, хоть печальную песнь пой. Это мы и не обсуждаем. Это - Божие.
Но вот теперь - вера не под запретом, храмы пооткрывали, литературы - море, интернет, форумы... Так почему несмотря на все это, сердца людей по-прежнему не готовы? Почему не стремятся узнать, что-то понять?
> "..сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Сейчас почти нет таких духовников.."
Вряд ли их всегда было достаточно, чтобы каждый мог их видеть, и в 19 в. люди вдохновлялись житиями святых и дошедшими из веков книгами. И, надо сказать, в настоящее время в таком чтении нет недостатка, причем и о не так далеких от нас по времени святых.
Мне кажется, СЕЙЧАС громадное значение имеет то, КАК нужно говорить с людьми.
В нашей местной православной газете в разделе "Церковь и общество" было интервью с А.И.Осиповым о журналистике, о том, что "...светская пресса зачастую старается осветить только скабрезные моменты в жизни Церкви, а церковная (не вся, но некоторая) поступает прямо наоборот, льет на читателей один елей." А.И. спросили: "Как вы полагаете, эти две крайности так и сохранятся?"
Ответ А.И.:
" Думаю, что так, в основном, и будет. Светская пресса, действительно, зачастую ищет сенсации, что называется, подает жареное... Но если пойти дальше, то иногда прослеживается и желание вызвать у людей отрицательное отношение и к Церкви, и к какому-нибудь отдельному лицу, иерарху. Есть даже откровенно оскорбительные статьи, но даже они, эти грубые ругательные, на мой взгляд, приносят меньше вреда, чем те, которые вы правильно назвали елейными. Эта псевдодуховная слащавость действительно, как правило, вызывает какую-то тошноту. Помните: "мед обрет, яждь умеренно, да некако пресыщен, изблюеши..." Многие люди, читая такие статьи, интуитивно чувствуют, что этоне то, что есть на самом деле, а лишь сладкая мечтательность, выдаваемая за духовность... "
Это мнение А.И. можно отнести и к дискуссиям на форумах. Вот вроде бы все и написано правильно, и цитаты из отцев, но... дочитать до конца терпения не хватает - настолько слащав и елеен тон и обороты речи ( в таком стиле умудряются и "поливать" друг друга). Сказать бы то же самое естественным языком...
Годится ли на форумах, куда заходит приглядывающиеся к вере люди, еще и не читавшие св.отцов и далекие от Псалтири, такая вот стилизация языка - под 19 век? Надо ли простому мирянину вести разговор в квазицерковном стиле, возможно этим даже и отвращая? Конечно и сленг может у кого-то вызвать аллергическую реакцию, но думается, что "елейный" вариант - гораздо серьезнее. Мысли об этом давно, но в словах А.И. нашлось им подтверждение.
Прошу только правильно понять: речь вовсе не о осовременивании богослужебного языка, и не о катехизации под гитару, а о том, на каком "языке" говорить с пока далекими от Церкви людьми - вне ее, в т.ч. и на форумах, и таким словом, чтобы вера даже издали уже светила и грела, а не вызывала чувство непонятного мрачного сооружения с выглядывающими из окон бледными лицами с глазами долу.
|
|