Беседы о Православии

Почему не многие приходят ко Христу?
Олеговна, православная, РПЦ - 20:24 04.08.2003
(Это отрубок от ветки о Предтече)
На сообщ. "Да, точно (+ 1 момент)" Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:21 03.08.2003
(из http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_beseda&key=1059938507)

>>> Но вот вопрос как оффтопик: почему не многие приходят ко Христу?
>> Да все зависит только от воли Божией, Ему видна готовность сердца человека (притча о сеятеле тут пригодится). И слишком узок путь, большинство предпочитают уверенно шагать по широкой столбовой.
> Вы пишите: "И слишком узок путь, большинство предпочитают уверенно шагать по широкой столбовой".
> Вот этого-то не пойму никак. Сегодня меня поразила фраза из Евангелия: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие Его". Вспомнилось из слова свт. Игнатия "Блажен муж": Давид был царем, полководцем и героем, собрал бесчисленное богатство, имел все земные утешения и ни в чем из этого не признал блаженства, но сказал: блажен муж, которого вся воля в законе Божием. И подумалось: чтобы достичь какого-нибудь земного успеха, необходимо трудиться, напрягаться, ограничивать себя в том, что мешает, это мы понимаем, может, просто не видим, чего можно достичь, придя к Богу или хотя бы приступив к Нему, и в этом все дело? ("Но как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" или вернее здесь притча о сокровище, зарытом на поле?)
>

Для верующего неверие всегда загадка, а для невера - вера.
Есть много людей, кот. вообще не считают нужным о чем-нибудь усиленно размышлять и живут по принципу Карнеги: "Живи в отсеке сегодняшного дня". А если бы каждый мог поразмыслить... Из всех наук, мне кажется, более других может облегчить приход к вере философия. И даже вовсе не относящимся к ученым мужам человеку, который задумается всерьез о смысле жизни, о смерти (т.н. "философу", будь он хоть малограмотный пастух), вера тоже легче "дается" (Им!). ИМХО: предпосылка к вере - умение задумываться о смысле жизни, и это - только Дар.
К слову - факт из биографии Николая Лосского, знаменитого ученого-философа, на семь лет пережившего своего не менее знаменитого сына, богослова Владимира Лосского. Николай Онуфриевич дважды был гоним во время его пребывания в Петербургском ун-те; во время учебы был исключен за пропаганду атеизма, а закончив образование в Берне и став профессором философии в Питербурге, был лишен кафедры за христианское мировоззрение - отстаивал философский догмат о Св.Троице (1921). Вот путь настоящего философа.
То, что Вы, Сережа, подразумеваете: конечно, бывает даровано некоторым, но очень немногим, все же это удел совершенного, духовного человека. Давид - первый из царей, благоугодивший Богу, он и видел.
Свой собственный мистический опыт быстро приведет человека в ряд верующих. Но эта сторона "прив'ода" менее всего известна. Можно за всю жизнь ни с кем не поделиться. Хотя в книгах о таком много есть.

Значит получается, что неверие - сокровенная Тайна и мы не сможем никогда постичь ее?


> может, просто не видим, чего можно достичь, придя к Богу или хотя бы приступив к Нему, и в этом все дело?
>
А как увидеть, Сереженька, - вот вопрос в чем!

Блаженны не видевшие, но уверовавшие

                


Да, тайна...
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 12:59 07.08.2003
Наталия Олеговна, Вы пишите: "Значит получается, что неверие - сокровенная Тайна и мы не сможем никогда постичь ее?"
Внутренне - видимо, да, Тайна. Ибо кто знает, что в человеке. И почему именно так.
"Страсть [мое прим.: ведь неверие - страсть] - явление духовное, т.е. не поддающееся до конца рациональному объяснению. Духовное выше душевного, душевное тоже очень часто бывает иррациональным, и поэтому все здесь объяснить невозможно, понять умом невозможно, но можно многое понять сердцем, имея опыт. Исходя из учения святых отцов, можно сказать, что все страсти действуют в сердце человека неким таинственным образом, подменяя собой ту естественную духовную деятельность души, которая предусмотрена промыслом Божиим при сотворении человека" (Протоиерей Владимир Воробьев "ПОКАЯНИЕ, ИСПОВЕДЬ, ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО", интересная статья).
И вот, мне кажется, хороший пример иррациональности страсти - песня Высоцкого "Кони привередливые": "Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю я коней своих нагайкою стегаю, погоняю, <...> чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее, вы тугую не слушайте плеть".
Для меня вопрос "Почему не многие приходят ко Христу?" не праздный ибо многие люди из моего окружения - неверующие, и жалко, что не верят, потому что люди прекрасные: бывают моменты - открывается красота человека, образ Божий, что-то истинное и неповторимое, и восхищаешься.
Но еще, думается, здесь есть и наша вина, вина верующих:
"У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Сейчас почти нет таких духовников, которых мне еще довелось застать, проживших трагическое для нашей страны начало века, прошедших гонения - многие из них были в тюрьмах, лагерях. Это были люди удивительно богатой души, очень широких взглядов. Встреча с ними производила огромное, неизгладимое впечатление" ("ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ". 30 мая 2002 г. Беседа соредактора журнала "Фома" с протоиереем Владимиром Воробьевым).
Наталия Олеговна, Вы пишите: "А как увидеть, Сереженька, - вот вопрос в чем! Блаженны не видевшие, но уверовавшие".
Сразу же вспоминается прп. Силуан Афонский, сначала увидевший, и после этого все, что в мире, стало для него безвкусно: "Юноша ищет себе невесту, а девушка ищет себе жениха. Это земная жизнь, Богом благословенная. Но та душа, которую изберет Себе Господь и даст ей вкусить сладости любви Божией, земную жизнь не равняет с любовью Божией...". А нам бы просто уверовать, не видя или увидев чуть-чуть и запомнив это, и то хорошо.

                


Искать средство от тошноты
Олеговна, православная, РПЦ - 17:01 07.08.2003
> Для меня вопрос ... не праздный ибо многие люди из моего окружения - неверующие ...
> Но еще, думается, здесь есть и наша вина, вина верующих:
> "У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку ...
> К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. ...
> Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру ..." (ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ. 30 мая 2002 г. Беседа соредактора журнала "Фома" с протоиереем Владимиром Воробьевым).
>
Может тему сузить несколько?
Ну да, вера - дается по воле Божьей и в свое время. Матфей призван позднее, чем Петр и Иоанн - когда в нем созрела готовность веровать; Савл обращен в миг. А кого-то и побуждать бессмысленно: сердце не готово и не готовится, хоть весело на свирели играй, хоть печальную песнь пой. Это мы и не обсуждаем. Это - Божие.
Но вот теперь - вера не под запретом, храмы пооткрывали, литературы - море, интернет, форумы... Так почему несмотря на все это, сердца людей по-прежнему не готовы? Почему не стремятся узнать, что-то понять?

> "..сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни. Сейчас почти нет таких духовников.."
Вряд ли их всегда было достаточно, чтобы каждый мог их видеть, и в 19 в. люди вдохновлялись житиями святых и дошедшими из веков книгами. И, надо сказать, в настоящее время в таком чтении нет недостатка, причем и о не так далеких от нас по времени святых.
Мне кажется, СЕЙЧАС громадное значение имеет то, КАК нужно говорить с людьми.
В нашей местной православной газете в разделе "Церковь и общество" было интервью с А.И.Осиповым о журналистике, о том, что "...светская пресса зачастую старается осветить только скабрезные моменты в жизни Церкви, а церковная (не вся, но некоторая) поступает прямо наоборот, льет на читателей один елей." А.И. спросили: "Как вы полагаете, эти две крайности так и сохранятся?"
Ответ А.И.:
" Думаю, что так, в основном, и будет. Светская пресса, действительно, зачастую ищет сенсации, что называется, подает жареное... Но если пойти дальше, то иногда прослеживается и желание вызвать у людей отрицательное отношение и к Церкви, и к какому-нибудь отдельному лицу, иерарху. Есть даже откровенно оскорбительные статьи, но даже они, эти грубые ругательные, на мой взгляд, приносят меньше вреда, чем те, которые вы правильно назвали елейными. Эта псевдодуховная слащавость действительно, как правило, вызывает какую-то тошноту. Помните: "мед обрет, яждь умеренно, да некако пресыщен, изблюеши..." Многие люди, читая такие статьи, интуитивно чувствуют, что этоне то, что есть на самом деле, а лишь сладкая мечтательность, выдаваемая за духовность... "

Это мнение А.И. можно отнести и к дискуссиям на форумах. Вот вроде бы все и написано правильно, и цитаты из отцев, но... дочитать до конца терпения не хватает - настолько слащав и елеен тон и обороты речи ( в таком стиле умудряются и "поливать" друг друга). Сказать бы то же самое естественным языком...
Годится ли на форумах, куда заходит приглядывающиеся к вере люди, еще и не читавшие св.отцов и далекие от Псалтири, такая вот стилизация языка - под 19 век? Надо ли простому мирянину вести разговор в квазицерковном стиле, возможно этим даже и отвращая? Конечно и сленг может у кого-то вызвать аллергическую реакцию, но думается, что "елейный" вариант - гораздо серьезнее. Мысли об этом давно, но в словах А.И. нашлось им подтверждение.

Прошу только правильно понять: речь вовсе не о осовременивании богослужебного языка, и не о катехизации под гитару, а о том, на каком "языке" говорить с пока далекими от Церкви людьми - вне ее, в т.ч. и на форумах, и таким словом, чтобы вера даже издали уже светила и грела, а не вызывала чувство непонятного мрачного сооружения с выглядывающими из окон бледными лицами с глазами долу.

                


Родная речь (с самоирониею и серьезно)
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 00:34 21.08.2003
Некоторое время назад рассказывал одной своей знакомой в письме:
"Перед постом игумен Сергий, у которого исповедуюсь, сказал мне: "постись пока молодой, а то потом сердце, болезни всякие, вон сейчас сколько народу от перепадов температуры умирает..." Так что новости узнаю' от монахов <..> монастыря [один знакомый прокомментировал: "надеюсь, не из "Повести временных лет"] ибо ТВ не смотрю уже давно, и скоро мой лексикон будет заимствовать все больше славянизмов и слов 18 века, но, по-моему, это хорошо".
А если серьезно: может, и не прав я, но думаю, что не в языке дело, можно ведь и молчать, самая действенная апологетика - не словесная.

                


Родная, точно!
Олеговна, православная, РПЦ - 02:50 21.08.2003
Хотя и разместила свое сообщение под Вашим, на самом деле как раз Вас-то и не имела в виду, размышляя вслух о слащавости речи, поверьте :))
Ваши сообщения никогда не вызывают ощущения наличия "второго дна", что обычно бывает при чтении "елея".

Язык молитв, канонов, Псалтири - ну как же он верующему человеку может быть неугоден? Как дохожу до кондака (после песни 6 в Каноне к причащению), так всегда неизменно одно, - именно в этом месте комок встает в горле, и слезы уже...

Душе' моя, почто грехами богатееши,
почто волю диаволю твориши,
в чесом надежду полагаеши?
Престани от сих...

Разве ж это слащаво написано нам?

Не знаю, что видели москвичи из торжеств в Сарове и Дивееве, скорее всего только новостные сюжеты? - жаль, если так. Событие значимое.
По местному ТВ нижегородцы могли видеть полностью всю службу при освящении храма преподобного из Сарова, и всю без купюр литургию под открытым небом из Дивеева. Закадровый комментарий вел протоиерей Игорь Пчелинцев. Удивительное было сочетание ясности изложения, объяснений всех моментов служб на совершенно понятном и каждому мирянину языке - и бережное сохранение всего православного духа и языка службы - без елея, патетики и нарочитости: неспешный умный и добрый голос. Думается, после такого комментирования некоторые люди, до этого далекие от Бога, вполне могли прийти к Церкви.
Сослужали представители ВСЕХ православных Церквей. Ведь преподобного глубоко почитают во всем мире.
Патриарх Сербский Павел, ему около 90 лет, архиепископ Кентерберийский, - много было патриархов. За своих епископов молились каждый на своем языке, так замечательно было услышать.

                


Re: Родная, точно!
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:31 23.08.2003
В монастыре, в который давно хожу, иногда бывают очень хорошие проповеди на литургиях, есть здесь священники, которые говорят от сердца, и слова их запоминаются надолго. Успение Пресвятой Богородицы в прошлом году, отец Ф.: "Это день тихой радости", помню, погода была безветренная и лучи сквозь листву. Рождество Богородицы, отец Л.: "Пресвятая Богородица - душа нашей веры". Еще запомнилась фраза того же отца Л.: "Когда Бог касается души..." Мне кажется, когда слова идут от истинной веры, они всегда будут естественными, вспомним прп. Серафима Саровского, как действовали его слова даже на людей, далеких от практической веры.
А церковно-славянский язык, мне кажется, удивительный. А какова молитва перед Причащением! На литургии в нашем монастыре в юбилейный день памяти прп. Серафима эта молитва особенно сильно звучала: "... пришедый в мир грешныя спасти ..." Милосердие, превосходящее разумение.

                


Благодарю, Наталия Олеговна
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:31 07.08.2003
Благодарю Вас, Наталия Олеговна, за разумные слова.
Вижу, что они касаются и меня, за это тем более благодарю ибо себя увидеть труднее всего, и хорошо, когда кто-то помогает в этом (а то ведь иного просишь-просишь - не скажет пока не разозлится). Вот и для меня зримая польза от участия в этом форуме.
Храни Вас Бог.

                


Re: Да, тайна...
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:53 07.08.2003
Прости, Сергей,
думаю, что из-за того, что Церковь - это не сияющий небоскреб, а лечебница убогих, калек, грязных и нищих, потому туда мало кого тянет по своей воле. Какой преуспевающий муж заглянет туда, где на паперти грязные бомжи и калеки, а во внутри убогие бабушки и инвалиды душой и телом?

"Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом.[...]
Чтобы было как написано: "хвалящийся хвались Богом" (1Кор.1:26-31)

Думается, что как-раз обратной публики ищут те, кто в результате оказывается в различных ересях, - обычно западного толка.

С уважением.

                


Наша больница
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 00:32 21.08.2003
Прости, Андрей. Все так, больница. Неверующие, но желающие поверить, часто ждут от нас хоть малых результатов нашего лечения, есть немало людей, которые хотят поверить, но им трудно. В том интервью (журнал "Фома" 30.5.02, ссылки, жаль, не осталось) отец Владимир Воробьев еще говорит: "Нужно, чтобы чистый лик Христов Церковь являла миру. Приходя в храм, человек должен увидеть, ощутить совершенно иную жизнь, чем та, которая окружает его в мире. Эта жизнь должна быть светла, должна поражать своей красотой. И не только убранство храма, священнические облачения, церковное пение должны быть красивы. Самое главное - прекрасными должны быть верующие люди, их отношения. Вновь пришедший должен сразу понять, что здесь царит любовь, чистота, праведность, правда, что церковные люди живут по другому закону - по заповедям Божиим и что их молитва - это действительное общение с Богом, Который есть для них Отец Небесный. У нас сегодня это получается, к сожалению, с большим трудом. Когда человек приходит в Церковь, чего он только не насмотрится! И вот увидеть за всем этим действие благодати Божией бывает порой очень нелегко..."
"Одного слова, только одного слова иногда достаточно, чтобы человек сделал свой выбор!
Вот он впервые вошел в церковь. Он ощущает себя страшно непривычно, будто вышел перед людьми раздетый. Ему кажется, что все здесь уже давно "спелись", и ощущение того, что он натолкнулся на замкнутый мир "опытных" верующих отталкивает его, заставляет держаться ближе к дверям.
Ему так нужен сейчас человек, у которого можно спросить совета, который перевел бы его через некие узкие мостки, с берега на этот корабль (я помню, как боялся в детстве шатких мостков между причалом и кораблем, над темной водой)... Но ему кажется, что здесь до него никому нет дела.
Может быть, он дождется конца службы и разговорится с батюшкой, может, кто-то из продавцов в свечной лавке его подбодрит или кто-то из прихожан, обернувшись, просто улыбнется по-доброму - и он уже здесь, вместе с нами...
И все же - сколько людей на наших глазах уходит, не дождавшись нас... Вы когда-нибудь пробовали
сосчитать?"
(Владимир Гурболиков. "НАЙТИ СЛОВА ДЛЯ НЕГО". Фрагменты миссионерского дневника. 1995-2000)

                


Re: Наша больница
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 01:09 24.08.2003
Дорогой Сергей, и ты прости меня.

я и не спорю со словами отца Владимира, - действительно, «вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.» (2Петра. 1:5-7), и «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!» (прп. Серафим Саровский)
Но что стоит за словами «прилагая к сему все старание» и «стяжи»? Ты знаешь ответ, и решился на это, «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3) Но далеко не все решаются истинно постигнуть, что значит «заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:3), «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор.1:18) и «безумие» (1Кор.2:14 и 3:19).

С уважением.