Re: Дык, теперь и у меня утро наступило... :)
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 22:40 07.08.2003
|
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > > Спонтанный выбор средства в критической ситуации выявляет сущность человека. Один ударит, другой уйдет.
> >
> > Дык, а от куда эта максима взята? (Помимо классиков экзистанционизма)
>
> Ой, ты такими учеными словами меня не пужай...
Пардону, просим.
> Максима сия взята исключительно из моей головы. Это просто мое мнение. Кстати, на будущее - все, что я говорю, не обязательно является истиной в последней инстанции
>
> > Действительно ли это так?
>
> По-моему, да. Если по-твоему нет - объясни свой взгляд, я буду внимательно слушать. Свой я уже вполне объяснил, да и поговорки на тему "человек познается в критической ситуации" есть, наверное, у всех народов мира...
ИМХО, это предположение весьма опасно: с ним интуитивно легко согласиться, как с нечто самоочевидным, оно претендует на большую практическую ценность - кто же не хочет понять "сущность" любого человека, с которым он имеет дело, не говоря уже о самых близких людях. Но если внимательней пощупать этот принцип, сосредоточить на нем свое внимание, он ИМХО начинает расползаться под руками. Что я, может быть не совсем гладко, и постарался показать в прошлом сообщении своими вопросами.
С другой стороны, я не могу вспомнить какого-либо обоснования этого принципа, ни в Библии (где ИМХО говорится обратное: кто был верен в малом, будет верен и в большом), ни в науке.
> > > Муж, который не ушел (пусть хлопнув дверью), а заехал кулаком в глаз, просто показал свое истинное лицо...
>
> > ... и какое это "истиное лицо"?
>
> "Истинное лицо" - это клише, ярлык... Я зря употребил это избитое выражение и готов от него отказаться. Скажем точнее: показал некую, скрытую в обычной жизни, сторону своей натуры. В критической ситуации проявилась его принципиальная способность к "аргументу грубой силы", к причинению физической боли слабейшему, к презрению чужого достоинства и т.п.
Дык, как по мне это уже лучше.
> > Что говорит о сущности человека факт, что он в "критической ситуации"...
> > Что именно стоит за последним троеточием?
>
> Да многое стоит... В том числе и перечисленное тобой. Можно и добавить, но это уже т.ск. "толкование", если не литературное упражнение...
> Лучше просто говорить о том, что то или иное недостойное поведение в критической ситуации должно стать поводом к более глубокому познанию самого себя, соотв. более глубокому покаянию и попытке исправления. Т.е., будь я на месте священника, я сказал бы этому мужу примерно так: "вот видишь, как поверхностны твои "вера", "церковность" и пр.? Стоит вспыхнуть обычной семейной ссоре, и ты уже весь в плену страстей и зла, и можешь ударить жену... Значит надо глубже каяться, не думать, что ты в целом благополучен, а употреблять усилия и просить сил у Бога, что бы справиться с гнездящимся в тебе злом, которое столь явно проявилось". И т.п.
Полностью согласен с этим.
> > Что бы другого открыло бы нам "сущности человека", если бы он ушел пусть хлопнув дверью?
>
> Хм... Я думаю, что этой ветки скорее всего просто не было бы
>
> > Неужели, то, что понимается под "критической ситуацией", никак не влияет на выявление "сущности человека"?
>
> Не совсем понял вопрос... Ты имеешь в виду, что критические ситуации бывают принципиально разного типа, и поэтому по-разному выявляют? Вероятно, так. Хотя и не совсем... С трудом верится, что тот, кто в одной ситуации проявился, например, подлецом, в другой явится героем (если не учитывать, естественно, фактор времени, за которое он мог обратиться и исправиться).
Дык, ты такой советский фильм "Чучело" не помнишь? Там как раз пример подобной ситуации является несущей конструкцией сюжета.
> > А если влияет, то какой практический толк от этой максимы (по крайней мере здесь), если, в чем именно состояла критическая ситуация, не представляет себе полностью даже его жена.
>
> Не врубился в вопрос... расшифруй.
Проблема в том что во многих кризисных ситуациях, особенно не в примитивных, где речь идет о струсить или не струсить, в чем именно состоит кризисная ситуация не знает никто кроме самого человека в кризисе.
Дык, чтобы не ограничиваться одной критикой других людей, я постараюсь затронуть этот вопрос позитивном ключе, чтобы дать и другим возможность покритиковать меня.
Если подойти к этой же ситуации с позиции НЛП (я не утверждаю, что это истиная или правильная позиция, просто, другая), то мы возьмем за основу другую как бы самоочевидную истину: "В любой ситуации человек выбирает лучшую (на его взгляд) альтернативу из субъективно доступных ему альтернатив".
То есть применительно к этой конкретной ситуации муж засадил фингал в глаз бедной жене, потому что он не знал как поступить лучше, в буквальном смысле. Если бы он был более гибким в общении, он бы ушел хлопнув дверью, как поступаешь ты (и я тоже), или бы побил бы посуду, как делают некоторые, или бы сделал что-то из великого множества других способов, которыми уже и мы не способны воспользоваться в такой "критической ситуации".
|
|