Беседы о Православии

Что такое "созерцание"?
StanB., православный из РПЦ - 12:35 10.08.2003
Уважаемые участники форума,
может ли кто-нибудь разъяснить значение слова "созерцание" в аскетической литературе?

                


Re: Что такое "созерцание"?
Димитрий, православный христианин (МП) - 17:21 12.08.2003
Прости брат
Это второе искушение (Лк.4;Мф.4)
Спаси Господи

                


Re: Что такое "созерцание"?
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 15:29 12.08.2003
StanB., Вы писали:
> ...значение слова "созерцание" в аскетической литературе?
С литературой по этой теме знаком слабо - а вот личные впечатления имеются.
В норме мы все воспринимаем через призму собственого опыта. Видим не предмет, а его образ, осложненный воспоминанияи и знаниями. Иногда очень полезно воспринять окружающее без всех этих фильтров. Луч света - это только луч. Он светлый и теплый. Звук, запах, прикосновение - не надо вязать сеть ассоциаций. Смотришь, но не видишь, а что тогда? Созерцаешь...?
Гуржиев и Ко здесь не причем. От него у меня сложилось впечатление мистификации, ухмылки, спрятанной за вязью слов.
Сзерцать умеют младенцы. Если не дано воспринять Творца, то хотя бы не затуманивать Его отблеск в Его творении. Это еще не вера - но уже до-верие.

                


Re: Что такое "созерцание"?
Пришлец, Православный, МП РПЦ - 01:57 12.08.2003
СОЗЕРЦАНИЕ

Волн небесных прибой беспрестанно взывал
Твердь пристанищ земных бесприютно оставить.
Ток молитвенных дум челн ума пеленал,
Указуя дорогу в глубинную память.

И тишайший полет переливчатых вод
Осенил быстрый челн омовением чистым.
И сверкающих брызг над рекой хоровод
На запястье гребца надевает монисто.

Рассмеются лучи от прозрачных зеркал,
Расплескав тонкий звон из улыбок певучих,
И очищенный ум, взяв хрустальный бокал,
Пьет святое вино из надмирных созвучий.

                


Видение иного мира
Олеговна, православная, РПЦ - 05:43 11.08.2003
Можете прочесть

Монах Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/krivoshein.htm
(здесь текста немного)

и

гл.XI ("Божественный свет") у Владимира Лосского в его "Очерках догматического богословия Восточной Церкви"

http://www.wco.ru/biblio/books/lossk1/Main.htm?mos

                


Re: Видение иного мира
Олеговна, православная, РПЦ - 20:49 11.08.2003

Размышления И.Ильина, относящиеся к вопросу (как раз сегодня встретилось):

= = = = = = = = = = = = = =
…Религиозный опыт родится в одухотворенном сердце, — в виде любви к Богу. Любимое должно быть подлинно узрено, — духовным созерцанием. Разум призван помогать сердцу и созерцанию, — присущим ему чувством познавательной ответственности, тягой к трезвению и очищению; разум обещает религиозному опыту свою созерцательную мысль и «умную» любовь к Богу Воля призвана принять все это богатство духа к ограждению, закреплению и осуществлению. А сила чувственных состояний и восприятий должна научиться служить этому осуществлению, должна дать радость этому осуществлению, развертывая жизнь человека в великий Божий сад, в сад духовной культуры .
Самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечное созерцание.
Когда человеческая любовь прилепляется к объективно-значительному и священному жизненному содержанию, которым действительно стоит жить и за которое стоит бороться и умереть, то она оказывается духовной любовью. Она постепенно охватывает весь объем души и ее отдельных актов и все эти акты перерождаются и обновляются в своем строении и в своей силе. И вот, когда духовная любовь овладевает человеческим воображением, чтобы прожечь и очистить его, чтобы сообщить ему прочное укоренение и достойный предмет, тогда человек приобретает дар сердечного созерцания, — новый акт, дивный орган восприятия и опыта, подъемлюший и окрыляющий душу.
Этот орган, если его укрепить и ввести в жизнь, открывает нам новые религиозные и культурные пути. Человек, обладающий им, вступает в мир, чтобы духовно вчувствоваться в него и сочетать при этом всю объективность предметного созерцания со всей силой личного самовложения От этого акт его восприятия усиливается и становится вдохновенным. Он получает способность к художественному отождествлению с созерцаемым предметом, и, так как этим предметом его в пределах религиозного опыта является само божественное Совершенство, то он начинает видеть Его по-новому и воспринимать Его с великим приближением и с великой уверенностью.
Этот духовный акт — любящего и созерцающего вчувствования — открывает ему то, о чем он раньше и не помышлял, и такое, что постепенно обновляет все его внутреннее существо, его жизнь, его труд и всю создаваемую им культуру.
Этот акт и есть важнейший в составе религиозного опыта. Его можно обозначить как «сердечное созерцание» или просто как «созерцание». Созерцать означает приблизительно то же самое, что «рассматривать» и «видеть»; но здесь имеется в виду духовное рассматривание и духовное видение, способное воспринимать и чувственные и нечувственные предметы, но очищающее и символически углубляющее чувственный взор человека.
Если угодно, можно было бы сблизить идею «созерцания» с идеей «наблюдения», но это было бы такое «наблюдение», которое вчувствуется любовью и духом в живую самосуть предмета.
Можно было бы сблизить идею «созерцания» и с идеей «воображения»; но созерцание не блуждает беспредметно, оно сосредоточено и направлено (интенционально) и потому оно призвано «вступать» (во-ображать-себя), в объективный состав созерцаемого предмета.
Созерцание отличается от «фантазии» своей ответственностью и предметностью; оно не «фантазирует», а концентрируется и отдает свою интернациональную энергию любимому духовному содержанию.
Наконец, можно было бы описать созерцание как «непосредственное восприятие», но с тем пояснением, что эта непосредственность осуществляется силой духовной любви и художественного вчувствования и что это восприятие обращено к религиозному предмету.
Раз выработанное и выношенное, сердечное созерцание открывает человеку доступ к религиозному опыту. Воспринять Бога, «принять» Его, уверовать в Него и предаться Ему можно только силой цельного сердечного созерцания. Никакое рассуждение, никакое доказательство, никакое волевое решение подавить в себе все сомнения и заставить себя веровать — не могут заменить сердечного созерцания. Ибо вера дается через вчувствование в духовное Совершенство, — вчувствование, удостоверяющее даже вопреки всяким рассудочным «противо-доказательствам» и вносящее в душу цельность, недоступную ни для какой волевой дисциплины.
Однако сердечное созерцание имеет, далее, способность присоединяться ко всякому культурно-творящему акту и сообщать ему особую глубину и чистоту, особую укорененность, духовную значительность, жизненную силу и содержательное богатство.
Так, присоединяясь к мысли, оно дает ей проникновенность любви и созерцательную силу. На этом пути возникали все великие философии и все глубокие богословские учения. Именно этим путем пли гениальные ученые и в пределах эмпирической науки, ибо они не просто «наблюдали» свой предмет или «размышляли» над ним, но созерцали любовью и духом его живую самосуть.
Присоединяясь к воле, сердечное созерцание связует ее совестью, сообщая ей ее настоящую глубину и подлинное благородство, и научая ее видеть свою цель и измерять ее сразу мерилами совершенства и живой реализуемости.
Овладевая художественным творчеством, сердечное созерцание указывает ему его достойнейшие и значительнейшие предметы и дает ему дар любить, видеть и петь.
Овладевая правосознанием, сердечное созерцание раскрывает в нем его глубочайший корень — волю к духу, добру и справедливости и превращает его в живую правовую интуицию.
Все акты человека обновляются, очищаются и углубляются от участия этой драгоценной духовной силы. Все сферы жизни заживают новыми содержаниями: воспитание, преподавание, дружба, брак, семья, врачевание, служба, суд, воинское дело, политика, хозяйство — все приемлет дары религиозного обновления, в которых так настоятельно нуждается современная культура человечеств (см. мою книгу «О грядущей культуре» - “Blick in die Ferne”). Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта. Том I. Глава пятая «О приятии сердцем»

                


Re: Видение иного мира
StanB., православный из РПЦ - 20:37 11.08.2003
Благодарствую.

Однако я нашёл иное определение:

Созерцать - значит присутствовать там, где ты есть, быть здесь и сейчас; мы же, как правило, бессильны обуздать собственный ум, произвольно блуждающий в пространстве и времени. Мы то вспоминаем прошлое, то предвкушаем будущее, то планируем, чем заняться. Люди и места нескончаемой вереницей кочуют перед нашим мысленным взором, и нам не хватает сил, чтобы удержать себя там, где мы должны быть - здесь, в присутствии Божием.

(Каллист Уэр)

Но это весьма смахивает на Гурджиева, поэтому можно ли принять такое определение?

                


Еще из Ивана Ильина
Олеговна, православная, РПЦ - 07:07 12.08.2003

Окончание гл.5, на кот. уже давала сылку:

...И все те элементы религиозной жизни, которые я только что критически рассмотрел и отверг как неспособные и непризванные стать главным источником религиозного опыта, находят свой духовный смысл и свою жизненную меру именно через сердечное созерцание. Так земная любовь находит свой смысл как цельное выражение духовной близости. Страх облагораживается и становится сердечным благоговением перед Богом. Человек научается просящей молитве и постигает с ясностью, о чем можно просить Бога и о чем нельзя. Магия перестает быть соблазнительной, потому что человек научается смирению и чувствует себя уже получившим не по заслугам — и силу духа, и власть сердца. Созерцание ограждает его от отвлеченного интеллектуализма, сердце угашает опасности бес плодного рассудка, и трезвение заменяет плоскую «трезвость». А безответное успокоение в слепой покорности не обещает ничего положительного тому, кто обладает силой автономного сердечного созерцания.
Именно в этом направлении предносится мне грядущее религиозное возрождение человечества как возможное, желанное и творчески благодатное.

                


Критикуем Ильина
Пришлец, Православный, МП РПЦ - 12:38 12.08.2003
Ильин, конечно же, хорош, но... Гнозис Дионисия и Максима, опыт Макария и Евагрия в вершинах своих идет не от сердечного созерцания, а от сверхобразного (безОбразного) вИдения, получаемого теми, кто стяжал ум Христов. Сей ум неразрывно связан с чистым сердцем, однако, это не одно и тоже.

Ильин: "через сердечное созерцание ... страх облагораживается и становится сердечным благоговением перед Богом."

Такое может сказать только тот, кто не занимался практически "облагораживанием" страха.

Пример: подвижник-простец, в полную меру получивший сердечное созерцание, может дико бояться и осуждать жидов, современную цивилизацию и ее плоды, лиц противоположного пола и т.д.

Ильин: "Магия перестает быть соблазнительной.."

Тварный мир насквозь магичен. Соблазнительно и неверно видение магии как вещи, которая не касается человека, если он не принимает ее поверхностным умом.

Ильин: "Созерцание ограждает его от отвлеченного интеллектуализма"

Не ограждает, а превосходит - огромная разница.

Ильин: "А безответное успокоение в слепой покорности не обещает ничего положительного тому, кто обладает силой автономного сердечного созерцания"

Сердечное созерцание может прекрасно соседствовать со слепой покорностью. См. выше приведенный пример действия страха.

Вывод: Ильин говорит (в этом месте) от рац. ума, у него нет глубокого понимания созерцания.

                


Re: Критикуем Ильина
Олеговна, православная, РПЦ - 18:49 12.08.2003
Спасибо!

> Вывод: Ильин говорит (в этом месте) от рац. ума, у него нет глубокого понимания созерцания.
>
Хорошо, что Вы употребили "в этом месте". В отстканированной главе - только о сердечном созерцании, тут Вы правы. Есть еще второй том книги и в нем гл.25 "Приобщение к свету", он там имена настоящих Бого-созерцателей перечислил. Но учения исихазма там тоже нет, конечно, книга вся о другом несколько.
Я вот в чем виновата. Ильин в предисловии к "Аксиомам..." пишет:
"...усердно прошу серьезных и ответственных читателей моей книги, (...) судить о книге лишь по прочтении ее целиком: ибо она цельна от заглавия до последней строки..."
Приведя отрывок, я как раз сделала то, чего он опасался. Прости, Господи!

Хорошо, что вы подсоединились и поправили.