Беседы о Православии

Выбор
VD, православній (УПЦ МП) - 18:40 20.08.2003
Я руковожу частным предприятием, на котором работают рабочие, менеджеры, охранники и пр. со всеми человеческими слабостями.
Я постоянно имею проблему выбора - как поступать с нарушителем, злоумышленником, чтобы самому при этом не совершать греха?
1. Наказать. У нас на сегодня рычаг практически один - материальный - лишить какой то части зарплаты. (пожурить частенько неэффективно, разъяснить - не до каждого дойдет, тем более что ситуативно мы как бы на разных сторонах баррикады - я владелец, он наемник, о физических мерах конечно и речи нет). Но может ли христианин "мзду наемничу удерживать"? А как мне узнать не последний ли кусок я отнимаю тем самым у его детей?
2. Не наказывать материально (то есть обойтись одной из указанных выше альтернатив, заведомо зная что они не будут эффективны).
А безнаказанность порождает рецидив, иногда ещё большие проступки. А остальные 59 человек увидят, что воровать (пьянствовать, прогуливать работу) можно и сами ступят на тот же путь.
3. Уволить. И оставить совсем без работы. И без куска хлеба, возможно. И дать возможность от праздности и безденежья ввязаться в криминальную деятельость???
Очень хочется разобраться.

                


Ответствнность.
Алексей Исаков, православный - 14:33 21.08.2003
Уважаемый Вадим!
Божией волею Вам дана власть - небольшая, но власть, Вы стали руководителем. И власть не может быть слишком либеральной и мягкой, тогда не устоит она. Имеющий власть, мне кажется, должен и наказывать, когда это необходимо.
Если бы Вы были руководителем группы православных, воцерковлённых людей, тогда бы могла идти речь о назидательном чтении Евангелия и проч. (да тогда бы и с пьянством, и с воровством, и с обманами дело стояло совсем бы по другому), но как мне представляется, в коллективе Вашем есть самые разные люди самых разнообразных мировоззрений. И тогда надо, наверное, по слову апостола Павла - с эллином быть эллином, с иудеем быть иудеем. Неверный в малом не будет верен и в большом, и мне кажется, что человек, непорядочный в работе, и семьянином будет таким же. Про пьянство уж и говорить не стоит. Я думаю, таких людей просто должно воспитывать!
Опять же - почему 59 человек будут добросовестно трудится, а один будет приходить пьяным, или сочковать, или воровать? Ведь некоторые подумают - а мне что, больше всех надо? И потянется цепь беззаконий... Наверное, руководитель просто должен навести порядок. Сначала обличить с глазу на глаз, потом - принародно, потом наказать рублём, а если не помогает, вероятно, стоит поставит вопрос об увольнении. Я думаю, православный начальник должен быть не добреньким и всё позволяющим, но - принципиальным. И не орать на подчинённых, срывая свои неудачи - пусть это отличает Вас от многих других. Знаете, если про Вас ещё будут говорить Ваши подчинённые - не, наш не пьёт, он верующий! И им пить стыдно будет.
А наказав рублём, или даже уволив - наверное, просто надо молиться за этого человека, ведь Вы же за него в ответе оказались. И если уволенный придёт с покаянием, с осознанием своих ошибок, с просьбой о помощи - придётся брать назад...
Вадим, просите - и дано будет Вам, Господь всё устроит.
С Богом!

                


Re: Выбор
VD, православній (УПЦ МП) - 09:18 21.08.2003
Большое спасибо всем, кто высказался.
Особо - Братцу Дыкъ, всё сказанное Вами, может и не исчерпывающие ответы на мои вопросы (а я согласен что простых решений для таких вопросов может и не быть), но по крайней мере помогает и привести в порядок мои размышления на эту тему и обрести уверенность в моих поступках.
Димитрию хотел бы ответить,- не уверен, что принудительное чтение Евангелия в качестве наказания полезно для души человека. Ведь даже когда священники налагали епитимью в виде обильных молитв, или поклонов, это налагалось на людей, которые покаялись на исповеди во грехе, и готовы принять наказание и жаждут через наказание искупить вину. Боюсь что в моей ситуации как правило ситуация иная.
И кстати, я человек на форуме новый, расшифруйте, пожалуйста аббревиатуру ИМХО, если не трудно.

                


Re: Выбор
Димитрий, православный христианин (МП) - 20:09 21.08.2003
Прости брат.
Да, это трудно... В беседах с человеком, о предприятии которого было рассказано, мы неоднократно приступали к этому самому главному и почти непреодолимому препятствию -- исповеданию начальником своей веры перед подчиненными. Легко говорить, трудно делать.
Пристальнее рассмотрев, обнаружим, что чтение Евангелия в данном случае не альтернативное наказание, но спасение от наказания (выговора, штрафа, увольнения и т.д.), т.е. от того, о чем будто бы "сокрушался" и "переживал" начальник. Речь не идет о "принудительном чтении" (хотя и в этом случае польза несомненна: «ты не понимаешь, зато бесы понимают и бегут»), но о свободном выборе провинившегося или объявленного таковым, о введении дополнительной "табели". Ведь и в жизни у нас тот же выбор, как думаешь?
Следующим "аргументом" обычно становится: "как можно принуждать к чтению Евангелия мусульман, язычников -- разве это не насилие?" :-))) Ладно, чего там...
"не уверен, что принудительное чтение Евангелия в качестве наказания полезно для души человека" -- Позволь прочесть тебе эти не твои слова в действительном их смысле: "Евангелие губит душу человека"...
Спаси Господи

                


Re: Выбор
VD, православній (УПЦ МП) - 12:58 22.08.2003
Димитрий, Вы писали:

> "не уверен, что принудительное чтение Евангелия в качестве наказания полезно для души человека" -- Позволь прочесть тебе эти не твои слова в действительном их смысле: "Евангелие губит душу человека"...

Слова то мои, да вот смысл изложенный Вами вряд ли действителен.
Во-первых "не уверен, что полезно" - не значит только "вредно", есть ещё категория "бесполезно".
И потом, разве всякое чтение Евангелия спасительно для души?
А если читают глумясь и насмехаясь. Был ьакой Емельян Ярославцев, автор "Библии для верующих и неверующих " он тоже Евангелие читал, творя свой гнусный труд.
Прошу прощения у всех, кто понял мои поиски правильных для меня решений на христианском пути (достаточно для меня новом), как сомнения в ценности Евангелия вообще. Это далеко не то, что я хотел сказать.
Спаси Бог.

                


Re: Выбор
Anton, Православный, РПЦ МП - 13:07 21.08.2003
>расшифруйте, пожалуйста аббревиатуру ИМХО, если не трудно.

ИМХО = IMHO = In My Humbled Opinion

список некоторых других принятых в интернете акронимов можно посмотреть, например, здесь : http://www.folklor.ru/text/articles/ifolk1.html

                


Re: Иллюзия выбора
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 00:56 21.08.2003
VD, Вы писали:
> Я руковожу частным предприятием, на котором работают рабочие, менеджеры, охранники и пр. со всеми человеческими слабостями.
> Я постоянно имею проблему выбора - как поступать с нарушителем, злоумышленником, чтобы самому при этом не совершать греха?

Задача поставлена таким образом, что фактически не оставляет оптимальных вариантов. По этому у тебя эта проблема и постояна.

ИМХО, полезней и эфективней расматривать вопрос, что надо делать чтобы не было нужды наказывать за нарушения и тем более за злоумышления Очевидно, лучший способ - это чтобы не было самих злоупотреблений и нарушений. С этой перспективы и надо решать как поступить с каждым конкретным нарушителем.

Я для этого знаю 3 способа (в порядке убывания):

1. Селекция.
"Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты" и "Подобное притягивает подобное" действует и в бизнесе. Если ты позволишь оставаться в отделе вору, достаточно быстро у тебя не останется в этом отделе честных людей. Они либо совратятся в воровство, либо сами уйдут от этой мерзости подальше, либо их сживут. И на оборот, если в коллективе создается здоровая атмосфера, то воры там не задержутся. Так же с остальным.
(Конечно не следует вдаваться в крайности, если человек с работы унес домой ручку - это тоже конечно воровство, но здесь речь идет не о таком воровстве)

2. Энтузиазм
Мало кто счастлив от того что проводит большую часть бодрствования на работе, стараясь заработать деньги на содержание семьи.
Людям хочется чего-то большего. Иметь цель в жизни, приносить пользу, быть нужным, видеть результаты своего труда, побеждать, самосовершенствоваться и т.д. Это очень мощный стимул в жизни, и для менеджмента, он еще более притегателен, тем что не требует прямых матерьяльных вложений:
а) определить хорошую цель для организации, ее миссию, того что она хочет достичь и донести ее до сотрудников;
б) дать работнику почуствовать, что он нужен для достижения этой цели;
в) предостовить обратную связь,чтобы сотрудники видели результат своего труда;
г) показать каждому сотруднику, что фирма ценит вклад который он вносит. На этом этапе, хорошо использовать и матерьяльный стимул: чтобы работники имели свою долю при разделе прибыли, но это и так обычно происходит в той или иной форме.

3. Страх
Это ИМХО самый слабый и наименне полезный способ. ИМХО его имеет смысл напрямую использовать только в тех случаях, когда способ номер 2 не действует, а номер один почему-то не применим (на пример не заменимый специалист). Не явно же он автоматически применяется как побочный эфект способо номер один.

> 1. Наказать. У нас на сегодня рычаг практически один - материальный - лишить какой то части зарплаты.

Это и плохо. Для того чтобы эфективно действовать надо иметь хотя бы три варианта как поступить, больше - лучше.

> (пожурить частенько неэффективно, разъяснить - не до каждого дойдет, тем более что ситуативно мы как бы на разных сторонах баррикады - я владелец, он наемник, о физических мерах конечно и речи нет).

Дык, а почему??? Что за классовый подход? :) Вы с ним на одной баррикаде, просто один с пулеметом, а другой с биноклем. Если ты не сделаешь прибыль - он не получит зарплаты, если он не будет делать свою работу хорошо, ты не сможешь получить прибыль.
Одна из важнейших задач менеджмента - это чтобы все работники это понимали и чуствовали.

> Но может ли христианин "мзду наемничу удерживать"?

От чего же нет? Если это конечно не в результате обмана наемника.
Да и опять таки тут вопрос еще гибкости. Премии твои работники время от времени получают? Если они все одинаковую сумму (или процент) получают в независимости от того как они работали, то это не просто деньги на ветер - это гораздо хуже.

> А как мне узнать не последний ли кусок я отнимаю тем самым у его детей?

У тебя как христианина и ктому же начальника своих ответственностей весьма премного. Однако ответственность за то что бы кормить его детей лежит на нем, а не на тебе. Брать на себя чужие ответсвенности - это совершенно лишнее.

> 2. Не наказывать материально (то есть обойтись одной из указанных выше альтернатив, заведомо зная что они не будут эффективны).
> А безнаказанность порождает рецидив, иногда ещё большие проступки. А остальные 59 человек увидят, что воровать (пьянствовать, прогуливать работу) можно и сами ступят на тот же путь.

Совершенно согласен.

> 3. Уволить. И оставить совсем без работы. И без куска хлеба, возможно. И дать возможность от праздности и безденежья ввязаться в криминальную деятельость???

Ну прежде всего, если увольняешь за воровство, то это уже и есть самая настоящая криминальная деятельность. Если же увольняешь за праздность (чем еще являются прогулы?) то от того что он еще работает, вероятность того, что он ввяжется в криминальную деятельность не намного меньше. Вопрос где ты предпочтешь чтобы он ввязался в криминальную деятельность: "на улице", в твоей фирме или, не приведи Господь, у твоих клиентов??

Опять таки здесь принципиальна гибкость, если по какой-то причине тебе совесть не позволяет его просто уволить, отправь его на месяц или на два в отпуск за свой счет. И ему будет одуматься и остальным наука. А дети его за это время с голода не умрут.

> Очень хочется разобраться.

Дык, менеджмент - это что-то среднее между наукой и искусством, с этим разбираются всю жизнь. :)
Кстати, в качестве диссклеймера: мой опыт в качестве менеджера, достаточно ограниченный, я пишу, скорее с позиции наемника, правда с достаточно богатым опытом работы в корпорациях, как в Украине, так и в США.

                


Re: Выбор
Anton, Православный, РПЦ МП - 23:44 20.08.2003
из личного опыта (я, правда, работал всего лишь начальником отдела) :
у нас работа в компании строилась на основе западного опыта управления, соответственно также действовали различные системы штрафов и поощрений
в рамках каждого отдела бОльшую часть вопросов, связанных со штрафами и поощрениями, решал начальник отдела (иногда советуясь с генеральным менеджером)
Разумеется работники были извещены заранее о всей системе штрафов и знали, что правила - таковы. Т.е. это выглядело не так, будто я его наказываю, а так, будто действует известное всем правило. Иногда, особенно в случае повторения нарушения, приходилось вместе с работником садиться и разбираться - почему происходит такая ситуация. Причём я искренне старался донести до человека, что так происходить не должно, что он сам должен это понять, а иначе ничем хорошим ситуация не закончится. Иногда, особенно если я видел, что человек это искренне принял (или что нарушение вызвано какой-то случайностью, а не злоупотреблением), я разовым решением штраф отменял (это, по-моему, тоже важный элемент взаимоотношения с работником, а кроме того совесть иногда подсказывает поступить именно так ... однако нельзя давать садиться себе на шею - попытки себя "разжалобить" приходилось сразу же пресекать). Ну и, само собой, система поощрений - при которой человек, не сделавший нарушений (даже если особых заслуг он не сделал) всё равно как-то поощряется.

                


Это затруднение невелико, мне кажется.
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 22:06 20.08.2003
Безусловно, наказывать необходимо.
Безусловно, наказывать необходимо рублём или увольнением - т.к. другое не будет воспринято, как наказание.
Главное - сотрудники должны быть заведомо оповещены о том, что за такие-то такие-то проступки будут действовать штрафы - и в этом случае не может быть речи об удержании "мзды наемничей". Их никто не обманывает - знают, на что идут.
И подумайте ещё о том, что с увольнением освободится место для другого человека, которому оно, возможно, действительно более необходимо, чем его предшественнику.
Просто не держите ни на кого зла, и поступайте по справедливости.

                


Re: Выбор
Димитрий, православный христианин (МП) - 21:02 20.08.2003
Прости брат
"как поступать с нарушителем" -- Знаю человека, который на своем предприятии ввел альтернативное "наказание". Нарушителям предоставляется выбор: либо расплата по "всей строгости", то бишь "рублем" и проч., либо они должны прочесть наизусть главу и более из Евангелия. :-)
Спаси Господи

                


Re: Кузница атеистических кадров??? (-)
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 21:37 20.08.2003

                


Re: Авто-транспортное предприятие :-) (-)
Димитрий, православный христианин (МП) - 23:20 20.08.2003

                


Управленческий консалтинг
Тарас, православный, АААПЦ - 19:54 20.08.2003
Дорогой Вадим,

Это несомненно очень хорошо, что вы задумываетесь над этической стороной управления компанией с точки зрения Православного Христианина. Несомненно христианская история имеет примеры как великих управляющих, так и тех, кто не избрал "царского пути". Но ваш вопрос все же более относиться к практике, чем к философии и этике. Поэтому рекомендую обратиться к опыту работы западных компаний, особенно в смысле организации правильных стимулов работы ваших сотрудников.

Не сочтите меня за либералиста, прозападника и проч. Просто этические и психологические системы принятые сегодня в западном обществе в большинстве своем все же строяться на фундаментальных христианских принципах, так сказать. Это неизбежно отражается и на принципах управления кадрами.

Я бы порекомендовал найти какой-нибудь западный учебник по психологии управления, ну а если бюджет компании позволит, предусмотреть статью на оплату какой-нибудь консалтинговой компании. Это эффективно и по-христиански этично. Простого же ответа не ищите, т.к. это создает почву для серьезных ошибок.