Елене-Тео
andre, православный МП - 22:05 24.08.2003
|
Насколько мне известно, вставка «и от Сына» была предложена некоторыми испанскими епископами на Втором Вселенском соборе с целью подчеркнуть равенство Сына Отцу. Но эта формулировка была отвергнута как неудачная. Неудачность, если кратко, в том, что у двух Ипостасей Троицы оказывается ОБЩЕЕ свойство, которого лишена Третья Ипостась. В дальнейшем filioque неоднократно отвергалось как западными, так и восточными отцами Церкви, каждый следующий Вселенский Собор подтверждал незыблемость Никее-Константинопольского Символа веры. Впрочем серьезные попытки возвести filioque в ранг догмата начались лишь в восьмом веке. Но тут же в начале девятого века Аахенский собор (809 г.), специально рассмотрев этот вопрос, оставил Символ веры без изменения. Карл Великий, желая подчеркнуть свою независимость от Византии, обратился к папе Льву III с просьбой утвердить «недавно появившееся» (цитата!) учение о Святом Духе. Но Лев III не только категорически отверг просьбу императора, но и ознаменование незыблемости Символа веры повелел вырезать его текст на двух серебряных досках – по-гречески и по-латыни, и положил их при гробнице Апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, положил эти скрижали по любви к православной вере и для охранения ее». (Слово «православная» имеет здесь, конечно, смысл веры ПРАВОЙ, святой, апостольской). Filioque осудил и папа Иоанн VIII, признав, что ввести его хотят «по безрассудству» (879 г.), но уже его преемник Адриан III, личный враг константинопольского патриарха Фотия, учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» в степень догмата. К концу 10 века этот ложный догмат распространился по всему Западу – КРОМЕ РИМА! В самом Риме filioque в Символ веры внесено по настоянию германского императора Генриха I папой Венедиктом VIII в 1014 году.
Догмат, позволю себе еще раз высказать эту совсем не политкорректную мысль, ЛОЖНЫЙ, он искажает учение о Святой Троице. Богословские аргументы против filioque слишком обширны, чтобы их тут приводить. А гораздо более важны причины его принятия:
1) Влияние мирской власти, политики и человеческой страстности
2) Дух папизма, являющийся подлинным «истоком и тайной» католичества.
В своем стремлении склонить восточные церкви к унии, Рим, собственно говоря, пытается навязать не столько богословское учение, не столько некие истины, им открытые и догматически закрепленные, сколько власть римского папы и свое понимание церковной дисциплины. На этом пути католицизм во многом «идет навстречу» православию, признавая в нем сокровища духа, очарование и правду древности, доходя даже до признания восточных святых, ДО УСЛОВНОЙ ОТМЕНЫ filioque (говоря, что оно все равно имплицитно содержится в Символе веры и может быть выведено оттуда логически), доходя до введения «восточного обряда» в богослужении, даже настаивая на нем в определенных случаях, но ... при обязательном условии признания главенства римской кафедры: «Можно обсуждать любые доктрины римского богословия, кроме одной – примата власти Римского папы», – как писал когда-то архимандрит Киприан (Керн).
|
|