Беседы о Православии

Re: Пробретение вещей (+)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:07 28.08.2003
Дорогой Алексей (Исаков),

ты высказал такую мысль:
>Нестяжательство--да, это великая добродетель... Но если Господь даёт возможность воспользоваться какими-то мирскими удобствами--мне кажется, надо только благодарить Его за это, и не забывать делиться с тем, у кого таких возможностей нет...

Согласен с тобой, что и нестяжательство - великая добродетель, и делиться - надо. Но вот скажи, как бы ты соединил свои слова "...Но если Господь даёт возможность воспользоваться какими-то мирскими удобствами, - мне кажется, надо только благодарить Его за это..." со словами " чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей..." (Лк.16:24)?
Не возникало ли у тебя мысль, что слово "дает" некоторым образом в этом случае - ветхозаветное, а новозаветное и православное должно быть другим, например, - "попускает", и что следует за этим, в таком случае?

Если не трудно, скажите, братья, ваши мысли, - может, я и свои подправлю. Не возникало ли у вас мысли, что вы превращаетесь всего лишь в подвижников правил хорошего тона с крестом на груди? Вон, вегетарианцы круглый год и всю жизнь скоромного не едят, а вежливости и учтивости, может, у кого из них и поболее будет. И безо всякой веры, просто на туманной идее.
"Секрет"-то в чем, братья? Что есть такое - "покаяние Богу, через веру в Иисуса Христа"?
А то замкнутый круг получается. Исповедуешь грехи, исповедуешь, а ничего не меняется, и грехи-то - одни и те же. Как начал верить, так и закончу, - ничего в себе не изменив? Только лишь энциклопедически подкованным в православии? Чем, скажите, должен отличаться православный от благородного, учтивого, почтительного и вежливого язычника? Ну, ведь, не тем же, что иногда пост соблюдает, и в храм ходит? Нет, не тем. Однако же и язычники знают и практикуют и сострадание, и милосердие, и милостыню, и пожертвование, и жертвенность жизнью за жизнь ближнего, и прочие добродетели. Все читали с детства "Что такое - хорошо, и что такое - плохо!", и все воспитывались на пионерах-героях.
Итак, - чем отличаются правила хорошего тона, правила вежливости, и прочие правила мирного и доброго сосуществования, партриотичности, гражданственности, нравственности и законности от православной веры?
В обожении, в совершенствовании? Да. Но каким образом? Через "Что такое - хорошо?"

С уважением.

И с праздником!

                


Re: Пробретение вещей (+)
OIM, Православное - 10:46 03.09.2003
Андрей Л., Вы писали:

> Но вот скажи, как бы ты соединил свои слова "...Но если Господь даёт возможность воспользоваться какими-то мирскими удобствами, - мне кажется, надо только благодарить Его за это..." со словами " чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей..." (Лк.16:24)?

Вот объяснение смысла этих слов у прот. Валерия Захарова:

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь предложила нам хорошо известную притчу Христа Спасителя о богаче и Лазаре. Я не ошибся, сказав, что эта притча для многих из нас действительно хорошо известна, т. к. она часто звучала здесь, в храме, во время богослужений, а те, кто любит читать Священное Писание, неоднократно читали ее. Но, тем не менее, я дерзну еще раз напомнить начало этой притчи так, как об этом повествует апостол и евангелист Лука. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16, 19-22). Когда мы читаем или слушаем эти стоки, то невольно может возникнуть мысль о том, что вполне справедливо поступает Господь по отношению к этим людям. Мы думаем, что богач за то и наказан Богом, что был богатым человеком, всем наслаждался в этой жизни, все имел сполна, а там, в вечной жизни, за все это и был отдан на вечные мучения. А вот Лазарю много пришлось претерпеть в этой жизни. Сам Господь говорит о том, что он ничего не имел и единственно, о чем мечтал, так это — напитаться теми крохами, которые падали со стола богача. И вот, якобы, за эту нищету Лазаря Господь и дарует ему вечное блаженство в Царствии Своем Небесном. Но это не правильное представление о том, почему богач был осужден, а Лазарь получил вечное блаженство. Дело не в богатстве, как и не в бедности. Не богатство служит осуждением для того или иного человека, как и не бедность открывает для бедняка двери Царства Небесного. Нет! И еще раз нет! Отношение к богатству, которое даровано Богом, или к бедности, которую, как крест, должен нести человек во время своей земной жизни — вот, что определяет участь человека. Богач был осужден за то, что, пребывая в богатстве, он забыл о том, что кто-то может нуждаться, кто-то беден, голоден, наг, не имеет крыши над своей головой. Можно с легкостью представить, как часто проходил богач мимо нищего Лазаря и никогда не подал ему ни куска хлеба, ни стакана воды, ни какой- нибудь одежды, даже никогда не остановился, чтобы хотя бы ласковым взором ободрить этого человека и теплым словом согреть его душу. За это жестокосердие он и был осужден на муку вечную. Да и бедняк был восхищен на лоно Авраама, как я уже сказал, не за бедноту, а за то, что он принял свой крест от Бога и нес его без ропота, без сожаления и раздражения, без желания переделать этот мир, «раскулачить» богача и поделить все богатство поровну. Он с терпением нес свой крест, и за это принятие воли Божией, как своей собственной, он и был восхищен на лоно Авраама.

С уважением.

                


Re: Пробретение вещей (+)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:43 03.09.2003
Дорогой OIM, спаси Господи тебя за беспокойство обо мне.

Что можно сказать о проповеди в храме?... Господь говорит своим овечкам.
Овечек много, разного возраста и разных сил и здоровья, с разными пристрастиями. Поэтому говорится на проповеди самое основное, что было бы всем понятно, и как бы - съедобно. Более на проповеди сказать и нельзя, т.к. не являются все поголовно эти овечки, например, опытными монахами, - подавятся "твердою пищею"(1Кор.3:2). Но и менее некоего минимума сказать тоже нельзя, т.к. тогда будет не православие, а безбожные правила псевдо-хорошего тона.

Вон, какой-нибудь человек думает, что достачно быть просто честным, - без Бога в душе, без веры в Иисуса Христа. А иногда даже и верующему начинает так казаться, - что достаточно быть только "честным и нравственным", плюс храм посещать для исповеди и причастия. Только вот вопрос, - почему "честный" человек все никак не может избавиться от душевной, внутренней неприязни, лицеприятия, ехидства, ерничанья, насмешек, злорадства, от рытья "ям", от передергивания себе в угоду, от надмения, ненависти, мщения, зависти, споров, разногласий (1Кор.3:3), от превозношения перед другим (1Кор.4:6), от злоречия и уничижения?... В чем "проблема"?... Может быть, в том, что и не может быть истинной "честности" не просто - вне Бога, но вне движения к Нему? Но что есть - "движение"?...
Ответ на это у прот.Валерия Захарова должен быть, и наверняка есть в Евангелии, но, думаю, что мне это растолкуют уже не на проповеди, а с глазу на глаз, но тогда только, когда зубы поменяю с молочных на коренные.
Ибо к кому сказано это: "И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские." (1Кор.3:1-3) ?

С уважением.

                


Что есть движение?
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:55 03.09.2003
Андрей, Вы пишите:
>"В чем "проблема"?... Может быть, в том, что и не может быть истинной "честности" не просто - вне Бога, но вне движения к Нему? Но что есть - "движение"?..."
Вот два отрывка из бесед Осипова А.И.: 1-й "Атеизм и религия", 2-й "Основы духовного развития личности" (мне просто нравится, как он рассказывает, очень живо):
1. "Дьявол явился к Антонию и говорит: "Антоний, ты мало спишь? Я совсем не сплю. Ты мало ешь? Я совсем не ем. Не этим ты победил меня, ты победил меня смирением". Не возгордится ли хоть здесь Антоний Великий? И себя выдал и в то же время опять попытался: не возгордится ли Антоний своим смирением? Правда, красота какая? Все очень ловко, почему и называется лукавый".
2. "Спроси'те представителя любой др. религии: что значит духовный рост и развитие человека? И они вам скажут: человек постепенно приобретает соответствующие добродетели. <...> Я думаю и в христианстве мы скажем так. Скажем, однако при одном очень серьезном "но": в христианстве духовное развитие личности ведет в все большему познанию своего бессилия без Бога, приводит к все большему смирению. Единственная религия, которая говорит, что степень духовного развития человека познается по степени его смирения, не смиренничания, вы же понимаете, а смирения, т.е. искреннего видения того, что же во мне происходит, до чего же я нищ, убог и наг, что ко мне не прикоснись ни с какой стороны, весь я болен, и напротив: с Богом, смиряясь, я вижу, как Господь помогает мне: Он, Господь мне дает удержаться от гнева, Он, Господь мне дает возможность появить великодушие и простить того, кого я не мог во веки веков простить, вижу: Бог мне помог, а не я. <...> Вы помните, как Макарий Великий, которого называли земным богом за его удивительное милосердие к согрешающим, он, этот Макарий был послан для научения к двум замужним женщинам. Антоний Великий был послан к сапожнику. И что они там нашли? Нашли такое, о чем возблагодарили Бога. Те подвиги, которые они несли и те дарования, которые они получали, ибо Бог чистоте дает дарования, а они не спасают человека, Исаак Сирин великолепно пишет, что были достигшие очень высоких степеней духовной жизни и множества дарований и кончали жизнь прелестью и самоубийством, потому что не были основаны на прочном камне смирения. <...> это состояние разбойника, мытаря, той блудницы, которая волосами своими отерла ноги Христу, без приобретения этого состояния не может быть речи ни о христианстве в христианине, ни о духовных плодах в христианине, ни о духовном развитии. <...> "не рай обещан человеку, а Небо, и не райское блаженство, а Небесное Царство", целью является Сам Бог, а не те блага, которые Он даст. <...> И как Бог бесконечен в Своей любви и благости, так бесконечно и то Благо, к которому приобщается человек, соединяясь с Богом".
Скорее всего, Вы это знаете, Андрей. Может, просто момент такой. Простите меня. Иногда мне хочется вернуть то время, когда я, прощенный Христом, летал, когда игумен С. после моей исповеди, впервые видя меня, как родной брат сказал "Сереж...", и когда я уходил, по-братски спросил: "Что такой нервный?", а я ответил "Не знаю" и улетел...

                


Re: Пробретение вещей (+)
OIM, Православное - 16:11 03.09.2003

Похоже, мы говорим о разных вещах.

Ту цитату из Евангелия можно понимать так, как понимается во фрагменте проповеди, которую я привел выше, а можно понимать и иначе - богатый казнен Богом за то и только за то, что ему было хорошо в земной жизни, несмотря, возможно, на то, что он благодарил Бога за данное ему счастье и помогал ближним (чего, однако, мы не видим в Евангелии). Так вот, в прововеди говорится, что такое понимание, основанное, в свою очередь, на понимании Бога как садиста, в корне неверно.
А что истинного добра не может быть вне движения к Богу - тут я с тобой полностью согласен. Но благодарить Бога за данные тебе блага и делиться этими самыми благами с ближними - разве не движение к Богу?
Еще цитата свящ. Александра Ельчанинова: "Плохо не счастье, а только рабство своему счастью, когда человек в счастье забывает Бога... И неверны распространенные убеждения о том, что Евангелие сурово осуждает всякое земное счастье и зовет к страданиям ради них самих".

С уважением.

                


Re: Пробретение вещей (+)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:28 04.09.2003
Дорогой OIM, дрогой Сергей, простите, - отвечу обоим сразу.

"неверны распространенные убеждения о том, что Евангелие сурово осуждает всякое земное счастье и зовет к страданиям ради них самих" - здесь, думаю, надо попытаться поставить верные акценты согласно учения Церкви. Например, выделим "сурово осуждает" и "ради них самих". Что получим? Что за счастье земное никто сурово не осуждает, и никто к страданиям только ради самих страданий не зовет.
Радость земным благам, как благам от Бога, благодарение Бога за эти блага, осознание всего этого - это только одна из многочисленных ступеней, ведущих к Нему. Это своеобразный "талант", дарованный мне от Бога не просто на сохранение, но и на умножение, - "употребить их в оборот" (Лк.19:13). Радивый и верный раб пойдет и умножит "талант" в два раза (Мф.25:16), или в шестьдесят крат, или в тридцать (Мф.13:8), или хотя бы на 1% , - каждый по своим силам, стараниям и совести, - а "лукавый раб и ленивый" (Мф.25:26) зароет в землю, и пойдет "пить, есть и веселиться" - мол, "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк.12:19). Вот это, мне кажется и есть - остановиться. Т.е., достигнув понимания одной малой истины, и утвердившись на этой "ступеньке", встав твердо на ней, далее - успокоиться.
Движение же, по-моему, - это когда после "освоения" первого "таланта" стремишься получить новый "талант" от Бога, и прежде всего в виде силы воли, силы духа и силы разумения, что пора уже делать новый шаг, - на следующую ступень, за новым "талантом".

Думаю, что и проф.Осипов дает "молоко". А "твердую пищу" об "очень высоких степенях духовной жизни и множества дарований" приберегает для отдельного разговора. Т.к. эти степени совершенства очень высоки, чтобы мне, с моей ступеньки, можно было, не впав в прелесть, даже помечтать о них.

С уважением.

                


И еще о движении
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 00:21 06.09.2003
Сразу прошу прощения у модератора и участников форума за большое сообщение, урезал, сколько смог, но тема, мне кажется, важная.
Андрей, и Вы простите меня. Вы пишите:
"Движение же, по-моему, - это когда после "освоения" первого "таланта" стремишься получить новый "талант" от Бога, и прежде всего в виде силы воли, силы духа и силы разумения, что пора уже делать новый шаг, - на следующую ступень, за новым "талантом" ".
свт. Игнатий Брянчанинов: "Нравственное христианское преуспеяние есть преуспеяние в покаянии, потому что преуспеяние в покаянии является от особенно тщательного исполнения евангельских заповедей. Чувством покаяния преизобиловали все святые..." (Из слова "О покаянии").
А вот отрывок из статьи отца Владимира Воробьева "Покаяние, исповедь, духовное руководство":
"Можно дерзнуть сказать, что даже революция, со всеми ее трагическими последствиями, в большой степени была обусловлена именно расцерковлением русского народа. Расцерковлением, которое произошло в результате превращения церковной жизни в церковный быт, в результате снижения благодатной жизни, благодатного общения с Богом до отправления церковных обрядов. Люди перестали ощущать, что значит "таинство", перестали в таинстве находить встречу с Богом.
...
Многие из них, может быть, пришли в церковь и стали в церкви что-то делать: <...> Но горение сердечное ушло. <...> И как его вернуть — неизвестно.
Почему случается так? Потому что тогда, обратившись к Богу от безбожной жизни, пожертвовав какими-то своими страстями, пристрастиями, оторвавшись от привычной греховной жизни, они совершили подвиг. И этот подвиг сразу, немедленно дал свои богатые плоды. Теперь жизнь их перестала быть подвигом. Она вошла в определенную колею и стала бытом. Как только подвиг ушел из жизни, пропали и духовные плоды. Оказывается благодатная жизнь с Богом возможна только тогда, когда человек живет подвигом. Без этого подвига духовной, благодатной жизни нет. В чем же подвиг? Тогда это было понятно. Согрешил тяжело — надо каяться. Это подвиг. А теперь какой подвиг, когда нет тяжелых грехов?
Духовник должен объяснить, что теперь этот подвиг должен быть другой, это должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью и со всеми другими страстями. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. <...> Без такой духовной жизни, без духовного труда не будет благодати Божией в сердце человека. А более всего нужно смирение, потому что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". <...>
Всякий человек может жить подвигом. Когда начинается подвиг, начинается духовная жизнь. Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все то, что человеку очень трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности — это и есть подвиг. Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности — вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодоления самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.
Все это священник должен уметь объяснить, показать. Но, увы, очень мало людей, которые хотят его послушать, последовать его нравоучениям. Подавляющее большинство тех, кто заполняет наши храмы, не хочет жить подвигом. <...> Они хотят как-нибудь такие игольные уши найти, чтобы и подвига не было, и жизнь духовная была. <...> Это есть некий рубикон в жизни человека. От того поймет ли он его и захочет ли его преодолеть, зависит его духовное будущее. И большинство перед этим рубиконом останавливается и не хочет идти дальше".
Это то, чего я, например, очень боюсь.

                


Re: И еще о движении
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 08:57 06.09.2003
Дорогой Сергей, спаси Господи за цитаты.

Надеюсь, судя по материалу, что ты понял меня, о чем я рассуждал. Отец Владимир Воробьев очень ясно, без стеснительных и оправдывающих ужимок, как и подобает истинному служителю и рабу Божиему, описал одно из состояний православно верующих на пути к Богу. Это "пища" уже потверже будет, но еще только лишь с комочками, потому что она - публичная, расчитанная на широкие слои верующих, состояние "болезни" которых он и описал. Так и должно быть, - от ступени к ступени пища тверже и тверже, а не сразу комок с костями в горло. А то помру - или голодный или наевшись "альтернативного" дерьма или от несварения.
А тот твой вопрос, почему не много в Церковь приходит людей, по-моему, и связан с тем, что есть у людей, - например, у меня, - глубоко зарытое, и туманно осозноваемое чувство, что если быть искренним в стремленни к Нему до конца, то когда-то придется и несъедобный комок с костями проглотить, и поэтому паникуют, смущаются, унывают, останавливаются в вере, что равнозначно отходу, или желают лучше не верить вообще, чем утруждаться и подвигать себя. Только одного не учитывается, что если не лениться и не лукавить перед Богом, то к тому времени, когда настанет пора глотать комок с костями, Господь даст мне такие силы и способности, что эту пищу за сладчайшую и желаннейшую мякоть почитать буду, без которой невозможно войти в Царствие Божие. Т.е. это - от маловерия. А маловерие - это результат своебобразных "трудов" Христа ради. Маловерие может и после очень горячей веры наступить. Духовные законы неумалимы, - просите, ищите, стучите, и отворят вам (Лк.11:9), а обленился, остановился, усомнился в надобности трудится, испугался трудностей, - тут же потонешь(Мф.14:30).
С уважением.

                


Re: И еще о движении
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 08:38 06.09.2003
Дорогой Сергей, спаси Господи за цитаты.

Надеюсь, судя по материалу, что ты понял меня, о чем я рассуждал. Отец Владимир Воробьев очень ясно, без стеснительных и оправдывающих ужимок, как и подобает истинному служителю и рабу Божиему, описал одно из состояний православно верующих на пути к Богу. Это "пища" уже потверже будет, но еще только лишь с комочками, потому что она - публичная, расчитанная на широкие слои верующих, состояние "болезни" которых он и описал. Так и должно быть, - от ступени к ступени пища тверже и тверже, а не сразу комок с костями в горло. А то помру - или голодный или наевшись "альтернативного" дерьма или от несварения.
А тот твой вопрос, почему не много в Церковь приходит людей, по-моему, и связан с тем, что у каждого есть глубоко зарытое, и туманно осозноваемое чувство, что ес

                


Re: Пробретение вещей (+)
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 23:53 28.08.2003
> Итак, - чем отличаются правила хорошего тона, правила вежливости, и прочие правила мирного и доброго сосуществования, партриотичности, гражданственности, нравственности и законности от православной веры?

Ничем, пожалуй...
Т.е., поскольку это НЕ противоречит Символу веры - ничем. Всякий христианин только "за" хороший тон и вежливость и прочие правила доброго сосуществования и патриотичности ... Всеми возможными руками.
А если что-то из такового вступает в противоречие в верой - отдельный вопрос...

                


Соблюдение нравственных норм - не есть ли уже...
Олеговна, православная, РПЦ - 06:28 29.08.2003
...уже гарантия спасения? так что ли стоит вопрос?

>> Итак, - чем отличаются правила хорошего тона, правила вежливости, и прочие правила мирного и доброго сосуществования, партриотичности, гражданственности, нравственности и законности от православной веры?
>>
> Ничем, пожалуй...
> Т.е., поскольку это НЕ противоречит Символу веры - ничем. Всякий христианин только "за" хороший тон и вежливость и прочие правила доброго сосуществования и патриотичности ... Всеми возможными руками.
> А если что-то из такового вступает в противоречие в верой - отдельный вопрос...
>

Дерзну высказать:
Одним из внешних проявлений настоящей христианской веры - всегда является порядочность/нравственность поведения.
Внешне проявляемая порядочность/нравственность поведения - не всегда говорит о наличии христианской веры.
Если о спасении, то наверное те "нравственные", которые по обстоятельствам своей жизни не знали о христианстве или были глухо отделены от него внешними факторами (например, в СССР), могут непостижимым для нас Промыслом Божиим быть спасену. Те, также "нравственные", которые знали о христианстве, могли принять его, но, сделав свой выбор, не приняли - могут быть и не спасены.
Непостижимы Его пути.