Re: Все те же вопросы
andre, православный МП - 14:05 04.09.2003
|
Vint, Вы писали:
> Религия той поры все же видела в естествознании серьезного конкурента, как мне кажется. Да сколько угодно примеров, когда мировоззрение физика или медика придавливалось царствующей догмой той поры. Иногда, но не обязательно религиозной. Естественно, можно найти и обратные примеры, когда религия подталкивала развитие "науки вообще". Тут я, конечно, не спорю. Предлагаю эту тему для ясности замять. Ж:) Тем более, что оба мы соглашаясь с точкой зрения собеседника, остаемся при своей.
Давайте замнем, но все-таки - вот моя точка зрения прямо и коротко: науку во все времена тормозила косность и заскорузлость мысли. Она свойственна любому человеку и даже самим ученым. "Старые теории не уступают в спорах, просто старые ученые вымирают", - так описал механику научного прогресса один известный ученый, имени которого не помню, простите. Было время, когда косность мышления была окрашена религиозно.Были фанатики от религии, которые боролись с естествознанием. Были также фанатики от науки, которые боролись с религией. И те, и другие - как бы помягче? - не вполне умные люди. Но отношения науки и религии ПО СУЩЕСТВУ, как форм духовной деятельности человека вполне конструктивны. Христианская религия создала предпосылки европейской науки, а настоящая, неидеологизированная наука косвенно (не прямо) работает скорее на пользу религиозной вере, чем против нее.
> Не проходя мимо, выскажу вопрос: а не были при расколе подобные косметические изменения лишь маской? Тогда получается, что нужен был _именно_ раскол? Глупость? Про раскол я Вас еще спрошу, если можно. Гора вопросов накапливается...
Спрашивайте подробнее, что Вас интересует, а пока - корни раскола, конечно, гораздо глубже, чем эстетические изыски, как лучше "посолонь" ходить или против часовой, символизировать ли Троицу щепотью, или тремя прижатыми к ладони пальцами. Я бы назвал глубинной причиной национальную гордыню: у нас у одних истинное православие, все совратились, мы одни храним истину, и обряды наши святы, и даже если что явно испортилось (ошибки при переписывании книг), - так и то по Божьей воле и ошибки эти святы.
> >Критерий истинности в вопросах религиозной жизни найти очень трудно. Назвать легко, а найти трудно. Называю: живое соединение с Истиной, истинность которого удостоверяется Самой Истиной.
> Ну-у-у... Хоть пример приведите Ж:) либо поясните, пожалуйста.
Критерий истины в вопросах веры имеет не внешний характер, а внутренний: встреча с Живым Богом. Хотя бы не "лицом к лицу", но опыт переживания того, что Рука Божья прикасается к твоему сердцу, к твоей жизни.
> Да... Единственно лишь спрошу... Здесь: религии или веры?
Я знаю, что для многих (и недаром) эти слова размежовываются. В одной потрясающей книге (все Вам что-то советуют, не удержусь и я, она легко читается, художественная, а написана монахом) "Архиерей" главный герой, архиерей, "князь церкви" говорит: "Я против религии", и в ответ на недоуменные взоры собеседников поясняет: "Религия есть нечто внешнее и искусственное. Вера должна быть у человека!"
Но я использую слова религия и вера как синонимы. Религия - этимологически есть СВЯЗЬ, и вера (от санскр. варатра - веревка) - тоже СВЯЗЬ. Встреча и связь - вот что главное, а как это назвать, - дело десятое.
> Следовательно, Вы не станете отрицать такие же заслуги ислама и восточного язычества? Прекрасный пример - Япония. Ну, это так, к слову...)
Религия - главный культурообразующий фактор. Из определенного отношения к Богу рождается определенное отношение к миру и человеку, определенный строй жизни. В основе ЛЮБОЙ культуры лежит опыт встречи с Богом, этим культура жива, и плохих культур поэтому не бывает. Хотя чистота и глубина этого опыта разная, разная то есть и чистота и глубина культур.
> Я не собираюсь апологии строить в защиту атеизма, но здесь Вы, боюсь, не то чтобы преувеличиваете значение религии, скорее недооцениваете то, что социум - штука самоорганизующаяся (не согласны?), вполне способная к синтезу таких моральных категорий. Вот Вы Канта вспоминали. Неужто плохой мужик? Вот другое дело - баланс между этими категориями соблюсти. "Если Бога нет, то все позволено." Вы это кому другому не скажите - результат непредсказуем. Ж:)
"Если Бога нет, то все позволено", - рискнул во всеуслышание объявить Федор Михайлович Достоевский (устами Ивана Карамазова), после него и нам можно
И без шуток, - фраза страшная, именно потому что верная и уж больно глубокая. Самоорганизация социума - это реальный процесс, только к формированию нравственности не имеет отношения. Я уже писал: "реальная жизнь" чему учит - цинизму и безнравственности: "Не мы такие, а жизнь такая!" И это она СЕЙЧАС так учит, когда у всех членов общества есть и совесть (какая-никакая), и нравственные понятия (кое-какие). А как же "функционирование самоорганизующегося социума", называемое жизнью, могло научить людей нравственности ТОГДА, КОГДА ни у кого не было ни совести, ни нравственных понятий?! Самоогранизация есть и в животном сообществе, но нравственности там нет, и живут они гораздо более упорядочено, чем люди.
Братец Дык признал, что научные теории могут вывести мораль без Бога, вот почему я должен ей следовать... Зря признал. Не могут даже и этого. Обещают: щас покажем, долго говорят про то, как формируются у человека всякие привычки, обычаи и правила приличия, и победно заявляют: вот так мораль и возникла (я упрощаю, но не сильно). Помилуйте, господа!!! Нравственные нормы резко отличаются от привычек, обычаев и даже правил приличия своей НЕИЗМЕННОСТЬЮ И ПОВСЕМЕСТНОЙ ОДИНАКОВОСТЬЮ. Вот и Канта "две вещи" приводили в восторженное благоговение "звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня". Он внутри, но он неизменен и один для всех, как звездное небо. Кстати, Кант НИОТКУДА моральный закон не выводил: он есть и всё. Потому что ни из чего земного он не выводится, а подчинять его религии Канту помешала Просвещенческая идеология. Зато он вывел религию из морали...
> Не веровать ни во что нельзя - я в это свято верю Ж:) Вот, в самоорганизацию социума верю. Ж:)
>Как относиться к тому, что меня будет крестить подобный... служитель культа? Нужно ли, чтобы священнослужитель действительно успел стать моим духовным отцом?
Руками грешных людей (а других людей нету) благодать Божья входит в земное бытие Церкви. Грехи священника не препятствуют истинности Таинств. А сам священник за эти грехи ответит не по нашей, а по священнической мерке. Если есть силы, то за него молится надо, уж больно высока его мерка. Если на это сил нет, хотя бы сказать: "У меня самого духовных болячек немерено, что мне до чьих-то еще. Следить за благочестием священства - дело священноначальников, вот пусть и следят, у них голова большая".
Духовным отцом Вашим священник станет, когда Вы примете крещение, начнете ходить к нему на исповедь, полюбите его, начнете дорожить его советами и примете его как своего духовного отца. А если этого не произойдет, - возмите себе в духовные отцы, например, св. прав. Иоанна Кронштадтского или свт. Игнатия (Брянчанинова) - читайте их книги, и Господь через них даст Вам знать Свою Волю.
> А то, что Вы описали - частное явление нездорового прагматизма. Но, действительно, _что_ такой рвач теряет при этом, дать объяснение, не привлекая религиозных категорий, я с ходу не могу.
Это вполне "здоровый" прагматизм и очень последовательный атеизм. Других выводов из атеизма быть не может.
Стихи, которые я процитировал, написал Александр Аркадьевич Галич - чистокровный еврей, но очень русский поэт близкий моей русской (надеюсь) душе. Дарю их Вам:
Я считал слонов и в нечет, и в чет,
И все-таки я не уснул.
И тут явился ко мне мой чёрт
И уселся верхом на стул.
И сказал мой чёрт: "Ну, так как, старина,
Ну, как же мы порешим?
Подпишем союз и - айда в стремена
И еще чуток погрешим.
И ты можешь врать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом,
А то, что придется потом платить...
Так, ведь, это ж, пойми, потом.
Но зато ты узнаешь, как сладок грех
Этой горькой порой седин,
И что счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все - как один.
И ты поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия прошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь: "Да!"
И вместе со всеми: "Нет!"
И ты будешь волков на земле плодить,
И учить их вилять хвостом.
А то, что придется потом платить...
Так, ведь, это ж, пойми, потом.
И что душа? - Прошлогодний снег.
А, глядишь, пронесет и так.
В наш атомный век, в наш каменный век
На совесть цена - пятак!
И кому оно нужно это "добро",
Если всем дорога в золу? -
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу.
Тут чёрт потрогал мизинцем бровь
И придвинул ко мне флакон.
И я спросил его: "Это кровь?!" -
"Чернила", - ответил он.
Вот и сейчас, пока набирал - аж за сердце берет, глаза влажнеют, потому как глубоко и правда.
Атеист полагает, что НИКОГДА не придется платить... Что всем дорога в золу.
Да смерть, и та нейдет им впрок,-
Лишь мясо в яму, - как написал еще один (анти)советский поэт.
И, раз уж мы по стихам пошли, хотите ли знать как выглядит жизнь с точки зрения материалиста (до конца дошедший атеист)? Нате:
Мясо наелось мяса,
Мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы
И налилось вином.
И, расплатившись с мясом,
В полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу
В шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо,
И отдавалось мясу,
И порождало мясо
По прописям земным.
Мясо болело, гнило
И превращалось в массу
Смрадного разложенья,
Свойственного мясным.
(Игорь-Северянин)
До свидания
Андрей
|
|