Беседы о Православии

Отец духовный.
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 20:12 10.09.2003
Просьба к Со-беседникам, опытным в Вере.
Поясните мне:
Отец духовный = наставник в делах Веры?
Авторитет, когда при конфликте своего понимания и его советов - принимаешь его - на веру, к исполнению.
Это реальный, живой человек, или может быть кем-то из Святых отцов?
Он должен иметь сан?
Ты выбираешь, тебя выбирают? Тебе назначают?
и.т. д
У меня с этим трудности и непонятности.

                


Re: Отец духовный.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 22:38 10.09.2003
> Отец духовный = наставник в делах Веры?

Да. При этом духовным руководителем не обязательно является духовник, т.е. священник, у которого Вы исповедуетесь. В идеале духовник и духовный руководитель - одно лицо, но на практике часто затруднительно регулярно исповедоваться у духовного отца (например, из-за расстояния). Поэтому исповедоваться можно у любого батюшки, а вот спрашивать совета - только у опытного священника, которому доверяешь.

> Авторитет, когда при конфликте своего понимания и его советов - принимаешь его - на веру, к исполнению.
> Это реальный, живой человек, или может быть кем-то из Святых отцов?

Конечно, книга не заменит человека. Но мы живем в трудное время. Духоносных пастырей, которым можно было бы полностью довериться осталось так мало, что их и искать не советуют, очень легко ошибиться, и очень дорого будет стоить такая ошибка. Поэтому надо искать просто опытного священника. И жить по его советам, обязательно сверяя их со святоотеческим Преданием.

> Он должен иметь сан?

Духовный руководитель не обязательно должен иметь сан (если речь не идет об исповеди). Более того, осмелюсь возразить Анахорету, для мирянина наставник-монах - не лучший выбор. Давать советы человеку не твоего образа жизни... трудно, по меньшей мере.

> Ты выбираешь, тебя выбирают? Тебе назначают?

Выбираешь сам. Причем, святые отцы советуют испытывать наставника, быть осторожным с выбором. И удаляться от него, если поймешь, что ошибся. Есть один хороший критерий, как отличить хорошего духовника-наставника от лжестарца: настоящий духовник будет только советовать, в то время как лжестарец потребует полного подчинения, бесприкословного исполнения его воли. От такого надо бежать.

                


Re: Отец духовный.
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 18:21 11.09.2003
Александр Иванов, Вы писали:
> Духовный руководитель не обязательно должен иметь сан (если речь не идет об исповеди). Более того, осмелюсь возразить Анахорету, для мирянина наставник-монах - не лучший выбор. Давать советы человеку не твоего образа жизни... трудно, по меньшей мере.

Но я же, вроде, и не говорил, что монах - лучшй выбор? Хотя, если честно, думаю именно так. Только не всякий монах, а только СМИРЕННЫЙ, какового сейчас днём с огнём.... Это главное качество, независимо от "образа жизни", и в монашестве его стяжать бывает удобнее, чем в миру. Кто-то даже писал, что при выборе духовника предпочтёт смиренного чудотворцу.

                


Полностью согласен, спасибо (-)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:33 12.09.2003

                


Re: Отец духовный.
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 14:49 11.09.2003
> Есть один хороший критерий, как отличить хорошего духовника-наставника от лжестарца: настоящий духовник будет только советовать, в то время как лжестарец потребует полного подчинения, бесприкословного исполнения его воли. От такого надо бежать.

Золотое правило! Хотя многим оно и кажется очевидным, но сколькие об этом не подозревают... :( Надо бы его на дверях всех храмов вывесить. А то знаю одного священника, который людям, пришедшим на исповедь впервые (!) сразу заявляет, что отныне он - их духовник, и другого искать - грех...

                


Re: Отец духовный.
VD, православній (УПЦ МП) - 12:24 11.09.2003
Александр Иванов, Вы писали:
> Духовный руководитель не обязательно должен иметь сан (если речь не идет об исповеди). Более того, осмелюсь возразить Анахорету, для мирянина наставник-монах - не лучший выбор. Давать советы человеку не твоего образа жизни... трудно, по меньшей мере.

>
Я, не согласен.
Духовный отец дает советы (мирянину в том числе) ведь не столько в вопросах бытовых, деловых, практических, где действительно важно знать образ жизни и "ситуацию изнутри", сколько в вопросах воспитания души, избегания греха, соблюдения заповедей.
В этом деле важнее глубокое понимание духовным отцом православных истин, верная трактовка им основных канонов православия, его опыт не делах житейских, а в деле спасения души.
И сан здесь желателен, ибо предполагает определенную подготовку, а значит и компетентность (конечно не гарантирует, а только предполагает), и монах, посвящающий всё свое время постижению истины и служению богу, по самому образу жизни своей, имеет большую возможность подсказать верный путь к спасению.
А если совет монаха Вам кажется неприемлемым с точки зрения практической его реализации в конкретных условиях - Вы и решайте, воздержаться ли от его исполнения, или как то модифицировать применительно к ситуации.
Многие православные в трудной ситуации ищут совета в Библии. Многие и находят, хотя там ведь не конкретное указание конкретному человеку на конккретные действия.
Я выбрал себе духовным отцом игумна мужского монастыря, и его советы никогда ещё не были для меня непосильными (даже если я не всегда исполняю их, то только по моему нерадению)

                


Re: Отец духовный.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:15 11.09.2003
Спасибо за возражение. В качестве примера к Вашим словам можно вспомнить приснопамятных игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева) - замечательных подвижников и прекрасных духовников, чьи советы поистине бесценны для нас. Но Вы очень правильно заметили, что сан и монашество предполагают, но не гарантируют компетентность и опытность в вопросах духовной жизни. Именно этой мыслью было наполнено мое сообщение, и я рад, что Вы его дополнили.

                


Re: Отец духовный.
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 13:02 11.09.2003
Спасибо ответившим.
Главное - не "Гуру", не "Мастер", не "Отец-командир".
Есть некоторый мысли по поводу конкретного человека. Постараюсь узнать его лучше.

                


Re: Отец духовный.
Тарас, православный, АААПЦ - 21:47 10.09.2003
Здравствуйте Александр!

Опыт в вере у меня очень скудный, пожалуй просто никакой, но на вопрос все же постараюсь ответить. Не используйте мои слова ни в качестве совета, ни в качестве примера, чтобы не ошибиться. А просто так для осторожного размышления.

Вы писали:

> Отец духовный = наставник в делах Веры?

В принципе ничего неверного в этой формулировке я не нахожу.

> Авторитет, когда при конфликте своего понимания и его советов - принимаешь его - на веру, к исполнению.

Здесь нужно уточнить, чем вызван такой кофликт. Ведь если конфликт будет вызван тем, что мнение наставника несоответствует учению Церкви или Святых Отцов, то надо в таком ключе этот вопрос с ним и обсудить. В любом случае у вас должна быть полная внутренняя уверенность, что то, что советует наставник, является верным и правильным во всех отношениях.

Вообще доверие к духовному наставнику иногда (а может и как правило) вырабатывается долгое время. Иногда оно так никогда и не достигает состояния, которое можно назвать "полным доверием". А иногда доверие к наставнику промыслительно укрепляется Самим Богом. Тогда появляется доверие к Богу, Который изъявляет Свою волю устами наставника. Наставнику наверное лучше об этом не говорить. :)

> Это реальный, живой человек, или может быть кем-то из Святых отцов?

Наставник должен быть реальный живой человек, т.к. любому человеку необходим тот, кто оценивает его действия или идеи со стороны и говорит ему об этом. Если мы возомним, что у нас наставником сделался кто-то из почивших святых, то нам до прелести рукой подать.

> Он должен иметь сан?

Благодать священства - это тоже Таинство. Если мы в армии, то команды принимаем от старших по званию, а не от равных или вообще неармейских. Здесь важен еще и аспект того, что да, можно наверное найти праведника и среди мирян. Но чем занят этот человек, чему посвятил свою жизнь? Духовный сан и называется духовным для отличения того, чему человек служит.

> Ты выбираешь, тебя выбирают? Тебе назначают?
> и.т. д

Миряне свободны выбирать, куда им ходить. В какой храм идти, с кем из священников поговорить и т.д. выбирает сам человек. А вот кого ему Бог пошлет - это уже не в его компетенции решать. :)

> У меня с этим трудности и непонятности.

Да не заостряйте внимание. :) У кого этих трудностей нет? Они есть у всех, т.к. человек должен сам что-то делать, чтобы не впасть в грех или не уйти на какую-нибудь кривую дорожку. Походите по разным храмам, пообщайтесь с разными батюшками. Рано или поздно вам сердце подскажет, кому оно готово открыться.

                


Re: Отец духовный.
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 21:22 10.09.2003
Не знаю, как насчёт "опыта в вере", но какой-то опыт жизни в Церкви у меня, наверное, есть.

> Отец духовный = наставник в делах Веры?

Постольку поскольку. Если что-то напрягает его в его словах, поверяйте церковным учением, не стесняйтесь. Духовник тоже человек, а человеку свойственно ошибаться. Ходульный патериковый пример: старец, которому сослужили ангелы, а он при этом, по незнанию, употреблял неправильный Символ Веры.

> Он должен иметь сан?

Может быть и простым монахом, но это сейчас, если и встречается, то исключительно редко. Такое было скорее характерно для определённых исторических периодов (например, постиконоборческих, когда уровень доверия к церковной иерархии у мирян был невысок - предпочитали исповедоваться у монахов, в основном сохранивших твердость веры во время гонений).
А в норме - это священник.

> Ты выбираешь, тебя выбирают? Тебе назначают?

Ты выбираешь.