Беседы о Православии

О высказывании аввы Исаии
StanB., православный из РПЦ - 22:39 22.09.2003
Уважаемые участники форума,

зашедши сейчас на титульную страницу, я обнаружил следующую цитату:

<CENTER>Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего.
Авва Исаия</CENTER>

Однако я помню, что свт. Феофан Затворник напротив, советовал обличать, если кто-то впал в грех. Кому здесь надо верить? Есть ли ещё какие высказывания Отцов на этот счёт?

                


В духе кротости...
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 11:44 23.09.2003
Рассказывает прп. авва Дорофей:
"Что сделал святой Аммон, как однажды братия пришли к нему в смущении и сказали ему: "Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата в келлии женщина"? Какое милосердие показала, какую любовь имела святая оная душа! Понявши, что брат скрыл женщину под кадкою, он пошел и сел на оную и велел им искать по всей келлии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: "Бог да простит вас". И так он постыдил их, утвердил и оказал им великую пользу, научив их не легко верить обвинению на ближнего; а брата оного исправил не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашел удобное к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал ему: "Подумай о душе своей, брат". Брат сей тотчас устыдился, пришел в умиление и тотчас подействовало на душу его человеколюбие и сострадание старца".
(Аввы Дорофея душеполезные поучения. Поучение 6. "О том, чтобы не судить ближнего").
И дополнение из беседы свт. Иоанна Златоуста:
"В самом деле, дорожа мнением многих, мы, будучи худыми, пока думаем, что нас не знают, стараемся быть лучшими; а когда сделаемся всем известными и потеряем одобрение, происходящее от неизвестности, то становимся более бесстыдными и нерадивыми. И как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. <...> А чтобы вы убедились, что это тайное врачевание приносит большую пользу, послушайте, что говорит Христос: "аще согрешит к тебе брат твой, обличи его"; не сказал: между тобою и городом, или между тобою и народом, но: "между тобою и тем единым" (Мф. 18, 15). Без свидетелей, говорит, пусть будет обличение, чтобы легко было изменение к лучшему. Таким образом, великое благо делать увещание не всенародное; довольно совести, довольно этого неподкупного судии. Не столько ты укоряешь согрешившего, сколько собственная его совесть, - это более горький обвинитель, - и ты не точнее знаешь его проступки. Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещание без свидетелей".
(Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам).

                


Re: В духе кротости...
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 18:05 29.09.2003
Сергий СДМ, Вы писали:
> Рассказывает прп. авва Дорофей:
> .... он пошел и сел на оную и велел им искать по всей келлии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: "Бог да простит вас".....
>
Вдогон.

Русская народная быличка о Святом Николе и воре.
Вор в церкви Николе свечи всегда ставил.
Однажды, чуть не попался на деле. За ним мужики с вилами и дубьем бегут. Сечас догонят - замочат.
Взмолился вор:
- Святой Никола, не дай погибнуть. Сколька раз тебе свечи ставил....
И вдруг кобыла дохлая на дороге валяется. Раздулась вся, аж шкура треснула. Вор туда - нырьк.
Погоня мимо пробежала.
Вор, вылез чуть живой от вони, отряхивается.
И тут , типа сверху голос:
- Что, воняят? Вот так же и свечи твои воняют.
:)

                


Re: О высказывании аввы Исаии
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:42 23.09.2003
> Однако я помню, что свт. Феофан Затворник напротив, советовал обличать, если кто-то впал в грех.

Хорошо бы услышать цитату самого свт. Феофана с указанием источника. Проблема может быть в том, что сейчас без разбора печатаются как поздние работы свт. Феофана, пропитанные его личным духовным опытом, так и его семинарские лекции, когла он был молодым иеромонахом, где "опыт" большей частью книжный.

Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму" (Отечник. Стр. 398)

Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его"

Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него"

Исаак Сирианин: "Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших..."

"Даже то, если ты, искупив сотни рабов христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей" (Невидимая брань)

Авва Исаия говорил: "Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. — Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих"

Преп. Амвросий Оптинский: "Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу. — У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами..."

                


Re: О высказывании аввы Исаии
StanB., православный из РПЦ - 21:47 26.09.2003
Вы писали:

> Хорошо бы услышать цитату самого свт. Феофана с указанием источника.

"Потому внимательно должно следить за всеми случаями в отношении к братьям нашим и изыскивать между ними, не найдется ли какой, коему мы по своим силам можем нечто вложить в душу, спасительно содействующее ему во спасение. Дела, к коим сие относится суть: усыпленного пробудить, готового пойти неправо вразумить, слабого укрепить...
Заметив, что в другом особенно для него опасное, всячески попекись остепенить его и образумить, как можешь" ("Начертание христианского нравоучения", Лепта, 2002. стр. 618)

Хотя, конечно, святитель замечает, что нужно иметь опытность в этом (см. стр. 616), но не так категорично, как авва Исаия.

                


Разные мотивы все же
Олеговна, православная, РПЦ - 00:02 27.09.2003
ИМХО - неравнозначные выражения:
-- "стремление учить других", "обличать"
-- "нечто вложить в душу спасительное", "пробудить", "вразумить", "слабого укрепить", "остепенить", "образумить"

в первом случае стимул все же, если самому себе честно признаться - гордыня, желание превозношения перед другими (любят поучать в публичных местах, например на форумах - вот где раздолье для менторства и проповедей)
во втором - сочувствие и искренняя любовь к ближнему (обычное стремление - лучше бы сказать лично, например, написать мылом, особенно если уж совсем "свалился с тропы")

                


Если и впадет человек в какое согрешение...
Тарас, православный, АААПЦ - 01:46 23.09.2003
Многие прямые ответы на эти вопросы можно найти в самой святой Библии.

Из послания к Галатам (5 и 6 главы):

"К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо есь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере."

Т.е. речь идет об "исправлении друг друга", т.е. помощи "в духе кротости", а не о поучении. Ведь разве не лучше, когда человек сам осознает, что он заблуждается? Но часто в этом нужно ему помочь, подвести его к этому.

Если же грехи брата твоего имеют непосредственное отношение к тебе и тебе очевидны, то ради сохранения единства между Православными сам Спаситель учит:

"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Матф. 18:15-20)

От себя еще скажу только, что не имеет право христианин соглашаться со злом. Не имеем право мы соглашаться с тем, что неверно и что пагубно для других людей, т.к. не желаем ни чьей погибели. Конечно не каждый человек нам брат, т.к. не каждый верует во Христа, и поэтому образы наших действий по отношению ко "внутренним" и ко "внешним" очевидно различаются. В большинстве случаев "исправлять" внешних мы не можем, т.к. там еще и исправлять нечего.

                


Одно из высказываний свт. Феофана
Олеговна, православная, РПЦ - 23:29 22.09.2003
> я помню, что свт. Феофан Затворник напротив, советовал обличать, если кто-то впал в грех.
>

А иногда на титульной появляется и такое изречение:

Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего - очистить себя от страстей. Свт. Феофан Затворник

А где нашли у святителя прямой призыв к обличению других? Если не трудно - дайте ссылку.

                


Re: Одно из высказываний свт. Феофана
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 17:40 29.09.2003
Олеговна, Вы писали:

> Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего - очистить себя от страстей. Свт. Феофан Затворник
>


Вот такая мысль.
Я шел. Подскользнулся на куче эээ... фекалий. Упал, ушибся, в фекалиях перепачкался.
Варианты поведения.

1. Наложить рядом еще несколько куч. Добрым людям посоветовать - сходите, посмотрите - ощущения незабываемые. Такой опыт нужен в жизни каждому. Приврать насчет небывалого вкуса. Авось кто попробует. Посмеятся и позлорадствовать над идиотами. Падающего -толкнуть.

2. Глаголом жечь сердца людей
-Не ходите туда братия и сестрия моя!
Там смрад и гниение. Бегите от греховных путей. Не верьте вражим указателям, что сбивают с Пути Истинного и так далее.
Полезно, конечно. Но самому отскоблиться может время не хватить.

3. Попытаться самому избавиться от всего налипшего. Очень не вдруг получается. Страсти эти вонючие хорошо размазываются и прилипают. Постараться не запачкать окружающих.

Но при этом. Если ты видишь, что даже посторонний тебе человек полез туда же - неужели не окликнешь:
- Эй, гражданина, ты туда не ходи, там нагажено, однако.
А если туда полезет родной ребенок?
Схвачу за шиворот, и утащу несмотря на вопли и протесты.

                


Куча
Олеговна, православная, РПЦ - 21:31 29.09.2003
Да, наглядно придумал примеры, Саша, точно -- приточный дар :)).

Попробую прокомментировать

1. если тако постоянно и до конца будет делать - сожжен будет как сухие ветки

2. тут проповедь, но ее говорит неиспачканный (может ранее и был, но очистился) - вот что важно

3. этот действует вопреки словам св. Феофана, принято, Саш :))

> Но при этом. Если ты видишь, что даже посторонний тебе человек полез туда же - неужели не окликнешь:
- Эй, гражданина, ты туда не ходи, там нагажено, однако.
А если туда полезет родной ребенок?
Схвачу за шиворот, и утащу несмотря на вопли и протесты.
>
Это - действие по любви к ближнему, но не "проповедь", он их не "учит" словесами, а внятно предупреждает, т.к. сам осознает свою загаженность, испытывает от нее неприятности (вынужден быть вдали от обожаемого существа, к примеру) и не желает того же другому. И при этом продолжать чиститься самому, окликая других, без назиданий и менторства, т.к. сам-то каков: умудрился вляпаться! Если будут спрашивать подробнее - пояснить, как, что и где.

что такое "проповедь" в устах мирянина?
что такое "учить ближнего" (к нему же)?

двигатель всегда - тщеславие, а его в себе трудно осознать, знаю. В любом недостатке легче признаться, чем в своей глупости и своем тщеславии.

Пункт 3 - "самое то": предупреди/окликни с заботой и смирением, ведь с самим ЭТО случилось, не более того. И - достаточно. Большего никто и не спросит.

                


Re: Куча
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 13:34 30.09.2003
Олеговна, Вы писали:
> 2. тут проповедь, но ее говорит неиспачканный (может ранее и был, но очистился) - вот что важно

> двигатель всегда - тщеславие, а его в себе трудно осознать, знаю. В любом недостатке легче признаться, чем в своей глупости и своем тщеславии.


Все так. Вот только в чем фишка. Чем светлее и чище человек, тем более он осознает свою запачканость. И тем менее - свое превосходство над другими.
Иначе - получится упомянутый мной "поп- фармазон". Диктор Левитан ему в подметки не годился. Речугу задвигать, вещать аки радио мог часами без перекура.


> что такое "проповедь" в устах мирянина?
> что такое "учить ближнего" (к нему же)?

Проповедь даже не личным примером, а самим фактом своего существования.
Есть люди, рядом с которыми я не могу например матюкаться. Язык не поворачивается. (Впрочем, чаще попадаются обратные примеры)
Эти светлые люди не всегда - православные.
НО. Грань здесь видна. Помните, "глаза, словно присыпанные пеплом"?
У православного в глазах может быть печаль(пусть скрытая искринкой смеха) - но нет обреченности

                


"Научу беззаконныя путем Твоим..."
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:21 30.09.2003
Александр, Вы писали: "Есть люди, рядом с которыми я не могу например матюкаться. Язык не поворачивается".
В монастыре, в который хожу, есть один батюшка, и мне посчастливилось бывать на занятиях, которые он вел. На молебне перед началом занятий он сказал: "Как мы можем проповедовать Евангелие? Можно, конечно, надоедать людям словами. Но лучшая проповедь - своей жизнью. К нам, верующим, присматриваются и сравнивают. И иногда подмечают: а, вот ты как поступил, а еще верующий. Но это, скорее всего, от досады, что мы не оправдали надежд, ведь людям хочется, чтобы в жизни было что-то светлое, чтобы были хорошие люди".
Этот батюшка рассказывал, как несколько верующих долгое время ухаживали за больной женщиной, ни слова не сказав при ней о своей вере, закончилось тем, что эта женщина впервые исповедалась.
Перескажу один его рассказ. "...и последование Христу часто требует большого мужества. По послушанию бываю в <..> колонии. Как-то раз подходит ко мне человек и рассказывает, не жалуется, а просто делится: его постоянно бьет один человек. Что посоветовать? Сказать "прощай его"? Это можно, если один-два раза, а если постоянно - какое сердце надо иметь! И вот я говорю ему: покажи мне этого человека. И подхожу к нему. И просто, по-человечески, начинаю разговаривать с ним: есть у тебя жена? есть у тебя мама? И когда я говорил с ним, мне казалось, что это я богатырь, а он крохотный беззащитный ребенок. И после этого разговора он совсем перестал бить того человека. Ну вот, говорит батюшка, я уже начал творить чудеса. К чему и вас призываю".