Re: Православный взгляд на историю
Всеволод Шпак, православный (УПЦ МП) - 11:12 24.09.2003
|
Хоть я и писал в изначальном сообщении, что не собираюсь вступать в дискуссию относительно совместимости эволюции с православием, однако все же скажу пару слов.
Смею заверить, что задавая здесь свой вопрос я отнюдь не являюсь совсем уж "темным" в этой области. Этой проблемой я интересуюсь давно и много читал - и приверженцев одного взгляда, и другого. Смело скажу, что аргументация именно богословская куда сильнее у противников эволюции. Если уж кто-то не поверит на слово и захочет цитат, то я мог бы за пару дней их найти и представить. Цитаты из Св. Отцев, приведенные тут кое-кем в поддержку аллегорических толкований книги Бытия, весьма размыты. Те же, которые я мог бы привести куда конкретнее. Скажем, такая, Св. Ефрема Сирина:
"Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное."
Или вот, Св. Афанасия Великого:
"Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая во едино воды, явил сушу, и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил солнце и луну, и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе; в шестой сотворил четвероногих живущих на земле, и наконец, человека. И невидимая Его от создания мира твореньми помышляема видима суть (Рим.1,20). И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает."
В этих словах нет просто "над Словом Божиим следует думать и размышлять..." или нечто такого, что можно понимать как угодно. Тут конкретика - "шесть дней" и "непозволительно понимать иначе".
Впрочем, это долгий спор, а я просто хотел сказать, что мнения, оставляющего возможность для постановки Господа и Бога нашего Иисуса Христа в один ряд с "человекообразными и хвостатыми", я не приемлю в корне. И пусть меня считают мракобесом и невеждой, но я усматриваю в таком мнении не просто ошибку, а хулу.
И все-таки если уж мы говорим о распятии и воскресении Христа, как о реальном, конкретном историческом событии (а не символе или аллегории), то, по-моему, просто вынуждены признать, что и грех Адама был таким же конкретным историческим событием, а значит .... со всеми вытекающими.
Всеволод.
|
|