Re: Крест на могиле православного
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 17:04 02.10.2003
|
Примите во внимание, что сам крест должен выглядеть так, чтобы придя на могилу, можно было перед ним помолиться самому или отслужить панихиду с приглашенным священником. Поэтому фотографии покойного на кресте совершено неуместны, в крайнем случае - на постаменте под крестом или на оборотной стороне креста. Если нет постамента, на котором стоит крест и на котором помещается имя и даты жизни усопшего, то и они, в принципе, должны писаться на обороте креста.
Лицевая сторона креста - только для распятия и/или иконы. Если эпитафия носит церковный характер, то и она помещается на лицевой стороне креста, или постаменте.
Что касается эпитафии, то их великое количество. Была даже издана в 1879 г. (и в 1996 г. переиздана репринтом) брошюра с церковными эпитафиями, которые в основном являются цитатами из Священного Писания. Среди них можно было подобрать ту, которая, подобно девизу, характеризовала бы земную жизнь усопшего ("Работал Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами" Деян. 20:19), или хотя бы подчёркивала черту его характера, благодаря которой он может надеяться над милость Божию ("Добродетельный и боящийся Бога!" Деян.10:22), или трогательно повествовала бы об образе жизни ("Она наблюдала за хозяйством в доме своем, и не ела хлеба праздности!" Пр. Соломона, 31:27), либо говорила бы об отношении к покойному оставшихся живых родственников и друзей ("Оплакивали его горьким плачем" 1Макк 2:70), а чаще всего просто выражала бы общее упование на жизнь вечную ("Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним!" Рим.6:8).
Нынешние эпитафии разнообразием не поражают, и выглядят довольно уныло и банально. Всякий раз думаю об этом, когда читаю на надгробии что-то вроде дежурного "Скорбим, помним, любим". Слову "молимся" места обычно не находится ни на надгробии ни, видимо, в сердцах живущих.
|
|