Беседы о Православии

Нужно разъяснение
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 14:59 08.10.2003
Правило 11 Лаодикийского собора:
"Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы) или председательницы."
О ком идет речь?
(ссылки приветствуются)

                


Самое неприличное и пагубное дело
Евгений, православный - 19:38 08.10.2003
> Правило 11 Лаодикийского собора:
> "Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы) или председательницы."
> О ком идет речь?
> (ссылки приветствуются)

В древности был такой обычай. Это были что-то вроде современных бабушек.

Зонара: они "начальствовали над входящими в церковь женщинами, как бы учительницы, и наставляли их в багочиние, и научали их, как и где им должно стоять".

Вальсамон: "В древности некоторые женщины, занимая места пресветерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин".

Конечно, терпеть такое было невозможно.

Вальсамон: "Итак поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые недобро пользовались добром из высокомерия и корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам... Учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное".

Впрочем, у сторонников эмансипации есть шанс.

Аристин: "Ибо если запрещается им исполнять гражданские должности, то каким образом оне в церкви будут когда-нибудь первенствовать над клиром?"

Ведь гражданские должности исполнять женщинам уже разрешено.

                


И еще один вопрос
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:58 09.10.2003
Скажите, а над диакониссами совершалась хиротония или хиротесия? Мнения здесь разделяются.
Ссылок, ссылок мне! :)

                


Re: И еще один вопрос
Евгений, православный - 12:55 09.10.2003
Источник: Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М. 2000 (репр. изд. 1880), с. 220-221

> Скажите, а над диакониссами совершалась хиротония или хиротесия? Мнения здесь разделяются.

Судя по тому слову, которое употреблено в греческом тексте (вместо русского "поставляти"), то не совершалось ни хиротонии, ни хиротесии. А так это надо смотреть "Апостольские установления" св. Климента Римского. Я не помню, ведется ли там речь о постановлении диаконисс. Кажется, нет, но точно не помню.

                


Re: И еще один вопрос
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 13:46 09.10.2003
> Судя по тому слову, которое употреблено в греческом тексте (вместо русского "поставляти"), то не совершалось ни хиротонии, ни хиротесии.
Какое слово? (немного знаю греческий)

                


Re: И еще один вопрос
Евгений, православный - 20:11 09.10.2003
Peri tou, mh dein tas legomenas presbutidas, htoi prokafhmenas, en th Ekklhsia kafizasfai.

Не употреблено слово heirotonew, которое обычно употребляется для обозначения хиротонии. См., например, 1-е апостольское:

Episkopos heirotoneisfw upo'Episkopwn duo, h triwn.

Не употреблено также heirofesia.

                


Диакониссы
Тарас, православный, АААПЦ - 19:05 08.10.2003
Дарья Дмитриевна, речь идет все о тех же диакониссах, которые отвечали за подготовку оглашенных женского пола к Святому Крещению. В ранней Церкви институт диаконисс играл, видимо, большую роль.

Это правило, если я не ошибаюсь, было направлено против ложной практики поставлять во главе этих диаконисс "так именуемых пресвитерид", приравнивая их к пресвитерскому чину, что само по себе является уже ересью.

Ссылки? Надо смотреть Каноническое Право.

                


Вопрос второй
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:57 09.10.2003
> Это правило, если я не ошибаюсь, было направлено против ложной практики поставлять во главе этих диаконисс "так именуемых пресвитерид", приравнивая их к пресвитерскому чину, что само по себе является уже ересью.

А откуда Вы об этом узнали (просто ссылки нужны ужасно :) ).

> Ссылки? Надо смотреть Каноническое Право.
Посмотрите, а?

                


Re: Вопрос второй
Тарас, православный, АААПЦ - 19:11 09.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:

> А откуда Вы об этом узнали (просто ссылки нужны ужасно :) ).
>
> > Ссылки? Надо смотреть Каноническое Право.
> Посмотрите, а?

Учебника у меня под рукой нет. :( Но что вас конкретно интересует: почему женщин не рукополагают, что ли? Или более конкретно - о старицах?

Многое в этом контексте сводится к вопросу главенства женщины вообще. Т.е. по сути раз уж жена не должна быть главой в доме, так женщина не должна быть “главой” над “домом Божиим” (1-е Тим. 5:17; 1-е Фесс. 5:12; 1-е Тим. 3:12).

В любом случае посмотрите по ссылкам ниже. Ну а если остануться вопросы, то давайте искать ответы. :)

http://www.mrezha.ru/vera/14/8.htm

http://ao.orthodoxy.ru/arch/009-010/009-10-pasternak-fr.htm

                


Что мне нужно
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:16 10.10.2003
> Но что вас конкретно интересует: почему женщин не рукополагают, что ли? Или более конкретно - о старицах?

Меня интересует то, что я и написала в исходном сообщении - кто такие пресвитериды, или старицы. И все :)

                


Re: Что мне нужно
Тарас, православный, АААПЦ - 19:55 10.10.2003
Поиском в Яндексе нашел только вот это:

http://www.krotov.org/acts/canons/0343laod.html

                


Re: Вопрос второй
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 16:37 09.10.2003
(3) There is, however, one form of the ordained ministry to which women are certainly called, and that is the ministry of deaconesses. The members of the Agapia Consultation pleaded for a ‘reactivation’ of this ancient order, which in the Orthodox Church has fallen into disuse since the twelfth century.(50) They spoke of the ministry of the deaconess as a ‘life-time commitment to full vocational service in the Church ... an extension of the sacramental life of the Church into the life of society’.(51) Already, in the Russian Church before the Revolution, there were several schemes for a full restoration of the order of deaconesses, although in the end nothing was done.(52) Since 1952 the Church of Greece has had a School for Deaconesses—the present building was opened in 1957—but the members are not actually ordained. I am told, however, that ordained deaconesses exist within the Coptic Church of Egypt.

There is a difference of opinion among contemporary Orthodox as to the exact status of deaconesses in the early Church. Some regard them as essentially a ‘lay’ and not an ‘ordained’ ministry.(53) But others point out that the liturgical rite for the laying-on of hands received by deaconesses is exactly parallel to that for deacons: this implies that deaconesses receive, as deacons do, a genuine sacramental ordination—not just a cheirothesia but a cheirotonia.(54) All Orthodox are agreed, however, that there is a sharp distinction between the diaconate and the priesthood. The deacon, and a fortiori the deaconess, cannot perform the consecration at the Eucharist, cannot bless the people, and in general does not act as a liturgical icon of Christ. There is a special funeral office for priests, but when a deacon dies the burial service is the same as for a layman. The existence of deaconesses within the Church is thus in no sense a justification for women priests. As the Agapia Consultation insisted, ‘The office of deaconess is distinct and not new, nor can it be considered as a "first step" to the ordained priesthood.’(55)
http://www.womenpriests.org/classic/ware.htm