О главенстве мужа над женой
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 13:58 14.10.2003
|
Сначала - цитату:
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5. 22-33).
Из СоцКонц. РПЦ:
"В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5. 21). Поэтому "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога" (1 Кор. 11. 11-12)."
Слова ап. Павла даются в качестве образца православным супругам, причем - как часть общего наставления всем христианам - "повиновение друг другу в страхе Божием" (это предыдущий стих!).
(часто, кстати, замечала, что об обязанностях жены по отношению к мужу - "да убоится" - говорится много и со вкусом, а об обязанностях мужа к жене - стыдливо умалчивается; хотя эта задача, как мне кажется, труднее ).
Если заповедь эта нарушается с какой-либо стороны - идет проверка смирения с обеих сторон; даже если муж жену не любит, она может его слушаться - по смирению и по заповеди апостола. И наоборот. А считаться - "вот ты меня не любишь, а я тебя за это не слушаюсь", или "вот ты меня не слушаешься, а я тебя за это любить не буду" - позорно.
Но дана ли эта заповедь неправославным? Вопрос интересный, хотя бы потому, что ап. Павел не рекомендовал сочетаться браком с неправославными. ("муж освящается" относится к супругам, один из которых крестился /воцерковился уже после крещения). Существует и каноническое правило, запрещающее верным сочетаться с неверными.
Правило это из соображений икономии сейчас обходится (см. http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sd10r.htm ).
Поэтому остается открытым, должна ли православная жена повиноваться неправославному мужу и наоборот.
Единственное место из Библии, где в этом контексте еще освещаются супружеские отношения - книга Бытия, места о создании Евы и грехопадении.
До грехопадения отношения мужа и жены: Посему оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене, и будут двое одна плоть.
После грехопадения, в качестве наказа - наказания Еве: К мужу влечение твое... Т.е. желание власти мужчины, желание ему повиноваться, видение мужчины "высшим существом", часто встречающееся в женской (и особенно - православной ) среде - результат грехопадения, обстоятельства неестественные (и могущие быть исправленными только одним способом - Вторым Пришествием ; но неясно, пригодится ли это кому-нибудь в дальнейшем поскольку "не женятся и не выходят замуж, а живут как ангелы на небесах" ).
И мнение, встречающееся в православной среде о том, что женщина должна повиноваться мужу (и неправославному), и даже любому мужчине (как ранее писал один из со-беседников) - коренится, как мне кажется, в этом болезненном влечении, - и, конечно, в исторических обстоятельствах (женщина физически слабее мужчины, и во время беременности и кормления грудью недееспособна и нуждается в защите).
|
|