Re: В день апостола Фомы - про Ерёму...
Valerius, Православный МП - 22:56 20.10.2003
|
Анахоретъ, Вы писали:
> Становится традицией: некто спрашивает - "как приготовить картофельное пюре", а Valerius пускается в "глубокомысленные" рассуждения о том, что "картофель впервые был завезён в Европу в сер. 16-го века, а в Россию так и ещё спустя двести лет (и ваще в России всё не так), и хотя картофель вытеснил бобовые и репу из меню российского крестьянства - это всё лажа, а нажимать надо на хлебушек, как главный элемент рациона человека, старающегося вести здоровый образ жизни", и пр. пр. пр., при этом гипотезы выдаются за факты, а бытующее мнение - за истину. Нехорошо-с.
Ваше теплое и радушное сообщение с глубоким удовлетворением (хотя и с некоторым опозданием) прочел. Вы удивительно мудро подметили, что во время острых приступов голода пускаться в долгие рассуждения об истории столь почтенного продукта, как картофель, - особого смысла нет, поскольку в таких ситуациях назначение сего продукта - самоочевидно с особой наглядностью. Поэтому нужно лишь знать, КАК приготовить это самое картофельное пюре, чтобы поскорей насытиться.
Но увы, с панихидой все с точностью до наоборот! Здесь рассуждения типа "КАК мне себя вести, чтобы поскорей помянуть усопших" - абсолютно бессмысленны без решения вопроса о том, что же такое поминовение усопших как таковое. Здесь, в оличие от приведенной Вами глубокой аналогии с приготовлением пищи, на первом месте стоит отнюдь не СПОСОБ достижения цели, а наоборот - понимание самой цели, от чего, собственно, и будет зависеть Ваше литургическое поведение. (Либо Вы будете заботиться о том, "в какой руке свечку на панихиде держать", либо готовиться к встрече с Вашими "отошедшими в вечность" собратьями на Господней Трапезе). Утоление голода так или иначе понятно и дикарю, и животному. А поминовение усопших - нет. Для современного человека "помнить" - означает "не забывать". А для Библии "помнить" - означает совсем другое, то есть жить и действовать в присутствии и в соответствие с тем, о чем или о ком идет речь. (Ср. "Помни день субботний...", то есть соблюдай субботний покой и т.д.) Как видите, обойтись "без истории картофеля" здесь никак не получается.
Если брат спрашивает: "Что делать на панихиде?" - а ему отвечают: "Стой со свечкой так-то, произноси молитвенные формулы сяк-то", - то не означает ли это, что этого брата под видом православной литургики всего лишь учат неким магическим "священнодействиям", за добросовестное исполнение которых Бог якобы "помилует" его усопших близких? Полноте! Мало того, что в Октоихе, где изложен чин панихиды, ничего об этих "свечках в левой руке не говорится". (Да и не будет ни одна свечка столь долго в руке гореть, если панихиду служить по-настоящему, без наших современных сокращений, т.е. с кафизмой, всеми ектениями и каноном, а не с одними лишь так называемыми "запевами"!) Так к тому же еще и "панихида", как таковая, это с исторической точки зрения всего лишь богослужение, предшествующее Евхаристии! Не упомянуть этого хотя бы кратко, значит видеть все что угодно, но не самое главное! Если я "прослушал" панихиду, а на Евхаристию, где собирается вся Церковь, живые и усопшие, не пошел и не участвовал в ней, то значит и грошь цена моему "поминовению" скончавшихся братьев! То есть я - отнюдь не в единстве с ними! (См. выше о слове "поминовение").
>
> А важность Евхаристии, как и важность поминовения усопших на проскомидии, здесь никто никогда не отрицал. Но речь-то была совсем не об этом...
Во-первых, Вы об этом даже не упомянули. А во-вторых, речь идет вовсе не о "важности поминовения усопших на проскомидии". А о том, что единство живых и усопших братьев-христиан на Трапезе Господней и есть единственное, натоящее и законное поминовение, в отношение которого все прочие службы, включая "панихиду" - являются лишь приготовлением. И почему Вы так выделяете проскомидию? Потому что на нее "записки подают", что-ли? Молитвы за живых и усопших, в чем легко убедиться, прочитвав Служебник, звучат на ВСЕМ продолжении Евхаристии, в которой все, и вне которой - ничего!
Всегда рад Вашим необыкновенно доброжелательным замечаниям.
|
|