Беседы о Православии

про панихиду
Элрин, новоначальный православный, РПЦ(МП) - 01:51 18.10.2003
1. Что такое панихида - просто поминальная служба? Как она проходит?
2. Как к ней готовиться, как себя на ней вести(ну, чтоб не просто как столб стоять...)?
3. Чем отличается панихида по одному человеку, от панихиды по большому числу людей?
4(!). Что лучше - быть всей толпой на одной панихиде или заказать в разных местах (тем более, что есть сильное подозрение, что общая панихида будет пиаром)

                


Про панихиду и не только
Valerius, Православный МП - 18:01 18.10.2003
Элрин, Вы писали:
> 1. Что такое панихида - просто поминальная служба? Как она проходит?

Мало кто сейчас отдает себе отчет в том, что т.н. "панихида" - это всего лишь очень сильно сокращенная утреня. Для чего и когда служится утреня? Утреня служится перед литургией, и ее главная цель - подготовка к участию в Евхаристии. (В России с этим крайне туго, поскольку у нас утреню в силу какой-то неискоренимой традиции утреню служат вечером, шиворот-навыворот!) На утрене могут быть и заупокойные молитвы, отсюда и берет начало современная "панихида". Но, как бы там ни было, ни одна церковная служба, будь то утреня или "панихида", не имеют смысла без Евхаристии, которой они предшествуют.

Для чего "нужна" Евхаристия? На Евхаристии, т.е. на Господней Трапезе, вместе с воскресшим Иисусом собирается вся Церковь, живые и усопшие. Без этого евхаристического единства в Богочеловеке Иисусе невозможно становление человека Богом после воскресения наших смертных тел. Вот почему "настоящее" поминовение усопших, то есть констатация нашего единства с ними в Церковном Теле, происходит только во время указанной Трапезы, подготовкой к которой и служат вечерня с утреней, например с заупокойной утреней, так называемой "панихидаой.

Просто наши православные современники давно уже забыли, что Евхаристия - это главный центр всего, без которого никакое поминовение усопших не имеет смысла. Отсюда и приписывание "панихиде" некоего самодостаточного значения.

> 2. Как к ней готовиться, как себя на ней вести(ну, чтоб не просто как столб стоять...)?

Из того что я сказал выше следует, что готовиться нужно вовсе не к "панихиде", а к Евхаристии, на которой мы все, в том числе и наши "отошедшие в вечность" братья с радостью собираемся вместе с Господом Иисусом на общей Трапезе, или "Ужине" (т.е. "Вечере" по-славянски).

> 3. Чем отличается панихида по одному человеку, от панихиды по большому числу людей?
> 4(!). Что лучше - быть всей толпой на одной панихиде или заказать в разных местах (тем более, что есть сильное подозрение, что общая панихида будет пиаром)

Это принципиального значения не имеет. Дело не в количестве. Евхаристия, например, - всегда одна, хотя и служится в течение двух тысяч лет. Это не повтор, а каждодневная реализация все той же Тайной Вечери Спасителя. Поэтому и от "заказывания" одной и той же панихиды в разных церквях ничего не изменится.

                


В день апостола Фомы - про Ерёму...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 22:16 18.10.2003
Становится традицией: некто спрашивает - "как приготовить картофельное пюре", а Valerius пускается в "глубокомысленные" рассуждения о том, что "картофель впервые был завезён в Европу в сер. 16-го века, а в Россию так и ещё спустя двести лет (и ваще в России всё не так), и хотя картофель вытеснил бобовые и репу из меню российского крестьянства - это всё лажа, а нажимать надо на хлебушек, как главный элемент рациона человека, старающегося вести здоровый образ жизни", и пр. пр. пр., при этом гипотезы выдаются за факты, а бытующее мнение - за истину. Нехорошо-с.

Valerius, Вы писали:

> Мало кто сейчас отдает себе отчет в том, что т.н. "панихида" - это всего лишь очень сильно сокращенная утреня.

Ну, в общем, наверное, кроме Вас, в этом себе вообще больше никто не отдаёт отчёт. "Панихида", это, вообще-то, "всенощное бдение". Кратко прочитаете об этом в Новой Скрижали, более полно - у Скабаллановича.
Пожалуй, и всё остальное, что Вы написали, уровня "Письма к учёному соседу".
А важность Евхаристии, как и важность поминовения усопших на проскомидии, здесь никто никогда не отрицал. Но речь-то была совсем не об этом...

                


Re: В день апостола Фомы - про Ерёму...
Valerius, Православный МП - 22:56 20.10.2003
Анахоретъ, Вы писали:
> Становится традицией: некто спрашивает - "как приготовить картофельное пюре", а Valerius пускается в "глубокомысленные" рассуждения о том, что "картофель впервые был завезён в Европу в сер. 16-го века, а в Россию так и ещё спустя двести лет (и ваще в России всё не так), и хотя картофель вытеснил бобовые и репу из меню российского крестьянства - это всё лажа, а нажимать надо на хлебушек, как главный элемент рациона человека, старающегося вести здоровый образ жизни", и пр. пр. пр., при этом гипотезы выдаются за факты, а бытующее мнение - за истину. Нехорошо-с.

Ваше теплое и радушное сообщение с глубоким удовлетворением (хотя и с некоторым опозданием) прочел. Вы удивительно мудро подметили, что во время острых приступов голода пускаться в долгие рассуждения об истории столь почтенного продукта, как картофель, - особого смысла нет, поскольку в таких ситуациях назначение сего продукта - самоочевидно с особой наглядностью. Поэтому нужно лишь знать, КАК приготовить это самое картофельное пюре, чтобы поскорей насытиться.

Но увы, с панихидой все с точностью до наоборот! Здесь рассуждения типа "КАК мне себя вести, чтобы поскорей помянуть усопших" - абсолютно бессмысленны без решения вопроса о том, что же такое поминовение усопших как таковое. Здесь, в оличие от приведенной Вами глубокой аналогии с приготовлением пищи, на первом месте стоит отнюдь не СПОСОБ достижения цели, а наоборот - понимание самой цели, от чего, собственно, и будет зависеть Ваше литургическое поведение. (Либо Вы будете заботиться о том, "в какой руке свечку на панихиде держать", либо готовиться к встрече с Вашими "отошедшими в вечность" собратьями на Господней Трапезе). Утоление голода так или иначе понятно и дикарю, и животному. А поминовение усопших - нет. Для современного человека "помнить" - означает "не забывать". А для Библии "помнить" - означает совсем другое, то есть жить и действовать в присутствии и в соответствие с тем, о чем или о ком идет речь. (Ср. "Помни день субботний...", то есть соблюдай субботний покой и т.д.) Как видите, обойтись "без истории картофеля" здесь никак не получается.

Если брат спрашивает: "Что делать на панихиде?" - а ему отвечают: "Стой со свечкой так-то, произноси молитвенные формулы сяк-то", - то не означает ли это, что этого брата под видом православной литургики всего лишь учат неким магическим "священнодействиям", за добросовестное исполнение которых Бог якобы "помилует" его усопших близких? Полноте! Мало того, что в Октоихе, где изложен чин панихиды, ничего об этих "свечках в левой руке не говорится". (Да и не будет ни одна свечка столь долго в руке гореть, если панихиду служить по-настоящему, без наших современных сокращений, т.е. с кафизмой, всеми ектениями и каноном, а не с одними лишь так называемыми "запевами"!) Так к тому же еще и "панихида", как таковая, это с исторической точки зрения всего лишь богослужение, предшествующее Евхаристии! Не упомянуть этого хотя бы кратко, значит видеть все что угодно, но не самое главное! Если я "прослушал" панихиду, а на Евхаристию, где собирается вся Церковь, живые и усопшие, не пошел и не участвовал в ней, то значит и грошь цена моему "поминовению" скончавшихся братьев! То есть я - отнюдь не в единстве с ними! (См. выше о слове "поминовение").
>
> А важность Евхаристии, как и важность поминовения усопших на проскомидии, здесь никто никогда не отрицал. Но речь-то была совсем не об этом...

Во-первых, Вы об этом даже не упомянули. А во-вторых, речь идет вовсе не о "важности поминовения усопших на проскомидии". А о том, что единство живых и усопших братьев-христиан на Трапезе Господней и есть единственное, натоящее и законное поминовение, в отношение которого все прочие службы, включая "панихиду" - являются лишь приготовлением. И почему Вы так выделяете проскомидию? Потому что на нее "записки подают", что-ли? Молитвы за живых и усопших, в чем легко убедиться, прочитвав Служебник, звучат на ВСЕМ продолжении Евхаристии, в которой все, и вне которой - ничего!

Всегда рад Вашим необыкновенно доброжелательным замечаниям.

                


Спасибо всем ответившим!
Элрин, новоначальный православный, РПЦ(МП) - 01:06 23.10.2003
И сюда, и почтой :)
Теперь информации выше крыши!
Переварить бы ее :)

                


Re: про панихиду
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 16:15 18.10.2003
Элрин, Вы писали:
> 1. Что такое панихида - просто поминальная служба? Как она проходит?

Заупокойное богослужение, представляющее из себя сокращённый конспект службы погребения (отпевания). Обычно молящиеся за панихидой держат в левой руке свечу. Молебные прошения за панихидой обычно хорошо воспринимаются даже ухом малоцерковного человека ("Упокой, Господи, души усопших раб Твоих", прошения ектений и т.п.) и в них укладывается весь смысл этого богослужения.

> 2. Как к ней готовиться, как себя на ней вести(ну, чтоб не просто как столб стоять...)?

Подготовки никакой особой не требуется, кроме молитвенного настроя. Вести себя как за обычной службой - молиться, креститься, кланяться. В ответ на каждение священника или диакона отвечать поклоном (без крестного знамения). Если свеча за панихиду полностью не сгорит, поставьте её после службы на тетрапод (или, как его обычно называют, "канун") - подсвещник в виде столика, во главе которого стоит распятие. Если панихида служится не в центре храма, то обычно перед этим столиком, а он обычно находится слева при входе в храм, перед "Голгофой".
Есть ещё древняя традиция освящать кутью. Кутья (коливо) представляет из себя варёную пшеницу (на практике - рис), сдобренную мёдом и, иногда, изюмом. Это кушанье - символ Воскресения. Как зёрна пшеницы (риса), будучи положены в землю, истлеют и снова прорастут, так восстанут и тела усопших в день всеобщего Воскресения. А мёд здесь символизирует сладость жития праведных по Воскресении.
Кутью освящают после панихиды (на время службы в неё иногда вставляют свечу, как в пасхальный кулич), и уносят домой, чтобы с молитвой об усопшем употребить в начале заупокойной трапезы. Для того, чтобы заупокойная трапеза была символически разделена с клириками церкви, то приносятся и другие продукты, которые оставляются в храме (мучные, кондитерские, фрукты и т.п.), и потом потребляются за трапезой причетниками храма.

> 3. Чем отличается панихида по одному человеку, от панихиды по большому числу людей?

Ничем. Больше того, если люди придут помолиться на панихиду по конкретному человеку, то прилежный священник попросит написать в записку и родственников покойного, которые тоже уже почили, и своих кого-то помянуть может сам...

> 4(!). Что лучше - быть всей толпой на одной панихиде или заказать в разных местах (тем более, что есть сильное подозрение, что общая панихида будет пиаром)

Видимо, речь о панихиде по жертвам теракта на Дубровке? Лучше будет там - где будет лучше молиться. Лучше и тем, кто молится, и тем, о ком молятся. А термин "заказать" - не очень хороший. Обычно он обозначает, что "заказчик" в молитве участия принимать не будет, а это неправильно. Если имеется в виду желание помолиться за панихидой в другом храме (не понял только, почему "в разных"), где не будет официалов, видеосъёмок и фотографов, то, наверное, так будет лучше. Тогда лучше говорить "отслужить" панихиду в другом месте, т.к. мирянин тоже совершает на ней своё молитвенное служение, а священник возглавляет, ведёт службу своих сомолитвенников.

Если сказал что-то непонятно, буду рад пояснить.

                


Re: про панихиду -Письма к ученому соседу
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 12:22 20.10.2003
Анахоретъ, Вы писали:
>
> Если сказал что-то непонятно, буду рад пояснить.


Да, не, все хорошо и по делу.
Только вот на Vflerius'а наезд напрасный. :)
Для меня его ответы одним "плохи" - слишком редки.

"Письма к ученому соседу... "

Эээх, Анахоретъ... Вопрос нужного баланса между точностью и доступностью изложения - не только не решен полностью. Он вообще не решен. А вот когда до людей дойдет по-настоящему насколько он важен - очень, очень многое изменится...
По другому вопрос называется "Мысль и язык"
(аллё Антон, вдруг читаешь случайно. :) )
Мой СГ - затеян как инструмент рычаг для этой неподъемной задачи.
И возможно, я нащупал-таки точку опоры.. :)