Беседы о Православии

Богослужение Американской или любой другой Православной Церкви на Западе
Valerius, Православный МП - 02:39 21.10.2003
Братья,

Доводилось нередко читать, что в современной Американской Православной Церкви под влиянием, например, о. Шмемана и Мейендофа произошли заметные изменения в богослужении сравнительно с Православной Церковью в России. Но какие именно? Например, Андрей Кураев пишет, что некоторые из этих изменений вполне здравы, но "бездарно исполнены". Что он мог иметь в виду?

Как вообще на практике выглядят службы в Американской Православной Церкви? Сколько стихир на "Господи воззвах" и на "Хвалитех" используется? Исполняются ли сами эти "Воззвашные" или "Хвалитные" псалмы, или же одни лишь стихиры? Как обстоят дела с кафизмами на вечерне и утрене? Читаются ли повечерие с полунощницей, или же часы с междочасиями, и как исполняются часы и псалмы в Великом Посту? Сколько тропарей на каноне читается? С библейскими песнями или же с "запевами"?

Говорят, что некоторые "тайные"молитвы читаются вслух, но если речь идет о "вечерних" и о "светильничьих" молитвах, то как же они распределяются в структуре вечерни и утрени? Это же ведь не такая простая проблема, чтобы решить, в какой конкретной части службы эти священнические молитвы изначально находились.

Говорят, что иногда литургия в Америке служится вечером. Но соединяется ли она при этом с вечерней, как это делается, скажем, у нас в Канун Рождества, Богоявления и Великой Субботы? Как обстоят дела с чтением вслух Евхаристического канона?

Используется ли в Америке или Англии современный Греческий приходской богослужебный устав? Например, служится ли утреня, в конце которой, сразу после славословия, без ектений и часов, совершается переход к литургии?

Есть ли вообще что-нибудь полезного во этих богослужебных изменениях, скажем, нечто "раскрывающее исконную суть обряда" или "приближающее к его пониманию" (к этому и стремился Шмеман), что может быть использовано также и в России? Или все это было осуществлено напрасно?

                


Re: Богослужение любой другой Православной Церкви на Западе
Алексей Чумаков, православный христианин - 06:17 22.10.2003
Valerius, Вы писали:
> Братья,
>
> Например, Андрей Кураев пишет, что некоторые из этих изменений вполне здравы, но "бездарно исполнены". Что он мог иметь в виду?

Кто его знает. Богослужение вещь переменчивая, по Типикону вообще говоря и в русской церкви нигде не служат, скорее имеет смысл говорить о местных различиях и вариантах сокращения богослужебного устава, ну и привнесенных местных обычаях которые никаким уставом не описаны. А говоря об Америке надо учитывать что тут есть не только церкви российского происхождения (которые в целом придерживаются традиции устава монастыря преп. Саввы), но и греческие, арабские, и т.д. которые имеют свои уставы и традиции. Т.е. довольно разные службы можно встретить в американских приходах.

К тому что можно назвать "развитием" можно бы отнести гласное чтение священником тайных молитв, открытие алтаря, подобие рукопожатия или поцелуя при "let us love one another", некоторые попытки следовать уставу о времени начала богослужений (т.е. вечерняя литургия - вечером, утреня - утром, а не "let us complete our morning prayers unto the Lord" произносимое часов в 7-8 вечера, и прочее в этом духе).

> Как вообще на практике выглядят службы в Американской Православной Церкви? Сколько стихир на "Господи воззвах" и на "Хвалитех" используется? Исполняются ли сами эти "Воззвашные" или "Хвалитные" псалмы, или же одни лишь стихиры? Как обстоят дела с кафизмами на вечерне и утрене? Читаются ли повечерие с полунощницей, или же часы с междочасиями, и как исполняются часы и псалмы в Великом Посту? Сколько тропарей на каноне читается? С библейскими песнями или же с "запевами"?

Это все очень зависит от прихода и священника. В известных мне церквях стихиры эти сокращать не принято, ну разве что одну другую. Сокращают все повторения стихир. Начало псалмов опускается, читаются отдельные стихи между стихирами (кроме Вел. Поста, тогда и псалмы читаются). "кафизмы" на утрене читают один краткий псалом (примерно 1 страница стандартной псалтыри), всего таких 3. На праздники - обычно без кафизм. На вечерне вместо кафизм избранные стихи "блажен муж" с аллилуйей. Паремии обычно сокращаются до 1 (кроме Поста) . В Вел.Пост службы особые, но все конечно же сокращенно - хотя есть местами любители очень протяженных и полных вычитываний, тогда обычно в церкви остается пара-тройка любителей этого дела. Вне Поста повечерие читется только всвязи с праздничным бдением, полуночница сокращается. На канонах обычно остается 4 тропаря, по 1 на канон. Чаще всего читаются они с "припевами", но кое-где и с библейскими песнями (одно такое место знаю).

> Говорят, что некоторые "тайные"молитвы читаются вслух, но если речь идет о "вечерних" и о "светильничьих" молитвах, то как же они распределяются в структуре вечерни и утрени? Это же ведь не такая простая проблема, чтобы решить, в какой конкретной части службы эти священнические молитвы изначально находились.

Это я не знаю, не встречалось такое.

> Используется ли в Америке или Англии современный Греческий приходской богослужебный устав? Например, служится ли утреня, в конце которой, сразу после славословия, без ектений и часов, совершается переход к литургии?

Это у греков так, естественно так, и у некоторых гречески-ориентированных приходов. Про антиохийцев надо Тараса спрашивать.

> Есть ли вообще что-нибудь полезного во этих богослужебных изменениях, скажем, нечто "раскрывающее исконную суть обряда" или "приближающее к его пониманию" (к этому и стремился Шмеман), что может быть использовано также и в России? Или все это было осуществлено напрасно?

Трудно ответить. Важным представляетса само осознание факта что нет одного "правильного" способа служить, что службы везде довольно разные и главное чтобы они проходили в мире и на них можно было бы молиться.

                


Re: Богослужение любой другой Православной Церкви на Западе
Valerius, Православный МП - 18:34 23.10.2003
Спасибо Вам огромное за ответ. Я лишь хотел немного уточнить:

Алексей Чумаков, Вы писали:
> К тому что можно назвать "развитием" можно бы отнести гласное чтение священником тайных молитв, открытие алтаря, подобие рукопожатия или поцелуя при "let us love one another", некоторые попытки следовать уставу о времени начала богослужений (т.е. вечерняя литургия - вечером, утреня - утром, а не "let us complete our morning prayers unto the Lord" произносимое часов в 7-8 вечера, и прочее в этом духе).

Рукопожатие или приветствие при "Let us love one another" - это замечательно. В этом месте месте действительно должно быть приветствие "христианским лобзанием" со словами "Христос посреди нас!" - что, к сожалению, в России сохраняют одни лишь священники в алтаре, а не все учатники Евхаристии, как положено. Но какие именно "тайные" молитвы читаются вслух? В какой момент богослужения?

> Вне Поста повечерие читется только всвязи с праздничным бдением, полуночница сокращается.

А как совершается бдение в Америке? Такое же соединиение вечрни с утреней как и у нас, когда в восемь вечера завершают "утреннюю молитву"? Если да, то в какой момент "присоединяется" повечерие?

> > Используется ли в Америке или Англии современный Греческий приходской богослужебный устав? Например, служится ли утреня, в конце которой, сразу после славословия, без ектений и часов, совершается переход к литургии?
>
> Это у греков так, естественно так, и у некоторых гречески-ориентированных приходов. Про антиохийцев надо Тараса спрашивать.

Да, верно. Еще раз спасибо.

                


Re: Богослужение любой другой Православной Церкви на Западе
Алексей Чумаков, православный христианин - 04:12 24.10.2003
Valerius, Вы писали:

> Рукопожатие или приветствие при "Let us love one another" - это замечательно. В этом месте месте действительно должно быть приветствие "христианским лобзанием" со словами "Христос посреди нас!" - что, к сожалению, в России сохраняют одни лишь священники в алтаре, а не все участники Евхаристии, как положено. Но какие именно "тайные" молитвы читаются вслух? В какой момент богослужения?

Я об этом знаю в основном по редким посещениям церквей ПЦА, греческих и проч. так как в нашей церкви (РПЦЗ) эти нововведения очень редки. В ПЦА (OCA) они тоже не повсеместны, зависит от епархии и прихода. У арабов принято нечто вроде рукопожатия, у греков иногда поцелуй, причем поп лобзает тех кто к нему ближе стоит/сидит, а они - соседей сбоку и сзади, таким манером все оказываются расцелованы. "Возлюбим" собственно и означает, в правильном переводе "поцелуем". По моим наблюдениям, там где целуются или пожимают руки, там и молитвы "гласные", т.е. более или менее все. Это довольно хорошо получается, поскольку становится понятно откуда берутся разные возгласы священника (окончания его молитв).

> > Вне Поста повечерие читется только всвязи с праздничным бдением, полуночница сокращается.
>
> А как совершается бдение в Америке? Такое же соединиение вечрни с утреней как и у нас, когда в восемь вечера завершают "утреннюю молитву"? Если да, то в какой момент "присоединяется" повечерие?

Обычно "всенощная" состоит из вел. вечерни соединенной особым образом с утреней и 1 часом. На некоторые праздники - из великого повечерия (вместо вечерни) с утреней и 1 часом. Способы соединения и сокращения разные, во многих местах не поют и не читают 33 псалом и 50 псалом, в болшинстве мест читают только последний псалом 1 часа.

                


Re: Богослужение любой другой Православной Церкви на Западе
olka, православная - 08:17 06.11.2003
спасибо за тему, теперь поняла что вроде как это норма... :((( а то я тут все сравнивала чего не хватает на службе в сербском монастыре Св. Саввы, что на Чикагщине. Да и людей на Всенощной 1-2 человека - , не считая местных поющих семинаристов.