Re: Богослужение любой другой Православной Церкви на Западе
Алексей Чумаков, православный христианин - 06:17 22.10.2003
|
Valerius, Вы писали:
> Братья,
>
> Например, Андрей Кураев пишет, что некоторые из этих изменений вполне здравы, но "бездарно исполнены". Что он мог иметь в виду?
Кто его знает. Богослужение вещь переменчивая, по Типикону вообще говоря и в русской церкви нигде не служат, скорее имеет смысл говорить о местных различиях и вариантах сокращения богослужебного устава, ну и привнесенных местных обычаях которые никаким уставом не описаны. А говоря об Америке надо учитывать что тут есть не только церкви российского происхождения (которые в целом придерживаются традиции устава монастыря преп. Саввы), но и греческие, арабские, и т.д. которые имеют свои уставы и традиции. Т.е. довольно разные службы можно встретить в американских приходах.
К тому что можно назвать "развитием" можно бы отнести гласное чтение священником тайных молитв, открытие алтаря, подобие рукопожатия или поцелуя при "let us love one another", некоторые попытки следовать уставу о времени начала богослужений (т.е. вечерняя литургия - вечером, утреня - утром, а не "let us complete our morning prayers unto the Lord" произносимое часов в 7-8 вечера, и прочее в этом духе).
> Как вообще на практике выглядят службы в Американской Православной Церкви? Сколько стихир на "Господи воззвах" и на "Хвалитех" используется? Исполняются ли сами эти "Воззвашные" или "Хвалитные" псалмы, или же одни лишь стихиры? Как обстоят дела с кафизмами на вечерне и утрене? Читаются ли повечерие с полунощницей, или же часы с междочасиями, и как исполняются часы и псалмы в Великом Посту? Сколько тропарей на каноне читается? С библейскими песнями или же с "запевами"?
Это все очень зависит от прихода и священника. В известных мне церквях стихиры эти сокращать не принято, ну разве что одну другую. Сокращают все повторения стихир. Начало псалмов опускается, читаются отдельные стихи между стихирами (кроме Вел. Поста, тогда и псалмы читаются). "кафизмы" на утрене читают один краткий псалом (примерно 1 страница стандартной псалтыри), всего таких 3. На праздники - обычно без кафизм. На вечерне вместо кафизм избранные стихи "блажен муж" с аллилуйей. Паремии обычно сокращаются до 1 (кроме Поста) . В Вел.Пост службы особые, но все конечно же сокращенно - хотя есть местами любители очень протяженных и полных вычитываний, тогда обычно в церкви остается пара-тройка любителей этого дела. Вне Поста повечерие читется только всвязи с праздничным бдением, полуночница сокращается. На канонах обычно остается 4 тропаря, по 1 на канон. Чаще всего читаются они с "припевами", но кое-где и с библейскими песнями (одно такое место знаю).
> Говорят, что некоторые "тайные"молитвы читаются вслух, но если речь идет о "вечерних" и о "светильничьих" молитвах, то как же они распределяются в структуре вечерни и утрени? Это же ведь не такая простая проблема, чтобы решить, в какой конкретной части службы эти священнические молитвы изначально находились.
Это я не знаю, не встречалось такое.
> Используется ли в Америке или Англии современный Греческий приходской богослужебный устав? Например, служится ли утреня, в конце которой, сразу после славословия, без ектений и часов, совершается переход к литургии?
Это у греков так, естественно так, и у некоторых гречески-ориентированных приходов. Про антиохийцев надо Тараса спрашивать.
> Есть ли вообще что-нибудь полезного во этих богослужебных изменениях, скажем, нечто "раскрывающее исконную суть обряда" или "приближающее к его пониманию" (к этому и стремился Шмеман), что может быть использовано также и в России? Или все это было осуществлено напрасно?
Трудно ответить. Важным представляетса само осознание факта что нет одного "правильного" способа служить, что службы везде довольно разные и главное чтобы они проходили в мире и на них можно было бы молиться.
|
|