Е. Поселянин , Русские подвижники .....
Nikolay, Правосланый - 03:57 14.11.2003
|
- Сначала окончите университет, а там я скажу вам, что делать.
Сразу же по окончании университета Погожев едет к отцу Амвросию испросить,
что же ему теперь делать.
– А теперь, – сказал батюшка, – пишите в защиту веры, Церкви и
народности.
И он стал духовным писателем, посвятив свою жизнь благочестивому делу.
Много страниц напишет Погожев о великом старце Амвросии. Будут и очерки, и книги. Одна из них так и называется – "Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий"
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ АМВРОСИЙ
http://www.krotov.org/library/p/poselyan/amvros.html
Погожев вообще пишет много, и пишет хорошо. В начале нашего века, по существу, не было церковного периодического издания, особенно издания для народа, где бы не печатался Погожев. "Русский паломник", "Миссионерское обозрение", "Церковные ведомости", "Светильник", а из светских – "Сельский вестник", "Московские ведомости", "Новое время" и многие другие. Его читала вся православная Россия. Оптинский старец Варсонофий скажет: "Погожев – художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях".
Псевдоним себе он выбрал немудрящий – Поселянин, по названию самых неповрежденных христиан – сеятелей. Они-то и есть становая жила этноса.
В 1901 г. благонравный читатель получил второе издание книги Евгения Поселянина "Русские подвижники XIX века". По сравнению с первым оно было значительно расширено и дополнено; книга посвящена памяти оптинского старца Амвросия, усопшего 10 октября 1891 г. То был светильник горящий и светящий,
истинный сосуд Духа Святого, дарящий мятущему земнородному мед
спасительного учения. В своем предисловии, составленном в Царском Селе осенью 1900 г., Евгений Николаевич предупреждал:
"Описанные лица представлены здесь преимущественно не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости... Скромный труд этот собран для верующих, для укрепления в них мысли, что все та же веет над миром сила Христова и те же дивные дары посылает тем, кто искренно за Ним
идет. И что русский народ поныне в лучших людях своих тот же богоносец, каким был всегда".
http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200103805
В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной "Знамение" из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Машниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Машнина.
Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем - преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление.
Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе "Знамение", после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона "Знамение" оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.
Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой "Знамение" возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.
В 1764 г. был издан указ императрицы Екатерины II об отобрании в казну имений монастырей и введения штатов. Духовный писатель XIX столетия Е. Поселянин определил этот Указ как "самое грустное проявление церковной политики Екатерины». Он же приводит некоторые цифры, подтверждающие это. Обратимся к ним и мы.
По сведениям, приводимым Е. Поселянином в его сборнике
«Русская Церковь и русские подвижники XVIII века»;
«до введения штатов в Великороссии было 732 монастыря мужских и 222 женских. Штатами же положен 161 монастырь мужской и 39 женских. Из 954 раньше существовавших монастырей росчерком пера было уничтожено 754. Оставалось двести, лишь пятая часть русских монастырей! Тогда же было запрещено без разрешения императрицы открывать новые монастыри. Реформа дала государству по 3 млн рублей в год дохода, но громадная часть монастырских имений была роздана Екатериной в дар своим фаворитам, так что государство получило от этого недолгую пользу. Было обещано при отобрании имений обеспечить духовные школы и духовенство, но это обещание забыто».
Митрополит Арсений посчитал своим долгом выступить против этого указа. Пусть даже в одиночку, как сделал это в царствование Ивана Грозного святитель Филипп, митрополит Московский. Хотя бы и зная заведомо, что смелое выступление за правду Христову, в защиту Церкви Православной, принесет ему мученический венец.
http://diocese.angelcity.ru/saint/?catalogid=60&readdocument=38
Е Поселянин,
"Жизненный подвиг старца Серафима Саровского"
"... В августе, за четыре месяца до конца о. Серафима, вновь назначенный в Тамбов преосвященный Арсений, впоследствии митрополит Киевский, был в Сарове и посетил о. Серафима. Старец поднес архиерею в подарок четки, пук восковых свеч, обернутых в холстину, бутылку деревянного масла и шерстяные чулки. Затем отдельно он принес ему бутылку красного церковного вина. Все
это означало, что старец просит по смерти своей поминать себя... Свечи, масло и вино, сбереженные преосвященным, были употреблены на ту литургию, которую он совершил о упокоении старца, когда получили известие о кончине его. А прочие предметы преосвященный оставил у себя."
* * *
Митрополит Арсений (Мацеевич)
(из книги Е. Поселянина "Русская Церковь и русские подвижники XVIII века"
Митрополит Арсений Мацеевич произвел чрезвычайно глубокое впечатление на своих современников.
То уважение, которое невольно вызывало в себе его прямая до резкости личность, бесстрашно всегда защищавшая то, что он считал за правду - это уважение было усилено состраданием, какое вызвано было его беспримерным несчастием.
Конечно, в характере Арсения были черты, которые способствовали его падению. Но теперь, в отдалении полутора веков, не трудно видеть, что и в основе даже тех сторон его характера, которые вызвали к нему ненависть некоторых властных его современников - лежит благородство, страстная преданность Церкви, служению которой он себя посвятил, его архиерейская совесть.
Народ, чуткий в различении людей, в особенности же Божьих людей, признал его великим страдальцем.
Некоторые события того периода его жизни, когда он является пред нами уже не властным и крутым митрополитом, а в ореоле своего страдания - носят на себе отпечатки не только чрезвычайности, но и, прямо, чудесности.
А та сила воли, с какою он перенес свой тяжкий крест, та тяжелая и
поучительная драма души, которая из самолюбивого и властолюбивого человека выработала терпеливого узника, начертавшего в стене своего каменного гроба бессмертные слова:
"Благо, яко смирил мя еси, Господи!" (Пс. 118:71) --
дают ему место не только среди замечательных, но и среди наиболее праведных людей своего времени.
Митрополит Арсений происходил из Польской шляхты, образование получил в Киевской академии.
Постриженный в монахи, он вскоре был рукоположен в священнический сан и назначен при московском синодальном доме экзаменатором ставленников. Он должен был испытывать лиц, которым предстояло посвящение в священники или диаконы, в знании ими всего нужного для этого сана. Живого, пылкого характера, твердый и настойчивый, он выказал в этой должности большую строгость.
В 30-х годах ХVIII века была снаряжена камчатская экспедиция к реке Оби для проверки и расширения открытий, сделанных Берингом. Пред отправлением ее Арсений по каким-то делам приехал в Архангельск.
Архиепископ Герман как раз отыскивал надежного иеромонаха, который бы отправился в числе членов экспедиции для совершения служб, и предложил ехать Арсению. Арсений согласился. До отплытия он жиль в Соловецком монастыре, где были заключены многие раскольники-беспоповцы. Даже игумен монастыря Иоасаф и некоторые иноки ложно мыслили о прекращении на земле Церкви Христовой. Арсений долго убеждал их и, наконец, написал Иоасафу увещание.
Экспедиция не выполнила назначенного ей дела; члены были отданы под суд. Пришлось и Арсению быть заключенным в Пустозерском остроге. Несколько раз его возили для допроса взад и вперед в Петербурь. Наконец, он был назначен экзаменатором ставленников в Петербурге, а потом -- законоучителем гимназистов в С.-Петербургской академии наук; -- все в виду того, что Адмиралтейство требовало, чтобы он до окончания следствия не отлучался из Петербурга. С окончанием дела, кончилось пребывание Арсения в Петербурге.
Он был прямо назначен митрополитом в Тобольск, и через год, по своей просьбе, переведен на древнюю Ростовскую митрополию, где архиереи носили титул "Ростовских и Ярославских".
Он участвовал в короновании на царство императрицы Елисаветы Петровны, быль сделан членом Св. Синода.
http://zvon.yaroslavl.ru/arseniy.htm
* * *
"Об иконах Божией Матери"
Люди искали новыми и новыми изображениями выразить
переполняющее их к Пречистой Деве чувство восторга и любви. Лучшие художники в своих полотнах старались в красках передать слагавшуюся в их душе мечту о Пречистой Деве. В тихих кельях монахи-иконописцы изображали на темных досках в несовершенном по живописи, но дышащем верою и умилением образе лик Пречистой...
В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили
Пречистую Деву в разные минуты духовной Ее жизни.
Вот Она с тоской взирает на крест Своего Сына (Ахтырская)... Вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове - обычный жест тяжко страдающих людей (“Утоли моя печали”). Вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками Младенца, точно боясь, что Его отнимут у Нее, - как готова Она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира (“Взыскание погибших”)... Вот держит царственно сидящего у Ней на руке, как на престоле, Младенца, Который
благословляет, как Бог, правой ручкой, а Сама с царственным видом дает людям благословение (Смоленская)... Вот распростерла Омофор над молящимися в храме (Покров)... Вот, сложив руки, в великолепном царском одеянии, поникла главой, внимает тайнам, святым тайнам, совершающимся в Ее безмолвной душе(Остробрамская).
Все это, в разные минуты Ее благословенной жизни, попытка
проникнуть в духовную жизнь Непорочной Девы. И с этой стороны иконы Богоматери - как бы оставшиеся запечатленными шаги Ее на нашей земле, никогда не разлучающаяся с нами память Ее постоянных дум о нас, Ее невидимого присутствия среди нас.
(Е. Поселянин)
* * * * *
Е. Поселянин
«Святая Юность»
Они взошли на русской почве, только что просвещенной — через крещение во Христа — отцом их, Владимиром равноапостольным, как некоторые прекрасные весенние цветы; они занялись в небе русских святых, как яркие и ранние звезды.
Князья Борис и Глеб были любимыми детьми великого равноапостольного князя Владимира. Все другие сыновья его родились от жен-язычниц, а их матерью была великая княгиня Анна, греческая царевна, которую взял за себя великий князь Владимир, как только крестился во Христа, и само происхождение их чудным освящением легло на них: над ними видимо почивала благодать Божья.
Между ними была немалая разница в годах, но это не мешало их тесной дружбе.Князь Борис с детства отличался расположением к благочестию. Он чрезвычайно любил чтение книг божественных, и благое впечатление производили на него жития святых и страдания мучеников — он точно завидовал их судьбе и себе желал той же судьбы. Углубляясь душой в те прошлые времена, горя сердцем к памяти мучеников Христовых и к житиям их, он молился: «Владыка мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть в числе Твоих угодников, научи меня подражать им, не дай мне увлечься суетой мира, но просвети мое сердце разумением заповедей Твоих!»
Все его чувства понимал брат его, маленький князь Глеб. Сидя при брате, любил он слушать, как тот читает жития святых, и вместе с ним молился; братья были неразлучны, и было что-то высокое и трогательное в этой дружбе старшего и младшего — трогательной привязанности Глe6a к Борису и необычайной заботе Бориса о Глебе.
Будучи еще совсем молодым, князь Глеб созрел душой — он был чрезвычайно добр и кроток, в милосердии своем подражал он отцу своему.
Равноапостольный великий князь Владимир чрезвычайно любил нищелюбие, он принимал убогих на своем княжеском дворе и кормил их, рассылал искать по домам больных и беспомощных, таких, которые сами не могли прийти к нему, и посылал им на телегах съестные припасы, и вот эту черту отца своего унаследовал и князь Глеб. Любимыми его гостями были сироты и вдовы.
Счастлива была жизнь благоверных князей. В те годы на свежую глубокую душу русского народа падала благодать Христова учения, и эта душа, ликуя, раскрывалась навстречу благодати. Чистой жизнью своей первые русские христиане сияли перед Богом так же, как сияют на весеннем солнце колышки выбившейся травы на лугах.
Жизнь Христа и смерть Его на кресте производили на братьев впечатление столь глубокое, что сами они желали принять муку... И эта мечта их сбылась.
После смерти их отца брат их Святополк подослал к ним убийц, и они предали мученически свой дух. Молодые, они мало успели сделать для родины, и рано были отозваны благоверные князья к Богу. Но посмертными явлениями они доказали, что они служат России своими молитвами у престола Божия.
В ночь перед тем днем, когда благоверный князь Александр разбил на берегах Невы шведов, один из его военачальников был свидетелем чудного явления.
Он провел всю ночь на берегу в молитве. Уже стало светать. Тогда по широкой поверхности реки пронесся шум, и показалась плывущая ладья; весла тихо ударялись по волнам; гребцы были одеты как бы мглой. Посреди ладьи стояли первые князья-мученики, сыновья равноапостольного Владимира — Борис и Глеб. И сказал Борис:
«Брат Глеб, вели грести спешно, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу».
Затем в ночь перед знаменитой Куликовской битвой, которая положила начало освобождению России от монгольского ига, было такое таинственное видение.
В небе показалось несметное темное ополчение. Но затем явились два светлых юноши, его секущие с криком: «Кто вам велел погублять отечество наше?»
В светлых этих юношах великий князь Димитрий Донской признал святых благоверных братьев, князей Бориса и Глеба.
Борис и Глеб... Рано были призваны благоверные князья ко Господу, и почти
не успели они послужить своей Родине во дни земной жизни. Но посмертными деяниями наши первые русские святые доказали, что молитвенно служат России у Престола Божия.
(Из книги Е. Поселянина «Святая Юность», Изд-во «Лествица», М., 1999
* * * *
Е.Поселянин.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ГОСУДАРЕВА ПУТИ (фрагмент)
http://www.kostroma.orthodoxy.ru/Imperial/Poselanin.shtml (
Е. Поселянин , "ПУСТЫНЯ"
ОЧЕРКИ ИЗ ЖИЗНИ ФИВАИДСКИХ ОТШЕЛЬНИКОВ
http://www.orthodox.spb.ru/ascet/pustin.html
Е. Поселянин
СКИТ ПРИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
и воздвигаемый в нем храм
http://rus-biblioteka.narod.ru/magazin/09.htm
Е. Поселянин
Повесть о том, как Чудом Божиим строилась Русская Земля
http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/poselyanin/pos-1.htm
Е. Поселянин
ВОСПИТАНИЕ ВЕРЫ
http://www.websib.ru/pravoslavie/vospitan/poselyan1.htm
|
|