Re: Это к Патриарху.
Nikolay, Православный - 20:53 12.12.2003
|
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > И kак ваша статья в таком мерзком месте оказалась, как "НГ"?
Кажется я уже понимаю.
> Саму "НГ" не читаю, других дел хватает (но полагаю, что газета как газета, не лучше и не хуже других). А вот приложение "НГ-Религии" является не "мерзкм местом", а практически единственным боль-мень приличным светским изданием о религии (Вы можете назвать лучше?).
>
Не знаю. До 2000г была очень мерзкая газетенка(приложение).
А в другие(православные) издания не пробовали разместить?
Меня словосочетание "светское издание о религии", само по себе настораживает. Простите.
Мне больше по душе http://www.vertograd.ru/ или http://www.sedmitza.ru/ ,
http://www.pravoslavie.ru/index.shtml
А светские ...? : " Их объединяет тема самоидентификации Русской Православной Церкви, то есть поиска ею своего места и роли в современную эпоху ...Особенность авторской позиции заключается в том, что указанные проблемы рассматриваются изнутри церковного сознания...очевидно, что установка на верность церковной традиции сама по себе не может быть должным образом реализована без учета современных реалий, фактического положения дел.Это не принесет пользы ни Церкви, ни обществу, переставшему "воевать" с Церковью и в определенной мере готовому с ней сотрудничать...Поэтому в каком-то смысле проблемы Церкви — это проблемы всего общества, всей нации(в европейском понимании этого слова)... и пр.
Что-то я не понял. Чего они хотят? Но чего то хотят.
http://religare.ru/article3739.htm
" НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Гильдия религиозной журналистики Медиасоюза
Факультет журналистики МГУ
Кафедра религиоведения Российской академии государственной службы
Центр истории религии и церкви (Институт российской истории РАН)
Журнал «Континент»
«Комсомольская Правда»
«НГ-Религии»
«Мир религий»
Радио «Маяк» "
Странное партнерство. Нет?
> Во всяком случае, официальные лица МП не гнушаются регулярно выступать на страницах этого приложения (о. Вс. Чаплин и др.)
>
о. Всеволод Чаплин... хо-рошо.
> Вопросы у людей не могут не появляться, поэтому и появляются. Причем, у огромного количества.
> А вот ответы на них по большей части бывают неудовлетворительными (в ту или иную сторону). По сей причине я уже давно заинтересовался этой проблемой, просмотрел кучу материала и составил свое мнение, коим иногда и делюсь устно и письменно.
>
"бывают неудовлетворительными(в ту или иную сторону)."
Это как? Слишком православные и слишком какие? А нужны - "светские"?
> > http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-newstyle.htm
> > - Тоже врут?
> Напротив, правду говорят. А я что говорю?
А Вы говорили, что про это все давно забыли. о.ооо1% в СМИ.
> Именно это: как правило, эта проблема освещается тенденциозно и порой просто безграмотно. Как противниками, так и сторонниками ст. ст. Я по мере своих скромных сил стараюсь эту ситуацию исправлять.
>
А Вы значит и не противник и не сторонник старого стиля?
А что Вас собственно волнует? Какие проблемы, в чем они(связанные с юл. календарем)?
Что Вы хотите исправить?
> > На "REЛNГИИ N.Г.", есть спец. форум(!) по этой "проблеме"
> Не нашел. Киньте ссылку. Я нашел только небольшое обсуждение (два с половиной участника, 5 постингов...) статьи, сделанной по нашему с Марком Смирновым давнему эфиру на "Эхе Москвы". Тоже мне "форум"...
>
А я виноват, что 2,5. Вы хотели бы больше, но зачем?
Марк Смирнов - бывший ведущий религиозной программы на Радио "Свобода", коллега Якова Кротова? А с недавнего времени редактор "Религии НГ"? Который до этого был редактором http://www.religio.ru/news/iudaizm/index.html
Все правильно?
> > > Так что я критикую оба календаря и никому не подпеваю
> > Этого вполне достаточно для "НГ" вижу.
> Это похвала "НГР" - они печатают самые разные, порой противоположные мнения по самым разным вопросам. Молодцы.
>
ЗАачем критиковать оба календаря?
ЗАчем печатать самые разные, противоположные мнения по самым разным вопросам например по церковному календарю? Ведь есть мнение церкви - соборное. Чтобы никто ничего не понял?
Ну и что, если не возведено Церковью в неприкосновенный догмат веры.
Да, это интересно.
http://religion.ng.ru/facts/2003-12-03/1_vatikan.html
Но зачем противоположное(светское) мнение нужно на сайте, де пускай папа приезжает на радость всех католиков, заодно и экономику подымем или еще что-нибудь...
>
> Какое дело, сколько пишут? Главное - как. Я стараюсь и буду стараться сделать это лучше, чем другие.
>
А цель? Конечьная цель?
Зачем народ баломутить?
У Вас же вон что написано:"Да, согласно Евангелистам, Христос воскрес на следующий день. Но, простите, а полтора месяца разницы не искажает хронологию? Этот довод просто нецерковен."
Как Вас люди(светские!) должны понимать? Думаю однозначно понимают.
> "Ответ может показаться неожиданным: я искренне призываю ничего не делать."
(Писали Вы 7лет назад)
"Это, конечно, еще далеко не все. Однако хочу надеяться, что сумел дать хотя бы некоторое представление о проблеме и о возможных "ключах" к ее решению в будущем."
(3 декабря 2003 г.(17.04.2002?) )
Прогресс однако!
> > > Ищите и обрящете. Интернет-век на дворе
> > http://www.pagez.ru/jc/
> И это всё, что Вы нашли?..
>
А Вам, что мало?
http://www.pagez.ru/jc/011.php
http://www.pagez.ru/jc/014.php
Там даже Вы есть : http://www.pagez.ru/jc/031.php
> > Какие? известные иерархи высказываются за принятие нового стиля???
> Научитесь читать собеседника. Я писал:
> "многие серьезные православные ученые и иерархи ... ищут пути решения проблемы".
Некоторые уже нашли.
"Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной ересью до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел патриарх Мелетий IV Метаксакис, вводя новый стиль и неканонические новшества, предлагая, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам - иметь жен, сокращение постов и богослужений. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался так называемый "новоюлианский" календарь, предложенный югославским астрономом М. Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. данные календари совпадают один к одному. Новоюлианский календарь нужно рассматривать как вариант григорианского. Церкви, принявшие новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. Непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Патриарх Мелетий занимал престол Афинский в 1918-1920, Константинопольский в 1921-1923, затем Александрийский в 1926-1935 годах, где ввел новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре умер, и Иерусалимская Патриархия не перешла на новый стиль. Искусственно сочетаемый с Александрийской пасхалией новоюлианский календарь вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной практике. Полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. В практической жизни это все означает разлад в церковном народе и разделение. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на "старостильников" и "новостильников"."
> Откуда Вы взяли, что единственный путь - принятие нового стиля? Я этого не говорил, Вы это сами придумали да мне приписали. А размышляют о сей проблеме действительно многие.
>
Одно дело размышлять, а другое предлагать не по адресу(в светских СМИ).
"Ближайшая серьезная практическая проблема в РПЦ возникнет 1 марта 2100 года, который по юлианскому календарю будет високосным, по "гражданскому" - нет."
Многая лета, но помоему большинство ваших читателей не доживут до 2100года.
> Наконец, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский говорил:
> "Юлианское летоисчисление не возведено Церковью в неприкосновенный догмат веры" (Акты Святейшего Патриарха Тихона. Изд. ПСТБИ, 1994, с. 332).
Всетаки ТИХОН.
> Согласен. А многие утверждают обратное.
>
"В том же 1923 году произошло в жизни Восточной Православной Церкви событие, которое дало советской власти возможность устранить в сознании Патриарха и Патриаршего управления этот, казалось, непреодолимый против нового стиля аргумент, именно «Всеправославный церковный конгресс» в Константинополе под председательством Константинопольского Патриарха. На этом конгрессе, как известно, было принято решение ввести новый стиль в богослужебную жизнь Православной Церкви. Советская власть постаралась заполучить от Патриарха Константинопольского официальную копию этого постановления и вручила его Патриарху Тихону, но, конечно, намеренно не сообщила, что это постановление конгресса было принято не всеми Восточными Патриархами и Патриархатами. Патриаршее же управление, оторванное от каких-либо прямых сношений с прочими Поместными Церквами, не имея возможности получения каких-либо известий о церковной жизни за пределами Советской России, ничего вообще об обстоятельствах, связанных с этим конгрессом, не знало. Вследствие этого Патриарх и Патриаршее управление, получив официальную копию означенного постановления, лишились единственного веского в глазах советской власти аргумента против нового стиля — ссылки на Православный Восток и всю Православную Церковь — и теперь остались безоружными против обвинения, что они отказываются от введения нового стиля исключительно по «контрреволюционным» мотивам. Патриарх и Патриарший Синод в сентябре 1923 года постановили принять новый стиль в церковную жизнь, но ввести его так, чтобы предстоящий Рождественский пост фактически обнимал полностью законный срок — 40 дней и поэтому фактически начался 15 ноября уже по новому стилю (2 ноября по старому).
По поручению Патриарха архиепископ Иларион составил соответствующее Патриаршее Послание, где введение нового стиля мотивировалось ссылкой на постановление «Всеправославного конгресса», возглавленного Константинопольским Патриархом, и необходимостью сохранять единство богослужебной жизни со всей Православной Церковью, уже принявшей новый стиль. Оглашение этого Патриаршего Послания последовало 1 октября старого стиля, в праздник Покрова Божией Матери, при патриаршем служении в Московском Покровском монастыре.
До самого момента запричастного стиха никто из сослуживших Патриарху не знал, кому он поручит прочтение своего Послания — все полагали, что громогласному протодиакону. Но вот Патриарх вдруг подозвал сослужившего протоиерея отца Василия Виноградова и, вручив ему рукописный (единственный в этот момент) текст Послания, предложил ему тотчас прочесть его перед народом. Обладая слабым голосом, отец Василий пытался отказаться, ссылаясь на то, что при слабости голоса и плохой акустике громадного храма мало кто услышит его чтение. Но Патриарх с обычной ему улыбкой возразил: «Ну это ничего, ничего, прочитайте Вы, прочитайте». В результате недостаточно громкого чтения отца Василия только передние ряды богомольцев могли, и только частично, расслышать кое-что из Послания; до подавляющей же массы богомольцев долетели только отдельные слова, из которых они могли лишь понять, что речь идет о новом стиле, а что именно о нем здесь возвещалось — осталось для них неясным. Может быть, и даже вернее всего, благодаря именно этому народная масса, переполнявшая храм, никак не реагировала на Послание ни в храме, ни около него. Но некоторые из духовенства за последовавшей после богослужения торжественной трапезой шутя говорили отцу Василию: «Ну хорошо, что вы так читали, что трудно было расслышать и понять, а то нашлось бы немало ревнителей старого стиля, которые вас непременно побили бы, считая, что вы от себя это читали». После, в частной беседе, он спрашивал Патриарха:
«Почему Вы настаивали, чтобы я именно читал Ваше Послание, тогда как Вы хорошо знаете, что у меня голос слишком мало подходит для такого всенародного чтения?» Патриарх с улыбкой ответил: «Это ничего, ничего... Вы не беспокойтесь об этом».
После того, как Патриаршее Послание о новом стиле торжественно огласили за богослужением в присутствии самого Патриарха перед массой народа и об этом факте оповещено было во всех советских газетах, как центральных, так и на местах, и в московских церквах везде начали служить по новому стилю, Тучков решил, что теперь Патриархом сделан шаг бесповоротный, такой шаг, которым он уже окончательно обязал себя перед русским народом и всем миром фактически ввести новый стиль...." но... http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikhon/St_Tikhon3.htm#1st
> Если в двух словах, то просто пора и православным и католикам кончать с устаревшими античными математическими играми в "метонов цикл" и проч., а плясать от реального новолуния (хотя бы!) и реального равноденствия.
>
"Совершенного" календаря и пасхалии не существует. Как мы видели из истории развития православной пасхалии, ее создание и введение в обиход осуществлялись либо отдельными епископами, либо соборно. В любом случае это были, во-первых, предстоятели Церквей, во-вторых, они хорошо разбирались в астрономической и математической стороне дела, или же привлекали для этого специалистов. Этим опытом необходимо руководствоваться и в наше время, принимая во внимание не только технический комплекс проблем и "точность" календаря, но и пастырскую заботу Церкви о верующих, для которых календарно-пасхалическая традиция Православной Церкви является очень важной. Поэтому необходимо не просто глубокое и историческое, но и прежде всего внутрицерковное исследование вопроса календаря и пасхалии, которое является очень сложным и требующим кропотливой работы. Если такого изучения, прежде всего в Духовных Академиях нашей Церкви, не будет, то мы останемся на уровне брошюрок, продающихся в церковных лавках, которые часто просто тиражируют ошибочную информацию. Мы останемся на уровне "православных хулиганов", которые несколько лет назад пытались сорвать проповедь своего правящего Архиерея, прикрываясь "борьбой за истину". С большой степенью уверенности можно сказать, что ни один из кричавших не смог бы объяснить разницу между юлианским и григорианским календарем. И едва ли кто-нибудь из них вообще слышал о существовании новоюлианского календаря, которым пользуются 11 Поместных Православных Церквей.
Еще раз подчеркну, что в настоящее время речь не идет о проведении еще одной реформы - их в истории было достаточно, а о необходимости ответа на вопросы, которые ставит перед нами современность. Это должно делаться на страницах православной печати, путем дискуссии и издания книг, прежде всего серьезных научных исследований. Конечно, сидеть и разбираться в пасхальных таблицах IV-V вв. очень скучно и утомительно, намного легче просто издать очередную брошюру типа "Юлианский календарь или смерть", яростно защищая существующее положение и предавая священноначалие анафеме. Однако недостаточно хранить традицию, ее надо знать и любить. И только в этом случае она станет не мертвой убивающей буквой закона, а превратится в живое предание, творчески применяемое в жизни Церкви. "
В.Ф. Хулап
кандидат богословия.
|
|