Re: Конкретно не моя тема (мало знаю)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 16:16 24.12.2003
|
Александр, ты не посмотрел историю ереси жидовствующих? Если нет, чуть кратко введу в курс дела (сугубо по моим познаниям).
Там были замешаны не только миряне (а началось гниение с "головы", в которую, правда, "вирус" проник все же со стороны), но и священники. Например, настоятель Успенского Собора Кремля, настоятель московского Симонова монастыря (впоследствии ставший митрополитом) и многие другие. Они не признавали Христа за Спасителя, отрицали таинства, ругались над иконами и обрядами. Это было почти 100%-ным иудейством. Но тайно.
В обычное же время они совершали положенные богослужения, а вот чему учили с амвона... Это скорее вопрос. Ведь они таились, причем не один и не два десятка лет, и выяснилось, что заражеными оказались не только столичная паства, но и сельская, и "региональная".
Учили, учили, да так, что люди вдруг как бы так само собой стали Христа как бы "плохо понимать", мол, вообще - а был ли Он Мессией?
Очень тайно, видимо, работа велась. Тихонечко, наверное, вещались с амвона прописные истины, но с добавлением некой порчи, почти незаметной на слух. Может, людям и не нравилось что-то, может, все же сомнения закрадывались когда-то от каких-то слов, но потом, видимо, речь опять была "сдержана и бесспорна", и люди скоре желали верить священнику - "в этом храме он мне с ложечки Причастие дает. Причастие - действует ( срабатывает, как хошь назови)." Одно только забывали, что действовать-то действует, но бывает, что - и в суд, и в осуждение (а бывает, что и умирают).
Наверное, и тогда так было, что некоторые поступали "как все", "как батюшка сказал", а совесть трепещущую и чуть мучающую заглушили, а может, лучше даже сказать - завалили оправданиями ("Но ведь сказал-то, кто? Настоятель храма, куда я хожу. Ему я доверяю."). А может, и неграмотные были...
И вот у кого-то эпицентр толчков совести погребен новым слоем "земли" (заглушающими оправданиями), значит и расстояние от эпицентра до поверхности увеличилось, а это означает, что некоторые слабые толчки стали теперь вообще недоступны для регистрации приборами. И слой продолжает накладываться на слой. Толчки все слабже и слабже. А приборы улавливания в это время не просто не усовершенствовались, они - разваливались.
Без аллегорий это означает, что пропуская одно, пропускаешь по логике зависимых друг от друга оправданий и второе, но уже немножечко большее, и так далее до тех пор, когда вдруг встает уже открытый вопрос: Христос - да или нет?
Как же быть, чтоб и "как все", и в то же время не пропустить порчи? Можно, конечно, описать явные признаки "порчи", типа нетерпимости, злоречия, злорадства, ухмылок, гонения, оскорбления, мучения и прочее, но это уже когда совсем совесть погребена, а ведь могут и тайно, подводя "базу" (как и было у жидовствующей ереси).
Далее уже не могу сказать, - не знаю. Думаю, что это скорее вопрос к себе о собственных потугах Христа ради. Ведь мудрость земная (разум) и мудрость небесная (премудрость) различны между собой. Одно есть (сколько есть), а второе - подается (сколько заслужил). Тут как бы, думаю, намек на то, что говорить-то мне, конечно, говорят с амвона, но моих подвИгов для спасения - никто не отменял. Ведь то, с амвона, - слова, а чтобы была сила их осмыслить нужны - дела. Не просто грамотность и начитанность, но дела по расчистке совести, по очистке сердца, чтобы о малейшей порче, проникающей во внутрь, даже по легчайшим изнутри толчкам узнавать, чтобы, когда встанет вопрос "ребром", ответить без колебаний . (Опять же вопрос - какие такие дела?... И как всегда вопрос - а кто же тогда спасется???)
Понятно ли выразился?...
(сугубо мои домыслы и выводы)
С уважением. Спаси Господи.
|
|