Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Valerius, Православный МП - 18:01 24.12.2003
|
Екатерина В. Ф., Вы писали:
>
> Есть лишь один посредник между Богом и человеком- Иисус Христос. Однако мы молимся: “Врача рождшая, уврачуй души моея мнолетныя страсти. .......Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси”.
> Когда христиане стали обращаться в молитве не только к Богу и к Иисусу Христу, но и к Богородице и к другим святым? Как это происодило, как открылось,что такое общение с Богом через ушедших людей возможно?
Посредник (он же "священник", он же "ходатай", "заступник" и т.д.) между Богом и всеми людьми конечно же только один - Богочеловек Иисус. Кроме Него нет никакого иного Богочеловека, в Котором достигалось бы спасительное единство вечного Бога и смертного человечества.
Возникает вопрос: зачем же тогда нужно какое-то дополнительное "заступничество" за людей перед Богом от Богородицы, святых и т.д.? Неужели единства человека с Богом в Иисусе недостаточно? Один горе-семинарист как-то ответил: "Искупления, совершенного на Кресте Иисусом, вполне достаточно, но с ходатайством Богородицы и святых все-таки надежней будет!"
Если серьезно, то древнее почитание усопших "святых" (так изначально назывались абсолютно все почившие в вере христиане) основывалось отнюдь не на поисках какого-то "дополнительного" заступничества, а на уверенности, что все они вошли в небесный Покой и, следовательно, сохранили единство с нами, живущими и спасаемыми в Церкви сейчас. Соответствующее высказывание есть у Оригена, но дело не только в нем. Достаточно прочесть текст нашей литургии св. Иоанна Златоуста. Мало кто из прихожан сейчас осознает, например, что слышимый нами столь привычный возглас на литургии «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…» и т.д. – есть ничто иное, как молитва всех собравшихся на Евхаристию прихожан о Богородице! (Тогда как верующие люди обычно думают, что мы молимся якобы просто «к Богородице», прося ее помощи). Та простая истина, что Богородица вместе со всеми нами участвует в Господней Трапезе, и что мы как о Ней, так и о всех почивших в вере святых молимся, «приносим словесную службу», а не просто испрашиваем "ходатайств", к сожалению не укладывается у большинства людей в голове! А ведь это написано в любом служебнике и читается на каждой литургии (хотя почему-то "тайно", при закрытых царских вратах)..
Иными словами, иногда полезно хотя бы на время "забыть" популярные суждения, пусть даже и проникшие в церковную или околоцерковную литературу, и обратиться к первоисточникам, таким как Новый Завет и христианским литургическим текстам.
|
|