Беседы о Православии

лишь один посредник между Богом и человеком?
Екатерина В. Ф., христианка - 19:23 21.12.2003

Есть лишь один посредник между Богом и человеком- Иисус Христос. Однако мы молимся: “Врача рождшая, уврачуй души моея мнолетныя страсти. .......Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси”.
Когда христиане стали обращаться в молитве не только к Богу и к Иисусу Христу, но и к Богородице и к другим святым? Как это происодило, как открылось,что такое общение с Богом через ушедших людей возможно?

                


Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Valerius, Православный МП - 18:01 24.12.2003
Екатерина В. Ф., Вы писали:
>
> Есть лишь один посредник между Богом и человеком- Иисус Христос. Однако мы молимся: “Врача рождшая, уврачуй души моея мнолетныя страсти. .......Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси”.
> Когда христиане стали обращаться в молитве не только к Богу и к Иисусу Христу, но и к Богородице и к другим святым? Как это происодило, как открылось,что такое общение с Богом через ушедших людей возможно?

Посредник (он же "священник", он же "ходатай", "заступник" и т.д.) между Богом и всеми людьми конечно же только один - Богочеловек Иисус. Кроме Него нет никакого иного Богочеловека, в Котором достигалось бы спасительное единство вечного Бога и смертного человечества.

Возникает вопрос: зачем же тогда нужно какое-то дополнительное "заступничество" за людей перед Богом от Богородицы, святых и т.д.? Неужели единства человека с Богом в Иисусе недостаточно? Один горе-семинарист как-то ответил: "Искупления, совершенного на Кресте Иисусом, вполне достаточно, но с ходатайством Богородицы и святых все-таки надежней будет!" :)

Если серьезно, то древнее почитание усопших "святых" (так изначально назывались абсолютно все почившие в вере христиане) основывалось отнюдь не на поисках какого-то "дополнительного" заступничества, а на уверенности, что все они вошли в небесный Покой и, следовательно, сохранили единство с нами, живущими и спасаемыми в Церкви сейчас. Соответствующее высказывание есть у Оригена, но дело не только в нем. Достаточно прочесть текст нашей литургии св. Иоанна Златоуста. Мало кто из прихожан сейчас осознает, например, что слышимый нами столь привычный возглас на литургии «Изрядно о Пресвятей, Пречистей…» и т.д. – есть ничто иное, как молитва всех собравшихся на Евхаристию прихожан о Богородице! (Тогда как верующие люди обычно думают, что мы молимся якобы просто «к Богородице», прося ее помощи). Та простая истина, что Богородица вместе со всеми нами участвует в Господней Трапезе, и что мы как о Ней, так и о всех почивших в вере святых молимся, «приносим словесную службу», а не просто испрашиваем "ходатайств", к сожалению не укладывается у большинства людей в голове! А ведь это написано в любом служебнике и читается на каждой литургии (хотя почему-то "тайно", при закрытых царских вратах)..

Иными словами, иногда полезно хотя бы на время "забыть" популярные суждения, пусть даже и проникшие в церковную или околоцерковную литературу, и обратиться к первоисточникам, таким как Новый Завет и христианским литургическим текстам.

                


Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 12:00 25.12.2003
Valerius!
Единомыслие!

                


Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 19:36 21.12.2003
Екатерина, случалось ли Вам обращаться с просьбой о молитве к кому-либо из Ваших друзей? Находите ли Вы такую просьбу странной?

                


Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Екатерина В. Ф., христианка - 20:13 21.12.2003
Да.конечно.:) Понятно. Спасибо. А все же , Александр, тогда о чем
это: "только один посредник?

                


Re: лишь один посредник между Богом и человеком?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 20:39 21.12.2003
Екатерина В. Ф., Вы писали:
> А все же , Александр, тогда о чем это: "только один посредник?

Здесь разумеется именно факт Воплощения, богочеловечества Спасителя. Вот отрывок из толкования блаж. Феофилакта:

"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.

Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог, он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын - посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником, И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един, не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником."

http://www.pagez.ru/lsn/0216.php