Re: Как знать...
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 16:49 05.01.2004
|
> Самое ужасное, что эта клиросная болезнь протекает незаметно, со службы уходишь вполне удовлетворенным, на службу идешь с радостью. Симптомы болезни проявляются лишь тогда, когда пробуешь ходить обычным прихожанином в другой храм и анализируешь свое внутреннее состояние. "Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище...", как метко заметил Ослик Иа.
Да я и не спорю. А только пытаюсь придать проблеме более объемное звучание. На самом деле (хоть и в меньшей степени) это подстерегает ВСЕХ церковных людей, а не только певцов/алтарников/священников.
Воцерковившись, человек довольно быстро привыкает к молитве, оформленной по определенному _чину_ (что само по себе предполагает некий порядок обрядовых действий, который надо знать и отслеживать, хоть в фоновом режиме, умом). Причем, не только в храме, но и дома. Определенное правило, определенное кол-во поклонов или повторений чего-либо...
Далее - полная аналогия со сказанным Вами: пробуешь молиться просто сам, от сердца, и анализируешь свое внутреннее состояние. "Жалкое зрелище..."
Но вернемся к церковному общему богослужению. Повторяю - совет "стоять в храме в уголке яко мытарь" может быть только личным, но не всеобщим. Иначе зачем в храм-то ходить? Только для того, чтобы два-три часа ждать таинства? Маловато будет...
А если клироса вообще нет и происходит (любимая многими идея) общенародное пение и сослужение? Прекрасно! Но - это же усиливает ту самую "работу" каждого. Предполагая, что мы в храме не по углам мытарей изображаем, а активно (более или менее) участвуем в службе.
Это что - автоматически "мешает молитве"? Явное упрощение...
Порою прямо наоборот - сугубо _личное_ (но в храме!) молитвенное стояние является некиим тонким искушением. А где же "общее дело"?
И напротив - именно _чин_ и порядок (пусть и отнимающий некий процент ума на слежение за собой) избавляет от него. Ибо не по личному "молитвенному произволу" (для ясности ввожу этот сомнительный термин) кладем поклоны великим постом, а по уставу. Три земных, 12 малых, снова земной. Все вместе! Формализм? Да. Но очень важный! Не "я - такой молитвенный (так клево каюсь), что столько поклонов бью"; не "я - такой умный (зачем столько формальностей?), поэтому не бью", а МЫ - все вместе - собравшиеся на службу, единый ее чин исполняем.
В храме должно быть больше "мы" и меньше "я".
Отче НАШ...
Немного сумбурно, простите. Но мысль, думаю, ясна. Та самая "работа" богослужебная, которую Вы расписали как "опасность" (есть она, есть, не спорю), имеет и свои очень положительные моменты. Хотя бы тот, что _меньше_ думаешь о себе любимом и своей личной молитве, личной правильности настроя, личных искушениях, личном вообще... Некогда! Служба!
Тем паче в регентском деле. Нет, Вы тоже правы - но я просто вторую сторону монеты даю...
Вот на последнюю Пасху (т.е. еще в субботу) отравился я... Некачественною кабачковою икрою Еще в 23:30 был в состоянии однозначном - капут, регента не будет... Да плюс репетиция сорвана, а половину певчих первый раз в глаза вижу!
Молился я тогда? Не знаю, чесслово... Только "сила в немощи" вдруг берет, да совершается. Вдруг встал и начал. И пошло все так, как лучше и не пожелаешь. Молился ли я? Не знаю, наверное нет... Работал. Пожалуй, _только_ работал.
А вспомню эту Пасху - плачу. Почему бы? А может потому, что эта "работа" - не меньше молитвы? Когда работаешь (да - всего лишь только работаешь!), но при этом абсолютно достоверно ощущаешь силу и помощь Воскресшего. Ты работаешь, поешь, руководишь, суетишься с нотами и книгами... А Он тут. А вот люди, собравшиеся на службу. Ты для них работаешь, а Он тут. Да еще и явным образом тебя поддерживает в работе...
И тогда, чесслово, "молитва" в традиционном смысле слова уступает "работе-молитве" - молитве, не формализованной словами или даже мыслями, а состоящей из казалось бы суетных и внешних действий, но...
> пробуешь ходить обычным прихожанином в другой храм и анализируешь свое внутреннее состояние
Знакомо более чем! Но это, имхо, наоборот очень хорошо! Это просто необходимое "мордой об стол", чтоб особо не вознесся...
Но по зрелом размышлении, это ощущение "профессиональной помехи" при посещении другого храма в качестве прихожанина вовсе не противоречит "молитве-работе" в своем. Каждому овощу...
|
|