Re: "Трагический напев"
Valerius, Православный МП - 04:46 09.02.2004
|
Виктор П., Вы писали:
> зависит от исполнения - можно ведь и из похоронного марша Шопена гопак сделать, не изменив ни одной ноты.
Кстати, я припоминаю, как читал воспоминания людей, оказавшихся на какое-то время вместе с Царской Семьей после ареста. К ним в охраняемое помещение регулярно доносились звуки похоронного марша (хоронили каких-то "борцов за революцию"). И от этой мелодии невозможно было никак отделаться, арестанты даже невольно напевали ее. Мелодия-то нелохая, но вот эта "привязчивость"... Если подобным же образом исполнять и церковные песнопения (да еще и в траур одеться), то христианское погребение внешне мало чем будет отличаться от "гражданской панихиды", где кроме как "ты будешь жить в наших сердцах" никакой и надежды-то нет. Конечно, все зависит от чувства меры, здравого смысла и таланта. Даже святая Истина нуждается в том, чтобы ее умело преподнести.
> Когда весь храм поет "Со святыми упокой", во главе с батюшкой, то и усопшие вроде как не одни - они с нами, тут, в храме. Нет, это не трагизм, это единение с нашими усопшими близкими, через нашу молитву к Господу о упокоении душ наших родных. Это своего рода "привет", который мы передаем им через Господа, уж простите мне эту вольность толкования.
Верно.
> >"Господи помилуй" на ектениях хор не просто поет, но вымучивает из глубины языческого страха перед смертью так, что удивительно, как попавший на панихиду неверующий человек не сходит с ума от беспросветного отчаянья, звучащего даже в стенах храма.
>
> Где это Вы такие упаднические ектении слышали? . Видимо, регент у Вас в храме - большой эстет . Простите, вырвалось.
>
> Наверное, действительно дело в особенности личного восприятия одних и тех же песнопений, ну и в манере исполнения, конечно.
Да, о вкусах не спорят. Впрочем, хор иногда действительно слишком усердствует в "замогильщине". Конечно же регент, если только он не случайный "наймит", в воскресение мертвых все-таки верит. Я подозреваю, что он всего лишь неосознанно подстраивается под ожидания людей, раз в жизни зашедших в храм на отпевание, заплативших деньги и представляющих себе Церковь как бюро ритуальных услуг. Как бы там ни было, я никогда не забуду одной заупокойном ектеньи. Когда хор выводил последний слог "Господи помилуй" - впечатлений каждый раз было чудовищным. Казалось, что чуть ли не демоны смерти подхватывают в сию минуту это пение, утаскивая душу несчастного усопшего на растерзание страшному псу Церберу, охраняющему вход в Аид! Я однажды рассказал об этом своем впечатлении одному опытному псаломщику, так тот с моих слов эту ектенью сразу же узнал. Жаль, не знаю автора.
Я все-таки более и более убеждаюсь, что кроме ненавязчивого духовного спокойствия русского знаменного пения, или греческого унисонного, или же западного григорианского, ничего лучше для церковного исполнения так и не было создано. Конечно, все верные свободны во Христе, но я бы, сказать по правде, все же сделал бы одно ислючение для жесткого административного диктата с целью полного изгнания партесного пения с приходов.
|
|