Почитание святых не должно затемнять почитания Христа.
Valerius, Православный МП - 18:40 29.01.2004
|
Вопрошающий, Вы писали:
> Мой вопрос следующий. НА КАКИХ СЛОВАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, КАНОНОВ ИЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ МЫ ОСНОВЫВАЕМ СВОЕ ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ?
На каких? А ни на каких! Дело вовсе не в "цитатничестве", а в сути. Суть же такова. "Мы совершаем пямять святых, а также родителей и друзей наших, как радуясь об их упокоении, так и самим себе испрашивая праведной кончины в вере". (Я цитирую по памяти, но надеюсь, что без больших ошибок). Так описывал жизнь христиан своего времени Ориген. Не будем спорить о достоинствах и недостатках этого древнего автора. Главное это то, что, так сказать, "почитание святых" в то время, как видим, вовсе не отделялось от "почитания" всех (подчеркиваю - ВСЕХ) без исключения православных христиан усопших в вере. Это полностью соответствует Новому Завету, в котором абсолютно все христиане именуются "святыми". Вовсе не потому, что они "праведники" (это более позднее ошибочное толкование), а потому, что они очищены Кровию Иисуса (в Библии "святой", т.е. kdsh или αγιοσ, применительно к человеку - означает очищенный для служения Богу). И это освящение они, не имея заслуг, добровольно приняли через веру.
Более того, указанная цитата свидетельствует, что само это почитание основывалось вовсе не на просьбах о "ходатайствах" за нас перед Богом. Ведь смешно же думать что умирающий за грешников Спаситаль нуждается в чьих-то дополнительных уговорах! Это почитание в действительности основывалось на твердой и радостной уверенности в их "упокоении" (вхождении в Покой, т.е. в Небесное Царство). Церковь верила, что почившие "святые" по-прежнему находятся в ее рядах вместе с живыми "святыми". В этом единстве и заключалась суть литургических собраний память "святых, родителей, и всех друзей", на которые живые и усопшие незримо собирались вместе со Христом за общей Трапезой. Даже когда это изначальный смысл оказался забыт, Церковь все равно автоматически долгое время почитала как святых всех усопших епископов, лишь бы только они скончались в вере, а не в какой-нибудь ереси или грехе.
> Всем известно, что молитва, обращенная к Отцу Светов иного свойства, нежели обращенная к святым Его угодникам. Она не может быть хвалебно-славословной. Не даром даже в акафистах, этих торжественных и прославляющих молитвах, обращаясь к святому брату своему, христианин говорит: "Радуйся!".
Слово "радуйся" (χαιρε) в древнегреческом язые - это всего лишь приветствие, пришедшее из язычества. Что-то вроде "имей полноту божественных даров". С этим словом связано и название гарпий, доставлявших людей на Олимп. Так что преувеличивать все эти "радуйся" (или Ave, по-латыни) не стоит. Гораздо лучше обратить внимание не на акафисты, а на текст нашей литургии Иоанна Златоуста, почему-то читаемой в наши дни священником "тайно". Когда мы слышим обрывок возгласа "Изрядно о Пресвятей Пречистей...", то это есть ничто иное, как молитва Церкви о Богородице! (Да-да, не к Богородице, как мы все привыкли думать, а о Богородице). То есть мы, живущие сейчас (а вовсе не только батюшка в алтаре, ибо это молитва от лица всех собравшихся на Трапезу), принсим "словесную жертву" за всех, святых, праведных, преподобных, пророков и т.д. и т.п., а особенно ("изрядно") о Деве Марии! Вот Вам и подлинный смысл почитания святых. Он заключается отнюдь не в их "посредничестве" (это тяжкая ересь, ибо Посредник лишь Иисус), а в уверенности Церкви в их присутствии вместе с нами на нашем евхаристическом собрании. Каким бы маленьким ни был приход, хоть из трех бабушек и священника, в нем на Трапезу вокруг Чаши собирается вся без исключения Церковь, живые и усопшие, цари и нищие, монахи и миряне, ангелы и человеки, апостолы и Богородица. Т.е. малая часть Церкви, на Евхаристии становится целой Церковью (греч. κατα λικοσ - т.е. "согласно всему целому", отсюда и слово "кафоличность").А во главе всего этого радостного пира - Иисус Христос.
Вот все, на мой взгляд, обоснование для культа святых, хотя и просторечно изложенное. Все остальное - боюсь что от лукавого.
|
|