Беседы о Православии

Предпринимательство и православное мировоззрение
илона, православная - 17:28 23.02.2004
Соответствует ли ведение собственного дела (бизнеса) воззрению православного христианина? Можно ли православному быть предпринимателем и какой вид бизнеса этичен для православного человека?
Ведь большинство современных видов бизнеса так или иначе вступают в противоречие с православной этикой например, кофейни - они создаются для того чтобы люди могли поупражняться в празднословии за чашечкой кофе, супермаркеты порождают "потреблятство", не говоря уже о ночных клубах и других злачных местах (удовлетворение страсти и пороков).
Получается любой вид бизнеса, так или иначе приносящего прибыль будет противоречить мировоззрению православного человека.
Или нет?

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Дмитрий П., православный - 21:08 27.02.2004
Мне кажется, само по себе занятие предпринимательством не противоречит православной этике. Кто-то рабочий, кто-то инженер, кто-то дизайнер, а кто-то директор - ну и что. Работа такая. У кого для чего есть склонности и способности.
Вопрос, наверное, в другом. Часто возникают ситуации, когда не знаешь, как поступить. Например, что делать с должниками? Люди безо всяких оснований не расплатились за выполненную работу. Нормальных, некриминальных, способов взыскать с них, практически нет. Как поступить? "..прости нам, яко мы прощаем должником нашим"?
Хотелось бы получить ответ в первую очередь на такие вопросы.

                


Зачем же, "прости"?
Тарас, православный, АААПЦ - 00:09 28.02.2004
Дмитрий П., Вы писали:

> Вопрос, наверное, в другом. Часто возникают ситуации, когда не знаешь, как поступить. Например, что делать с должниками? Люди безо всяких оснований не расплатились за выполненную работу. Нормальных, некриминальных, способов взыскать с них, практически нет. Как поступить? "..прости нам, яко мы прощаем должником нашим"?

Собственно для этого теперь есть гражданский суд и правоохранительные органы. Тот, кто не платит за выполненную работу совершает преступление, что даже и в России теперь карается по закону. Почему не предоставить каждому выполнять свое дело? Это в отношении нормального бизнеса.

Ну а со своих личных должников нам, православным, не предписано спрашивать. Тут уж дело их совести. Но это к бизнесу отношения не имеет.

                


Re: Зачем же, "прости"?
Дмитрий П., православный - 00:36 29.02.2004
Не работает это все. Вернее работает, но толку все равно никакого. Да и без нарушений закона масса всяких ситуаций возникает.

                


Re: Зачем же, "прости"?
MNT, РПЦ МП - 18:31 29.02.2004
Дмитрий П., Вы писали:

> Не работает это все. Вернее работает, но толку все равно никакого. Да и без нарушений закона масса всяких ситуаций возникает.

Работу с людьми в бизнесе никто не отменял. Мало подписать договор, надо настроить (принудить, убедить) людей следовать условиям договора. Предусмотреть, описать конфликтные ситуации в договоре заранее.

В конечном счете, надеюсь, что придем к дореволюционному "уговор дороже денег". Поступать нечестно при таком раскладе будет невыгодно.

                


Re: Зачем же, "прости"?
Павел Г.В., Православный РПЦ МП - 15:54 01.03.2004
Подскажите пожалуйста, кто нибудь, как поступить православному руководителю торговой фирмы, (не подумайте, что это я :-) ), которая отгрузила товар, а клиент отказывается платить, кормит "завтраками" и еще скрыватся?

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 15:35 24.02.2004
илона, Вы писали:
> Соответствует ли ведение собственного дела (бизнеса) воззрению православного христианина? Можно ли православному быть предпринимателем и какой вид бизнеса этичен для православного человека?

Контрольный вопрос к любому действию.
-Во имя Кого?

Бабки ради бабок - ну типа, поклонения тельцу.
IMHO - предпринимательство само по себе не более и не менее Богоугодное дело чем любое другое.

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Павел Г.В., Православный РПЦ МП - 12:24 24.02.2004
Преподобный Серафим Вырицкий в миру был известным купцом. Его фирма занимлась поставками пушнины не только в Россию, но и в Европу.
Василий Николаевич (в миру) был в числе крупнейших мехоторговцев Петербурга с 1892г до 1917г.

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 13:31 27.02.2004
>Преподобный Серафим Вырицкий в миру был известным купцом.

- Мне кажется, что точнее было бы так - был купцом, а стал преподобным. Т.е. не стал бы преподобным, если бы остался купцом.
Не знаю купцов прославленных в лике святых. Известны только оставившие свое имение, раздавшие все свое имущество.
Дух предпринимательства неизбежно войдет в противоречие с духом православного христианства на определенных, дарованных Господом ступеньках развития внутренней (во Христе) - по воле свободного выбора - жизни человека-предпринимателя. А до тех пор человек будет лишь пытаться приспособить дух маммоны к имени Христа.
Отвергается ли этим купечество как ненавистный класс или богохульствовал ли Собор, принимая некий кодекс предпринимателя?
Думаю, нет. Потому что человек сначала предприниматель, а уже потом, глядишь, и - преподобный. Кто знает, что в человеке, кроме духа человека?
Только в кодексах надо не забывать ставить акцент на то, что все же богатому в рай войти невероятно трудно. Что, мол, все эти кодексы лишь начало пути, а последний шаг - схима. :)

С уважением.

                


Пример.
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:44 27.02.2004
Василий Грязнов. Был купцом и умер купцом. Прославлен.
(в истории Церкви, наверняка, были подобные примеры, но я их навскидку не назову)

                


Re: Пример.
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 18:10 29.02.2004
>Василий Грязнов. Был купцом и умер купцом. Прославлен.

- Не нашел о Василии ни слова. Не сомневаюсь, что плохо искал. Какова дата его смерти?
Предварительно же и как бы параллельно замечу, что у нас есть и еретики в чине великих святых. Да-да, еретики! Но дело в том, что они принесли покаяние еще до смерти, и даже оставили православное духовное наследство. И еще есть святые разбойники, и блудницы. Поэтому, пока у меня перед глазами нет жития св.Василия Грязнова, не могу вот так сразу согласиться, что он был прославлен именно за то, что был успешен в бизнесе.
Тут не перепутать бы звание, сословие, специальность, должность человека с его подвигом исповедания Христа, за который он был прославлен, а он (подвиг) неозможен без отречения от мира. Например, прославилась бы во Христе последняя царская чета, если бы стала цепляться за свою жизнь и имение ради благополучной жизни в сем мире? Ведь, не за экономические показатели страны прославили их... Поэтому и говорю, что "кодексы" - это начало, "воцерковление", а конечная цель - полная "воцерковленность". И у кого-то это схима, подвиг, отречение от мира. Но всегда - отречение. Радостное и свободное.

                


Re: Пример.
OIM, Православное - 10:05 01.03.2004
Андрей Л., Вы писали:

> - Не нашел о Василии ни слова. Не сомневаюсь, что плохо искал. Какова дата его смерти?
Первая половина XIX века. Точно не помню.

> Предварительно же и как бы параллельно замечу, что у нас есть и еретики в чине великих святых. Да-да, еретики! Но дело в том, что они принесли покаяние еще до смерти, и даже оставили православное духовное наследство. И еще есть святые разбойники, и блудницы.

Разбойники и блудницы перестали ими быть. А В. Грязнов остался купцом. Тут речь идет о том, что быть купцом не противоречит благочестию. Еще добавлю, что купцом был отец преп. Серафима Саровского, который хотя и не был прославлен, но если бы он не воспитал сына в благочестии, то не было бы преп. Серафима.

> И у кого-то это схима, подвиг, отречение от мира. Но всегда - отречение. Радостное и свободное.

Все-таки не понимаю, как отречение может стать радостным и свободным.

                


Re: Пример.
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:21 01.03.2004
>Разбойники и блудницы перестали ими быть. А В. Грязнов остался купцом. Купцом был отец преп. Серафима Саровского, который хотя и не был прославлен, но если бы он не воспитал сына в благочестии, то не было бы преп. Серафима.

-Тут, может быть, надо рассматривать не то, что кто-то остался купцом на момент смерти и прославления во святых у Господа, а то, что он, будучи купцом, в определенный момент перестал работать на маммону, и все свои способности вместе с имением отдал/ стал отдавать нуждающемуся обществу, Церкви и т.о. - Богу. Понимаешь?
Человек растет во Христе, ум очищается, сердце очищается, и он свою работу воспринимает как дар от Бога, которым он призван облагодетельствовать своих ближних, нуждающихся. Т.е. - быть как бы руками Господа, через которые, например, сирые и убогие получают свое необходимое для поддержания жизни. Быть зеркалом, отражая весь тот свет и все дары, что падают на тебя от Господа. Светить всем вокруг, освящая и свое сердце.
Еще раз, и по-другому - православный купец на определенном этапе своего развития во Христе может начать ощущать себя как бы зеркалом, которое принимает горний свет и горние дары от Бога. Он может понять, что является работником, которому Господом Богом дан для приумножения определенный "талант", а еще точнее, дан ему в "рост" только на время этой жизни, чтобы он так или иначе делился им с другими людьми, а не оставлял только для своего потребления.
Т.е. смысл работы ему уже может видиться не в собирании имения, а в раздаче заработанного, в материальных благодеяниях окружающим, что тоже может иметь отличный стимул или мотивацию к успешной работе. Но может и не иметь, т.к. опасная все же это позиция - ворочать миллионами. Поэтому абсолютное большинство - раздают свое имение, чтобы окончательно так или иначе (каждый по-своему) удалиться от мира. А еще точнее - это более высокая и как бы следующая ступень развития гармоничного развития и утверждения православной веры у купца.

>Тут речь идет о том, что быть купцом не противоречит благочестию

- Не противоречит, если человек уже воспринимает все свое, как чужое - т.е. от Бога - при котором (при имении) он поставлен управляющим как бы по "социальной работе".

>Все-таки не понимаю, как отречение может стать радостным и свободным.

- Радость - другая. Не материальная, не телесная, а духовная. Нетленная. Вечная. Потому и не понимаешь, что она из другого мира. Сначала в нее надо поверить, что она есть. ... Впрочем, тебе уже ответил другой брат ...

P.S. Задумайся, если множество людей познали эту радость и свободу, разве уже этим не доказывается, что она есть?

                


Re: Пример.
beegun, православный РПЦ МП - 10:39 01.03.2004
Здравствуйте, Иван!
Вы писали:
> > И у кого-то это схима, подвиг, отречение от мира. Но всегда - отречение. Радостное и свободное.
>
> Все-таки не понимаю, как отречение может стать радостным и свободным.

По-моему, это, как и само существование Боге, не объясняется, а переживается. Я вот это объяснить не могу, но очень хорошо осознаю. И кроме того считаю, что только таким и может быть истинное отречение от мира. Но точно так же я понимаю, что сам на это пока не способен.

                


В защиту классово чуждых ;)
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 15:26 27.02.2004
Андрей Л., Вы писали:
> - Мне кажется, что точнее было бы так - был купцом, а стал преподобным.

Вдогон, а не в спор.
Все так. НО. У нас на заводе достраивается часовня. Известная мне мотивция руководства - пусть народ молится почти без отрыва от производства.
Разоворов - масса. Многие шипят
-А-ааа, грехи замаливать решили. От Бога откупиться!!!!
Но шипят как раз не Православные.
Я не судья ни тем кто шипит ни тем кто финансирует.
Более того, даже насчет "богатства неправедного" - сомневаюсь ...
Если завод за все время перестройки не загибался, а развивался, причем нехилыми темпами.... Меня не очень колышит кто сколько хапнул. И кто куда отдыхать летает.

Я просто, буду молится в часовне. В том числе и за тех кто финансировал ее строительство. :)

Да исполниться воля Его - и про них и про меня.

                


Re: В защиту классово чуждых ;)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 18:10 29.02.2004
>Меня не очень колышит кто сколько хапнул. И кто куда отдыхать летает. Я просто, буду молится в часовне. В том числе и за тех кто финансировал ее строительство. Да исполниться воля Его - и про них и про меня.

- Прости, брат, не совсем понял тебя. Вопрос, родивший обсуждение, мне показалось, был о "стыковке" бизнеса и православия, и о тех, кто занимается бизнесом, а не о тех, кто видит, как они занимаются?

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Тарас, православный, АААПЦ - 18:53 23.02.2004
Вино тоже, вроде бы, для того, "чтобы напиваться". По такой логике можно многое отнести в разряд "греховного" и "противоречящего православному мировоззрению". Однако и Господь обращал воду в вино, именно для того, чтобы оно "веселило сердце человека". Что же тогда плохого в кофейнях, куда люди приходят не для того, чтобы напиться, друг друга обмануть, оскорбить, или посмотреть на что-нибудь непристойное, а для того чтобы пообщаться друг с другом в пристойной обстановке? Если не будет кофейни, людям все равно надо будет где-то собираться. И что плохого в супермаркете, в котором можно купить все и сразу, вместо того, чтобы бегать по маленьким магазининчикам? Человек, который спешит в храм, например, может съэкономить время и успеть на службу, на которую беготня по магазинам его не пустила бы.

Ночные клубы - это иное дело. Православному человеку не стоит конечно заниматься делами, которые культивируют и пропогандируют порок. Ночные клубы - это прибежище пьяниц, любодеев и тщеславных. Вряд ли кто-то может указать на пользу пребывания в ночном клубе.

К организации бизнеса надо подходить с осторожностью и рассудительностью. Но самое главное - это наша собственная честность и благость устремлений во всем. Многое можно делать во славу Божию.

                


Re: Предпринимательство и православное мировоззрение
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 18:43 23.02.2004
> Соответствует ли ведение собственного дела (бизнеса) воззрению православного христианина? Можно ли православному быть предпринимателем и какой вид бизнеса этичен для православного человека?

На эту тему тут недавно на т.н. "Всемирном русском соборе" даже "Десять заповедей православного предпринимателя" сочинили :-)
А вообще, странный вопрос - Вы разве считаете всех старинных купцов и промышленников неправославными? Дык, многие православнее нас с вами были...

> Ведь большинство современных видов бизнеса так или иначе вступают в противоречие с православной этикой например, кофейни - они создаются для того чтобы люди могли поупражняться в празднословии за чашечкой кофе, супермаркеты порождают "потреблятство"

Не, такая логика не пойдет... Можно зайти в столовку и просто поесть, а можно и обожраться сверх меры. Тут каждый сам прав или виноват... К каждому покупателю или посетителю проповедника не приставишь :)

> не говоря уже о ночных клубах и других злачных местах (удовлетворение страсти и пороков).

Это совсем другое дело. Это такая же разница, как между хозмагом и магазином "интим". Молотком вообще-то и убить можно, но чаще его покупают все-таки гвозди забивать. А вот всякие штучки в "интиме" врядли кто покупает зачем-либо еще помимо назначения...