Re: Милостыня
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 23:55 01.04.2004
|
Видимо, общего ответа дать нельзя. Например, отец Андрей Кураев приводит этот вопрос как пример вопроса, по которому нет согласия Отцов.
(Очень нравится мне, как один человек сказал: "В Церкви нельзя, знаете, вот так спокойно жить, существовать, к Церкви нельзя относиться теоретически спокойно, как бы рутинно, потому что в Церкви есть некий нерв зудящий, который одушевляет людей, одушевляет Церковное Тело, который не дает людям как бы наесться и почить. И вот этот нерв - это основа, содержание Церкви, это спасение людей Христом, и не просто каких-то абстрактных людей, а спасение каждой человеческой личности. И Церковь в своем внутреннем содержании живет вот этой великой любовью к Богу и великой ревностью о спасении каждой человеческой души, и в этой любви к Богу и человеку - центр, смысл и цель жизни Церкви. И вот это самое главное содержание, если его человек ощутит и переживет, оно не позволит ему остаться таким теоретически спокойным, равнодушным, всегда это очень сильные переживания, и это именно и есть живая, напряженная и очень интересная церковная жизнь, духовная жизнь").
Предположение такое (буду рад и возражениям и дополнениям): когда Отцы говорят, что милостыню надо подавать каждому, кто просит, то этот совет - для людей немалого духовного уровня, которые, когда дают материальную милостыню, гораздо больше сообщают человеку свое внутреннее состояние.
Немножко поцитирую.
1. "Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру, потому что душа посредством телесного скоро привлекается в страх Божий. И Господь разделял трапезу с мытарями и блудницами и не отлучал от себя недостойных, чтобы сим способом всех привлечь в страх Божий и чтобы посредством телесного приблизились к духовному. Поэтому благотворением и честию уравнивай всех людей, будет ли кто иудей, или неверный, или убийца, тем паче, что и он брат тебе, одной с тобой природы, и по неведению заблудился от истины" (прп. Исаак Сирин, из слова 56).
2. "Однажды на Пасху шел я с вечерни в Покровском соборе к себе на мельницу, и на дороге стоял один рабочий. Когда я приблизился к нему, он попросил меня дать ему яйцо. У меня не было, и я вернулся в монастырь, взял у духовника своего два яйца и одно из них дал рабочему. Он говорит: "Нас двое". Я отдал и второе, и когда я пошел от него, то от жалости к бедному народу я заплакал, и стало мне жалко всю вселенную и всякую тварь" (прп. Силуан Афонский, Писания, из главы IX).
|
|