Re: Причастие для всех
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 17:25 13.05.2004
|
Дорогой Тарас, для нашего обоюдного мира, думаю (уверен), лучше обойтись размышлениями, чем отстаиванием своей точки зрения. Тем более, что в таком вопросе "точка опоры" может оказаться "пропастью".
И со своей стороны я привожу следующие размышления.
Церковь служит Литургию не по правилам, а по Учению, по Своей сущности. Но порядок служения, чинопоследование, - да - описано правилами. По этой же схеме, по идее, должен даваться ответ и насчет причастия.
Литургия для причастия, но не все достойны причастия, потому что есть правила подготовки, а правила имеют свойство быть нарушаемыми. Правила подготовки - для тех, кто не в состоянии разуметь, что такое причастие в духе и истине. Для тех, кто не осознает еще в полной мере, что это такое, когда Бог может войти в сердце. Правила для тех, у кого еще сердце окаменелое, у кого сердце еще не расширилось, кто по "младенчеству" тяготит к законам. Тогда через понуждение к выполнению "чинопоследования" правил подготовки к причастию человек поставляется в тесные и неуютные условия, помогающие ему что-то осознать о себе, или о том пути, который выбрал, или даже просто-напросто попотеть, помучиться в вычитывании молитв и телесном воздержании.
Думаю, одного стойкого мучения (без проклятий, и смиренно) достаточно, чтобы быть иной раз достойным причастия. Но на каждом этапе человеческого пути к Богу свои "достоинства". Потом, наверняка, уже будет не мучение, а жажда, и "мучения" будут в радость и уют. А мучения будут совсем иного рода...
Думаю, что практика еженедельного причащения, и поста перед причастием в течении трех дней идет от формализма (юридизма) свойственного умам и сердцам, помраченным современной житейской суетой, и может быть, некоторым образом через наставления, проникшего с еретичного Запада. Нельзя иначе назвать то, что люди заботятся о частоте причастия, думая почти одним этим спасать свои души. Кажется, это не просто заблуждение, но настоящая слепота. Как это можно понять - три дня и достаточно?... Три так-сяк, три как сумел, в седьмой день причастился, и по новой три+три? Это расписание заогородных автобусов?... И слепые ведут слепых.
Наш Типикон (от Церкви, от Христа) намного более "лоялен" - семь дней "мучений", - иначе лучше не подходи, - но и не обязует (!!!!!!!!....) на каждое воскресение. Это для немощных, не разумевающих в духе и истине. Помощь, чтобы хотя бы потрудились недельку. Иначе не вместить причастие. Это вполне в духе Евангелия. Не обязанность сколько-то раз, а столько сколько можешь понести при такой подготовке. Это есть в духе Христа.
Не причастием спасаются, а исполнением заповедей. Можно не причащаться по обстоятельствам жизни до самой смерти, но нелицемерно и нелукаво исполнять заповеди, а можно причащаться каждое воскресение, но при этом задвинув исполнение заповедей в дальний угол.
Причастие - это то высочайшее и драгоценное, чего человек желает, идя к своему желанию путем обременения и труда. Нельзя не дать того высокого духовного, что человек хочет, если он устремл к этому все свое сердце, все свое время и всю свою жизнь. Трудящийся достоин пропитания. Но он никак не умрет ни здесь, ни там, если не причаститься ни разу за свою жизнь. Причастие не в глотании. Причастие - в подвИге. В намерении сердца. В обращении сердцем. В любом образе обращения.
ОН вдруг - тут, как тут и стоял. Рядом. Только сердце должно быть в соответствующем состоянии. Не говорю об очищенном состоянии, иначе, никто бы не спасься, но в состоянии, о котором 50-ый псалом, хотя бы.
Причастие не является пропуском в рай. Если лишь причастие пропуск, то сколько "бонусов" надо набрать?... Если не лишь причасте, то может ли быть несколько разных входов в рай, или разные, так сказать, билеты?... Думаю, никак не может. Т.к. путь указан один - идти за Ним, взяв свой крест (на котором распялся при крещении), т.е. трудясь и обременяясь исполнением Его заповедей.
И опять повторяю мысль и размышление о том, что Бог познается не через глотание Его Тела и Его Крови, а через причастие Его сущности. Осознании - по мере сил - Его сущности. Сущность же Бога "лежит" - в Его заповедях. Например, хотя бы - блаженств.
Быть причастным Ему - это обращаться к Нему. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит, потому что - это Его сущность. В этом Он Сам. Он мир, спокойствие и тишина. ОН узнает Свое, и благоволит ему. О бездонную тишину разбивается любой тварный визг и ор, но тишина поглащает тишину как сродную себе.
Обращение (причастие Ему) молитвой - самое скорое и первое дело. Одновременно доказывают свое молитвенное намерение исполнением заповедей в практической жизни.
Не причастием на Литургии себя приближают Богу, а ведя жизнь во Христе, но недостойными причастиями, не по разуму, собирают себе горящие уголья на голову - болезни, немощи, неустройства и смерть. Если человек не рассуждает о причастии, то Господь помогает ему избежать за то осуждения на том свете посредством перенесения скорбей на этом. Думаю, всегда удобней самому прыгнуть с обрыва, нежели тогда, когда тебя как бы толкают неподготовленным даже морально. И Евангелие говорит об этом. Т.е. о том, что "добровольно" - лучше и истиннее всего остального.
Не может быть самовольнее, чем причастие каждое воскресение без индивидуального благословения на это со стороны священника, духовника. Может быть и индивидуальное благословение, но тогда каждый, из страха и разумевая, должен осознать, что достойная подготовка к такой "практике" возможна лишь в очень ограниченных условиях подвижничества. Не все, что говорят священники можно или возможно к исполнению. Разумение и рассуждение об этом, думаю, можно "открыть" в себе лишь испытав на деле Евангельские заповеди.
О современных семейных (чтобы каждое воскресение быть достойным на причастие), наверное, речь вообще с большим трудом может вестись, если только не вся семья бьется так, чтобы не только воздух сотрясать. Очень хотелось бы увидеть такую семью, а не только в житиях прочитать...
Священники почти другое дело. Но лишь - "почти". Св. Василий Великий находил силы на четыре раза в неделю, а прав. Иоанн Кронштадский - ежедневно. Но подготовка у священника отличается от мирян в более суровую сторону. Кому под силу?... Поэтому сейчас достаточно редка практика ежедневных Литургий. Скорее, священников надо жалеть, чем "завидовать", что они причащаются "когда хотят". Да, им как человекам надо сочувствовать, но слепым негоже быть водителями слепых. Священник всей своей жизнью должен быть светом миру, а не насельником должности. Иначе, и он собирает себе уголья на голову, да в "двойном" размере.
Христианин не обязан причащаться, если хочет спасения, но он обязан быть готовым к причастию не только в воскресные дни, а ежедневно. Потому что никто не знает - ни человек, ни Сын, ни Дух, но только Отец, когда настанет время прийти Сыну к каждому человеку. Но христианину следует соизмерять свои силы и свои желания.
Не завтра, ни с того ни с сего, ни без подготовки, не с бухты-барахты, но намерением сердца стать готовым к ежедневному причастию, подверждая сердечное намерение усердием плоти, воли и духа, человек делает себя причастным Богу еще до принятия Святых Таин, а принятие является, так сказать, финишным аккордом подготовки. Точнее, одного из этапов подготовки к соединению с Богом. Причастие - подарок из подарков подвизающемуся в поте и "крови".
Не обязанностью причащения раз в четыре недели и во чтобы то ни стало проверяется человек, а готовностью к этому через свою жизнь. В этом и дух правил. Иначе - "юридизм".
Поэтому, думаю, из-за того что мир стал совсем плох, а хладность проникла и глубоко в ряды верующих, правила тех времен мало действенны в современных условиях. Сейчас и всегда все вопросы более решаются в духе и истине, чем четко по правилам и по безумным "приглашениям".
Точнее, есть правила, которые действенны всегда (как обязательный или минимальный эталон), а есть временнЫе (ограничения и ограждения исходя из внешней действительности и насущных проблем). Тут тоже надо различать.
Св. Серафим Саровский давал много советов и наставлений по поводу внутренней жизни и "распорядка" дня. Достаточно строго для мирян, и даже для детей. Откуда он черпал?... В Духе, несомненно, но тем более удивительно, что Типикон предлагает почти слово в слово тоже самое. Тем самым проверяем их обоих. И они - в Духе. Иначе о нашем Типиконе нельзя было бы и сказать.
Духом и истиной, а когда они "ушли", то даже его буквой спасешься. Но как раз про обязательное еженедельное причастие там - ни слова. Т.е., оно - неразумное самочиние. А про подготовку к причастию есть. Маленький, но бездонный абзац. В духе и истине оставляет как бы открытым вопрос о частоте причастия наш Типикон. Как Евангелие.
Размышления продолжаются, и приветствуются... Можно на "мыло", чтобы не смущать кого-либо из братьев и сестер.
Спаси Господи.
|
|