Беседы о Православии

Причастие на Светлой Седмице
Нюша, Православие - 11:48 14.04.2004
Вчера по радио "Радонеж" услышала от о.Артемия Владимирова радостное известие (для меня новость). По церковным правилам на Светлой Седмице причащаться можно КАЖДЫЙ ДЕНЬ!!!

Подготовка при этом нужна такая:
1. Пост проявляется только в непереедании. "Не могут поститься сыны чертога брачного покуда с ними жених."
2. Каноны Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю не читаются. Читается правило ко Святому Причащению (канон и молитвы), Пасхальные Часы и желательно Пасхальный канон, а если у кого-то его нет, то можно услышать его уже во время службы.

47 дней постились, старались покаяться и принести плоды покаяния, и НАСТУПАЕТ РАДОСТЬ. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

                


Re: Причастие на Светлой Седмице
Valerius, Православный МП - 20:57 15.04.2004
Нюша, Вы писали:
> Вчера по радио "Радонеж" услышала от о.Артемия Владимирова радостное известие (для меня новость). По церковным правилам на Светлой Седмице причащаться можно КАЖДЫЙ ДЕНЬ!!!

Спохватились, матушка! Почитайте текст нашей православной литургии. Из него яствует (молитвы идут от лица всех без исключения собравшихся), что каждый раз, за каждой Евхаристией все присутствующие в ней участвуют и, следовательно, причащаются. И происходить это должно не на Светлой Седмице только, а каждое воскресенье! (Хотя, конечно же, в России все, даже священники, об этом давным-давно забыли, осюда и ажиотаж в связи с Пасхальной Седмицей).

> Подготовка при этом нужна такая:
> 1. Пост проявляется только в непереедании. "Не могут поститься сыны чертога брачного покуда с ними жених."
> 2. Каноны Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю не читаются. Читается правило ко Святому Причащению (канон и молитвы), Пасхальные Часы и желательно Пасхальный канон, а если у кого-то его нет, то можно услышать его уже во время службы.

Э хе-хе... А что, вне Пасхальной Седмицы Жених не с нами, что ли? После своего воскресения из мертвых он с нами всегда, в любой день! С чего это вдруг мы должны противопоставлять нормы о евхаристическом посте во дни Пасхи другим воскресным дням? (Тем более что во времена святых Апостолов никакого поста перед Евхаристией и в помине не было). А каноны ко Причащению не имеют каноничской силы, поскольку печатаются во всевозможных "правильниках" и т.д., то есть книгах, не имеющих соборного утверждения. Я не пытаюсь все это "отменить". Я всего лишь хочу напомнить, что для истинного христианина каждый воскресный день - есть Пасха. И из-за сегодняшнего особого торжества мы не должны этого забывать.

> 47 дней постились, старались покаяться и принести плоды покаяния, и НАСТУПАЕТ РАДОСТЬ. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Воистину воскресе!

                


Re: Причастие на Светлой Седмице
Нюша, Православие - 02:26 16.04.2004
Забыли Вы, забыли как сами были новоначальным ;)

>за каждой Евхаристией все присутствующие в ней участвуют и, следовательно, причащаются

Таинственно все христиане приобщаются Благодати, но когда ты лично готовишься, исповедуешься и становишься причастником Святых Таин то этот день не сравниться с тем когда ты просто молился вместе со всеми на Литургии. Разве не так?

>И происходить это должно не на Светлой Седмице только, а каждое
воскресенье!

Да, хорошо бы. С другой стороны - св. Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни. Сами понимаете, дело не в количестве. Потом, силенки то у всех разные :) .

>Э хе-хе... А что, вне Пасхальной Седмицы Жених не с нами, что ли?
>После своего воскресения из мертвых он с нами всегда, в любой день!

Он то с нами. Думается для того и устроен цикл Церковного года, чтобы получше проникнуть и пережить и встречу со Христом, и трагичность потери и Его Воскресение. То есть, чтобы и нам научиться всегда быть с Ним.

>С чего это вдруг мы должны противопоставлять нормы о евхаристическом посте во дни Пасхи другим воскресным дням?

А потому, что на Пасху и Солнце играет. :)

>(Тем более что во времена святых Апостолов никакого поста перед Евхаристией и в помине не было).

Тогда уж надо, как во времена святых Апостолов, не делать перерыва между вечерней и утренней службой :) , молиться с вечера до восхода. Правда, в таком случае, пост нам будет вообще непосилен :) :) :)

>Я всего лишь хочу напомнить, что для истинного христианина каждый воскресный день - есть Пасха.

И даже добавлю, что не только воскресный, а вообще каждый день - Пасха, например для Серафима Саровского и других настоящих христиан.

>И из-за сегодняшнего особого торжества мы не должны этого забывать.

Просто обычно не хватает сил (решимости?), но один раз в год можно собраться духом и сделать рывок, на который в прошлом году был не способен. :)

                


В этом году Пасха попала на воскресенье. :)
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 21:44 15.04.2004
Valerius, знаешь что меня радует...
Наш свящник, сказал мне что причащаться надо четыре раза в год - минумум. По благословению - можно и каждый месяц.
В особо тяжелых случаях - хоть каждую неделю.
Подозреваю. примерно, что ты думаешь об этом.
НО
Мне ни разу не было отказа в Причастии. Даже косо не смотрели.
Все как быть должно. Почуствовал себя в Церкви своим, когда батюшка перестал справшивать как зовут раба божьего. :)
Я сам не считал( и не считаю) возможным подходить к Чаше, если проспал исповедь - а у нас она в 7.30.
Мне не очень актуальны теоретические возрения нашего батюшки.
(подозреваю, что многие отнесли бы его к "ИНН - щикам")
Я НЕ собираюсь качать свои права.
Мне теории НЕ мешают- получить Благодать. Как можно чаще. Остановить меня может только собственная нечистая совесть. Да еще тупость -лень.

Беда, если теоретические воззрения священника встанут на пути человека к Богу. Пусть - с самыми благими намерениями.
Ты, по сути, всегда говоришь об этом. Единомыслие.

НО! Если - не мешают - пусть их. Разномыслию должно быть :)

IMHO.

                


Re: Причастие на Светлой Седмице
Елена_Д., православная, РПЦ МП - 12:57 14.04.2004
Воистину Воскресе!
Интересно, это действительно уставные правила?
В нашем ближайшем храме на Светлой причащают только младенцев, прочих - ни за что. А в другом храме, где и взрослых причащают, батюшка сказал: три дня поститься все равно надо, поскольку "попоститься никогда не вредно", а при подготовке читается только Пасхальный канон и Пасхальные часы...

                


Re: Причастие на Светлой Седмице
Нюша, Православие - 13:44 14.04.2004
Отец Артемий сказал, что это именно Церковное правило, но он отметил, что в разных приходах разные батюшки по-разному относятся к этому вопросу. Происходит это в силу того, что батюшки имеют разное образование, разный опыт "работы". Некоторым ближе о.Иоанн Кронштадский, который и дня не мог прожить без причастия Святых Таин. Другие в деле спасения делают акцент на воздержании, посте.
Известно также, что воздерживаться от зла надо 365 дней в году, а в этом году 366 дней. И 365 (366) дней в году надо радоваться.

Пришла Пасха и можно ли умалять ее значение печалью о своих немощах?
Впрочем каждый может проверить это положение у того священнослужителя, авторитет которого для него является неоспоримым.

Если кто-то раздобудет текст церковного устава, посвященный этой теме, то поделитесь, пожалуйста, чтобы и мы подкрепили свои знания.

                


Re: Причастие на Светлой Седмице
Тарас, православный, ПЦА - 19:22 14.04.2004
Причастие каждый день - это великая радость!

Пост собственно никогда полностью не отменяется. Перед Причастием обычно требуется не есть и не пить в течении 6 часов. Поэтому фактически мы все равно постимся с вечера, т.е. после ужина уже ничего не вкушаем и не пьем до Причастия.

Таких правил (канонов), что поститься (воздерживаться от мяса, молока и проч.) перед Причастием надо обязательно три дня собственно нет. Каноны Церкви напротив предписывают не поститься в субботу. Причащаемся же мы как правило в воскресенье. Дело просто в том, что в свое время в Церкви, по разным весьма неблагоприятным причинам, образовалась практика причащаться только три-четыре раза в год. Хотя в ранней Церкви считалось, что если христианин без уважительной причины пропустил три воскресенья без посещения Литругии и не причащался, он сам по себе отпал от Церкви. Тогда, после такого самовольного отпадения, Церковь и требовала от таких покаяния, исповеди и серьезной подготовки перед принятием Святых Тайн.

Поэтому и в практике редкого Причастия предусматривается покаяние, пост в течение нескольких дней, прочтение канонов и прочее. Если человек живет по заповедям Христовым и постоянно ходит в Храм, то от него не требуется всего этого. Достаточно, чтобы человек жил и подходил с великим смирением к Чаше, осознавая свое недостоинство, но дерзая подойти и принять Тело и Кровь Христовы во оставление грехов, во исцеление недугов, во отгнание духов злобы, в укрепление сил, в просвещение ума и чуств и в жизнь вечную. На этом делают акцент все Святые Отцы Церкви. Ну и конечно причастившись страшных и животворящих Христовых Тайн человек должен, выйдя из храма, иметь образ мысли и жить как подобает тому, кто следует за Христом в каждую минуту своей жизни. Если же человек выйдет из храма и броситься опять в круговорот мирских страстей, считая, что до следующего Причастия он еще успеет покается, то этим он будет Самого Христа распинать. А кто знает, получиться ли у него дожить до следующего Причастия.

                


Re: Причастие
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 10:19 04.05.2004
Прости, Тарас

>Таких правил (канонов), что поститься (воздерживаться от мяса, молока и проч.) перед Причастием надо обязательно три дня собственно нет.

- Не в спор, но уточняя. Кажется, в Типиконе говорится о недельном строгом воздержании, но сейчас нет его под рукой, чтобы посмотреть номер главы.
Твоим мысли о подготовке к причастию, и о времени "после", мне близки. Ну, может быть, с некоторыми размышлениями.
Например, думаю, когда человек только-только пришел ко Христу, тогда он как сущий младенец, и совесть, скажем так "религиозная", еще как бы спит, или как бы не пришла в свою силу. Тогда человек ходит причащаться хоть каждый день.
Потом, через какое-то свое время, он вдруг "узнает" (совесть "религиозная" дала знать), что как-то уж очень легко он приступает к Святым Тайнам. Начинается более сложная подготовка. И как неизбежное, и совершенно верное следствие, наступает осознание, что проще нельзя, а как совесть велит - трудно, и нет сил. Тогда частота причащений неизбежно уменьшается. Это прямое следствие того, что человек живет в миру, и еще не знает как, или не готов расстаться с ним. Т.е. на лицо попытка совмещения Бога и мира. Естественно, что путь к Чаше в таких условиях будет наиболее тесным. Господь, наверняка, не благоволит, чтобы причащались в суд и осуждение, т.е. когда совесть человека уже в некоем "религиозном сознании".
Если человек от осознания "трудно, и нет сил" не охладеет до того, чтобы "да и ладно, буду как все, раз в год", но наоборот, к более редким принятиям Святых Таин будет готовиться наиболее ответственно, то он неизбежно, с Божией помощью, придет к тому, что когда-то опять почувствует (совесть подскажет через истинную жажду), что пора сокращать период между причастиями, что силы есть и на более плотный "график" подготовки.
Т.е., хочу сказать, что практика причащения меняется от возраста во Христе. От частого к редкому и опять учащение. Так можно заключать и духовном возрасте верующего. Но не просто по частоте причастя, а в самом тесном сравнении частоты причасти с жизнью, делами и словами вне храма. Поэтому прв. Иоанн Кронштадский причащался каждый день, что воздержание от мира и подготовка были у него - каждодневными и ежеминутными. Чтобы мирянину ссылаться на него в истине и духе, сначала надо вспомнить, хотя бы и то известное из его тайных подвигов, что прв. Иоанн был девственником даже живя с законной женой. Да и не мешало бы хотя бы для справки знать, что у священников подготовка к литургии в истине и духе не может занимать менее трех-четырех часов... А если каждый день? Да еще и требы?...
Где силы черпать? В Боге. Через отречение от мира. Иначе - не по силам будет, чтобы каждое воскресение и даже через четыре. Тем более, что Устав диктует - воздержание строгим постом с понедельника. Отсюда, и, несомненно, от Бога то, что практика причащения в современных условиях совсем не похожа на то, что было в апостольские времена. Не повторять частоту причастий за первохристианами нам следовало бы, а учиться жить, как они - непрестанно в храме, в молитве и воздержании. Тогда добро пожаловать к Чаше хоть каждый день.
И очень-очень с тобой согласен, что время "после" причастия так же важно, как и "до". Как "после", значит, так было и "до". Легкомысленно или в трудах истинных. И тогда становится ясным, что или жизнь менять, или смерть пожнешь.

Так думаю. Размышляю. Спаси Господи.

С уважением.

                


Re: Причастие
Тарас, православный, ПЦА - 18:29 04.05.2004
Здравствуй, Андрей!

Спаси тебя Господи за рассуждение о Причастии. Думаю, ты совершенно прав о воцерковляющихся. Действительно в определеное время они, если с полной серьезностью воцерковляются, проходят период, когда "наступает осознание, что проще нельзя, а как совесть велит - трудно". Начинают наконец видеть грани добра и зла. Потом же, когда уже окончательно осознают, что служить и Богу и мамоне нельзя одновременно, то укореняются в смирении и соблюдении заповедей Божиих и постепенно все больше очищяют себя покаянием, уготовляя место для Христа. Затем же уже не могут жить без частого Причастия, т.к. хоть и понимают, что недостойны, но без Него уже не могут жить, т.к. уже имеют опыт жизни в Боге.

Те же, которые без истинного повода, точно как ты и говоришь - "раз в год причащаются", объясняя это тем, что дескать "неготовы" и прочее, принимают помысел от лукавого, который этим их пытается отделить от Бога. Т.к. Бог требует от нас более любви к Нему, нежели слепого соблюдения уставов (по поводу уставов я уже где-то как раз писал ранее). Эти же лишают себя божественной помощи самовольно, оправдывая свои страсти своей собственной немощью, живут не в страхе потерять причастие Богу, а в страхе наказания за несоблюдение устава. Сами себя постоянно обманывают и укореняются в двуличности.

Вот к стати брат Димитрий о чистоте, т.е. готовности к Причастию, но только немного иными словами, сказал: http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_common&key=1083663838

И ты тоже написал: "Поэтому прв. Иоанн Кронштадский причащался каждый день, что воздержание от мира и подготовка были у него - каждодневными и ежеминутными."

Т.е. Св. Иоанн был "чистым", достойным Причастия, т.к. жил ради этого. И наоборот, по словам Христа, он уже не мог быть нечистым, т.к. в нем жил Сам Христос, т.е. по причине ежедневного причастия он жил в Боге и Бог жил в нем всесовершенно изгоняя похоти. В этом великий смысл частого причастия.

Так же, а не иначе, должно быть у любого христианина. Согласен?

Помощи тебе Божией, брате, во всем!

                


Re: Причастие
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 13:55 06.05.2004
Добрый день, Тарас.

>Так же, а не иначе, должно быть у любого христианина. Согласен?

- А то, брат! Конечно, согласен. Внутренним устремлением, намерением сердец христиан должно быть желание - быть причастными Богу. Как ты и сказал.
И со словами бр.Димитрия тоже согласен. Ведь, - "Cветильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно." (Мф.6:22-23)
Т.е. имея намерение всегда быть причастными Богу, христианам следует избавляться (очищаться) от страстей, которые помрачают глаза сердечные, и сбивают с истинного пути. Но для этого надо воздерживаться от желания "лицезреть" страсти и глазами физическими, от желания желать того, что есть чувственное мира, от похотения. Через воздержание от внешнего мира облегчается очищение мира внутреннего. Не просто облегчается, но это единственный путь. Желать и жаждать внешнего мира это уже есть страсть, разделяющаяся на "подстрасти". С Божией помощью (в духе и истине), подвергая себя "сухой голодовке", христианин со временем непременно стяжает взгляд духовный, и не будет для него уже не красивых зданий, ни красивых лиц, ни красивой природы в том понимании, как понимают красоту люди мира. Но будет, предполагаю, т.с., взгляд внутрь, или как бы сквозь, а не на (поверхность). Зрение в перспективе спасения.

Спаси Господи вас, Тарас и Димитрий. Простите.

P.S. Тарас, "номер главы" - Типикон, стр.102.

                


Re: Причастие
Тарас, православный, ПЦА - 19:18 06.05.2004
Аминь! Брате.

И ты меня прости, если было недопонимание!

P.S. По поводу Типикона: толкованием Типикона относительно постов нужно заниматься только опытному священнику. Дело в том, что Типиконом можно много дров наломать, и ломались уже. Особенно для начинающих соблюдать посты и вообще воцерковляться просто необходимо получать благословение на соблюдение любого правила в этом отношении.

Очень важно помнить, что соблюдение постов - это не цель христианской жизни, а только вспомогательное средство. Необходимо научиться им пользоваться правильно, иначе человек может сильно от этого пострадать, и тогда будет еще хуже.

                


Re: Причастие - Тарасу
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:02 07.05.2004
>P.S. По поводу Типикона: толкованием Типикона относительно постов нужно заниматься только опытному священнику. Дело в том, что Типиконом можно много дров наломать, и ломались уже. Особенно для начинающих соблюдать посты и вообще воцерковляться просто необходимо получать благословение на соблюдение любого правила в этом отношении. Очень важно помнить, что соблюдение постов - это не цель христианской жизни, а только вспомогательное средство. Необходимо научиться им пользоваться правильно, иначе человек может сильно от этого пострадать, и тогда будет еще хуже.

- Спаси Господи, Тарас. Поясню - я был далек от того, чтобы толковать Типикон в какой-то "одной редакции", а лишь нашел, что официальное правило Церкви о сроке воздержания перед причастием скорее - есть, чем - нет. Есть конкретное, отдельное, короткое правило со сроком ("всю седмицу,... с понедельника"). Сказано и о подготовке ("в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно..."), но не устанавливая каких-то вещественно-количественных рамок, т.е. видимо, оставляя этот "момент" на усмотрение духовников и желающих причаститься. Каждый в меру возраста во Христе, каждый в меру сил и подготовленности. Т.е. - кажется, что имею такие же мысли об этом, что и ты.

>ты меня прости, если было недопонимание!

- Бог простит, Тарас, и ты меня прости. Когда ищешь того, что объединяет, а не разъединяет, тогда недопонимания легко подавляются.

С уважением.

P.S. Вообще, для справки заинтересованным. Правило из Типикона (Устав Церкви), стр.92.

О причащении Христовых Таин.

Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны.

                


Re: Причастие - Тарасу
Тарас, православный, ПЦА - 18:15 07.05.2004
Андрей, спаси тебя Господи за понимание!

И я понимаю о чем ты говоришь. Вне всякого сомнения к святому причастию необходимо готовиться и постом и молитвой и, что не менее важно, исповедью. Это все составляет основу подготовки к принятию Святых и Страшных Христовых Таин. По поводу же поста, между прочим, действительно есть очень официальное правило Церкви, которое должен соблюдать каждый христианин, точно также как каждый христианин должен участвовать в Божественной Литургии по крайней мере каждое Воскресенье (т.е. причащаться), т.к. неуважительным отсутствием на Литургии в Воскресенье христианин самовольно отлучает себя от Церкви. Так вот правило для всех христиан такое:

"Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен." (64-е апостольское правило).

Его необходимо соблюдать всем воцерковленным христианам. А для поста в нормальное время (не в один из постов) оставлены среда и пятница. Это не данный конкретный Типикон, а Традиция всей вселенской Православной Церкви. Данный же Русский Типикон предусматривает в первую очередь практику редкого Причастия, которая к сожалению стала нормой в Русской Церкви особенно в синодальный период. Но это отнюдь не норма, а явное исключение из нормы. И я только опять повторю, что стремиться мы призваны не к буквальному исполнению типикона, а к жизни во Христе, в первую очередь посредством Причастия. И тот, кто не стремиться пребывать во Христе оправдываясь тем, что он де "слаб исполнять правила типикона", тот сам себя отделяет от Христа и Церкви.

Я помню как-то раз меня мучили сомнения по поводу "безукоризненного соблюдения" постов и прочее. И как бы в ответ на мои мысли священник на проповеди говорил: "Вот некоторые из вас не хотят принимать причастие и постоянно оправдываются тем, что все время неготовы. Подумайте, что значит "неготовы". Это значит, что Господь идет и говорит: "Идите на пир", а мы Ему отвечаем: "Неготовы". Т.е. мы неготовы ко встрече с Христом. Какое это плачевное состояние. Быть готовым постоянно - это ваша обязанность."

Спаси Господи!

                


Re: Причастие - Тарасу
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 17:00 12.05.2004
>Андрей, спаси тебя Господи за понимание!

- Аналогично, Тарас.

> каждый христианин должен участвовать в Божественной Литургии по крайней мере каждое Воскресенье (т.е. причащаться), т.к. неуважительным отсутствием на Литургии в Воскресенье христианин самовольно отлучает себя от Церкви. Так вот правило для всех христиан такое: "Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен." (64-е апостольское правило).

- Прости, не смог уловить смысл между неуважительным отсутствием на Литургии и 64-м правилом. Здесь (64-е) говорится против тех, кто впал в еретичное самочиние и неразумие, постясь отдельно от Церкви по субботам и воскресениям. Наверное, ты хотел привести иное правило? То, где сказано о трех воскресениях без причастия?

>Его (64-е апостольское правило) необходимо соблюдать всем воцерковленным христианам.

- Думаю, правила существуют против уклонения в плотское мудрование о себе, о Церкви, и о Господе. Они подобны неким границам, переступать которые не следует. Правилами проверяют свои пути, ограждают путь. Не сбились ли еще? Думаю, они не то, чтобы для соблюдения, а как бы для ограждения "шатаний". Поэтому, далее размышляю, соблюдать нам следует не правила, - а заповеди. Ведь через правила заповедей не соблюдешь, а через исполнение заповедей не переступить правил - вполне реально.

>для поста в нормальное время (не в один из постов) оставлены среда и пятница.

- Можно ли подумать, что для праздника нам оставлено 9-е мая?... Наверное, истиннее то, что 9-е мая - это праздник.

>Это не данный конкретный Типикон, а Традиция всей вселенской Православной Церкви. Данный же Русский Типикон предусматривает в первую очередь практику редкого Причастия, которая к сожалению стала нормой в Русской Церкви особенно в синодальный период. Но это отнюдь не норма, а явное исключение из нормы.

- Да, иногда думаю, может ли устареть Евангелие, или стать более современным, предусматривая допустимость всеобщей хладности?... Не может Христос предусматривать практику "редкого" или "частого" причастия. Тот, кто как все, "раз в год", тот и раз в год не готов. Надо не как все, а по совести и вере. Причастие есть причастие. По желанию. В духе и истине, а не по графику правил. И если я тебя правильно понял, то действительно, современные массовые исключения от нормы - не являются поводом к изменению Устава Церкви. Христос неизменен, несмотря на то, что Евангелие и Устав трактуют на разные лады. И враг остался таким же, только более преуспел. Не во временах дело, а в людях, делающих эти "времена".
Вообще, во многих разговорах об этом, не там, кажется, "ударение" делается... Неделя подготовки перед причастием - норма для всех. Хочешь каждую неделю причащаться или чаще - изволь каждый день быть в подготовке. Не по силам? - Никто не подгоняет. Копи силы и умерь неразумную (коль сил нету) страсть к Чаше.
Подготовка важна ради восприятия Причастия. И подготовка в некотором роде важнее, чем само Причастие. "Не подмажешь, не поедешь." Причастие Святых Христовых Таин - должно быть признаком (следствием) того, что человек готовился энное время в духе и истине. Правильное восприятие Таин - как приз за мужество и твердость. Можно готовиться всю жизнь и достойно причаститься перед смертью, а можно даже не задумываться о том, что такое подготовка, и подходить к Чаше каждое воскресение...
Сама по себе подготовка - это уже намерение сердца, это уже - дело веры. Господь целует намерение (св.Иоанн Златоустый), а от того, что недостойно подходят к Чаше, "оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:30-32)
Думаю, не за то человек отлучался от Церкви, что более трех воскресений не подходил к Чаше, а за то, что целых четыре недели вел жизнь не во Христе, без намерения, без дела веры, хладно или теплохладно (лицемерно).

>я только опять повторю, что стремиться мы призваны не к буквальному исполнению типикона, а к жизни во Христе, в первую очередь посредством Причастия. И тот, кто не стремиться пребывать во Христе оправдываясь тем, что он де "слаб исполнять правила типикона", тот сам себя отделяет от Христа и Церкви.

- Думаю, что здесь согласие между нами достигнуто давно, чтобы можно было к этому "пункту" не возвращаться.

> Я помню как-то раз меня мучили сомнения по поводу "безукоризненного соблюдения" постов и прочее. И как бы в ответ на мои мысли священник на проповеди говорил: "Вот некоторые из вас не хотят принимать причастие и постоянно оправдываются тем, что все время неготовы. Подумайте, что значит "неготовы". Это значит, что Господь идет и говорит: "Идите на пир", а мы Ему отвечаем: "Неготовы". Т.е. мы неготовы ко встрече с Христом. Какое это плачевное состояние. Быть готовым постоянно - это ваша обязанность."

- Да, это очень гадко быть неготовым к причастию, но это всегдашняя реальность, что можно быть как готовым, так и как неготовым. И это радует хоть чуть-чуть, что совесть еще осталась не бежать к Чаше сразу от пиршеств, гуляний и праздной суеты, т.е. абсолютно неготовыми. Правильно сказал батюшка, быть готовыми - наша обязанность. Но для этого надо потрудиться. Не формально "буквой" времени и еды, а через молитву, пост и трезвость совершенную, в духе и истине. А иначе, - рабы ленивые и лукавые. "Не знаю вас" (Лк.13:25)

>Спаси Господи!

- Во славу Божию, Тарас.

                


Причастие для всех
Тарас, православный, ПЦА - 20:11 12.05.2004
Андрей, есть много правил, которые надо соблюдать, не потому, что они часть местного Типикона, а потому, что они есть часть общей Традиции Церкви. Что, надо обсуждать, зачем Церковь служит Воскресную Литургию, что ли?

А вот например там же (в Апостольских правилах) указывается:

8. Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка, при совершении приношения не причастится: пусть представит причину, и если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал (Приношение).

9. Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения.

Второй Канон Антиохийского Собора определяет:

2. Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное.

Св. Василий Великий писал: "Хорошо и очень полезно ежедневно приобщаться Тела и Крови Христовых; мы же причащаемся четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу." Старец Арсений на вопрос, как часто можно причащаться Святых Таин", отвечал, что это все равно, что спрашивать, "как часто можно вдыхать воздух". Но в самой своей сути, глобально, так сказать, Святая Традиция Церкви разделяет всю нашу жизнь на недели не просто так и не для того, чтобы "когда захочу, тогда и буду соблюдать День Господен," а чтобы все верные жили в этой Традиции.

Ну разумеется, каждый день на практике причащаться мирянину невозможно. Но ведь для этого и существует недельный цикл, чтобы каждый христианин причащался каждое Воскресенье. И каждое Воскресенье каждый христианин обязан быть готовым к Причастию. Естественно при этом, в общем плане, нужно соблюдать пост не по Типикону, который предусматривает практику редкого причастия, а по Канонам Святой Церкви, предусматривающим постоянную жизнь во Христе. В каждом же сомнительном случае необходимо советоваться и получать благословение у священника.

Да поможет тебе Господь найти силы, брате! :)

                


Re: Причастие для всех
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 17:25 13.05.2004
Дорогой Тарас, для нашего обоюдного мира, думаю (уверен), лучше обойтись размышлениями, чем отстаиванием своей точки зрения. Тем более, что в таком вопросе "точка опоры" может оказаться "пропастью".

И со своей стороны я привожу следующие размышления.

Церковь служит Литургию не по правилам, а по Учению, по Своей сущности. Но порядок служения, чинопоследование, - да - описано правилами. По этой же схеме, по идее, должен даваться ответ и насчет причастия.
Литургия для причастия, но не все достойны причастия, потому что есть правила подготовки, а правила имеют свойство быть нарушаемыми. Правила подготовки - для тех, кто не в состоянии разуметь, что такое причастие в духе и истине. Для тех, кто не осознает еще в полной мере, что это такое, когда Бог может войти в сердце. Правила для тех, у кого еще сердце окаменелое, у кого сердце еще не расширилось, кто по "младенчеству" тяготит к законам. Тогда через понуждение к выполнению "чинопоследования" правил подготовки к причастию человек поставляется в тесные и неуютные условия, помогающие ему что-то осознать о себе, или о том пути, который выбрал, или даже просто-напросто попотеть, помучиться в вычитывании молитв и телесном воздержании.
Думаю, одного стойкого мучения (без проклятий, и смиренно) достаточно, чтобы быть иной раз достойным причастия. Но на каждом этапе человеческого пути к Богу свои "достоинства". Потом, наверняка, уже будет не мучение, а жажда, и "мучения" будут в радость и уют. А мучения будут совсем иного рода...
Думаю, что практика еженедельного причащения, и поста перед причастием в течении трех дней идет от формализма (юридизма) свойственного умам и сердцам, помраченным современной житейской суетой, и может быть, некоторым образом через наставления, проникшего с еретичного Запада. Нельзя иначе назвать то, что люди заботятся о частоте причастия, думая почти одним этим спасать свои души. Кажется, это не просто заблуждение, но настоящая слепота. Как это можно понять - три дня и достаточно?... Три так-сяк, три как сумел, в седьмой день причастился, и по новой три+три? Это расписание заогородных автобусов?... И слепые ведут слепых.
Наш Типикон (от Церкви, от Христа) намного более "лоялен" - семь дней "мучений", - иначе лучше не подходи, - но и не обязует (!!!!!!!!....) на каждое воскресение. Это для немощных, не разумевающих в духе и истине. Помощь, чтобы хотя бы потрудились недельку. Иначе не вместить причастие. Это вполне в духе Евангелия. Не обязанность сколько-то раз, а столько сколько можешь понести при такой подготовке. Это есть в духе Христа.
Не причастием спасаются, а исполнением заповедей. Можно не причащаться по обстоятельствам жизни до самой смерти, но нелицемерно и нелукаво исполнять заповеди, а можно причащаться каждое воскресение, но при этом задвинув исполнение заповедей в дальний угол.
Причастие - это то высочайшее и драгоценное, чего человек желает, идя к своему желанию путем обременения и труда. Нельзя не дать того высокого духовного, что человек хочет, если он устремл к этому все свое сердце, все свое время и всю свою жизнь. Трудящийся достоин пропитания. Но он никак не умрет ни здесь, ни там, если не причаститься ни разу за свою жизнь. Причастие не в глотании. Причастие - в подвИге. В намерении сердца. В обращении сердцем. В любом образе обращения.
ОН вдруг - тут, как тут и стоял. Рядом. Только сердце должно быть в соответствующем состоянии. Не говорю об очищенном состоянии, иначе, никто бы не спасься, но в состоянии, о котором 50-ый псалом, хотя бы.
Причастие не является пропуском в рай. Если лишь причастие пропуск, то сколько "бонусов" надо набрать?... Если не лишь причасте, то может ли быть несколько разных входов в рай, или разные, так сказать, билеты?... Думаю, никак не может. Т.к. путь указан один - идти за Ним, взяв свой крест (на котором распялся при крещении), т.е. трудясь и обременяясь исполнением Его заповедей.
И опять повторяю мысль и размышление о том, что Бог познается не через глотание Его Тела и Его Крови, а через причастие Его сущности. Осознании - по мере сил - Его сущности. Сущность же Бога "лежит" - в Его заповедях. Например, хотя бы - блаженств.
Быть причастным Ему - это обращаться к Нему. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит, потому что - это Его сущность. В этом Он Сам. Он мир, спокойствие и тишина. ОН узнает Свое, и благоволит ему. О бездонную тишину разбивается любой тварный визг и ор, но тишина поглащает тишину как сродную себе.
Обращение (причастие Ему) молитвой - самое скорое и первое дело. Одновременно доказывают свое молитвенное намерение исполнением заповедей в практической жизни.
Не причастием на Литургии себя приближают Богу, а ведя жизнь во Христе, но недостойными причастиями, не по разуму, собирают себе горящие уголья на голову - болезни, немощи, неустройства и смерть. Если человек не рассуждает о причастии, то Господь помогает ему избежать за то осуждения на том свете посредством перенесения скорбей на этом. Думаю, всегда удобней самому прыгнуть с обрыва, нежели тогда, когда тебя как бы толкают неподготовленным даже морально. И Евангелие говорит об этом. Т.е. о том, что "добровольно" - лучше и истиннее всего остального.
Не может быть самовольнее, чем причастие каждое воскресение без индивидуального благословения на это со стороны священника, духовника. Может быть и индивидуальное благословение, но тогда каждый, из страха и разумевая, должен осознать, что достойная подготовка к такой "практике" возможна лишь в очень ограниченных условиях подвижничества. Не все, что говорят священники можно или возможно к исполнению. Разумение и рассуждение об этом, думаю, можно "открыть" в себе лишь испытав на деле Евангельские заповеди.
О современных семейных (чтобы каждое воскресение быть достойным на причастие), наверное, речь вообще с большим трудом может вестись, если только не вся семья бьется так, чтобы не только воздух сотрясать. Очень хотелось бы увидеть такую семью, а не только в житиях прочитать...
Священники почти другое дело. Но лишь - "почти". Св. Василий Великий находил силы на четыре раза в неделю, а прав. Иоанн Кронштадский - ежедневно. Но подготовка у священника отличается от мирян в более суровую сторону. Кому под силу?... Поэтому сейчас достаточно редка практика ежедневных Литургий. Скорее, священников надо жалеть, чем "завидовать", что они причащаются "когда хотят". Да, им как человекам надо сочувствовать, но слепым негоже быть водителями слепых. Священник всей своей жизнью должен быть светом миру, а не насельником должности. Иначе, и он собирает себе уголья на голову, да в "двойном" размере.
Христианин не обязан причащаться, если хочет спасения, но он обязан быть готовым к причастию не только в воскресные дни, а ежедневно. Потому что никто не знает - ни человек, ни Сын, ни Дух, но только Отец, когда настанет время прийти Сыну к каждому человеку. Но христианину следует соизмерять свои силы и свои желания.
Не завтра, ни с того ни с сего, ни без подготовки, не с бухты-барахты, но намерением сердца стать готовым к ежедневному причастию, подверждая сердечное намерение усердием плоти, воли и духа, человек делает себя причастным Богу еще до принятия Святых Таин, а принятие является, так сказать, финишным аккордом подготовки. Точнее, одного из этапов подготовки к соединению с Богом. Причастие - подарок из подарков подвизающемуся в поте и "крови".
Не обязанностью причащения раз в четыре недели и во чтобы то ни стало проверяется человек, а готовностью к этому через свою жизнь. В этом и дух правил. Иначе - "юридизм".
Поэтому, думаю, из-за того что мир стал совсем плох, а хладность проникла и глубоко в ряды верующих, правила тех времен мало действенны в современных условиях. Сейчас и всегда все вопросы более решаются в духе и истине, чем четко по правилам и по безумным "приглашениям".
Точнее, есть правила, которые действенны всегда (как обязательный или минимальный эталон), а есть временнЫе (ограничения и ограждения исходя из внешней действительности и насущных проблем). Тут тоже надо различать.
Св. Серафим Саровский давал много советов и наставлений по поводу внутренней жизни и "распорядка" дня. Достаточно строго для мирян, и даже для детей. Откуда он черпал?... В Духе, несомненно, но тем более удивительно, что Типикон предлагает почти слово в слово тоже самое. Тем самым проверяем их обоих. И они - в Духе. Иначе о нашем Типиконе нельзя было бы и сказать.
Духом и истиной, а когда они "ушли", то даже его буквой спасешься. Но как раз про обязательное еженедельное причастие там - ни слова. Т.е., оно - неразумное самочиние. А про подготовку к причастию есть. Маленький, но бездонный абзац. В духе и истине оставляет как бы открытым вопрос о частоте причастия наш Типикон. Как Евангелие.

Размышления продолжаются, и приветствуются... Можно на "мыло", чтобы не смущать кого-либо из братьев и сестер.

Спаси Господи.

                


Ин.13:15
Димитрий, православный христианин - 05:49 14.05.2004
«Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам»
Спаси Господи

                


Re: 1Кор.14
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 12:00 14.05.2004
Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? ...Если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Во славу Божию.

                


Re: Причастие для всех
Тарас, православный, ПЦА - 19:04 13.05.2004
Дерзай, брате! Да спасет тебя вера твоя.

Спаси Господи!

                


Re: Причастие - Тарасу
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:39 12.05.2004
>Андрей, спаси тебя Господи за понимание!

- Стараюсь. Спаси Господи.

> каждый христианин должен участвовать в Божественной Литургии по крайней мере каждое Воскресенье (т.е. причащаться), т.к. неуважительным отсутствием на Литургии в Воскресенье христианин самовольно отлучает себя от Церкви. Так вот правило для всех христиан такое: "Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен." (64-е апостольское правило).

- Прости, не смог уловить смысл между неуважительным отсутствием на Литургии и 64-м правилом. Здесь (64-е) говорится против тех, кто впал в еретичное самочиние и неразумие, постясь отдельно от Церкви по субботам. Наверное, ты хотел привести иное правило? То, где сказано о трех воскресениях без причастия?

>Его (64-е апостольское правило) необходимо соблюдать всем воцерковленным христианам.

- Правила против уклонения в плотское мудрование о себе, о Церкви, и о Господе. Они подобны неким границам, переступать которые не следует. Правилами проверяют свои пути, ограждают путь. Не сбились ли еще? Думаю, они не то, чтобы для соблюдения, а как бы для ограждения "шатаний". Поэтому, далее размышляю, чтобы не переступить правила, соблюдать нам следует не правила, - а заповеди. Соблюдешь заповеди, не переступишь правил. Но правилами заповеди не исполнишь.

>для поста в нормальное время (не в один из постов) оставлены среда и пятница.

- Можно ли подумать, что для праздника нам оставлено 9-е мая?... Точнее и истиннее, думаю, надо сказать, что 9-е мая - это праздник.

>Это не данный конкретный Типикон, а Традиция всей вселенской Православной Церкви. Данный же Русский Типикон предусматривает в первую очередь практику редкого Причастия, которая к сожалению стала нормой в Русской Церкви особенно в синодальный период. Но это отнюдь не норма, а явное исключение из нормы.

- Да, иногда думаю, может ли устареть Евангелие, или стать более современным, предусматривая допустимость всеобщей хладности?... Не может Христос предусматривать практику редкого причастия для лентяев и лукавых. Причастие есть причастие. По желанию. В духе и истине, а не по графику правил. И если я тебя правильно понял, то действительно, современные массовые исключения от нормы - не являются поводом к изменению Устава Церкви. Христос неизменен, но как Ева

                


Re: Причастие
OIM, Православное - 15:09 06.05.2004
Андрей Л., Вы писали:

> подвергая себя "сухой голодовке"

Ну опять... Сухая голодовка...

                


Re: Причастие - OIM
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:06 07.05.2004
>> - Андрей Л., Вы писали: подвергая себя "сухой голодовке"

> -Ну опять... Сухая голодовка... А может все-таки лучше не сухая голодовка, а разумные ограничения в плане количества и состава пищи? Я сухую голодовку вынести не могу, сколько не пробовал. Сухая голодовка или даже мысли о ней рождают в свою очередь тоску, уныние, мысли вроде "лучше бы я не родился", иногда даже мысли о самоубийстве и богохульные мысли.

- Прости, Иван, но сухая голодовка была написана в кавычках. В КАВЫЧКАХ. А ты пишешь без кавычек. И получается, что искажаешь. Себя с толку сбиваешь и других, может быть. Кавычки обозначают - понарошку, образно, иносказательно. Не про пищу я писал. А про "глаза и уши". В кавычках.

>Простите меня, неразумного.

-Бог простит, и ты меня прости.

С уважением.

                


Re: Причастие - OIM
OIM, Православное - 14:11 07.05.2004
Андрей Л., Вы писали:

> > -Ну опять... Сухая голодовка... А может все-таки лучше не сухая голодовка, а разумные ограничения в плане количества и состава пищи? Я сухую голодовку вынести не могу, сколько не пробовал. Сухая голодовка или даже мысли о ней рождают в свою очередь тоску, уныние, мысли вроде "лучше бы я не родился", иногда даже мысли о самоубийстве и богохульные мысли.

> - Прости, Иван, но сухая голодовка была написана в кавычках. В КАВЫЧКАХ. А ты пишешь без кавычек. И получается, что искажаешь. Себя с толку сбиваешь и других, может быть. Кавычки обозначают - понарошку, образно, иносказательно. Не про пищу я писал. А про "глаза и уши". В кавычках.

А я про все. Про глаза и уши - ты о том, что нельзя даже на цветы смотреть? Если так, то это не менее (а подчас и более) тяжело, чем про пищу. И приводит к тому, что я написал выше. Опять за старое?
И о разумных ограничениях я тоже имел в широком смысле. Т.е. и пищу, и глаза, и уши, и сон, и все остальное. В смысле - ограничения во всем этом должны быть разумными, а не "сухой голодовкой".

> -Бог простит, и ты меня прости.

Прости меня еще раз.

                


Re: Причастие - OIM
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:52 07.05.2004
>Про глаза и уши - ты о том, что нельзя даже на цветы смотреть? Если так, то это не менее (а подчас и более) тяжело, чем про пищу. И приводит к тому, что я написал выше. Опять за старое?

- Нет, про то, что "нельзя даже на цветы смотреть" я вовсе не имел в виду. Можно всем.

>о разумных ограничениях я тоже имел в широком смысле. Т.е. и пищу, и глаза, и уши, и сон, и все остальное. В смысле - ограничения во всем этом должны быть разумными, а не "сухой голодовкой".

- Думаю, что правильнее было бы - не "разумные ограничения", а разумное набирание сил воли. Набираться сил воли - значит, становиться с Божией помощью способными к еще большим ограничениям себя ради Господа.
Когда человек разумно сил набирается, тогда и радость от побед, и легкость, а когда неразумно в самочинии надорвался, тогда любая мысль о подвигах - мУка и тяжесть к земле. Но не подвиги от этого умаляются, а самочиние, как способ.
Что есть - крест (распятие) и крещение (обряд)?... Прости, но этот вопрос должен быть одним из первых до конца уясненным, перед тем как встать на путь ко Господу Иисусу Христу.

С уважением. Прости.

                


Re: Причастие
OIM, Православное - 15:35 06.05.2004

> Андрей Л., Вы писали:

> > подвергая себя "сухой голодовке"

А может все-таки лучше не сухая голодовка, а разумные ограничения в плане количества и состава пищи? Я сухую голодовку вынести не могу, сколько не пробовал. Сухая голодовка или даже мысли о ней рождают в свою очередь тоску, уныние, мысли вроде "лучше бы я не родился", иногда даже мысли о самоубийстве и богохульные мысли.

Простите меня, неразумного.

                


Прошу прощения, стр. не "102", а "92" - О причащении Христовых Таин (-)
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:16 06.05.2004
С уважением.

                


Re: Спаси Вас Господь! (-)
Нюша, Православие - 00:23 15.04.2004