Re: Церковный суд...
Евгений, православный - 19:17 18.05.2004
|
Екатерина А.В., Вы писали:
> Читаю Достоевского "Братья Карамазовы" и буквально с первых страниц книги некоторые его мысли меня задевают, толькают на раздумья. Разговор происходит в келье у старца Зосимы по поводу как раз церковного суда: "<...> если бы действительно наступил суд Цркви, и во всей своей силе, то есть если бы все общество обратилось лишь в Церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть и и вправду самые преступления уменьшились в невероятную долю."
> У меня сразу же возник вопрос, возможен ли церковный суд, не превращается ли Церковь в карающий орган государства? Не будет ли из Православной церкви такой монстр как инквизиция, или все же именно в православии возможен церковный суд?
Общество в Церковь превратиться не может, это Достоевский (устами своих героев) фантазирует. Общество основано на насилии, а в Церковь основана на добровольном подчинении христианина Церкви. Церковный суд и церковные законы, в отличие от гражданских, принципиально не допускают насилия, и потому сами по себе, без уголовных законов, действовать не могут. Там где, скажем, на убийство гражданские законы отвечают убийством, церковные назначают длительную епитимью, и в этом наглядно проявляется отличие церковных законов от гражданских. Светский и церковный суд всегда были разделены. Это недоразумение, что, скажем, даже во времена инквизиции смертный приговор выносился церковным судом (он не мог выносить такие приговоры, хотя и мог рекомендовать это сделать гражданским властям). Церковный суд уступал право суда, когда считал нужным, гражданскому суду, и преступник наказывался согласно гражданским законам, предусматривающим, допустим, смертную казнь за волшебство. Ужасы инквизиции были вызваны не собственно действиями церковного суда, а строгостью тогдашних гражданских законов по отношению к подобного рода преступлениям.
Если светский и церковный суд всегда были разделены, то гражданские законы и церковные каноны, напротив, очень часто были согласованы и объединены в одних сборниках, которые в Византии и на Руси называли номоканонами. Церковный и гражданский суды пользовались зачастую одними сборниками, но каждый в пределах своей компетенции.
|
|