Беседы о Православии

о смирении
Нюша, Православие - 23:46 22.05.2004
Прочла я ваш разговор, где речь идет о тов. Сухове и о прелести "доброделания", но так и не поняла, как пытаясь обрести смирение не впадать в гордыню уже именно от ЭТОГО.

То есть от того, что вот какой(-ая) я, ищу истинного смирения, не то что впавшие в прелесть спасатели ближних.

Подскажите мне, если есть соображения, но, пожалуйста, без всяких "остановок мысли", "тунелей" и т.п.

                


Re: о смирении
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:34 24.05.2004
>не поняла, как пытаясь обрести смирение не впадать в гордыню уже именно от ЭТОГО. То есть от того, что вот какой(-ая) я, ищу истинного смирения, не то что впавшие в прелесть спасатели ближних.

- Истинное смирение, как ожидаемое достоинство и награда, или как смирение от бессилия и ничтожества? Ищут - награду, ничтожество - вдруг осознают.

С уважением.

                


Re: о смирении
Нюша, Православие - 17:58 24.05.2004
Андрей Л., Вы писали:

>- Истинное смирение, как ожидаемое достоинство и награда, или как смирение от бессилия и ничтожества?

Видение своего ничтожества и бессилия- это и есть смирение?

И как вообще быть со своим ничтожеством? Что с ним делать?

Подпись: "Белый и пушистый" :)

                


Re: о смирении
Искатель, Православный, ПЦА - 21:23 24.05.2004

> Видение своего ничтожества и бессилия- это и есть смирение?
>
> И как вообще быть со своим ничтожеством? Что с ним делать?
>
> Подпись: "Белый и пушистый" :)

Для начала, Нюша, попробуйте увидеть свою немощь и осознать, что без Бога мы ничего не можем ("Без Мене не можете творити ничесоже"). Но это не так просто сделать, чтобы это была не мысль в голове, а было глубокое осознание. Требуется время, молитесь, читайте Евангелие,в церковь ходите, исповедуйтесь, спрашивайте батюшек, может какие духовные друзья появятся. И как правильно написал Александр Иванов, этот процесс идет вместе с нашим осознанием и принятием любви Божьей. Когда в процессе покаяния сердце постепенно открывается к благодати, то Бог дает нам пережить духовную радость, что Он наша опора. И тогда парадоксально вместе с осознанием нашей немощи открывается другое человеческое достоинство, быть рабом Божиим. Это такая радость, что мирские понятия о пониженной самооценке и т.п. нас уже не касаются, они вообще уходят, потому что они не связаны с духовной жизнью. Поэтому старайтесь жить духовной жизнь и Бог Вам поможет ответить на Ваш вопрос.

                


Re: о смирении
Нюша, Православие - 23:19 24.05.2004
Спасибо, батюшка. Просьба к Вам и ко всем собеседникам, помяните, пожалуйста, в молитве р. Б. Татьяну (Та-нюшу).
Вам всем желаю Божией помощи в духовной жизни.

                


Re: о смирении
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:06 24.05.2004
Нюша, Вы писали:

> Видение своего ничтожества и бессилия- это и есть смирение?

Вероятно. Его трудно незаметить, если просто быть честным с собой.
Труднее, IMHO, другое. Как-то увязать его с Любовью Господа.
>

                


Re: о смирении
Искатель, Православный, ПЦА - 05:10 23.05.2004
Нюша, Вы писали:
> Прочла я ваш разговор, где речь идет о тов. Сухове и о прелести "доброделания", но так и не поняла, как пытаясь обрести смирение не впадать в гордыню уже именно от ЭТОГО.
>
> То есть от того, что вот какой(-ая) я, ищу истинного смирения, не то что впавшие в прелесть спасатели ближних.
>
> Подскажите мне, если есть соображения, но, пожалуйста, без всяких "остановок мысли", "тунелей" и т.п.

Изъясняясь просто, Нюша, почитайте хотя бы книгу "Старец Силуан" и др. книги о.Софрония Сахарова. Это из современных, а еще можно Феофана Затворника из авторов 19в. Вы также можете обсудить что почитать с Вашим духовником/исповедником. Может быть в процессе чтения вы начнете свою тему на форуме. Будем рады присоединиться.
Бог в помощь.

                


Re: о смирении
Нюша, Православие - 23:46 23.05.2004
Спаси Господи, батюшка. Буду советоваться и читать. Спасибо и всем за коментарии и ссылки на книги.

                


Re: о смирении
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:52 23.05.2004
> Изъясняясь просто, Нюша, почитайте хотя бы книгу "Старец Силуан" и др. книги о.Софрония Сахарова.

Мне духовник не советовал читать книги о. Софрония, а "Старец Силуан" читать с осторожностью, места, гле о.Софроний пишет от себя, пропускать. Читать же советовал преимущественно свт.Игнатия, игумена Никона Воробьева и др. книги, часть которых вошла в нашу библиотеку форума, в раздел "Наставления, советы, проповедь": http://pravbeseda.org/library/?page=topic&id=7

                


Re: о смирении
Димитрий, православный христианин - 14:47 23.05.2004
Да, у меня тоже было нечто подобное, правда, с другим автором. Через несколько лет запрет был снят. Когда же спросил духовника, что, мол, неужели он пересмотрел свое мнение о том отце, он улыбнулся и сказал, что никаких сомнений в православности автора у него никогда не было, были опасения относительно того, сумею ли я, новоначальный, понять всю глубину его писания и не наврежу ли себе.
Спаси Господи

                


Re: о смирении
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:11 23.05.2004
Димитрий, в моем случае совет (а не запрет!) духовника был обоснован именно неправославностью некоторых взглядов о.Софрония. Подробнее говорить не могу, поскольку совету последовал. Но о трудах о. Софрония в нашей библиотеке есть статья: http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=210
Написана она, правда, другим человеком и по другому поводу.

                


о неправославности
Птенец гнезда кардиналова, православный христианин - 20:42 31.05.2004
Неправославность взглядов о. Софрония с трудом укладывается в следующую картину:

1) Его советуют читать иеромонахи даже такого консервативного места, как Дивеевский монастырь.

2) Его глубоко почитают некоторые греческие иерархи.

3) По его молитвам и от его могилы есть чудеса.

4) Основанный им монастырь есть одна из существеннейших опор православия в Англии.

5) Серьёзной аргументации его "неправославности" не существует.

                


Re: о неправославности
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:16 01.06.2004
> Неправославность взглядов о. Софрония с трудом укладывается в следующую картину:

Я не говорил не неправославности всех взглядов, речь идет о некоторых взглядах.

> 1) Его советуют читать иеромонахи даже такого консервативного места, как Дивеевский монастырь.
>
> 2) Его глубоко почитают некоторые греческие иерархи.

Вполне возможно. А знакомые мне священники, как я уже говорил, читать его не советуют. Кто-то из них ошибается. Нас интересует авторитет или истина? :)

> 3) По его молитвам и от его могилы есть чудеса.

Чудеса могут являться свидетельством святости о. Софрония, а не православности его трудов.

> 4) Основанный им монастырь есть одна из существеннейших опор православия в Англии.

Вполне может быть.

> 5) Серьёзной аргументации его "неправославности" не существует.

Это не означает, что ее не может существовать. Может Вы сами и напишете со временем :) Мне вполне хватило чтения статьи игум. Игнатия и советов моего духовника.

                


Re: о неправославности
Птенец гнезда кардиналова, православный христианин - 14:45 01.06.2004
++ Я не говорил не неправославности всех взглядов, речь идет о некоторых взглядах.

Что такое "некоторых"? Если речь идёт о нескольких абзацах на пять книгах - то стоит ли об этом и говорить?

++ Вполне возможно. А знакомые мне священники, как я уже говорил, читать его не советуют. Кто-то из них ошибается. Нас интересует авторитет или истина?

Истина. Авторитет позволяет (или не позволяет) Вам не читать его. Но нельзя ссылаясь на авторитет нескольких священников (не подтверждённый никакой аргументацией) заниматься диффамацией того, кого многие считают великим старцем.

++ Чудеса могут являться свидетельством святости о. Софрония, а не православности его трудов.

Т.е. по-Вашему, возможна святость (и такая святость, о которой Господь свидетельствует через чудеса - церковная святость!) при неправославных трудах? Интересно. Но не буду спорить.

++ Это не означает, что ее не может существовать. Может Вы сами и напишете со временем Мне вполне хватило чтения статьи игум. Игнатия.

Статья игумена Игнатия - мягко говоря вещь странная. Преподобный Силуан и отец Софроний - это целая линия в православном подвижничестве двадцатого века. По ним люди диссертации защищают. А тут - крошечная статья.

Ой, ладно... Господь рассудит.

                


Re: о неправославности
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:06 02.06.2004
> Что такое "некоторых"? Если речь идёт о нескольких абзацах на пять книгах - то стоит ли об этом и говорить?

Думаю, стоит, если эти абзацы могут дать неверный духовный настрой.

> ++ Вполне возможно. А знакомые мне священники, как я уже говорил, читать его не советуют. Кто-то из них ошибается. Нас интересует авторитет или истина?
>
> Истина. Авторитет позволяет (или не позволяет) Вам не читать его. Но нельзя ссылаясь на авторитет нескольких священников (не подтверждённый никакой аргументацией) заниматься диффамацией того, кого многие считают великим старцем.

Нельзя как раз другое: ссылаясь на авторитет монастыря и греческих иерархов (да и на любой авторитет) канонизировать труды, запрещать их критическое осмысление. Рассуждение нужно всегда. И святые могут ошибаться.

> ++ Чудеса могут являться свидетельством святости о. Софрония, а не православности его трудов.
>
> Т.е. по-Вашему, возможна святость (и такая святость, о которой Господь свидетельствует через чудеса - церковная святость!) при неправославных трудах? Интересно. Но не буду спорить.

Безусловно, возможна. Вам известен святоотеческий термин "свят, но неискусен"?

> ++ Это не означает, что ее не может существовать. Может Вы сами и напишете со временем Мне вполне хватило чтения статьи игум. Игнатия.
>
> Статья игумена Игнатия - мягко говоря вещь странная. Преподобный Силуан и отец Софроний - это целая линия в православном подвижничестве двадцатого века. По ним люди диссертации защищают. А тут - крошечная статья.

Вы опять пытаетесь опереться на авторитеты...

                


Re: о неправославности
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 14:57 01.06.2004
Птенец гнезда кардиналова, Вы писали:

> По ним люди диссертации защищают.

вот это-то и смутительно.

                


Re: о неправославности
Птенец гнезда кардиналова, православный христианин - 15:02 01.06.2004
Не понял, а почему смутительно? Диссертацию можно и по Симеону Новому Богослову защитить - тоже смутительно будет? ))))

                


Re: о неправославности
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 20:12 01.06.2004
Птенец гнезда кардиналова, Вы писали:
> Не понял, а почему смутительно? Диссертацию можно и по Симеону Новому Богослову защитить - тоже смутительно будет? ))))

а можно и по Оригену.

                


Re: о смирении
Искатель, Православный, ПЦА - 06:25 24.05.2004
Александр Иванов, Вы писали:
> Димитрий, в моем случае совет (а не запрет!) духовника был обоснован именно неправославностью некоторых взглядов о.Софрония. Подробнее говорить не могу, поскольку совету последовал. Но о трудах о. Софрония в нашей библиотеке есть статья: http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=210
> Написана она, правда, другим человеком и по другому поводу.

Да, из этой краткой статьи не очень понятно какие взгляды о.Софрония неправославны. Все же его путь в целом, при каких-то проблемах однозначно православен, и он является известным духовным писателем, благодаря которому люди узнали о преп. Силуане Афонском. Недавно прочитал его книгу "Подвиг богопознания", ее купили для меня на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Именно ее цитирует Димитрий, когда приводит список литературы по умному деланию. Будем надеяться на подворье проверяют, то что продают.

                


Re: о трудах о.Софрония
Димитрий, православный христианин - 17:13 23.05.2004
>в моем случае совет (а не запрет!) духовника
Вот какой добрый человек!
>обоснован именно неправославностью некоторых взглядов
Было бы очень интересно взглянуть на разбор и анализ
>о трудах о.Софрония в нашей библиотеке есть статья
К сожалению, это не статья. Реплика. Последний абзац просто великолепен. Поищу что-нибудь.
Спаси Господи

                


Re: о.Софроний об умной молитве
Димитрий, православный христианин - 05:22 24.05.2004
«Писать в письме об умной молитве — конечно, невозможно. Во-первых, потому, что объем письма не позволяет подробно говорить о сем бесконечном делании. Во-вторых — нет ни времени, ни сил; но нет и нужды, потому что существуют книги, посвященные этому вопросу, написанные людьми, постигшими это делание, духоносными, достигавшими до последних вершин, возможных человеку в мире сем.

Вы лучше всего сделаете покамест, если будете следовать совету преподобного Иоанна Лествичника — держать, заключать ум в слова молитвы. Это уже Вы и понимаете, и делали, и продолжайте делать с Богом. Это испытанный несомненный путь для новоначальных. Старайтесь удерживать ум от рассеяния. Дальнейшее — Богу благоволящу и содействующу — придет и к нам.

Чтобы облегчить во время молитвы уму труд — быть глухим и немым и бездейственным (как бы) — для этого требуется ограждать себя от всяких излишних впечатлений.

Думаю, что Вам необходимо приобрести некоторые книги вдобавок к уже имеющимся у Вас. К числу таких книг в первую очередь принадлежат сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. (Необходимы Вам по той причине, что сей епископ-подвижник опытно проходил делание умной молитвы, — был для многих руководителем и в своих сочинениях на основе святых отцов с вполне удовлетворительной последовательностию и подробностию излагает учение о делании умной молитвы.)

2) Некоторые сочинения епископа Феофана. После уже возможно будет Вам перейти к чтению и самих творений святых отцов.

3) Преподобного Исаака Сирина.

4) Добротолюбие (5 томов в русском переводе епископа Феофана).

В них Вы найдете бесконечные и бесценные сокровища и будете удивляться — как же это весь мир погряз во тьме, когда существует возможность, дарованная нам Господом Иисусом Христом, столь удивительной, воистину небесной жизни.

5) Сочинения преподобного Симеона Нового Богослова (150 слов). Этот божественный отец стоял на преестественной высоте, так что даже и подвижники многие его не могут читать, — впадают в уныние от сознания своей крайней немощи и далекости до той высоты, на которой он стоял и о которой писал как о естественном для человека состоянии.

Вам будет полезно его читать потому, что он очень обстоятельно и подробно пишет о многих интересующих Вас вопросах как богословского характера, так и аскетического.

6) Преподобного Петра Дамаскина.

7) Житие и писания Паисия Величковского — издание Оптиной Пустыни

и покамест довольно.

В этих книгах Вы найдете самое совершенное разрешение интересующих Вас вопросов о благодати, о молитве, о созерцании и прочее. Мне же писать по всем этим вопросам, при наличии таких книг является совершенно ненужным; особенно потому, что я совсем недостаточен — а вернее сказать, невежда во всем этом.»