Беседы о Православии

Можно ли в православные праздники заниматься повседневной работой?
Евгений83, Православие - 13:41 07.06.2004
Ну различными делами по дому. Еще мыться, стричься и др.

                


Re: православные праздники
Тарас, православный, ПЦА - 18:13 07.06.2004
Ну от работы конечно не отвертеться. А вот мыться и стричься - пожалуйста - можно и отказаться. Притом, что Православные праздники случаются каждый день. ;)

                


Re: православные праздники
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:27 07.06.2004
Тарас, Вы писали:
> А вот мыться и стричься - пожалуйста - можно и отказаться. ;)
Товарищ у меня есть. В юности имел кличку "Чабан" и шибко лохматый был
Так когда к нему приставали - "иди постригись!" Отвечал.
-Мне религия не позволяет. Какая именно - никогда не уточнял. :)

Тарас! ( или еще кто) растолкуйте мне разницу между праздником и постом.

                


Всегда ли пост праздник
Natal.O., РПЦ МП - 06:28 08.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> растолкуйте мне разницу между праздником и постом.

"Праздник" спортсмена-чемпиона - день вручения чемпионского кубка и ежегодно день воспоминаний о той победе. "Пост" спортсмена - подготовка, тренировка: режим ограничений и нагрузок. В СМИ: "Спортсмен такой-то начал тренировки к чемпионату...", т.е. день начала тренировок - некий рубеж. Он вдохновляющ, радостен для него ("Приступил...").
Свящ. Александр Ельчанинов. Из "Записей" (цитаты о смысле постов)
"Жизнь наша не идет плавно и равномерно. Она идет, как всякий живой процесс, как жизнь природы, - моментами упадка и возвышения. Пост - период духовных усилий. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милостыню, укротим страсти, примиримся с врагами."
"Во время каждого Великого Поста за исповедью Бог внушает ту или другую руководящую мысль. В этом году - это любовь ко Христу и главное средство борьбы с грехом - молитва Ему же."
"Разговор с Х о посте:
Х - На меня пост действует отвратительно: я слабею, делаюсь неспособен к работе, мое нормальное душевное состояние вполне зависит от того, сыт я или нет. Поэтому я не понимаю - для чего надо себя истощать.
Ответ - Я вам разъясню это, если вы мне скажете, достаточно ли отчетливо различаете вы в себе сферу душевную от духовной.
Х - Нет, не ясно.
Ответ - Следовательно, вы и не можете наверно утверждать, что истощение тела вредит духовной (а не душевной) жизни. Я же могу привести вам примеры обратного - что пост развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены.
Х - Но все это было хорошо в те времена, когда вся жизнь была приспособлена к церковной жизни. А теперь приходится поститься ни в чем не изменяя обычной работы, встреч с людьми, отчего проигрывает работа, появляется раздражительность. Надо бы, когда постишься, уехать куда-нибудь в монастырь, отойти от обычной жизни.
Ответ - Не будьте максималистом и не откладывайте исполнение того, что велит вам Церковь, до наступления условий XVII века. Многого можно добиться и теперь. Пример - наши няньки, прислуга, крестьяне.
Х - Это не очень удачный пример. Я никогда не видел прислугу в таком раздраженном состоянии, как в последние дни Страстной недели. Очевидно, пост очень дурно действует на нервы.
Ответ - Вы совершенно правы; но пост есть дело совершенно внешнее, техническое, подсобное и, если оно не сопровождается молитвой, усиленной духовной жизнью, то дает только повышенное раздраженное состояние. Естественно, что прислуга, которая постилась всерьез, и которую заставляли на Страстной усиленно работать, не пуская в церковь, злилась и раздражалась."
"В общежитии существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост, как неядение того-то итого-то или как лишение себя чего-либо в виде наказания: - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью, и этим облегчить свое приближение к Богу."
"Как в наркозе, в опьянении, во сне - так и в посте человек проявляет себя - у одних проявляются высшие способности духа, другие делаются только раздражительны и злы; - пост открывает истинную сущность человека."
"…Вот наступают великие и печальные дни поста, и мы, после исповеди и Причастия, очистившись душой, переживши умиление, слезы, почувствовав в себе новые силы, принимаем решение начать новый образ жизни. Но обычно, в самый же день Св. Причастия, мы срываемся на пустяке, торопимся исправить ошибку, делаем новые промахи все в большем количестве и, наконец, махнув рукой, погружаемся в безболезненную привычную греховность на весь год. Но вот снова близок пост и при одной мысли о нем начинает снова оживать наш "внутренний человек", возрождается надежда, и мы снова ждем спасительных и благодатных дней поста с волнением и упованием на окончательное и прочное восстановление нашей вялой и грешной души. [...]"
Из "Писем к молодежи":
"Пост = истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение".

В том месте, где о раздражительности прислуги на Страстной (полном отсутствии праздничного настроя), и отчего это происходит - не здесь ли ответ?

                


Re: Всегда ли пост праздник
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 12:25 08.06.2004
Natal.O., Вы писали:
>
.....
Все так. Спаси Вас Господь за цитату.

Наталья.... Нет молитвенного состояния - вот в чем беда. Ни в пост, ни в праздники, ни в будни.
Затхлость. Такая, что даже раздражаться- лень.
Боюсь как бы из нее меня за уши вытаскивать не начали.

                


Re: Всегда ли пост праздник
Екатерина А.В., Православная - 20:21 09.06.2004
Александр вы знаете, один очень хороший молодой человек, ученик духовной семинарии в беседе со мной сказал, если что-то делаешь с радостью, значит Святой Дух с тобой. И молиться, и поститься да и просто жить со Святым Духом проще и легче, но когда Господь хочет нас испытать, уходит от нас такое состояние и становиться лень делать что-то, ничего не приносит радости.
Дай Вам Бог достойно вынести это испытание.

                


Екатерине А.В и NatalO
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 20:40 09.06.2004
Екатерина!
Спаси Вас Господь за участие.
Не вежливости ради говорю :)

Простите, Православные.
Не хотел я жалобится.
Вот и Наталью чем -то обескуражил...
Наталья! Если слышите. Вы получили мои письма? (сервер ругался на временную ошибку доставки)

                


Эпикурейству - бой!
Natal.O., РПЦ МП - 14:41 08.06.2004
Даже стихи лучше пишутся не легкий желудок.

                


Re: Эпикурейству - бой!
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 15:22 08.06.2004
Бедный Эпикур... :)

Насколько я понял упоминания о нем - он свсем не обязательно был гурман и сластолюбец...

Похоже, он как-то умел "договариваться" со своими страстями, и они становились несуществены для него.
Да, не верил он в Жизнь Вечную(отсюда и девиз - "Лови момент!") - но кто из нас бросит в него за это камень...
От Господа он не отрекался, потому как не знал о Нем.
И я не слышал, что бы он отрекался от любви к ближнему.
Буду считать что он спасся Милостью Господа :)
P.S Я это не в спор, Наталья

                


Re:
Natal.O., РПЦ МП - 17:19 08.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> Бедный Эпикур... :)
>
> Насколько я понял упоминания о нем - он свсем не обязательно был гурман и сластолюбец...
>
> Похоже, он как-то умел "договариваться" со своими страстями, и они становились несуществены для него.
> Да, не верил он в Жизнь Вечную(отсюда и девиз - "Лови момент!") - но кто из нас бросит в него за это камень...
> От Господа он не отрекался, потому как не знал о Нем.
> И я не слышал, что бы он отрекался от любви к ближнему.
> Буду считать что он спасся Милостью Господа :)

Почти готовые тезисы научного доклада у тебя получились, правда :)
Речь о нашем внешнем, это ему все бы одни рыбалки и шашлыки. И тут мы на него пост - как сачок на бабочку - пусть маненько притихнет и задумается, в ту ли сторону бяк-бяк делает..

> P.S Я это не в спор, Наталья
Да я ж знаю :)

ЗЫ: Я сама долго в пост втягиваюсь обычно.

                


Воля к Любви
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 17:56 08.06.2004
Natal.O., Вы писали:
> Речь о нашем внешнем, это ему все бы одни рыбалки и шашлыки.
Наталья! Скажу за себя. Я не знаю где мое сокровенное.
Сказать про него - просто.
Но врут и чувства, и память и сердце. Все врет, и невозможно не замечать этого вранья.
Где-то там, за ним есть выбор "Да/Нет". Бытие-небытие.
Для Мiра выбор этот равноправен. И рано или поздно Мiр говорит "Нет". Ему пофигу, он равно-душен.
Не знаю, хватит ли у меня Воли, что есть Вера - что бы сказать - ДА,
когда весь мир скажет - НЕТ. Выйти из бинарности Мiра в Любовь, которой ничто не может быть противопоставлено.
Тренировки - не получаются. Получается очередной самообман.
Про рыбалку.
Наталья!
Когда я на берегу, я почти образец аскета. :)
Не ем, ни пью, не шевелюсь, и не разговариваю даже матом. :)
Но так поступали и другие - до Спасителя.
Я не прошу у Господа хорошего клева и благодарю Его за каждое мгновенье удовольствия.
Но Его ли я благодарю, или опять только плод своего воображения.
Не знаю.
Сплю и вижу сны.

Помоги, Господи, проснуться и исполнить Волю Твою.
Брат Ваш во Христе.

                


О рыбаках
Тарас, православный, ПЦА - 18:45 08.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:

> Про рыбалку.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы (в английском тексте здесь вместо "ловцы" стоит "рыбаки" ) явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

(Тропарь Пятидесятницы)

                


Re: О рыбаках
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:56 08.06.2004
Спаси тебя Господь, Тарас!
Так и хочется добавить:
"Но избави нас от лукавого с электросачком" :)

                


Re: О рыбаках
Natal.O., РПЦ МП - 05:55 09.06.2004
> ...Тренировки - не получаются. Получается очередной самообман.
> ...Когда я на берегу, я почти образец аскета.
> Не ем, ни пью, не шевелюсь, и не разговариваю даже матом.
> Но так поступали и другие - до Спасителя.
> Я не прошу у Господа хорошего клева и благодарю Его за каждое мгновенье удовольствия.
> Но Его ли я благодарю, или опять только плод своего воображения.
> Не знаю.
> Сплю и вижу сны.
> Помоги, Господи, проснуться и исполнить Волю Твою.
> ..Так и хочется добавить:
> "Но избави нас от лукавого с электросачком"
>

Понятно.
И помолчу-ка я немного на форуме

                


Re: А моя плоть с радостию пост приемлет.
Енюша, РПЦ МП - 13:10 08.06.2004
Мой друг-желудок с благодарностию принимает легкую постную пищу. К концу поста тело становится легким и упругим как пружинка. И мне, порой, даже непонятны слова Спасителя: "Когда поститесь не делайтесь угрюмыми." А чего угрюмничать-то? Поститесь, братие, на здоровье.

                


Re: православные праздники
Тарас, православный, ПЦА - 22:12 07.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:

> Тарас! ( или еще кто) растолкуйте мне разницу между праздником и постом.

Тааак! :)

ПРАЗДНИК, а, м.

1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чегон. Первомай п. весны.

2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь церковного события или святого, имя к-рого присвоено данной церкви). П. Рождества. Христианские, церковные праздники.

3. Выходной, нерабочий день. П. Нового года.

4. День радости и торжества по поводу чегон. Семейный п. На душе п. (перен.: радостно).

5. День игр, развлечений. Спортивный п. П. песни.

• Двунадесятые праздники в православии: двенадцать основных церковных праздников: Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Сретение, Вербное воскресение (Вход Господен в Иерусалим), Вознесение, Троица, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение (креста Господня), Введение (Богородицы во храм).


ПОСТ, в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний Великий, 7 недель перед Пасхой; летний Петровский; осенний Успенский; зимний Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак.

(Megabook)

                


Re: православные праздники
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 22:48 07.06.2004
Тарас, Вы писали:
> ....
(по всему тексту)

Тар-аааа-с!!!
Я знаю про мирские праздники. :) " они - ВСЕ - суть повод выпить.
Я не про то.
В праздники церковные мы вспоминаем Спасителя и братьев наших в Торжествующей Церкви.
В пост - тоже.
В конкретном случае - Пятидесятница и Петров пост.
Они - напоминание нам об одном и том же событии.
Получается так, что пост - суть продолжение праздника.
Или праздник - начало/ конец поста???
Так или как ?

                


Re: православные праздники
Тарас, православный, ПЦА - 23:25 07.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:

> В конкретном случае - Пятидесятница и Петров пост.
> Они - напоминание нам об одном и том же событии.
> Получается так, что пост - суть продолжение праздника.
> Или праздник - начало/ конец поста???
> Так или как ?

Пятидесятница и Петров пост - это не об одном и том же событии. Святые Апостолы, получив благодать Святого Духа, вышли на евангельскую проповедь. Перед тем как идти, для очищения разума и укрепления сил, как и перед любым другим важным делом, они постились. Пост обычно предваряет праздник. Так и апостольский пост предваряет праздник святых апостолов Петра и Павла. Но поскольку он всегда начинается через неделю после Пятидесятницы, то иногда его называют "постом Пятидесятницы". Но это только название. Ведь без исключения все праздники и посты в Церкви неразрывно связаны между собой. Тем не менее каждый из них имеет свою "индивидуальность", свое "лицо".

                


Re: православные праздники
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 23:54 07.06.2004
Тарас, Вы писали:
Ведь без исключения все праздники и посты в Церкви неразрывно связаны между собой. Тем не менее каждый из них имеет свою "индивидуальность", свое "лицо".

Да, благодарю. Понимания прибавилось. :)

                


Re: Можно ли в православные праздники заниматься повседневной работой?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 14:05 07.06.2004
Евгений83, Вы писали:
> Ну различными делами по дому. Еще мыться, стричься и др.
Возможно.
Гм. Вопрос, наверно полезно ли?

Не знаю как в монастырях... А в миру... как Вы представляете себе мирянина, не работающего на все Православные праздники?
IMHO.

                


Re: Можно ли в православные праздники заниматься повседневной работой?
Ва-дим, православный УПЦ МП - 18:21 17.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> Не знаю как в монастырях... А в миру... как Вы представляете себе мирянина, не работающего на всеПравославные праздники?
> IMHO.
- Конечно, есть дела в какой то мере неотложны (кормить домашних животных, убрать в доме, если вдруг именно в праздничный день дети намусорили...). Ест работа по обязанности - охранники, работающие сутки через трое, производство с непрерывным циклом... А вот что касается дел, которые отложить можно, знаю по личному опыту - чаще всего такая работа не идет на пользу.
Несколько лет рядом с нашим предприятием (мы занимаемся сельским хозяйством, в том числе и в теплицах) работает хозяйство, упорно не работающее в воскресенье и православные праздники (за исключением нескольких человек на дежурствах). Мы же штурмовали весь сезон без выходных. Год назад мы оглянулись и не увидели разницы в наших достижениях.
В общем я думаю, в праздники работать не стоит... по возможности. А уж наличие этой возможности каждый определит себе сам.

                


Re: Можно ли в православные праздники заниматься повседневной работой?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:12 17.06.2004
Ва-дим, Вы писали:
> В общем я думаю, в праздники работать не стоит... по возможности. А уж наличие этой возможности каждый определит себе сам.
Вадим, в какие праздники?
Во все или в только в Великие?
Я тот ли еще лодырь. Мне только повод дай.

...также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением.
Игнатий (Брянчанинов), свт.
тут.
http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=778

Написано для мирянина. :)

                


Re: Можно ли в православные праздники заниматься повседневной работой?
Ва-дим, православный УПЦ МП - 19:14 19.06.2004
Павлов Александр, Вы писали:

> Вадим, в какие праздники?
> Во все или в только в Великие?
Я стараюсь не работать в в воскресенья и двунадесятые праздники.

> Я тот ли еще лодырь. Мне только повод дай.

Это Вы пошутили, конечно. Поводов для наших страстей в жизни в любом случае предостаточно. Настоящему лодырю поводы не нужно давать, он их сам искусно находит.

> ...также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением.
> Игнатий (Брянчанинов), свт.

Думаю, тут речь о трудах по обязанности, обязанности наши, как правило, налагаются на нас в соотнесении со временем их исполнения, то есть в той или иной степени неотложны.
Неправильным для себя считаю делать в воскресенье работу, которую можно было сделать в субботу, или которую без особого ущерба можно отложить на понедельник.

> http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=778
>
> Написано для мирянина. :)

Верно написано, но описывается явно будничный день! Ибо в рекомендуемом распорядке дня ни словом не упоминается о необходимом для православного в праздничный (выходной) день посещении церкви, Литургии.