Всегда ли пост праздник
Natal.O., РПЦ МП - 06:28 08.06.2004
|
Павлов Александр, Вы писали:
> растолкуйте мне разницу между праздником и постом.
"Праздник" спортсмена-чемпиона - день вручения чемпионского кубка и ежегодно день воспоминаний о той победе. "Пост" спортсмена - подготовка, тренировка: режим ограничений и нагрузок. В СМИ: "Спортсмен такой-то начал тренировки к чемпионату...", т.е. день начала тренировок - некий рубеж. Он вдохновляющ, радостен для него ("Приступил...").
Свящ. Александр Ельчанинов. Из "Записей" (цитаты о смысле постов)
"Жизнь наша не идет плавно и равномерно. Она идет, как всякий живой процесс, как жизнь природы, - моментами упадка и возвышения. Пост - период духовных усилий. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милостыню, укротим страсти, примиримся с врагами."
"Во время каждого Великого Поста за исповедью Бог внушает ту или другую руководящую мысль. В этом году - это любовь ко Христу и главное средство борьбы с грехом - молитва Ему же."
"Разговор с Х о посте:
Х - На меня пост действует отвратительно: я слабею, делаюсь неспособен к работе, мое нормальное душевное состояние вполне зависит от того, сыт я или нет. Поэтому я не понимаю - для чего надо себя истощать.
Ответ - Я вам разъясню это, если вы мне скажете, достаточно ли отчетливо различаете вы в себе сферу душевную от духовной.
Х - Нет, не ясно.
Ответ - Следовательно, вы и не можете наверно утверждать, что истощение тела вредит духовной (а не душевной) жизни. Я же могу привести вам примеры обратного - что пост развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены.
Х - Но все это было хорошо в те времена, когда вся жизнь была приспособлена к церковной жизни. А теперь приходится поститься ни в чем не изменяя обычной работы, встреч с людьми, отчего проигрывает работа, появляется раздражительность. Надо бы, когда постишься, уехать куда-нибудь в монастырь, отойти от обычной жизни.
Ответ - Не будьте максималистом и не откладывайте исполнение того, что велит вам Церковь, до наступления условий XVII века. Многого можно добиться и теперь. Пример - наши няньки, прислуга, крестьяне.
Х - Это не очень удачный пример. Я никогда не видел прислугу в таком раздраженном состоянии, как в последние дни Страстной недели. Очевидно, пост очень дурно действует на нервы.
Ответ - Вы совершенно правы; но пост есть дело совершенно внешнее, техническое, подсобное и, если оно не сопровождается молитвой, усиленной духовной жизнью, то дает только повышенное раздраженное состояние. Естественно, что прислуга, которая постилась всерьез, и которую заставляли на Страстной усиленно работать, не пуская в церковь, злилась и раздражалась."
"В общежитии существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост, как неядение того-то итого-то или как лишение себя чего-либо в виде наказания: - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью, и этим облегчить свое приближение к Богу."
"Как в наркозе, в опьянении, во сне - так и в посте человек проявляет себя - у одних проявляются высшие способности духа, другие делаются только раздражительны и злы; - пост открывает истинную сущность человека."
"…Вот наступают великие и печальные дни поста, и мы, после исповеди и Причастия, очистившись душой, переживши умиление, слезы, почувствовав в себе новые силы, принимаем решение начать новый образ жизни. Но обычно, в самый же день Св. Причастия, мы срываемся на пустяке, торопимся исправить ошибку, делаем новые промахи все в большем количестве и, наконец, махнув рукой, погружаемся в безболезненную привычную греховность на весь год. Но вот снова близок пост и при одной мысли о нем начинает снова оживать наш "внутренний человек", возрождается надежда, и мы снова ждем спасительных и благодатных дней поста с волнением и упованием на окончательное и прочное восстановление нашей вялой и грешной души. [...]"
Из "Писем к молодежи":
"Пост = истощению, утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение".
В том месте, где о раздражительности прислуги на Страстной (полном отсутствии праздничного настроя), и отчего это происходит - не здесь ли ответ?
|
|