Беседы о Православии

Вопрос по поводу жития прп. Марии Египетской
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 11:55 13.06.2004
После поклонения Кресту Мария выходит из Иерусалима и «своими расспросами опережая чужие», приходит на закате солнца к храму Иоанна Крестителя у Иордана. Там она «сотворив молитву, тотчас вошла в Иордан и окропила той священной водой лицо и руки, затем в храме Предотечи причастилась чистых и животворящих Таин, съела половину одного хлеба и, напившись воды из Иордана, легла спать на земле».

Внимание, вопрос :)
а) Было ли столь позднее время причащения типичным для тогдашней Церкви?
б) Ела ли преподобная утром (т.е. причастилась ли она натощак?)

                


Внимание, ответ:
Вячеслав Слесарев, Православный - 14:06 16.06.2004
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Внимание, вопрос :)
> а) Было ли столь позднее время причащения типичным для тогдашней Церкви?
Но ведь нигде не сказано, что она отстояла литургию! Скорее всего, она причастилась уже готовыми Дарами, которые были у священника. Отношение к освящённым Дарам в то время было, наверно, не такое вольное, как в 3м веке, но и не такое жёсткое как сейчас. Миряне уже не могли их носить домой из церкви, но священники - распоряжались по своему усмотрению.
> б) Ела ли преподобная утром (т.е. причастилась ли она натощак?)
Чудный вопрос, особенно, если учесть, что все наши сведения о ней черпаются из единственного её разговора с монахом-отшельником.:)
Меня более интересует вопрос, прочитала ли она 3 канона ко причастию, (которые были написаны через тысячу с лишним лет). :)
Если же Вас интересует, были ли у первых Христиан современные правила и традиции, то скорее всего - нет. И на древних литургиях вместо поста наоборот старались наесться получше:
21. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22.Разве у вас нет домов, на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковью Божию и уничижаете неимущих?
(1 Кор.11 стих).

                


Re: Внимание, ответ:
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:32 16.06.2004
> Но ведь нигде не сказано, что она отстояла литургию! Скорее всего, она причастилась уже готовыми Дарами, которые были у священника. Отношение к освящённым Дарам в то время было, наверно, не такое вольное, как в 3м веке, но и не такое жёсткое как сейчас. Миряне уже не могли их носить домой из церкви, но священники - распоряжались по своему усмотрению.

Cпасибо!
Пожалуй, это наиболее правдоподобное объяснение :)

                


Вопрос по поводу
Андрей Владимирович, православный христианин - 11:15 15.06.2004
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Внимание, вопрос :)
> а) Было ли столь позднее время причащения типичным для тогдашней Церкви?
> б) Ела ли преподобная утром (т.е. причастилась ли она натощак?)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Понятно, почему возникли вопросы.
Но из истории известно, что Евхаристия в первые века христианства совершалась не по той традиции, которая принята сейчас.Например временем проведения могла быть ночь, как и большинство богослужений (времена гонений на христиан).
Удивляться или сомневаться в чём тут не стоит. Ведь не буква занона важна (говорят Любовь не знает Закона), а Дух. Например св.Симеон Богоприимец и весь Ветхий Завет вообще без причастия умерли, не умалились же они от этого? Кто в какое время рождён, те печати времени и несёт, правда?
* * * * * * * * * * * * * * * *
А что? кто-то решит, что ждать ночного причастия и весь день ничего не есть - это даже более благочестиво.

                


Re: Вопрос по поводу
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 18:42 15.06.2004
> Понятно, почему возникли вопросы.
И что же Вам понятно? :)

                


Давайте согласуем, правильно ли понял.
Андрей Владимирович, православный христианин - 08:34 16.06.2004
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> > Понятно, почему возникли вопросы.
> И что же Вам понятно? :)
* * * * * * * * * * * * * * * *
Хм! Выразился наверное неправильно... Понял из Вашего, Дарья Дмитриевна, сообщения, что Вы интересуетесь жизнеописанием святых , в частности преподобной Марии Египетской. И детально интересуясь житиём, Вы нашли непонятное для себя место. Ну... ещё наверное поражает, что преподобная стяжала такой путь спасения.

                


Re: Давайте согласуем, правильно ли понял.
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 10:43 16.06.2004
Общий вывод - давайте не будем делать предположения, чем руководствуется тот или иной участник, помещая свои сообщения, хорошо?

                


Re: Вопрос по поводу жития прп. Марии Египетской
Тарас, православный, ПЦА - 06:02 14.06.2004
Дарья Дмитриевна, вы не перепутали ли житие Марии Египетской с кем-то еще? В соответствии с "официальным" житием, Преподобная получила Святое Причастие у Старца Зосимы только один раз прямо в пустыне.

                


Re: Вопрос по поводу жития прп. Марии Египетской
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:11 14.06.2004
По всем существующим вариантам жития она причащалась дважды - перед выходом в пустыню и у Зосимы, 47 лет спустя.
<a href="http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=174">Прежде всего сотворив там молитву, я тотчас вошла в Иордан и окропила той священной водой лицо и руки, затем в храме Предтечи причастилась чистых и животворящих тайн, съела половину одного хлеба и, напившись воды из Иордана, легла спать на земле</a>

                


Re: Вопрос по поводу жития прп. Марии Египетской
Тарас, православный, ПЦА - 07:33 16.06.2004
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> По всем существующим вариантам жития ...

По всем? :)

>она причащалась дважды - перед выходом в пустыню и у Зосимы, 47 лет спустя.

Выходу в пустыню, как известно предшествовало весьма чудесное покаяние святой после жизни закоренелой распутницы. Поэтому какой смысл обращать внимание на детали (постилась перед причастием или нет и т.п.)? Раньше Литургия служилась обычно после ночного бдения. И бдение было реально ночным. Т.е. и Литургия служилась собственно ночью.

                


Re: Вопрос по поводу жития прп. Марии Египетской
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 10:42 16.06.2004
> По всем? :)
По всем, по всем :)
Источник я приводила.

> Выходу в пустыню, как известно предшествовало весьма чудесное покаяние святой после жизни закоренелой распутницы. Поэтому какой смысл обращать внимание на детали (постилась перед причастием или нет и т.п.)?
Здесь акцент не на обстоятельства жизни преподобной, а на обрядовую практику того времени. И все :)

> Раньше Литургия служилась обычно после ночного бдения. И бдение было реально ночным. Т.е. и Литургия служилась собственно ночью.
А вот это интересно. Насколько помню, преподобная - это конец 4, начало 5 века. Тогда, по-моему, эта практика уже перестала существовать, что и вызвало мой вопрос.
Надо что-то почитать, но что...

                


По поводу Евхаристии
Тарас, православный, ПЦА - 13:46 17.06.2004
Попробуйте купить книжку Киприана (Керна) "Евхаристия". Там довольно подробно расказывается об истории обряда.

                


Уже скачала :) (-)
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 04:19 18.06.2004

                


Re: По поводу Евхаристии
Janice2001, Православная - 21:02 17.06.2004
Тарас, Вы писали:
> Попробуйте купить книжку Киприана (Керна) "Евхаристия". Там довольно подробно расказывается об истории обряда.
Ссылку не дадите?

                


Re: По поводу Евхаристии
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 21:23 17.06.2004
Janice2001, Вы писали:
> Тарас, Вы писали:
> > Попробуйте купить книжку Киприана (Керна) "Евхаристия". Там довольно подробно расказывается об истории обряда.
> Ссылку не дадите?

http://www.holytrinitymission.org/books/russian/eucharist_k_kern.htm

                


Совет, что почитать.
Андрей Владимирович, православный христианин - 12:18 16.06.2004
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> А вот это интересно. Насколько помню, преподобная - это конец 4, начало 5 века. Тогда, по-моему, эта практика уже перестала существовать, что и вызвало мой вопрос.
> Надо что-то почитать, но что...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Скорее всего ясности можно добиться изучив постановления Вселенских и Поместных Соборов о чине Евхаристии. Наверняка в Церковном праве теперяшнее время службы утвердилось в Византии, а значит в 4-10 веках. А в России наверное сразу служили Обедни.

                


Re: Совет, что почитать.
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 16:30 16.06.2004
> Скорее всего ясности можно добиться изучив постановления Вселенских и Поместных Соборов о чине Евхаристии.
Таковых нет.