Толкование ...
Екатерина А.В., Православная - 00:37 18.06.2004
|
В Троицких листках:
"Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? - говорит св. Златоуст. - Иудеев и злословящих Он призывает и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему и просит Его и молит, которая не знала ни Закона, ни пророков, и, между тем, показывает такое благочестие, Он не удостаивает ее даже ответа... Кто бы не соблазнился об Иисусе, видя поступок столь не согласный с молвой о Нем? Кого бы не преклонило страдание жены, умоляющей о своей дочери?... Самые ученики тронулись ее несчастьем и смутились, хотя и не смели просить для нее милости": и приступльше ученицы Его, только осмелились просить об одном: моляху Его, глаголюще: отпусти ю... Почему?- яко вопиет вслед нас (Мф. 15:23), она беспокоит нас: исполни ее просьбу или совсем откажи, чтобы не кричала за нами. Это, кажется, не было проявлением сердечного сострадания к несчастной матери; вернее - это было самолюбивое желание поскорее избываться от докучливой посетительницы, подобно тому, как не праведный судья исполнил просьбу вдовицы, чтоб не приходила больше докучать ему. Но и это заступничество апостолов не имело успеха: Он же отвещав рече: несмь послан ни к кому другому, токмо ко овцам погибшым дому Израилева (Мф 15:24), погибшим о того, что вместо пастырей у них были наемники. Правда у Меня есть и другие овцы, которые не от двора сего, коих надлежит мне привести; и придет время, когда они услышат глас Мой, но теперь это время для них еще не пришло. Спасение должно начаться от иудеев. Христос прежде всего есть слва людей Божиих - Израиля, хотя Он же есть и Спаситель всех людей - всех народов земных. - Итак Спаситель как бы отклоняет просьбу жены-хананеянки. "Довольно было и одного молчания, чтобы привести ее в отчаянье, тем более мог повергнуть ее в отчаянье ответ Христов. Однако же она не отступает, напротив видя бессилие своих ходатаев-апостолов, она вооружается похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, ибо сказано: вопиет в след нас, а теперь подступает ближе".:она же пришедше поклонися Ему, пала к ногам Его, глаголющи: Господи, помози ми! (Мф 15:25), "О, жено, - восклицает святой Златоуст, - неужели ты имеешь более дерзновения, более мужества чем апостолы? Нет, говорит она: я не имею ни дерзновения, ни мужества - я стыжусь, но употребляю дерзость вместо мольбы. Может быть Он почтит такое мое дерзновение...- но разьве ты не слышала, что Он сказал: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дома Израилева? Слышала, говорит, но Он - Господь. Посему тоона и не сказала: попроси и помолись, но помози ми". И Господь видел сердце ее, видел, что она перенесет и еще большее испытание, радовался духом, что омжет на ее примере показать ученикам Своим, какова должна быть вера, и вот, Он прерывает молчание и обращается к ней, но с таким ответом, который был прискорбнее самого молчания. Он же отвечав рече: несть добро отъяти хлеба чадам и поврещи псом (Мф. 15:26), нехорошо отнять хлеб у детей и бросить псам. Он уже не ссылается на Отца, не говорит несмь послан; Он решительно отказывает. Он называет иудеев уже не овцами, а чадами, а ее - псом. - Не многие устояли бы в своей настойчивости после такого отказа; не многие не отвернулись бы с досадой или отчаяньем от такого неумолимого, по-видимому, Целителя. Не так поступила эта язычница. Верующим сердцем она чувствует, что Господь только испытывает ее веру; в самом тоне, каким сказаны эти слова, она слышит ободряющи голос Божественной любви, и вот, она уловляет самого Господа Его же словами - в Его словах находит себе защиту. Она же рече: ей, Господи, так, Ты верное говоришь, что я - пес, но если я - пес, то, значит, еще не вовсе чужая - я знаю, что чадам необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу, или лучше - потому наипаче я и имею в ней свою долю, что я подобна псу, ибо пси ядят от крупиц, падающих от трапезы, со стола господей своих (Мф. 15:27). Если ты называешь нас, язычников, псами, то, значит, и мы не лишены хотя малых крупиц от тех благодатных даров, которые Бог, как щедрый Домовладыка, распределяет Своим чадам. Вот почему и я не теряю надежды получить хотя бы одну кроху, - скажи же хотя одно слово, какое только Ты умеешб говорить, и моя дочь будет исцелена! - Так и блудный сын умолял отца принять его хотябы в число наемников своих! - Теперь стало ясным, для чего Господь медлил исполнить ее мольбу - Он хотел показать все дивное сокровище ее веры и смирения. "Какая твердость духа, - замечает св. Златоуст. - Он говорит: несть добро; она отвечает ей, Господи! Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли ее смиение! Иудеи говорят: семя Авраамле есмы... Отца имамы Бога; она же называет себя псом, а их господами, и за то соделывается чадом". Доселе она слышала только укоризны, теперь внимает словам высшего благодатного утешения и похвалы: тогда отвещав Иисус рече ей: О, жено, велия вера твоя! Доселе Господь отказывал ей в малейшем даре, теперь открывает пред ней всю сокровищницу даров Своих и велит брать ей столько сколько хочет: буди тебе яко хощеши - иди домой, бес уже вышел из дочери твоей! И это творческое буди стало делом: и исцеле дщи ея от того часа (Мф. 15:28), так что, возвратясь в дом, женщина нашла дочь свою спокойно лежащей в постели. Такова сила неотсупной молитвы: Бог хочет, чтобы мы в своих нуждах сами более просили еГо, нежели другие за нас. Если Бог медлит, это не значит ,что отказывает..."
> >И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. (Мтф.16:22-26)
|
|