Беседы о Православии

Как надо верить?
Нюша, Православие - 13:33 30.06.2004
"Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам." (Мк 11:24).
А что это означает, верить что получишь?

Понятно, что Господь не дает нам просимое, если оно будет нам во вред. Поэтому же, в конце просьбы мы добавляем слова: "Не как я, Господи, но как Ты, да будет воля Твоя".

Но ведь самому очень трудно понять, полезное (необходимое) ты просишь, или излишнее.

Как совместить в душе, когда молишься, и твердую веру в то, что действительно получишь, и понимание того, что воли Божией на это может и не быть?

Вот такой очень трудный (и насущный) для меня вопрос,
помогите, кто чем может. :)

                


Re: Как надо верить?
грешник, Православный - 21:33 03.07.2004
Вкратце. Надо просить того что ко спасению. Если не знаешь, то лучьше посоветвоваться с духовным отцом. Нет духовного отца - надо просить его. Бог даст.

Ибо где-то Вы говорите про судьбу Отечества, близких. Это очень серьезные темы, как о них просить чего-то самому? Это в первую очередь для обсуждения с духовным отцом, даже если Вы уверены в том, что просите.

                


Re: Как надо верить?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 21:50 03.07.2004
А мне кажется, нужно быть проще. Бог это Личность, и не даст просимого, если оно будет неполезно просящему. Более того, Он и без молитв дал бы нам все необходимое, молитва нужна не Ему, а нам самим. Нам самим важно, чтобы молитва была правильной. О правильной молитве написано много. Вот несколько текстов из нашей библиотеки:
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=195
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=134
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=135
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=198
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=200
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=508

                


Re: Спасибо! (ссылки на тексты)
Нюша, Православие - 19:48 04.07.2004

                


Re: Как надо верить?
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 12:55 02.07.2004
> Но ведь самому очень трудно понять, полезное (необходимое) ты просишь, или излишнее.

Можно вспомнить прп. Исаака Сирина (5): "Премудрости просил себе Соломон, и поелику у великого царя просил премудро, то с премудростию приял и царство земное. Елисей просил в сугубой мере той благодати Духа, которую имел учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Ибо кто у царя домогается маловажного, тот унижает его честь. Израиль просил маловажного, и постиг его гнев Божий. <...> Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славою, чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Если кто попросит у царя несколько гноя, то не только сам себя обесчестит маловажностию своей просьбы, как показавший тем великое невежество, но и царю своею просьбою нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ".
Свт. Иоанн Златоуст: "Видишь ли, что Он сам готов даровать нам Царствие Божие, и обещает, в виде прибавления, даровать земные блага. Итак, не проси, как главного, того, что должен получить в виде прибавления. Не будем извращать порядка, но станем искать прежде то, как Он заповедал, чтобы получить и другое. Поэтому Господь и в словах молитвы, полагая для нас правила и пределы, до которых должны простираться прошения наши о житейских предметах, повелел нам говорить следующие слова, исполненные всякой мудрости: "хлеб наш насущный даждь нам днесь", т.е. дневную пищу. <...> Если Он "солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя", то тем более не презрит отвращающихся от зла, убегающих от неправды, но удостоит их особого промышления и во всем покажет Свое попечение".
Это цитата из "Бесед на Книгу Бытия" (LIV.5). Комментарии, по-моему, здесь не нужны.

                


Re: Как надо верить?
Нюша, Православие - 14:10 02.07.2004
Спасибо, очень хорошая цитата, я ее перечитаю несколько раз.

>Это цитата из "Бесед на Книгу Бытия" (LIV.5). Комментарии, по-моему, здесь не нужны.

Нужны. Есть вещи о которых нельзя точно сказать - земные они или небесные. Материальные блага - еда, одежда, жилье - земные.
Судьба Отечества, наличие духовного отца, отношения с близкими - это какая категория? - неизвестно, потому что без всего этого возможно спасение, по крайней мере для некоторых (см. жития святых).

Нет, я не прошу коментариев: наверное сложно все определить и измерить, но эти слова прп. Исаака Сирина еще не исчерпывают вопрос. Неопределенность остается.

Или это я - тупик?

                


Re: Как надо верить?
Сергий СДМ, православный РПЦ МП - 21:54 02.07.2004
Хорошо, давайте попробуем прокомментировать. В цитатах, которые я приводил, утверждения отцов строятся на основе слов Христа "Ищите прежде Царствия Божия..."
Судьба Отечества... Разве это не земная проблема? Мы можем молиться о даровании веры всем людям, но не более, иначе где наша вера Христу, так ведь? Почему Христос не родился императором, а был бедным странником? Ведь мог бы устроить судьбу Отечеству, накормить голодных...
Поиск гармонии в отношениях с близкими... Здесь есть источник (как и в любых проблемах) - наши страсти, поврежденная духовная природа человека.
Здесь возникает вопрос: зачем нам нужен Христос? На земле проблем очень много, много и у каждого человека личных повседневных проблем, но спасения от чего ищем мы, христиане?
Очень хорошая (на мой взгляд) есть лекция у А.И.Осипова "Куда идет христианство" (в интернете ее просто найти), там очень честно, может даже слишком остро, дана оценка событиям российской церковной истории, вот цитата оттуда: "У Церкви она [цель] одна и единственная - спасение человека от духовного рабства страстям и приобщение Богу через стяжание богоподобных свойств, главнейшими из которых являются смирение и любовь".
В молитвословах есть разделы типа "Молитвы на всякую потребу". Можно убедиться: любая молитва предполагает самое главное прошение - о приближении к Богу через очищение души, иначе это язычество, т.е. Бог - цель молитвы, все остальное - на Божие усмотрение.

                


Re: Как надо верить?
Нюша, Православие - 22:31 04.07.2004
Сергий, Вы писали:
>Судьба Отечества... Разве это не земная проблема? Мы можем молиться о даровании веры всем людям, но не более, иначе где наша вера Христу, так ведь? Почему Христос не родился императором, а был бедным странником? Ведь мог бы устроить судьбу Отечеству, накормить голодных...

Не знаю...воин Меркурий, Александр Невский, Димитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков - причислены к лику святых. В каждом народе были и есть свои герои защитники, иначе небыло бы этих народов. Дело не в величии той или иной страны, а в элементарной способности к выживанию в агрессивной среде (мир во зле лежит).

Да, это земное понятие, на первый взгляд. Но возможна ли вертикаль сама по себе, без хотя бы маленькой горизонтали? Устоит ли такая конструкция? Есть же совет в святоотеческой литературе: видишь юного, который хочет сразу взобраться на небо, спусти его на землю.

>...но спасения от чего ищем мы, христиане?

Вопрос, конечно, риторический. imho: ищем спасения от зла в самих себе.

>...есть лекция у А.И.Осипова "Куда идет христианство" (в интернете ее просто найти), там очень честно, может даже слишком остро, дана оценка событиям российской церковной истории,

Да, лекция отрезвляющая.
http://www.zavet.ru/obs/ts/osipov.htm

>Бог - цель молитвы, все остальное - на Божие усмотрение.

До такой молитвы надо еще дорасти. :)

Спасибо вам всем, братья и сесты.
Спаси вас всех, Господи!

                


Re: Как надо верить?
Нюша, Православие - 19:00 05.07.2004
Наталия, Вы спрашивали:
>>> Бог - цель молитвы, все остальное - на Божие усмотрение.
>>До такой молитвы надо еще дорасти.
>
>Прошу простить за уточняющий вопрос - до какой?

Например до такой:

Господи! Не знаю чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему - чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце мое отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания кроме желания - исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь.

Это "Молитва ежедневная Господу Иисусу Христу Святителя Филарета Дроздова Митр. Моск."

Когда я ее читаю, мне всегда кажется, что эта молитва мне "на вырост", :)
у меня всегда находится, что еще попросить.

                


Исполнение желаний
Екатерина А.В., Православная - 23:21 10.07.2004
Я не забочусь о счастье, - говорил один святой старец, - и никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастлив, подобно тому, желания которого всегда исполняются. <...> Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всем на волю Божью.

                


Re: Как надо верить?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:22 05.07.2004
Нюша, Вы писали:
> Это "Молитва ежедневная Господу Иисусу Христу Святителя Филарета Дроздова Митр. Моск."

Да, мне эта молитва тоже очень нравится.

                


Re:
Natal.O., РПЦ МП - 23:28 04.07.2004
>> Бог - цель молитвы, все остальное - на Божие усмотрение.
>До такой молитвы надо еще дорасти.

Прошу простить за уточняющий вопрос - до какой?

                


Re: Как надо верить?
StanB., православный из РПЦ - 23:14 30.06.2004
Я где-то встречал указание, что если сердце не смущается при молитве о помощи в каком-то деле, то это дело согласно с Божией волей. Видимо, так же обстоит дело и с прошением чего-либо.

                


Re: Как надо верить?
Нюша, Православие - 00:43 02.07.2004
StanB, Вы писали:
>Я где-то встречал указание, что если сердце не смущается при молитве о помощи в каком-то деле, то это дело согласно с Божией волей.

Я тоже об этом слышала. Но до сих пор точно не знаю, что значит: "сердце смущается " или "сердце не смущается ". Боюсь верить своим оценкам.

Спаси Вас, Господи!

                


Re: Как надо верить?
StanB., православный из РПЦ - 23:15 03.07.2004
Нюша, Вы писали:

> Я тоже об этом слышала. Но до сих пор точно не знаю, что значит: "сердце смущается " или "сердце не смущается ". Боюсь верить своим оценкам.

Оценки идут из головы, а смущение сердца это нечто вроде обличения совести.

                


Re: о молитве
Нюша, Православие - 19:42 04.07.2004
StanB, Вы писали:
>Оценки идут из головы, а смущение сердца это нечто вроде обличения совести.

Буду миеть в виду, понаблюдаю.

Спаси Вас, Господи.

                


Илиотрапион
Андрей Владимирович, православный христианин - 15:32 01.07.2004
Знаю, что св.Иоанна Тобольского и всея Сибири чудотворца есть духовный труд "Илиотрапион" (который я сам не прочёл ещё). Он специально посвящён вопросу согласование собственной воли с волей Божией. Думаю, что там исчерпывающий ответ можно найти.
От себя же считаю, раз относимся мы с Господом наподобие взрослого человека и малого детя (мы - дети, которые только-только говорить научились), ни в чём нам не обмануть Его, то и просите по-простому, в надежде, что если полезное просишь - исполнится, если невредное -тоже пусть исполнится, а если и вредное что, но неочевидное для нас, всё равно пусть исполняется в научение. Главное даже может быть не просимое, а навык обращаться за помощью, тяга к Богу, память о Нём и опыт молитвы.

                


Re: Илиотрапион
Нюша, Православие - 00:32 02.07.2004
Андрей Владимирович, Вы писали:
>Знаю, что у св.Иоанна Тобольского и всея Сибири чудотворца есть духовный труд "Илиотрапион"

Я тоже слышала про эту книгу, поищу.

>а если и вредное что, но неочевидное для нас, всё равно пусть исполняется в научение.

После таких слов у меня ответственность проснулась. Я представила, а ну как неминуемо исполнится просимое, мне в научение. Потом расхлебывай всю жизнь. :)
Все-таки эти слова очень важны: "Господи, да будет воля Твоя."

>Главное даже может быть не просимое, а навык обращаться за помощью, тяга к Богу, память о Нём и опыт молитвы.

Значит молиться и просить все-таки надо и даже необходимо.

Спаси Вас, Господи!

                


Re: Илиотрапион
Natal.O., РПЦ МП - 06:30 02.07.2004
Можете посмотреть текст
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/iliotropion.htm
Есть и отечественное не такое уж давнее издание - от 2001 г. (5000 экз.). Но надо учитывать, что книга написана еще во времена Петра Первого и Мазепы со всеми вытекающими (имею в виду язык изложения).
По мне так хорошо о синергии изложено в 3-й части "пути ко спасению" у свт. Феофана Затворника, отдел II, гл. "Чрезвычайные действия благодати Божией...", книга есть на //pagez.ru, посмотрите в поисковике каталога, нет линка под рукой.

                


Re: Спасибо!!! (Илиотропион) (-)
Нюша, Православие - 13:14 02.07.2004

                


Re: Спасибо!!! (Илиотропион) (-)
Р.Б.Владимир, ПРАВОСЛАВНЫЙ - 14:36 05.07.2004
Во славу Божию! Только зо что?

                


Re: (Илиотропион)
Нюша, Православие - 18:05 05.07.2004
Владимир, Вы спрашивали:
>Во славу Божию! Только зо что?

Это благодарность Наталье (Natal.O.), за ссылку, и Андрею Владимировичу, за совет обратиться к этой книге, в ней повествуется о согласовании своей воли с волей Божией.

А Вы кто? (извините за любопытсто), :)
может быть Андрей Владимирович сменил свой ник?

                


Доп. информация
Natal.O., РПЦ МП - 13:57 02.07.2004
Переводы на русский "Илитрапиона", который в сети и который "книжный" - разные, я сверяла. На мой дилетантский взгляд книжный вроде бы удачнее.

                


Re: Илиотрапион
Natal.O., РПЦ МП - 06:28 02.07.2004
Можете посмотреть текст (линк во вложении), выложенный в сети, есть и отечественное не такое уж давнее издание - от 2001 г. (5000 экз.). Но надо учитывать, что книга написана еще во времена Петра Первого и Мазепы со всеми вытекающими (имею в виду язык изложения).
По мне так хорошо о синергии изложено в 3-й части "пути ко спасению" у свт. Феофана Затворника, отдел II, гл. "Чрезвычайные действия благодати Божией...", книга есть на //pagez.ru, посмотрите в поисковике каталога, нет линка под рукой.

                


Re:
Natal.O., РПЦ МП - 06:34 02.07.2004
поясняю: вложение (пыталась прикрепить файл с оглавлением) почему-то не ушло, пришлось просто линк, что то же самое в общем-то, наверное

                


Имею возможность купить козу
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 13:50 30.06.2004
Нюша, Вы писали:
> Как совместить в душе, когда молишься, и твердую веру в то, что действительно получишь, и понимание того, что воли Божией на это может и не быть?
>
Нюша. Скажу за себя. Я знаю желания и не знаю своего Блага.
А посему молю Господа, что б желаний было поменьше, а Блага - побольше. :)
А так же молю Его, что бы Он помог мне вынести последствия моих исполненных желаний.

                


Re: О покупке козы.
Нюша, Православие - 13:48 02.07.2004
Александр, Вы писали:
>А посему молю Господа, что б желаний было поменьше, а Блага - побольше.
>А так же молю Его, что бы Он помог мне вынести последствия моих исполненных желаний.

Да, это молитва по-существу. Почитаю Илиотропион, может что пойму.

Вот, что интересно. Совсем ничего не покупать нельзя: таланты нам даны и надо употребить их в дело, приумножить. Иначе беда.

А приумножить как? Ведь в той притче, про таланты, господин, когда уходил, не дал слугам инструкций, что с этими талантами делать, слуги сами должны выбрать направление деятельности, проявить свои творческие способности и добрую волю послужить своему господину.

Мне кажется, что если подавлять в себе все начинания (вдруг они лукавы), то можно оказаться в итоге тем рабом, который закопал свой единственный талант в землю.

Наверное правильно написал Андрей Владимирович, лучше ошибиться и потом понести последствия своих попыток сделать что-то хорошее, чем ничего не делать.

Если кто-нибудь заметит, что эти мои рассуждение ошибочны, то поправьте мнея, пожалуйста.

Спаси нас всех, Господи!

                


Искра Божья
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 14:34 02.07.2004
Нюша, Вы писали:
> Вот, что интересно. Совсем ничего не покупать нельзя: таланты нам даны и надо употребить их в дело, приумножить. Иначе беда.
> А приумножить как?

Для меня притча о талантах - это прежде всего притча о времени.
Его можно транжирить, - а можно приумножать. Во Славу Его. Реально.

Дух Святой, что на Церкви - даст найти верное применение таланту.
Он нас похоже, требуется только принять эту помощь.
Если я сумею отречься от страстей/желаний - то пойму, как и что мне делать.
Нам долдонят, что человек есть совокупность его желаний. А свобода есть возможность их исполнять. Врут.
Страсти - есть жилы которыми мы приросли к мiру/среде. А враг умеет за них дергать.
То что останется кроме них - есть мое сокровенное. Искра Божия.
Подобие Его.
Это, настоящее "Я" - знает что надо делать. Знает и умеет приумножать таланты.
Это искру видно в других и не видно в себе.
Если я ошибусь, искра давно погасла - значит, размотав клубок страстей я наткнусь на пустоту.
Но я дерзну.
Простите, Православные.

                


Re: Искра Божья
Нюша, Православие - 22:59 04.07.2004
Александр, Вы писали:
>Это искру видно в других и не видно в себе.
>Если я ошибусь, искра давно погасла - значит, размотав клубок >страстей я наткнусь на пустоту.

Наша искра - Христос, она никогда не погаснет.
И клубок разматывает Он, лишь бы мы сильно не сопротивлялись.
От нас требуется лишь посильная помощь, но изо ВСЕХ наших тщедушных силенок.

Спаси Вас, Господи!