Беседы о Православии

Цитата из Карла Барта
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 07:36 11.08.2004
Братья, сидел я сегодня, читал "Очерки мистического богословия Восточной Церкви" Лосского и не успел уйти далеко, как в конце первой главы наткнулся на цитату из Карла Барта: "соединение Церквей не создают, но обнаруживают". И теперь сижу и ломаю голову: правда это или нет. И не могу никак определиться. :(

Что вы думаете по этому поводу? Я извиняюсь не могу дать больший контекст цитаты, так как сам ее не имею. Процитировал ее по Лосскому от сюда: http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt01.htm

                


Re: Цитата из Карла Барта
Natal.O., РПЦ МП - 08:11 12.08.2004
Встречалось выражение "уврачевание раскола", а медицина лечит разно, зависит от раны. Сначала обследование и консилиум - если речь не о царапине.
Есть сборник "Единство Церкви. Богосл. конф. 1994" (М.: ПСТБИ,1996), в М. он сейчас есть в продаже, стоит 6р., очень злободневные и через 10 лет материалы. Хотя акцент конф.был на обсужд. деят. о. Г.Кочеткова и о.А.Борисова, шел широкий обмен мнениями и о ц. расколе вообще.
Некоторые заголовки:
Прот. Владимир Воробьев, ПСТБИ. Единство ПЦ и искушение раскола сегодня.
Прот. Владимир Воробьев. Другой дух.
Проф. В.Л.Махнач. Культурология расколов.
Прот. Дмитрий Смирнов, ПСТБИ. Психол. и пастырские аспекты раскола.
Еп. Василий (Родзянко), Амер.автокеф.Ц. Экклезиология, кот. расчленяет Ц.
Еп. Василий (Родзянко). О границах Ц.
Диакон Василий Секачев, ПСТБИ. Украинский ц. сепаратизм.
А.Л.Дворкин. Духовный элитизм как один из путей к сектанству.
Архим. Исайя (Белов), СТЛ. Единство истинное и мнимое.
А.И.Сидоров, ПСТБИ. О расколах, ересях и переводах.
проф. А.И.Осипов. Традиции, реформы, синод.комисии.
прот. Валентин Асмус, ПСТБИ. предание и единство Ц.
Всего там 47 докладов, в т.ч. и самих о.Григория и о Александра (еще до их отделения).
Перечисленные отсканировала вот вчера как значимые в данный момент. Возможно по частям в сети где-нить выложено, не нашла пока.
Прот. Владимир Воробьев делит расколы на три типа - националистические, юрисдикционно-политические, революционно-реформаторские, разбирает сущность каждого вида, говорит о диалектике, о понятиях раскол и ересь. У некоторых авторов хорошие историч. обзоры.
Замечательно сказал Осипов. Чтобы дать "форумский вариант", т.е. в сжатом объеме, надо проделать работу аналитика.
- - - - - - - - - -
Еще есть кн. свящ.Сергия Желудкова (1909-1883) "Почему я христианин" (Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1973), в ней глава с подзаголовком "Церковь", и слова с той же цитатой из Барта: ..."Единство Церкви не создается, его открывают" (Карл Барт). Вот реальный "проект соединения церквей": признать, что Церковь не разделилась, что все мы, христиане, состоим в единой Церкви Христовой. "Разве разделился Христос?" (к Коринфянам 1, гл.1). (ну и далее развивает эту тему, могу дать линк, только есть одно "но"...).
Я поискала о свящ. Сергии Желудкове; очень интересно, нашла в отрывках его письмо Солженицыну (ответ на обращ. Солженицына к патриарху Пимену).

                


Re: Цитата из Карла Барта
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 16:14 12.08.2004
Natal.O., Вы писали:

> Всего там 47 докладов, в т.ч. и самих о.Григория и о Александра (еще до их отделения).

Дык, разве они ушли в раскол?? Ты уверена? А к кому и когда? Последнее что я знаю про обоих что они пребывали под юрисдикцией РПЦ МП?

> Перечисленные отсканировала вот вчера как значимые в данный момент.

Наташа, ты отсканировала эти матерьялы, а где они? Как их можно получить? :)

                


Re: Цитата из Карла Барта
Natal.O., РПЦ МП - 16:44 12.08.2004
> > Всего там 47 докладов, в т.ч. и самих о.Григория и о Александра (еще до их отделения).
>
> Дык, разве они ушли в раскол?? Ты уверена? А к кому и когда? Последнее что я знаю про обоих что они пребывали под юрисдикцией РПЦ МП?
>
Надо было мне написать: "еще до запрета в служении" (запрет был год или два) - это взято из LJ, что сейчас - даже не знаю.

> > Перечисленные отсканировала вот вчера как значимые в данный момент.
>
> Наташа, ты отсканировала эти матерьялы, а где они? Как их можно получить? :)
>
Вечером из дома отошлю, что отсканировано, пришлю и содержание, может еще что.

Вот пока цитаты:

Протоиерей ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ
.. новый народ, единый не по плоти и крови, но по вере и духу. Хочется здесь вспомнить слова протопресвитера Иоанна Мейендорфа, сказанные им в предпоследней его лекции, об обязанности служения православной соборности и православному единству, о том, что потеря сознания единства Церкви, ощущение своей самодостаточности приводит к разделению церквей...

...Церковь допускает множественность форм, знает разные пути служения Христу, но в едином духе мира и любви .... По тому познается гордый и лукавый дух раскола, что легко предпочитает свою правду миру, любви и единству во Христе.
... все внешние реформы: языковые, литургические, общинно-приходские, катехизические и др. сами по себе ничего не дадут для уровня духовной жизни, но только вызовут разногласия, расколы, потерю единства. Второй Ватиканский Собор, проведший в жизнь католической Церкви революционные литургические реформы, привел к величайшему кризису католицизма. Напротив, подлинный подвиг духовной жизни сам собой рождает духовное творчество, которое легко облечется в необходимые новые формы, не вызывая ни у кого протеста. Весь исторический опыт Церкви учит этому.

Архимандрит ИСАЙЯ (БЕЛОВ)
...В библейском понимании возможны два варианта единства, и об этом мы знаем из кондака Пятидесятницы. Единство церковное — единство внутреннее, единство благодатное в Святом Духе противопоставляется единству чисто внешнему, единству такому, когда участники объединяются ради какой-то одной цели, но при этом они сохраняют разномыслие, при этом они сохраняют много такого, что противоречит их внутреннему убеждению, их внутреннему миру, внутреннему состоянию. И такое единство является ложным, это единство строителей Вавилонской башни. Так вот, когда мы говорим о единстве Церкви, это единство в главном...
Протоиерей ВАЛЕНТИН АСМУС
...единство мы понимаем двояко: как единство ныне воинствующей православной Церкви и единство Предания, которое непрерывно от апостолов до наших дней сохраняет истину Христову. Когда мы говорим об этом Предании, мы отдаем себе отчет в том, что Церковь живет под водительством Духа Святаго. Это водительство проявляется не как-то спорадически, от случая к случаю, а во всей жизни Церкви, хотя, конечно, человеческая воля, как мы знаем, может уклоняться от воли Божией, может противиться воле Божией, и в Церкви могут наступать какие-то искажения. ...

                


Re: Цитата из Карла Барта
Евгений, православный - 18:24 11.08.2004
+++Мы не хотим заниматься ни "сравнительным богословием", ни тем более возобновлять вероисповедную полемику. Мы ограничиваемся здесь только тем, что, прежде чем перейти к обозрению некоторых аспектов богословия, лежащих в основе духовной жизни Восточной Церкви, констатируем самый факт догматического различия между христианскими Востоком и Западом. Нашим читателям решать, в какой мере эти богословские аспекты православной мистики могут помочь понять духовную жизнь, чуждую западному христианству. Если, оставаясь верными своим догматическим позициям, мы могли бы дойти до взаимного понимания, в особенности в том, что нас друг от друга отличает, это было бы, конечно, более верным путем к соединению, чем тот, который проходил бы мимо этих различий. Ибо, говоря словами Карла Барта, "соединение Церквей не создают, но обнаруживают"

Конечно, Лосский прав. Западное и восточное христианство -- это, по сути, разная вера, в смысле -- "разная духовная жизнь", как пишет об этом Лосский. И обнаружить это различие -- самый вернуть путь к соединению для тех, кто желает ее, эту жизнь, принять. Ведь жизнь соединить с чем-либо иным невозможно. Ее можно только принять. Имхо, это Лосский и попытался выразить так, чтобы никого не обидеть.

                


Re: Цитата из Карла Барта
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 19:31 11.08.2004
Евгений, Вы писали:
> Конечно, Лосский прав. Западное и восточное христианство -- это, по сути, разная вера, в смысле -- "разная духовная жизнь", как пишет об этом Лосский. И обнаружить это различие -- самый вернуть путь к соединению для тех, кто желает ее, эту жизнь, принять. Ведь жизнь соединить с чем-либо иным невозможно. Ее можно только принять. Имхо, это Лосский и попытался выразить так, чтобы никого не обидеть.

Евгений, Я согласен с Лосским. Меня заинтересовало высказывание Карла Барта. Насколько оно универсально? Где границы его истиности? В отношении Правослвавия, Католичесва, Протестанства и т.д. я полностью с ним согласен.
А если смотреть более близко, например на РПЦЗ и МП?
И что более важно, что из себя должен представлять межконфиссиональный диалог, политика по отношению к рассколам? Какая стратегия будет для нас более эфективной?

                


Re: Цитата из Карла Барта
Тарас, православный, ПЦА - 08:48 11.08.2004
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Братья, сидел я сегодня, читал "Очерки мистического богословия Восточной Церкви" Лосского и не успел уйти далеко, как в конце первой главы наткнулся на цитату из Карла Барта: "соединение Церквей не создают, но обнаруживают". И теперь сижу и ломаю голову: правда это или нет. И не могу никак определиться. :(
>
> Что вы думаете по этому поводу? Я извиняюсь не могу дать больший контекст цитаты, так как сам ее не имею. Процитировал ее по Лосскому от сюда: http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt01.htm

Это несомненно волнующий всех вопрос. Но проблема остается в том, что в основном только Православие настаивает на том, что необходимо "дойти до взаимного понимания, в особенности в том, что нас друг от друга отличает". А западному христианству это, мягко говоря, не нужно.

Сегодня современная социология учит чему? "Нет худшего способа разрешения разногласий между людьми, чем поиск того, что их разделяет". И современная социология совершенно права. Она ведь всего лишь наука.

                


Re: Цитата из Карла Барта
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 23:31 11.08.2004
Тарас, Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:
> > Братья, сидел я сегодня, читал "Очерки мистического богословия Восточной Церкви" Лосского и не успел уйти далеко, как в конце первой главы наткнулся на цитату из Карла Барта: "соединение Церквей не создают, но обнаруживают". И теперь сижу и ломаю голову: правда это или нет. И не могу никак определиться. :(
> >
> > Что вы думаете по этому поводу? Я извиняюсь не могу дать больший контекст цитаты, так как сам ее не имею. Процитировал ее по Лосскому от сюда: http://psylib.org.ua/books/lossv01/txt01.htm
>
> Это несомненно волнующий всех вопрос. Но проблема остается в том, что в основном только Православие настаивает на том, что необходимо "дойти до взаимного понимания, в особенности в том, что нас друг от друга отличает". А западному христианству это, мягко говоря, не нужно.

По-мойму, это не только западному христианству не нужно, но и всему западному миру. Плоды постмодернизма, елы-палы. :(

> Сегодня современная социология учит чему? "Нет худшего способа разрешения разногласий между людьми, чем поиск того, что их разделяет". И современная социология совершенно права. Она ведь всего лишь наука.

Ну дык, а у нас речь идет о церквях, а не людях, тут подходы должны быть ИМХО иными.

                


Re: Цитата из Карла Барта
Тарас, православный, ПЦА - 23:54 11.08.2004
"Все так! Все так!" - сказал философствующий пастух с грустным и глубоким вздохом озираясь на своих коров.

:)