Re: Почему я христианин?
Виктор П., Православный - 12:16 12.08.2004
|
Честно говоря, передо мной никогда не стоял вопрос о выборе той или иной религии. Вопрос скорее стоял другой - верующий я или нет? Ибо рос я (как и большинство) в обычной советской семье, где о Боге не говорили и не вспоминали.
Но с детства у меня всегда было ощущение, что я не один. И даже когда я оставался дома один, без родителей, то казалось бы логичное стремление к шалостям (ведь никто не видит!) сдерживалось во мне ощущением некоего незримого наблюдателя. Я думал - "ну вот я ведь точно знаю, что в квартире никого нет, никаких тайных глазков и камер тоже нет - значит, меня никто сейчас не видит? Значит, я могу делать, что хочу?" Но нет - что-то всегда меня смущало. Было ощущение, что кто-то (Кто-то) обязательно увидит всё, чем я занимаюсь.
Разумеется, это не всегда останавливало меня - все равно шалил, как все дети и т.д. Но возможно из-за этого ощущения (которое многие могут назвать паранойей) я всегда был довольно послушным и тихим ребенком.
Потом (в студенчестве) мне довелось попасть на Соловки, в реставрационный отряд физфака МГУ. Мне сложно передать, что со мной творилось. Я влюбился в Соловки так, как, наверное, никогда не влюблялся ни в одну из девушек . Я ревновал "мои" Соловки к туристам, я не понимал, как они могут ходить с таким безучастным видом по монастырю, посматривая на часы и торопясь скорей на свой теплоход, чтобы плыть дальше.
Я ездил на Соловки 7 лет подряд, каждый год, выкраивая для работы на островах максимально возможное время - все каникулы, потом - весь отпуск. Не скажу, что я там стал верующим - нет. Но так уж сложилось, что именно в период моего увлечения Соловками я крестился. Нет, крестился я не на Соловках, а совсем в другом месте, но суть не в этом. Я помню, как я был счастлив, что ношу крест - я проходил мимо храмов и осознавал свою причастность к ним - причастность ко всей русской истории, к традициям, к языку. Ну, я тогда не формулировал это чувство вот так дословно, но некое душевное тепло разливалось по телу от самого факта крещения, от моей принадлежности.
Я не стал неофитом (в фанатично-ироничном смысле этого слова). Службы поначалу не посещал - я и не знал толком, зачем и как это делается.
Но тогда я НАЧАЛ читать Евангелие. Собственно, идентифицировать себя как верующего человека я начал сильно позже - уже когда был женат и когда мы с женой как-то потихоньку оба пришли к вере - сначала у нас созрело желание крестить дочку, потом стали все чаще и чаще ходить в храмы, ну и как-то так и стали христианами - христианами довольно плохими, ибо редко ходим в храмы, редко исповедуемся и причащаемся, да и грехов хватает.
Но мы - христиане. Плохие, но христиане.
Почему мы именно христиане, а не буддисты-мусульмане-иудеи-кришнаиты?
Ну а кем же еще нам быть? Кем еще может быть человек, для которого русский язык родной и который вырос на стихах Пушкина, романах Достоевского, повестях Чехова, музыке Чайковского и Римского-Корсакова, мультиках 1950-х годов - и всё это в России, среди московских улиц, храмов и подмосковных пейзажей?
Православием пронизана вся русская культура - даже в детских сказках содержится немало упоминаний о христианских традициях и т.д.
Ребенок, читая Пушкина, уже не может оставаться безучастным к христианству, так как, не зная его основ, он порой и понять-то не сможет, о чем речь.
"Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла."
Ну, это так, навскидку.
И как читать эту сказку, если не знать, что такое обедня, сочельник, Бог...
Будучи русским (в широком смысле этого слова ), живя в среде русской культуры, вполне естественно быть христианином, ибо вся культра взрощена на православии. Об этом хорошо говорится в книге об о. Арсении (она вроде бы есть в местной библиотеке).
Так вот быть христианином в моей ситуации - просто естественно.
Менее естественно - атеистом. И совсем уже противоестественно - буддистом или кем-либо иным.
Так что я стал христианином просто потому, что никем иным и не мог стать. Все остальное было бы искусственным подражанием, или выпендрежем, или проявлением гордыни - но в любом случае это было бы насилием над собственной душой.
И меньше всего меня всегда интересовали логические аргументации, споры о существовании Бога, о реальности Христа и т.д.
Этим пусть занимаются атеисты - им это нужно, чтобы убедить самих себя в том, что они правы. И они не понимают, что сам подход - ошибочен в корне. Веру нельзя и не нужно обосновывать физическими экспериментами.
Грош цена была бы нашей вере, если бы она основывалась на научном подтверждении, признанном всеми Академиями наук. Собственно, такого подтверждения никогда и не будет, и не надо его ждать, и не надо радоваться "опытам, подтверждающим чудеса", ибо в этих опытах пропадает суть христианства. Вспомните ап.Фому - "Блаженны не видевшие и уверовавшие".
Это все мои личные ощущения, моя личная, где-то даже интимная история.
Если что не так сказал - простите и поправьте.
|
|