Re: О Частном Суде
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 12:58 17.08.2004
|
Здравствуй, Тарас.
Вот, что мне удалось скоро "нарыть" по твоей теме, т.с. в продолжение твоих размышлений.
Упоминания о двух судах у св.Отцов найти можно. Напр. у св.Григория Великого (Собесед. гл.15). Так же намек существует в Сир.11.26 - Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его.. Под частным судом подразумеваются воздушные мытарства. Мытарствам иные Отцы находят основание в Лк.12.20: в сию ночь душу твою возьмут у тебя, где слово "возьмут" на ц.сл. языке ("истяжут") имело такой двойной смысл как - требовать назад и пытать. Так же св. Иаков Низибийский пишет: "вера наша учит, что когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных в геену". Св.Иоанн Златоустый: "грешные души по отшествии отсюда уводятся в некую страну (видимо, в т.н. "предначательное" состояние ада, о чем скажу ниже - а.л.) и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного оного дня." (на Мф.28.3. Т.1)
Души после первого суда (после мытарств) могут оказаться как в предначатии блаженного состояния и в предначатии состояния ада, т.е. - "решительном" (как бы без дальнейших изменений) состоянии, так и в т.н. состоянии - "нерешительном" (как бы в "подвешенном"). Об этом пишут и арх.Платон и митр.Филарет. Говорит митр.Филарет: "Молиться за умерших не то ли значит, что бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда может быть часто благополучную верьвь отторгшимся от берега жизни временной, но не достигшим вечного пристанища душам, которые между смертью телесной и последним судом Христовым зыблются над бездною, то возникая верою, то тяготея делами ей несообразными, то возвышаясь благодатию, то низводясь остатками поврежденной природы, то восторгаясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений". (ссылка на митр.Филарета (слов.1848 г., ч.2) из труда "Сокращенное изложение догматов веры" преосвященного Платона, архиепископа Костромского и Галичского, 1868 г.)
Т.е. конечно, никих чистилищ быть не может. Но безкровная жертва, молитвы Церкви, Пресвятой Богородицы и Святых могут повлиять на участь "нерешительных" душ. Т.е. на их участь на втором суде, когда все умершие души облекутся в прежние тела, и получат новую, вторую жизнь - но в блаженстве или в аду. Т.е. когда "предначатие" сменится - "полноценной" вечной участью.
"Нерешительное" состояние относится видимо к тем душам, которые имеют некие добровольно-душевные способности к "перерождению" или к истинно-праведной жизни по отпущении им грехов, т.е. по последнему их прощению. Как к примеру, и в этой жизни ко Христу Господь Бог приводит лишь тех, кого испытал на наличие неких определенных душевных способностей (лишь способностей, а не как насильное предопределение - а.л.). Но "нерешительные" там не могут проявить свои добровольно-праведные душевные способности в связи с тем, что деятельное покаяние им даровалось лишь до смерти (когда тело было живым). Тут наверное еще можно вспомнить и слова ап.Павла из Рим.2: Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. . И тогда для "нерешительных" есть лишь одна возможность - заступничество от живых и Святых. Кто-то должен милостиво и с верой просить о них.
Но опять же блаженство (наверное и ад? - а.л.) будет иметь некоторые как бы степени совершенства, по словам ап.Павла (1Кор.15:40-42): Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых.
Это я передал вкратце собственное дерзкое видение и собственное дерзкое прочтение преосвященнейшего Платона (я указал на него выше) и святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, "Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви")
Наверное, главное для нас - не унывать об участях ближних. Плакать, просить, но никак не унывать. Что Бог даст нашим умершим любимым, то и ладно, тому и быть, хоть и печально... Но на все воля Божия. Как говорится: "Отлепится сын от своих родителей..." или "А ты кто, что споришь с Богом?" (ап.Павел). Но молиться нам о себе и за всех (не задумываясь, кто уже "решительно" в аду, а кто еще "нерешительно") - до конца дней. Это тоже есть вера, надежда, упование, сострадание, печаль, и радость, и любовь.
С уважением.
|
|