Беседы о Православии

О младостарчестве
Александр Шецен, агностик - 23:26 18.08.2004
Задаю вопрос под рубриком «Беседы о Православии», хотя он, возможно принадлежит в «Гостиной».

Как известно, РПЦ какое-то время назад выступила против так называемого «младостарчества», иногда проявляемого в новых или растущих приходах. Мне было бы интересно услышать от верующих, в чём суть проблемы, насколько она распространена, и сталкивались ли они с подобными явлениями.

Надеюсь, что вопрос не является неуместным. Спрашиваю от желания разобраться, в чём же дело. Большое спасибо.

                


Re: О младостарчестве
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 18:19 28.08.2004
Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияII на епархиальном собрании духовенства Московской епархии (23 декабря 1998):

Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких “старцев”. Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, данной критикой пытаются привлекать к себе внимание и таким образом создавать себе авторитет. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения Святых Отцов, профанируя их великое делание и извращая сами понятия старчества. Подлинный старец благодаря прежде всего высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные “старцы” (а вернее, их будет называть “младостарцы”), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк.11, 46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве. Нездоровая зависимость новообращенных от личности младостарца порождает искаженные формы приходской жизни. Люди идут в церковь, чтобы встретиться со “своим батюшкой”, а не со Христом, чтобы поговорить со знакомыми, а не для молитвенного общения с полнотой Церкви. Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается их пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины и для утверждения их в этом осуждающими других свяшеннослужителей, тем самым отталкивая этих чад от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и в конечном счете — от Церкви. Самоизоляция часто имеет следствием недопустимую политизацию таких общин, когда “левая” или “правая” политическая ориентация объявляется единственно соответствующей православному миропониманию. В таких общинах легко приживается та губительная для церковного единства критика Священноначалия, о которой мы только что говорили. Не удивительно, что болезненные формы общинной жизни в этих приходах больше напоминают сектантскую замкнутость раскольнических общин или обособленность протестантских групп. Подобных общин в послереволюционные годы возникало множество и печальная участь их нам известна. Община, не возглавляемая епископом, отсекает себя от Церкви, а значит, уже обречена на духовную смерть.

Лучше, вроде, уже не скажешь...

                


Re: О младостарчестве
Тарас, православный, ПЦА - 00:08 19.08.2004
Насколько я знаю, это предупреждение прозвучало как в адрес пастырей, так и пасомых.

Для того, чтобы довольно кратко, но одновременно адекватно пояснить, в чем суть проблемы, необходимо спросить вас, Александр, насколько глубоко вы знакомы с институтом "старчества" в Православной Церкви?

                


Re: О младостарчестве
Александр Шецен, агностик - 00:47 19.08.2004
> Для того, чтобы довольно кратко, но одновременно адекватно пояснить, в чем суть проблемы, необходимо спросить вас, Александр, насколько глубоко вы знакомы с институтом "старчества" в Православной Церкви?

Э-э-э. Извольте. :)

Насколько мне известно, «старчество» есть понятие скорее монашеское, нежели мирское, и относится к традиции непрестанной молитвы, с помощью которой верующему и ищущему, обязательно уже с жизненным опытом, иногда открывается суть праведной жизни. «Старец», таким образом, получает благодатную возможность со смирением служить некоей духовной опорой более «младых», ищущих то же, условно выражаясь, просветление.

Восходит это понятие к пустынным отцам ранней Церкви. Имеет отношение к «степеням» монашества, к малой и великой схиме, которую принимают те, кто готовы к ответсвенности более строгого отрицания страстей, и отречением ищут просветление. Связано, особенно на Руси, с юродчеством, хотя далеко не каждый юродивый является старцем.

Не старец обращается к младым, а младые — монахи, миряне — к старцу.

Приходский священник — пастырь, а не старец. Исповедуя прихожан, проповедуя им, он посильно заботится о верности их жизни, обычно не упираясь на откровение, ему дано.

По крайней мере, таково исконное взаимоотношение всех этих явлений. Если я правильно понимаю историю, старец не объявляет себя; наоборот, его видимая праведность привлекает ищущих.

Вот пояснение моему вопросу.

                


Re: О младостарчестве
Тарас, православный, ПЦА - 17:35 19.08.2004
Ладно, с натяжкой будем считать, что вы знакомы с термином "старчество". :)

Теперь мой личный ответ на ваш вопрос (как принято у нас писать - ИМХО):

Александр Шецен, Вы писали:

>Если я правильно понимаю историю, старец не объявляет себя; наоборот, его видимая праведность привлекает ищущих.

В России последние десять-пятнадцать лет происходило духовное возрождение. Было открыто много закрытых ранее храмов, монастырей и духовных школ. Пастырей не только с опытом, но и вообще каких бы то ни было, в определенное время остро нехватало. В духовные учебные заведения пришло много молодежи. Не все шли по одинаковым причинам. Во многих приходах по стране начали служить молодые священники. Изголодавшийся же духовно народ, массово возвращаясь в Церковь, захотел иметь себе духовных наставников - "прямо здесь и прямо сейчас". А наставник-то только один на несколько сел и деревень, да и тому лет 25-30. Далее продолжать?

:)

                


Спасибо и последнее...
Александр Шецен, агностик - 18:01 19.08.2004
Большое спасибо, Тарас. :)

Суть явления понятна. Хотя всё-таки не ясно, насколько распространнённым является младостарчество. Судя по Вашим словам, оно относится более к сельским районам, нежели к городским. Так ли это?

                


Ну почему же к сельским...
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 17:33 28.08.2004
К той же Москве еще как относится... Проблема, наверное, всеобщая...

                


Мне трудно утверждать, может быть кто-то еще...?
Тарас, православный, ПЦА - 18:28 19.08.2004
"Основная" жизнь у меня проходит все же в Америке. В России я часто бываю и поддерживаю отношения со многими священниками, а так же православными мирянами. Но судить о статистической стороне этого явления я совершенно не могу. Может быть, кто-то на форуме располагает более четкой информацией на этот счет?

Простите.