Re: Ответ (с вопросами)
Тарас, православный, ПЦА - 22:36 24.08.2004
|
Вячеслав Слесарев, Вы писали:
> Далее отвечу на вопросы:
Спаси вас Господь!
Это были грамотные ответы на вопросы.
> А почему в вопросе только "плоть"?
Я специально сделал акцент только на плоть, т.к. таким образом в Православии именуется это событие, т.е. воплощение (или вочеловечение) Сына Божия, т.к. без принятия человеческой плоти не могло быть и вочеловечения. И еще потому, что, как сказал Преподобный Максим Исповедник: "Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие."
О Таинстве воплощения Сына Божия необходимо знать, что Бог вочеловечился облекшись в человеческую плоть, а не погубив ее. Суть воплощения не в том чтобы "освободить душу от плоти, а в том, чтобы освободить и плоть и душу, т.е. всего человека от рабства греху. Поэтому и в Символе веры говориться: "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася."
Рукою Твоею создавый Адама от земли, того ради естеством был еси Человек, и распялся еси волею Твоею. (Служба Великой Субботы)
Тебе воплощеннаго Спаса Христа,/ и небес не разлучившася,/ во гласех пений величаем:/ яко Крест и смерть приял еси за род наш,/ яко человеколюбец Господь,/ испровергий адова врата, тридневно воскресл еси,// спасая души наша. (Другая стихира из службы)
Да вопиет Иоанн, сказуя учении божественными Воплощение Твое (Другая стихира из службы)
>Он ведь принял всю человеческую природу.
Которая состоит из души и тела.
>Чтобы её освятить и исцелить. Всего человека. Или по вашему, причащаясь, освящается и обожается только тело? А по моему - прежде всего душа.
Совершенно верно. Душа всегда прежде тела.
>Вот вам и вопрос: как душа человека, причащавшаяся Божественного естества после смерти остаётся по вашему высказыванию "часами без батарейки" - некое "разобранное", "инвалидное" Божественное естество?
Так часами-то в моем примере было тело. Душа батарейка.
> Ничего страшного. В России уже вышло множество церковных книжек и брошюр в которых чёрным по белому написано, что "душа каждого человека после смерти продолжает жить в другом мире" . И авторы этих книжек - всё больше настоятели монастырей и епископы. Наконец, многими тут уважаемый профессор МДА Осипов А.И. достаточно подробно рассказывает о том, как живёт, где находится и что испытывает душа после смерти тела на 3, 9, 40й день по учению Православной церкви, (это, кажется 4й диск его лекций. Лекция в Таллинне "О смерти").Стала бы Церковь молиться за "неполноценного" умешего человека, различать эти самые 3й,40й и прочие дни, петь "со святыми упокой" за некий неживой "полуфабрикат", если душа, по вашему, уже не живёт? Замечу, что в большинстве молитв об усопшем речь идёт не о его судьбе во всеобщем воскресении, а ДО него.
Да нет. Зачем "полуфабрикат"? Зачем "не живет". Для нас с вами души усопших живут, и где мы с вами находимся есть еще до Страшного Суда. Но то, что находится за пределами этой жизни для нас непонятно. Хотя бы потому, что в духовном мире нет пространства и времени.
Я тоже немного покопался и нашел для вас некоторые цитаты (раз вам нравятся цитаты )
В плане того, о чем вы говорили выше можно указать на слова во святых Отца нашей Церкви Иоанна Златоуста:
"Если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие - сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна."
Ну и я не удержался от обращения к столь нелюбимому вами отцу Георгию Флоровскому (правда не за его мыслями, а цитатами). Далее для удобства нашей беседы я немного перефразирую:
Был еще некий неизвестный автор, который во времена Св. Иустина написал слово "О Воскресении" (обычно это слово приписывается св. Иустину). Он очень точно излагает суть вопроса который мы с вами обсуждаем уже не первый день: "Что такое человек, как не животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет - она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет - оно называется телом человека. Если же ни та, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком, а Бог человека призвал к жизни и воскресению: то Он призвал не часть, но целое, то есть душу и тело" (О воскр., 8).
Затем был такой христанский апологет, которого звали Афинагор Афинский. Он проводит аналогичное рассуждение в своем сочинении "О воскресении мертвых." Бог создал человека для вполне определенной цели - вечного бытия. Раз так, "Бог наделил самостоятельным бытием и жизнью не природу души саму по себе и не природу тела, взятую отдельно, но, скорее, людей, состоящих из души и тела, чтобы обеими частями, с коими люди рождаются и живут, достигать им по окончании земной жизни общей цели; душа и тело составляют в человеке единое живое существо." Человек исчезнет, говорит Афинагор, если будет разрушена целостность этой связки, ведь в таком случае личность тоже разрушится. Бессмертие души должно сопровождаться неизменностью тела, нетлением его собственной природы. "Существом, наделяемым рассудком и разумом, является человек, а не душа сама по себе. Следовательно, человек должен всегда оставаться состоящим из души и тела." Иначе получится не человек, а лишь части человека. "А вечное соединение невозможно, если нет воскресения. Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится."
Основной предпосылкой такого хода христанской мысли было включение тела как части в полноту человеческого бытия. А из нее следует, что человек перестанет быть человеком, если душе придется навеки "развоплотиться." Этот факт строго противоположен заявлениям платоников, которые как раз утверждали полноценность жизни души без тела. Именно языческие Эллины, мечтали об окончательной и совершенной дезинкарнации. "Тело - узы души." Напротив, для христиан смерть не есть нормальный конец человеческого существования. Она - крах и безумие. Она - "возмездие за грех" (Рим 6:23). Она - лишение и извращение. И с момента грехопадения таинство жизни вытеснено таинством смерти. "Союз" души и тела, безусловно, таинственен, о чем говорит непосредственное ощущение человеком органичного психофизического единства. Anima autem et spiritus pars hominis esse possunt, homo autem nequaquam, писал св. Ириней (Adv. haereses V, 6,1). Тело без души - лишь труп, а душа без тела - лишь призрак. Человек не бестелесный призрак, а труп не часть человека. Человек не "бесплотный демон," упрятанный в плотскую темницу. Вот почему "отделение" души от тела и есть смерть именно человека, прекращение его существования, его существования как человека. Следовательно, смерть и тление тела, можно сказать, стирают из человека "образ Божий." В умершем уже не все человечно.
Св. Иоанн Дамаскин в одном из знаменитых песнопений погребальной службы передает это так: "Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида." Св. Иоанн говорит не о человеческом теле, но о самом человеке. " Наша красота по образу Божию" - не тело, а человек. Он воистину "образ неизреченной славы Божией," даже после "поражения грехом." А смерть открывает нам, что человек, это "разумное изваяние," вылепленное Богом - используя выражение св. Мефодия (О воскресении I, 34.4) - всего лишь труп. "Наги кости человек, червей снедь и смрад." Можно назвать человека "единой ипостасью в двух природах," причем не из двух природ, а именно в двух природах. Смертью эта единая ипостась раскалывается. И человека больше нет. Поэтому мы, люди, ожидаем "искупления тела нашего" (Рим 8:23). Как пишет св. Павел в другом послании, "потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор 5:4). Вся мучительность смерти как раз в том, что она - "возмездие за грех," т.е. результат нарушенных взаимоотношений с Богом. Она не просто естественная ущербность или метафизический тупик. Смертность человека есть смертность отпавшего от Бога, Который единый Жизни Податель. А находясь в подобном отчуждении, человек не может оставаться, "пребывать," полноценным человеком.
Нарушение Божией заповеди, по выражению св. Афанасия, "возвратило людей в их естественное состояние." "Чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление." Ибо тварь, приведенная в мир из небытия, так и существует над бездной ничто, будучи всегда близка к падению (О воплощении, 4 и 5). "Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать" (2 Цар 14:14). "Естественное состояние," о котором говорит св. Афанасий, есть течение космических циклов, цепко засасывающих падшего человека, и этот плен - знак человеческой деградации. Человек лишился своего привилегированного положения в тварном мире. Однако его метафизическая катастрофа - лишь проявление исказившихся взаимоотношений с Богом.
(Конец перефразы)
>
> Напоследок, приведу цитату из "Аскетических опытов" св. Игнатия Брянчанинова, в которой напрочь разбивается ваша теория о непременном пребывании святых в прославленной плоти, в которой они якобы являются во всём временном пространстве и без которой они "неполноценны":
>
> "Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в раю, в котором ныне способны пребывать одни святые и одними душами своими, в который взойдут и тела святых по Воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах дебелость <свою>, усвоившуюся им по падении, тогда они соделаются духовными… явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении."
А в заключение позвольте еще продолжить словами преподобного Иустина (Поповича): «Святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело, И мы, благочестиво почитая святых, почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело. Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого… Благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению своему, творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми — угодно Богу».
> Как это святые "ныне пребывают одними душами в раю", если они и в мире сём являются только с прославленными в воскресении телами, без которых они не люди?
Ну теперь уж этот вопрос пускай остается вопросом, для всех тех, кто чтением или писанием принял участие в этой дискуссии.
Да благословит вас Господь воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и добровольно благоволивший плотию взойти на Крест ради нашего с вами спасения!
|
|