Нео-платонизм и нео-гностицизм (в контексте вопроса о безсмертии души)
Тарас, православный, ПЦА - 21:13 27.08.2004
|
В связи с недавними дискуссиями на форуме по вопросу связанному с безсмертием души, я хотел бы продолжить эту тему в новой ветке для того, чтобы , удаляясь от ненужных личных споров, в ней смогли принять участие и другие собеседники.
Тема эта очень насущна, т.к. имеет прямое отношение к гностицизму и нео-платонизму, которые в наше время начали открыто провлятся во взглядах довольно многих православных христиан. К сожалению, несмотря на высокий уровень грамотности сегодня, многие православные используют ее неадекватно, а более для чтения книг, уводящих их самих в сторону от основ православной жизни и заключающих их в разного рода глубокие филосовские убеждения, сущность которых они не всегда понимают, но которые кажутся им сущностью Православия как такового.
Одной из таких новых неоплатонических или неогностических ересей стала ересь связанная с безсмертием души. Учение, что душа сама по себе самодостаточна и безсмертна есть ни что иное как ересь появившаяся очень давно, но с новой силой обнаружившая себя сегодня. Почему эта ересь появилась давно, ответить легко. Каждому, кто хорошо знаком с учением греческого философа Плато и взглядами платонистов, а также с гностиками и Гностицизмом, как одной из основных ересей в ранней христанской Церкви, этого объяснять не нужно. Помимо этого, взгляды платонистов нашли себе прибежище на Западе уже в более поздней Церкви и были выражены в большинстве своем одним из основоположников многих западных ересей Августином Гиппонским. Его учение так и получило название "христианский неоплатонизм".
Сегодня, как видно из предыдущих споров на форуме, неоплатонистские и гностические взгляды пробрались и в православную среду. И как мне удалось убедиться, одним из основных ресурсов, на который ссылаются современные нео-гностики и неоплатонисты, является книга о. Серафима Роуза "Душа после смерти". Книга эта, мягко говоря, полна сомнительных высказываний, и идеи высказанные автором, опять же мягко говоря, находятся на грани ереси. Эта книга уже вызвала весьма бурную реакцию в научных православных кругах. В ответ на эти идеи были написаны целые книги, в частности книга под названием "Опыт пребывания вне тела: Православный взгляд" Архиепископа Лазаря (Канадская епархия УПЦ). Но давайте обратимся пока просто к Святым Отцам нашей Церкви за самыми яркими примерами православного учения по этому вопросу.
В более ранних своих сообщениях я уже упомянал о науке, которая сегодня преподается в православных духовных учебных заведениях. Эта наука называется "Православная Антропология". Для тех, кто заинтересуется ей, я предлагаю приобрести книжку Священника Андрея Лоргуса, декана факультета психологии СТБИ. Мне недостойному в свое время посчастливилось быть соучастником обсуждения тезисов для его книги.
Так вот, эта наука учит тому, что человек был создан Богом телом и душею. Хотя тело и было сотворено вначале, оно само по себе не является человеком, и хотя душа и сообщила жизнь телу, она сама по себе не является человеком. Человек стал существом, когда его тело и душа были слиты вместе. По этому поводу великий святой нашей Церкви Григорий Палама говорит:
"Когда Бог создал человека по Своему образу и подобию, слово "человек" не означало "душа" сама по себе, ни "тело" само по себе, но оба вместе."
А священномученик Мефодий пишет: "Правильнее всего говорить, что человек по своей природе не является ни душой без тела, ни, с другой стороны, телом без души, но соделан из тела и души соединенных в одно великолепие".
И отсюда видно, что Творец из любви сотворил человека во всем великолепии присущем как телу, так и душе по образу и подобию Своему. И именно в этой ипостаси проявилась премудрость Божия.
Как об этом много писали Святые Отцы Церкви, тело и душа человека - не два отдельных существа. Они навечно связаны меду собой в единое существо, которое называется человеком. Тело и душа служат друг другу и зависят друг от друга на протяжении всей жизни. Одним из Отцов писавшем о союзе души и тела был Св. Ефрем Сирин: "Посмотрите, как душа и тело взирают и отвечают друг другу: даже как телу необходимо иметь душу, чтобы жить, так и душа должна иметь тело, чтобы видеть и слышать". И подтверждая его мысль Св. Афанасий Синайский говорит: "Соответственно, когда душа отделена от тела, она уже не может более действовать, т.к. действует она посредством телесных членов..."
Как пишет в своей большой статье в ответ на книгу о. Серафима Роуза о. Лев (Пухало), "душа не заключена в темницу тела, но поскольку оба были созданы вместе для жизни вечной и нераздельной, они живут в гармонии взаимно опираясь на функции и качества друг друга. Если душа покидает тело, тело умирает. И когда душа отделена от тела, она уже не может действовать чувственным или психофизическим образом."
Вот что пишет по этому поводу Св. Иустин Мученик: "Как и в случае с запряженным волом, если тот сбросит упряжку, то нет пользы не от вола, ни от упряжки. ... А человек разве не рациональное животное состоящее из тела и души? Человек ли - душа сама по себе? Нет, но лишь душа человеческая. Назовем ли тело человеком? Нет, но лишь тело.... и потому ни одно из них не является человеком отдельно, но то, что сотворено из обоих сиих вместе и называется человеком."
Поэтому, как опять пишет о. Лев, "Душа и тело взаимно зависят друг от друга, исполняют и обеспечивают жизненноважные функции друг другу. Неосторожностью и великой ошибкой можно назвать неверное толкование тех мест посланий Святого Апостола Павла, где он говорит, казалось бы, о прямом конфликте души с телом и необходимости души быть свободной от тела. Когда Апостол например говорит "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" - он не говорит о своем плотском теле как таковом, но о силе греха паразитирующей на его теле. Чтобы понимать правильно Православную антропологию в этом вопросе, необходимо обратиться к Священному Писанию и рассмотреть учение Апостола Павла не в свете концепций древних Греков язычников, которые проводили четкое разграничение между душой и телом, но в духе всего Ветхого и Нового Заветов, в которых именно душа и тело рассматриваются как единое человеческое существо, а не как независимые его части.
Манихеи придерживались противоположной точки зрения, и вот что им в ответ пишет Св. Тит Бостринский: "Когда живое тело разлагается смертью и мы посмотрим на его прах и кости, и хотим сказать, что-то о его душе, то не говорим, что одно из них есть весь человек, а говорим, что и то и то принадлежало тому человеку."
Указывая на ошибки оригенистов Св. Фотий писал:
"Имя 'человек' по самому глубокомысленному и природному выражению относится ни к душе без тела, ни к телу без души, но к этой смеси души с телом влитой в уникальную форму благолепия. Хотя Ориген и утверждает, что одна душа и есть человек. Также утверждал и Платон."
Как в мышлении ветхозаветных евреев, так и в мышлении новозаветных христиан живой человек постоянно именуется единым существом состоящим из тела и души. Смерть есть противоестественный распад психофизического единства сущности человека. Св. Тит пишет: "Хотя (по благодати) душа безсмертна, но она не является человеком, и посему и Апостол не считает смерть отличающейся чем-то от разрушения..."
В Ветхом Завете явно видно то, что останки человека всегда индентифицировались с умершим человеком, и поскольку Иисус Христос еще пока не победил смерть, местом пребывания умерших считался не ад, но место, в котором упокоеваются умершие. Очевидно умершие обладают некоторой надеждой на будущее и не пребывают совершенно мертвыми, но находятся в состоянии ожидания по благодати.
Вся антропология Ветхого Завета, как впрочем и антропология Нового, никогда не рассматривала душу, как временноого обитателя тела, от которого она должна в последствии освободится. Представление о душе всегда пораждалось простой, недуалистичной антроплогией как о психофизическом организме. Активная, интеллектуальная жизнь души в одиночку никогда не могла бы возникнуть в мышлении Ветхого и Нового Заветов. Для того, чтобы душа могла действовать, ей было бы как минимум необходимо вернуть союз со своим телом и стать "целым человеком".
Конфликт между двумя этими концепциями: Св. Писания и Еллинской ярко выразился в реакции греков на речь Св. Павла о воскресении из мертвых (Деян. 17:16-34). Кроме Стоиков и представителей некоторых школ, мало кто из греков смутился по поводу того, что душа живет после смерти тела, и даже по поводу того, что ей предстоит посмертная награда. Но идея воскресения из мертвых совершенно шокировала их. И их шок можно объяснить логически. В целом по убеждениям греков душа действительно существовала в теле только временно и потом посредством смерти она высвобождалась и получала высочайшее знание и самосознание только в свободном состоянии. Зачем же тогда опять душе возращаться в свое тело посредством воскресения?!
Интересно, что для контраста и как пример толкования можно использовать талмудическую притчу, которая показывает характерное для Ветхого Завета понимание данного вопроса. Притча была написана для простых иудеев:
"Был правитель, у кторого был сад. Когда он увидел, что стали поспевать первые плоды, он поставил двух сторожей охранять ворота сада. Один был хоромой на одну ногу, другой - слепой. Хромой увидев зрелые плоды поддался искушению. Он сказал слепому: "посади меня на плечи, а я скажу тебе куда идти. Мы подойдем к лучшему дереву и сорвем там зрелых плодов, чтобы поесть." Они так и сделали. Когда пришел правитель и увидел, что кто-то съел самые лучшие плоды в его саду, он обратился к двум сторожам. Слепой сказал: "Разве у меня есть глаза, чтобы видеть, где сорвать плоды?" Хромой сказал: "Разве у меня хорошие ноги, чтобы добраться до плодов?" Но правитель поняв дело, посадил хромого на плечи слепого и предал обоих суду, как одного человека. Итак Святый, да благословен будет Он, сделает в последний день. Он вернет душу в тело и будет судить двоих как одного."
Отцы Церкви несомненно думали так же. Они говорили, что душа не получит награду отдельно от тела. Св. Амвросий Миланский пишет: "Это несомненно и есть основа справедливости, поскольку действия тела и души принадлежат обоим, ибо что душа порождает, тело исполняет, каждое предстанет на Суд... поскольку было бы несоответствием, ... если бы разум наказывался за то, за что ответственен только отчасти, а плоть - автор всякого зла, наслаждалась бы упокоением: ибо не должен страдать один за то, в чем согрешил не один, и не должен прославляться один, если он один не боролся, при помощи благодати."
Святой Иреней Лионский говорит:
"Спарведливо, когда в том самом состоянии, в котором они (душа и тело) сражались или пострадали, они должны получить и награду за свои страдания."
Св. Иоанн Дамаскин приводит речь Св. Тита в ответ манихейцам: "Душа не может наслаждаться ничем, или что-то иметь, или что-то делать, или страдать, кроме как когда она в теле, в том состоянии, в котором она была создана изначально, и тогда она наслаждается тем, что для нее полезно. Это состояние утеряно через смерть посредством ослушания Адама, но опять через послушание единому Христу, через надежду она (в Воскресении) опять становиться личностью."
В заключение: можно было бы еще долго и много говорить об это вопросе, о безсмертии души, о Воскресении, приводя бесчисленные мысли по этому поводу Отцов нашей Церкви. Но форум подразумевает дискуссию. А что необходимо сейчас, так это дать как можно более ясный и четкий ответ на опасные еретические верования, которые появились среда нас с вами, православные! Это я и предлагаю сделать, кому интересно.
Спаси вас всех Господь!
Ему же слава во веки веков!
|
|