Продолжаем размышления :)
Maxim, атеизм - 19:22 24.09.2004
|
Простите, мне кажется, что ветка становится слишком запутанной -- этот форум не рассчитан на слишком "ветвистые" дискуссии
Тарас, Вы писали:
>Но Бог не может быть частью творения, а значит Его нельзя ни описать, ни определить при помощи его (творения). На каком же основании мы можем утверждать, что Бог сложнее или проще Своего творения?
Его нельзя описать таким образом, но кое-какие суждения всё равно возможны. В спичке нет ничего такого, чего не было бы в Боге (Бог всеохватен). Но в Боге гораздо больше, чем в спичке. Те же рассуждения продолжаем про табуретку, молекулу ДНК или утконоса. Таким образом, познание Бога не может быть "проще" познания утконоса или спички.
Тарас, Вы писали:
> Вы знаете, что такое любовь?
Хороший вопрос... Я знаю, что чувствую, когда люблю... Но на практике оказывается, что чувства других людей (которые они называют "любовью") разительно отличаются от моих.
Павлов Александр, Вы писали:
>Вопрос какая именно, и в чем преимущество одной перед другой, я так понял?
Можно и так сказать. Проблема в том, что любые вещи, принимаемые за аксиому, должны быть просты (имено "просты" в смысле устройства) и кристально, целиком и полностью осознаваемыми. Трудности с Богом именно в том, что вводя Его как аксиому, мы разом решаем кучу проблем, но при этом получаем ещё больше новых. Это вариант "объяснялок", известных в науке с давних пор. Если мы не понимаем чего-либо, проще всего ввести новое понятие, объясняющее такие труднопонимаемые явления. Например, древние не понимали истинных причин многообразия веществ в природе и вводили некий "эфир", более-менее стройно объяснявший происходящие события. Однако вопрос об устройстве самого эфира деликатно замалчивался.
Здесь история похожая. Вспомним Гёделя ещё раз Вводим понятие Бога, после чего неразрешимые суждения становятся частью теории, но появляется уйма новых неразрешимых суждений... Хуже всего то, что "Бог" не очень хорош в качестве аксиомы: его нельзя разложить по полочкам и понять до конца. Следовательно, из знаний о нём мы не можем производить гарантировано корректные суждения. Любая же аксиома должна быть, повторюсь, кристально понятной. А уж недобавление новых аксиом (агностицизм, в отличие от веры или крайнего атеизма) лучше добавления аксиом спорных.
>Или вопрос в том, насколько построения на ее основе соответствуют наблюдениям, опыту?
Ну для математиков "реальный мир" не имеет значения Можно построить модель, а потом уже думать, куда её применить... 1+1=2, но одно облако, соединившись с другим облаком, всё равно образует одно облако! Не арифметика плоха, просто арифметическая модель неприменима к "облачному исчислению". То же можно сказать о неевклидовой геометрии. Впрочем, это тоже важно.
>Что нибудь подобное ( примеры вычислительных процессов) по русски есть?
И насколько Вам близко подобное направление
Достаточно близко. А насчёт первого... я не уверен. Про клеточные автоматы точно можно прочесть, но книга Вольфрама (он, кстати, известный физик и автор программы Mathematica) на русском пока не существует
Впрочем, какие-то простые идеи я могу привести в двух словах.
Мы замечаем вокруг себя примеры очень сложного и красивого в своей регулярности устройства предметов. Достаточно упомянуть снежинку, раковину моллюска или распустившийся бутон розы. На первый взгляд действительно кажется, что такие удивительные экземпляры никак не могли возникнуть сами собой. Вольфрам (никак не затрагивающий вопросы религии) указывает, что мы очень плохо понимаем "феномен сложности". И приводит примеры, когда очень простые алгоритмы рисуют очень сложные картины. Например, пусть цвет пикселя (чёрный/белый) однозначно определяется цветом трёх пикселей сверху. Поскольку три ч/б пикселя дают 8 комбинаций, у нас будет всего 8 правил. Затем можно рисовать картинку на белом экране слева направо, сверху вниз. В итоге порою получаются совершенно удивительные вещи. К примеру, вот этот рисунок:
http://www.wolframscience.com/nksonline/page-29
Распределение белых треугольников в правой части не поддаётся никакому математическому анализу. По всем тестам оно совершенно рандомно! Чуть-чуть усложнив правила, мы можем получить регулярные рисунки:
http://www.wolframscience.com/nksonline/page-68
Затем Вольфрам приводит простейшие алгоритмы, рисующие снежинки или раковины... А вывод у него прост: система, устроенная внутри весьма несложна, порою способна удивить нас своим более чем нетривиальным поведением.
> Вопрос сводим с следующему. Существует ли такая операция при данных условиях.
А вот если нет...
Вопрос, лишается смысла.
Ну почему... Я понимаю, что это всё глупая игра словами, но уж очень у нас любят слово "всемогущество". А всемогущество противоречиво по своей сути... Если я ставлю заведомо невыполнимую задачу (поскольку операция не существует), она не "лишена смысла", а всего лишь демонстрирует некий, если угодно, "надбожий" закон... Нерешаемая задача не решается никем!
В Западной патристике, я помню, ещё ставился вопрос о конфликте "разума и воли" Бога. Тоже довольно интересная дискуссия.
> Или с Верой из-за математики?
У него проблемы с тем, что логические выводы из различных постулатов православия часто конфликтуют друг с другом. Разумеется, он сам это объясняет именно тем, что "понималка не доросла", но мне кажется, что корень проблем -- всё-таки в системе христианских вообще и православных в частности аксиом.
> В их головах вера отлично укладывается и не конфликтует с разумом, но как раз потому, что "понималка еще не развита"
>>Поподробнее, плиз.
Гмм... я не хочу обижать никого конкретно. Но (прошу прощения, что привожу примеры из западной традиции -- мне она знакома в большей степени), как говорил Тертуллиан, "верую, ибо абсурдно". Или как полагал Лютер, спасение лишь в вере, а не в попытке разложить всё по полочкам. У большинства известных мне верующих есть чуть ли не внутренний запрет на непредвзятое отношение к собственной вере и к собственной религии. Даже попадая в логический тупик, они просто отбрасывают всю логику. Напоминает поведение малыша в игрушечном магазине, когда все разумные доводы родителей уже исчерпаны, а он всё равно упрямо бубнит: "хочу!" Точно так же они не склонны заниматься религиоведением, анализируя, как ни крути, тесную историческую связь христианства с иудаизмом и даже язычеством...
|
|