Re: Откуда взялись молитвы об усопших.
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 16:15 04.10.2004
|
Валериус, Вы писали:
>Да, сыновья имеют полное право просить у Отца за своих собратьев, да и не могут по доброте своей не просить. Но не должно возникать ошибочных мнений, будто бы Отец может "не додать" чего-то благого кому бы то ни было, или что можно "повлиять" на него и стать "более снисходительным", чем Он. Строго говоря, Отец в просьбах не нуждается, это люди сами от Него отказываются.
- Простите, Валериус, но "доброта" людей не четкое для меня объяснение. Очень по разному этот термин можно толковать. Выскажу иначе свое понимание:
Православные просят милости к усопшим, потому что нельзя этого не просить, если желают жить по Богу, т.е. если следуют по тому пути, к которому призван от создания человек, - т.е. к обожению, или иначе - к уподоблению Богу, к обретению потерянного подобия. И если Бог милостив и долготерпелив, то как же не пытаться и верующему быть таким же?
Но так как живущий на этом свете человек, не в состоянии даровать потусторонние бесконечные божественные блага своему почившему собрату, то возносит прошения к Богу, чтобы Он сделал то, чего православный человек желал бы сделать для своего ближнего, но не может по причине своей земной и человеческой ограниченности.
На мой взгляд, образная "снисходительность" Бога по молитвам грешного человечества все же существует, т.к. Бог прощает не Своим произволением, а дает это сделать человечеству, как дает волю веровать в Него или отвергать. Т.е. не Бог прощает, но человек выбирает. А Бог как бы запечетлевает. Но ведь это две разные вещи - быть помилованным за грехи и быть осужденным за то, что жил не по Богу.
Поясню еще иначе. Кого простим, или за кого просим Бога (помиловать и простить), тому простяться (т.е., образно говоря, не помянутся) его грехи против людей. Против собратьев. Но в ответе на суде, - просили за этого человека или не просили, это неважно, - думаю, более "спросится" (выявится, обнажится) нечто такое более важное, как то, <u>чем именно</u> человек уподоблялся Богу или отдалялся от Него. Например, думаю, каждый "ответит" и по тому, <u>насколько горячо и искренне он и сам прощал кого-то из людей и просил милости кому-то</u>.
Т.о., как сказал А.Павлов, прошения нужны не только им, но и нам. Свобода быть милостивым по Богу и свобода быть справедливым по земному. Выбор за человеком.
А вообще, во всей глубине тайна спасения остается прикровенной до поры до времени.
>А раньше христиане без колебаний знали, что освященный во Христе человек спасен.
- Может быть тут повторюсь, но сами условия гонений подразумевают чистоту сердечных устремлений к исповеданию Христа своим Богом в тех, кто решился на исповедание. Гонения, наверное, в то время были как своебразный фильтр для создания крепчайшего базиса из претерпевших и неубоявшихся в основании Церкви воюющей. Поэтому, думаю, и сейчас, случись гонения, тех успоших, кто умер бы не сняв креста, можно было бы смело считать почившими в Боге.
С уважением. Простите.
|
|