Протестант о книге http://www.kuraev.ru/bpredisl.html
Мак-Сим, Христианин (харизмат :) - 17:35 29.09.2004
|
Привет всем.
Будучи протестантом я считаю необоснованной критику в книге http://www.kuraev.ru/bpredisl.html Здесь я бы хотел привести доводы в пользу иной точки зрения на протестантизм (и на так называемый "неопротестантизм" в особенности)
Александр Иванов (православный христианин, РПЦ ) посоветовал мне открыть новую тему для обсуждения этого вопроса. Заранее прошу извинить за объем и стиль (ироничный) моих рассуждений. Я не гениальный писатель и не всегда умею выразить мысль кратко.
"Протестанты учат... Жителей России ... дружно скандировать: "Спасибо тебе, Америка, за то, что ты есть"."
Не учил, не обучался и даже не был свидетелем такого действа.
"За годы неслыханных в истории гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более 200 000 священнослужителей.... Мегафоны потребительского культа, поддержанные динамиками зарубежных сект, заглушили голос Русской Церкви. Слабостью Церкви и невежеством людей решили воспользоваться зарубежные секты, в числе которых оказались и христиане-протестанты."
А сколько неправославных христиан погибло за годы советской власти? Думаете 0? Ошибаетесь. Их было очень много. И отождествлять простых баптистов и пятидесятников, которые мученически страдали за веру в Христа с "потребительским культом" - похоже на оскорбление. Не столько людей, сколько Бога.
Вообще этот отрывок - яркий пример того образа протестантов, который проглядывает в книге. Этакий разжиревший глумливо жующий гамбургер посреди проповеди сектант. Конечно, ему отваливают деньги с Америки за его "веру", вот он и пытается искоренить древние святыни и отеческие традиции. Ну и вообще он какой-то идеологический монстр, уродливое порождение западного секуляризма и американской рейганомики.
Вдумчивый читатель уже после предисловия отложил бы книгу в сторону со словами "Беспристрастностью здесь не пахнет". Тяга к грязноватым ярлыкам и безосновательным обобщениям ясно проглядывает на первых страницах. Это меня и задело, признаюсь.
Зато всё, что связано с православием - идеал. Вроде бы писатель должен задуматься, а может слова "Кроме того, у каждого христианина и у каждой деноминации есть своя "конфессиональная слепота" применимы и к православию? Но тогда книга будет нести больше соблазнов читателям-православным и они вместо укрепления в своей вере могут поколебаться.
Похвальная с одной стороны забота о духовных устоях одних христиан приводит к тому, что очерняют других...
"Но тем более неизбежны разнопрочтения, когда речь идет о Библии"
В общем суть в этом разделе сводится к тому, что люди и Библия - два иностранца и только суперинтелектуальный ученый-философ-теолог-богослов-поэт и т.д. и т.п воспитанный ТОЛЬКО в православной традиции может хоть что-то (запятую там или точку) понять более менее правильно.
Особого презрения заслуживают всякие неопротестанты. Этакий популист Билли Грэм - потолок их теологии. Остается только удивляться, почему Христа распяли образованные фарисеи, а некнижные рыбаки стали апостолами Его Евангелия...
Как они вообще хоть что-то могли понять? Если мы с вершины 20-го века и через сотни лет "напряженной мысли" мало что понимаем. Чудо наверное? А может, это чудо возможно и сегодня? Может именно это чудо рождает веру в протестантах, а не ножки Буша?
"О харизматических неопятидесятнических движениях приходится сказать, что это пугающее совмещение христианской теории ("евангелизма") с совершенно оккультной практикой."
И в то же время
"Православное убеждение в том, что людей надо реально, энергийно защищать от сил зла, от бесов... Мало верить в Христа. Нужно пропитать себя благодатными энергиями Христа"
А почему собственно вы не даете права харизматам "энергийно пропитывать себя благодатными энергия Христа", называя это оккультизмом? А может освящение квартир - оккультизм? (я сам так не думаю)
"Протестантизм вырос в христианском мире, в мире, в котором уже не было реального язычества.. Он потерял ощущение земли как планеты, оккупированной силами зла... У православия же есть опыт жизни в антично-языческом обществе. И поэтому оно сможет дать защиту и ответ там, где окажется бессилен протестантизм."
Вот это как раз явная-преявная ложь (ну или неведение, как хотите). Как раз протестантизм и особенно харизматический занимается практикой "духовной войны", изгнанием бесов, молитвами против сил зла и пр. Протестантизм - частый гость в странах Африки, в Индии, Китае и т.д., где язычество и сатанизм - реальные враги. Как раз у протестантизма (в отличие от православия) есть неоценимый опыт борьбы с силами зла, так сказать "энергийно".
Не буду комментировать рассуждения о том, что юридические рассуждения о Кресте - ерунда. Ясно, что Крест - это очень обширный феномен и толковать его не хватит вечности. Просто посоветовал бы не отметать интерпретации сходу просто потому что они рождены вне православия.
"С протестантской точки зрения Христос "умилостивил" Отца. Не людей Он изменил, не мир, но характер Отца"
Просто полная чушь. Я такого среди протестантов и не слышал даже. Конечно, я не всех знаю. Может и есть такие, что так считают. Но я их не видел.
Доктрина "рождения свыше" как раз и утверждает, что мы в момент покаяния получаем силы к новой святой жизни, в которой и должны укрепляться с каждым днём. Это есть у того же Экмана, которого автор видимо очень поверхностно читал.
"Протестантизм понимает спасение как прощение, которое Христос возвещает тому, кто в Него поверил. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, как исцеление."
Для меня такое мнение звучит как подлинное оскорбление. Честно. Автор считает, что вера протестанта - просто этакая весёлая убежденность в том, что можно делать чё хошь, а Бог всё простит.
Ну почему вы считаете веру протестантов мертвой? Без дел? Почему вы считаете, что протестанты спасаются такой верой?
Это православному можно пить, курить, блудить, воровать и потом спокойно прийти на служение в церкви. В наших церквях за такие грехи людей отлучают. Их вообще не считают за христиан. И при наших высоких стандартах святости, вы считаете, что мы благодать Христа обращаем в повод к распутству???
Просто побывайте на служениях протестантов. И вы поймете, что очень сильно заблуждаетесь.
"Протестанты говорят, что поскольку младенцы юридически недееспособны и неразумны, они не могут исповедовать Евангельскую доктрину и, соответственно, не могут быть членами народа Божия. Православные, однако, исходят из того, что знать, что такое воздух — это одно, а дышать им — нечто иное."
В общем спорить можно долго. Но это не нужно. На самом деле крестить младенцев можно. Только толку от этого мало. Лучше помолиться за них, как это делал Исус.
"Этими таинствами родители включают своих детей в состояние Завета, в состав народа Божия для того, чтобы на малышей распространялась благодатная Божия защита, покрывающая весь народ."
И сильно ли помогало это во все времена? Всех евреев правильно обрезывали, но помогло ли это им устоять в истине Божьей? Или вы думаете, что перед революцией все русские были тотально некрещеные? Нет... 99% крещены были. А потом шли, рушили, убивали и т.д. Крестите пожалуйста. Но не удивляйтесь, если это мало поможет. Гораздо больше помогают библейское воспитание и пример праведности.
"Протестанты говорят, что у человека нет и не может быть таких дел, которые помогали бы ему обрести спасение. "
Не говорите за всех, пожалуйста. Суть в том, что спасение действительно по вере (мы верим в это по Писанию, не сами придумали), чтобы никто не хвалился. Но у спасающей веры есть признаки, т.е. дела. А если их нет, нет и веры. Поистине только слепой человек шагнет в пропасть, а тот, кто имеет очи веры - видит её и не идет туда. А если вы кричите всем, что видите, но идете в пропасть греха - вы обманываете самих себя.
"Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. "
Всем христианам уже 2000 лет. Вы тут не одиноки. Ну и вспомните книгу Иова. Не только у стариков мудрость.
"Вопрос о допустимости или недопустимости иконопочитания — вопрос сложный."
И на редкость надуманный. Вопрос в том, зачем вообще так яростно цепляться за практику, которой нет в Библии, которая граничит с идолопоклоноством и порождает необходимость в каких-то заумных теологиях для своего оправдания.
"…Раздражение, которое вызывают у протестантов наши иконы, просто необъяснимо ни с точки зрения христианского богословия, ни с точки зрения христианской этики. Это раздражение — страсть, духовная болезнь. "
Да нам просто страшно за вас! Мало ли что с вами случиться? Бог не любит идолопоклонства, мягко говоря. Как вы не понимаете?
"Допустимо ли оказывать знаки почтения перед изображениями?
Перед рукотворными святынями, равно как и перед людьми Библии (которые также не есть Творец, но тварь) совершались поклоны: "Поклонюсь святому храму Твоему" (Пс. 5, 8). "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим" (Пс. 137, 2). Поклонились братья Иосифу. "Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего" и т.д.
Но не забывайте и других стихов, где прямо говориться о том, что "человек повергается перед деревом и говорит ему "Ты бог мой! Спаси меня!" И не думайте, что оккультисты считают сами образы и идолы богами. Для них это тоже "средство общения".
Просто вы ходите по опасной дорожке. Очень опасной. И главное, ради чего? Я свободно молюсь без икон - и как-то не страдаю от этого. Судя по Писанию ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство святых молилось БЕЗ ВСЯКИХ ИКОН. Такого слова в Синодальном переводе даже и нет.
Ну не получится у вас убедить меня, что новозаветные верующие или ветхозаветные пророки каждый день пользовались для молитвы образами. Ну не было этого.
Это вся та же история с медным змеем. Бог повелел сделать его в определенных обстоятельствах, чтобы люди ПОСМОТРЕЛИ на него и исцелились. А они начали ему поклоняться. Частное решение одного вопроса - превратили в общеобязательную практику.
Где момент этого перехода? От посмотреть к поклоняться? Вы его знаете? А может вы его уже прошли? Очень давно? Ещё 1,5 тыщи лет назад?
И ведь пришлось уничтожить этого змея. Какой-бы он там святыней не был. И возражали наверняка против этого уничтожения. А почему? Потому что он уже был их идолом.
Будь икона - удобная картинка, к ней и относились бы соответствующе. Но отношение к иконе в православии соперничает с отношением к идолам. Попробуй косо на икону посмотреть - убьют ведь на месте в порыве смирения. На что это похоже? Почему столько страсти и ревности по расписанной картинке?
А миллионы верующих во все времена молились и поклонялись Богу без икон. И ничего плохого. Даже Иисус так делал. Ну не носил Иуда ящик с иконами!
И опять куча тезисов про то, что можно упасть и молиться перед любимой иконкой. Да пожалуйста. Осталось только ещё медного змея сделать, сказать "Мы будем только смотреть!" и продолжить прерванное служение.
Главное, Бога сумейте убедить, а мнение протестантов, в принципе, не важно. Это не Лютер за вас на кресте умирал.
"Нам скажут: ваши прихожане не знают того богословия, которое вы нам изложили, и понимают иконы вполне по-язычески. Но во-первых, давайте сравнивать конфессиональные позиции по нашим учениям, а не по грехам тех или иных прихожан. "
Но ваше богословие служит им отличным преткновением. Не лучше ли было не практиковать столь сомнительных форм служения?
"Протестанты сами выбрали поле для дискуссии — Ветхозаветные установления. И проиграли на нем же. Так что теперь не жалуйтесь, что-де поле не то."
Ой, вы так говорите, будто нам прям важно у вас в спорах выиграть. Да я согласен проиграть в споре со всеми людьми Земли, если это приведет их ко спасению...
"Кроме того — само упоминание лжеиконы в Апокалипсисе есть пророчество о том, что у христиан вплоть до времен Антихриста будут в употреблении иконы. Как же сможет его чудотворное изображение повлиять на христиан, если у христиан не будет вообще никаких изображений? Если к концу времен все христиане будут баптистами — то их никакими изображениями, даже самыми чудотворными, не проймешь. "
Спасибо за редкий комплимент!
"Если же силы зла пускаются на такую уловку, значит среди христиан (твердых, до последнего верных христиан) будут такие, в сознании которых будет жить благоговейное почитание чудотворных икон Христа."
Вот это и страшно. Были бы все баптисты, не купились бы на сатанинский образ. А так.... Ох, рискуют все эти иконопочитатели... И опять же ради чего?
"Более сложный случай — чудотворения через иконы не Христа, а, например, Богоматери или святых. "
Случай действительно очень сложный. И абсолютно непонятный. Зачем молить кого-то ещё, если можно попросить самого Бога во имя Христа? Неужели Мария или какие-то святые более полны любви и прощения, чем Бог, чтобы понять нас? Не оскорбляет ли сын отца, когда просит через какого-то человека? Может этот сын отца боится? Не доверяет? Считает жестоким и далеким? Ненадежным?
"вспомним, что первое чудо Христа — в Кане Галилейской — произошло по просьбе Марии"
Правильно. Мария такая же верующая как вы или я. Она может в конце концов попросить Исуса о чём-либо. Когда меня просят помолиться, я прошу Иисуса за этого человека. И Он слышит меня. Я в таком же положении, что и Мария. Но НИКТО не молится мне!!! И слава Богу.
"Этот же аргумент православный может обратить к протестантам: отсутствие у вас опыта молитвенного общения со святыми и Божией Матерью, отсутствие у вас опыта литургической православной молитвы не есть достаточное условие для того, чтобы обвинить православных в надуманности их молитвенной практики."
Отсутствие опыта в оккультизме не значит, что мы не можем его осуждать.
"Если этот многовековой опыт не вмещается в рамки баптистских богословских теорий — тем хуже для этих теорий. "
Даже если эти баптистские теории построены на Писании?
"Я же приведу сейчас лишь одно свидетельство о том, что икона — помощница в молитве: "Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает рассеянные лучи в одно обжигающее пятно". "
Мда. Из Библии я назову гораздо более серьезные вещи, без которых трудно молиться. Без икон легко молиться, если сердце твоё чисто и жизнь свята. А без этого никакие иконы не помогут. Может лучше взыскать святости? Чем икон?
"слова Августина: "В главном — единство, во второстепенном — разнообразие и во всем любовь"."
Золотые слова.
"Протестантский тезис, настаивающий на буквальном исполнении заповеди "не делай никакого изображения" Ведь буквальное толкование этой заповеди уничтожает начисто и человеческую мысль, и весь мир культуры. "
Ну опять же полная неправда. Может какие-то оголтелые протестанты так и живут, но в подавляющее большинство протестантов - это не мусульмане. Книги, фильмы, картины и т.д. и т.п. Пресловутые брошюрки те же - идут в разрез с безосновательными утверждениями автора.
"Неужели протестанты всерьез уверены, что Христос прогневается на того, кто с любовью и с молитвой приложился к Его распятию?"
Разгневается, если этот человек уверен, что особое исключительное эксклюзивное распятие 12 века, написанное святым Афанасием, дарует ему прощение Господа. И что соломиный крестик на это не потянет. Целуйте хоть всё на свете, но не в видимых вещах полагайте надежду свою.
"Психологически понятно желание протестантских проповедников уличить православных в возможно большем числе грехов и нарушений библейских установлений. "
Да нету таких желаний. Есть беспокойство за людей, которые играют в опасные теологические игры.
"Среди этих упреков самый странный — это обвинение православных в том, что они называют священников "отцами" "
Лично у меня никогда не было преткновений по этому поводу. Да и от других знакомых протестантов не слышал.
"Православная традиция проповеди на деле не скуднее протестантской, она предоставляет даже более богатые возможности для миссионерства, чем протестантская. А то, что мы плохо пользуемся этими возможностями — это грех наш, но не Православия. "
Ну так давайте, вперед! Делайте дело Христа и пусть славится Он, и ничто иное!
"Еще протестанты видят недостаток православия в том, что православные несколько обесценили Евангелие "
Ага.
"Православный прихожанин скорее может пожаловаться на свою заброшенность, на то, что никто им не интересуется, что его не ведут по пути спасения. А стоит протестанту пропустить одно собрание — и на следующее утро пойдет уже серия звонков от “братьев и сестер”: почему не был?"
И в том и другом есть перекосы. Но в целом протестантская церковь гораздо больше похожа на семью, чем православная.
"Говорят, что православие и католичество “дорогие” религии, а протестантизм — “дешевле”. "
Всё на самом деле проще. Если ты хочешь, чтобы твоя община укреплялась и возрастала, то будешь и деньги давать. А если тебе этого не надо, никакие указы не помогут.
"Ровное течение православной службы предполагает, что каждый вошедший сам выбирает для себя тот ряд образов, который ближе к его сегодняшним духовным нуждам. Из него не выдавливают слезу и не исторгают восторги. Он погружается в медленно текущую реку смыслов и от слуха в сердце проводит те струйки, которые ему лично нужны сейчас. "
В общем навязывается ровность и медленная текучесть. Тоже ведь не поспоришь.
"Напротив, на протестантском собрании идет постоянное эмоциональное давление на слушателей. Тот, кто сейчас читает свою молитву, придыханиями, интонациями, жестами выдавливает именно ту эмоцию, которая ему кажется сейчас важнейшей. Всем приходится соучаствовать в чувствах пастора или произносителя данной молитвы."
А это не всегда бывает плохо. Если эмоция рождается на небесах, наполняет пастора и её чувствуют в Духе все верующие - это гармонично и прекрасно. Другое дело, если эмоция - чисто личная и человеческая.
"В протестантском молитвенном доме, мне кажется, гораздо труднее осуществить желание, знакомое многим и многим людям — зайти на будничную службу на десять минут, незаметно и тихо постоять, собраться с мыслями, побыть в храме один на один с Богом, помолиться о своем и столь же незаметно уйти. "
Не скажите. Бывают собрания, на которых вообще тишина. Многие стоят на коленях и тихо молятся.
"Говорят, что православные молятся заученно по книжке, а протестанты — от сердца, своими словами. Но, как ни странно, именно “чужие слова” оставляют гораздо больше свободы для собственного построения человеком своей молитвы, чем “импровизация”. "
Даже и звучит нелогично.
"Священник может быть бесталанен, неискренен, малодуховен. Но он говорит не свои слова! И потому все равно его речь и духовна, и талантлива! Он говорит слова, отфильтровавшиеся за тысячелетия."
А это ему не поможет, потому что слова должны быть полны духа и жизни, а не тысячелетий. Никогда бесталанному, неисреннему и малодуховному человеку не помолиться также как Христу! Пусть он всё заучит - не выйдет!
Из уст выходит лишь то, что из сердца. Не то даже, что из разума, но из сердца. Потому что все лжепророки говорят умно, но в их сердцах ложь и их слова не имеют жизни.
Очень плохо, что вы считаете возможным сделать молитву бездуховного человека духовной за счет "не своих слов". Это заблуждение.
"Православный “чин” делает священника малозаметным... Напротив, протестантский проповедник вынужден ставить самого себя в центр внимания."
Да, такая концетрация на себе и увеличение личной славы опасны. Но Христос не прятался где-то. Он тоже был в центре внимания. Вокруг Него происходили чудеса и все внимали Ему и удивлялись, что Он учил как власть имеющий...
"Он ведь думает не “к Богу” — а о том, как бы получше сказать “про Бога”. Он думает не столько о своих кровных духовных нуждах, а о том, как поэффектнее высказаться в присутствии своих собратьев. Ему некогда молиться — он “творит”, мучительно рождает экспромт"
Вы ещё и телепат??? Поверьте, далеко не все так думают, когда молятся. И нет никакого "мучительного экспромта". Есть божественное вдохновение, которое переполняет сердце и уста.
"Чтобы защищать сегодня православие в России, нужно больше твердости и готовности терпеть оскорбления, клевету и нападки, чем для того, чтобы православие ругать. "
Для защиты протестантизма в России нужно еще больше твердости и готовности терпеть...
"А смотреть на православный мир сверху вниз у протестантов все-таки нет достаточных оснований. "
Да мы и не смотрим. Мы смотрим на Бога, а Он всегда выше всех. И если сравнивать себя с человеком неразумно, то и сравнивать нашу церковь с православной - неумно. Мы часто сравниваем себя с новозаветной церковью и всегда видим, что еще не всего достигли.
"Протестантизм отличается от православия и католичества тем, что из двух источников духовных знаний — Писания и Предания — протестантизм признает только первый. Solа Scriptura. В реальности это означает, что философский и религиозный кругозор обычного убежденного протестанта значительно уже круга знаний убежденного православного"
Да ничего подобного. Мы не отказываемся читать множество иных книг. Просто мы их ставим ниже Писания. Вот и всё. А вы ставите авторитет Преданий выше Писаний, за которые на протяжении веков гибли апостолы и пророки?
"Да, Писание — норма христианской веры и жизни, это камертон. Но разве может камертон заменить весь хор? "
А разве хор может заменить камертон? Просто ставьте всё по порядку. Сначала Писание (писатели которого всяко разно были ближе к первоначальной истине), потом всякие Предания (писатели которых уже были дальше от первоначальной истины, которые уже не могли всё идеально истолковать в силу своего отрыва от эпохи и т.д. и т.п. - ваши собственные рассуждения), потом всё остальное.
И если я вижу, что какое-то Предание противоречит Писанию... Я Писание переделывать не буду. Пусть лучше Предание подвинется.
"Поэтому я вполне могу сказать: "Бог верен, а всякий православный человек лжив". Дерзнет ли пятидесятник сказать "всякий пятидесятник лжив"? Или они нашли способ употреблять слова "все" и "всякий", исключая при этом самих себя из этих "всех"?"
Хммм. Значит всё, что вы написали - ложь?
Я бы сказал иначе. Всякий человек несовершенен. Потому мы и нуждаемся во Христе. А написать, что всякий пятидесятник лжив - это значит, что и когда он говорит: "Христос - Господь!" он лжет. Вы с этим согласитесь?
"Протестантская литература носит миссионерский характер, она подводит людей к принятию Бога и к Евангелию. Протестантская литература говорит о том, что происходит в человеке на рубеже веры и неверия (впрочем, глубин Достоевского и бл. Августина протестантские брошюры не достигают). "
Да. Нам не до глубин. Мечтаем, чтобы люди хоть Бога приняли...
"То, что протестантская проповедь ограничена одним лишь моментом личного обращения, не случайно. Это просто показывает отсутствие другого серьезного духовного опыта."
Все сведения о протестантах вы черпали из брошюрок для неверующих?
"О ней св. Феофан Затворник сказал, что "Призывающая благодать — всеобщая, никто не исключен"167. Я думаю, что эта благодать есть в протестантизме, ибо "никто не может назвать Иисуса Господом, только как Духом Святым" (1& Кор. 12, 3)."
Спасибо на добром слове.
"Я признаю доброкачественность опыта обретения веры у протестантов"
Ещё раз спасибо.
"в православии это есть, а в баптизме — нет. Нет икон, нет священников, нет причастия, нет исповеди, нет крещения детей, нет храмов, нет Предания, нет постов, нет молитв за умерших..."
Нет блуда, нет колдовства, нет идолов, нет суеверий, нет... кстати причастие есть... и храмы есть, если денег хватает, да и посты постоянно... нет оккультизма, нет .... Как много чего у нас нет....
"Нет человека, который видел бы всю истину"
Я согласен.
"Итак, православная литература, в отличие от протестантской, обращена к человеку, уже осознавшему себя христианином. Оказывается, мало христианином стать. Гораздо сложнее бывает — им остаться: возвращаются сомнения, душевная пустота и окаменелость"
Я уже 10 лет остаюсь протестантом и так многие из нас. Причем не по православной литературе.
"И самая большая духовная травмированность протестантизма в том, что он как раз и не имеет своей аскетической традиции, а святоотеческую традицию отринул."
Ну не совсем с вами соглашусь. Хотя упор на аскетизм у нас прямо не делается, но в общем-то призывы к безгрешной жизни - тот же призыв к аскетизму, а они слышны у нас постоянно.
А традиции у нас самые лучшие - из Писания.
"Но их догматика ("мы спасены! мы не грешим! мы святы!") не позволяет им замечать свои грехи, плакать о них, исповедовать их и предупреждать о них своих единоверцев. "
Исповедуем только так. И предупреждаем как можем.
"Люди же легкомысленные и несведущие, когда отчасти действует в них благодать, думают, что нет уже греха на них" Но "если всмотришься в совесть твою.... Ибо в сундуке совести твоей находятся идольчики славолюбия и тщеславия, истуканчики человекоугодия, сласти похвал человеческих, наряды притворства и лицемерия, семя сребролюбия и других страстей. Впрочем, если поверх всего этого находится у тебя кичение и гордость, то нет тебе возможности познать ни их, ни то, что под ними" Лишь малое знание себя порождает уверенность в своей избавленности от грехов."
Очень понравилась эта цитата Макария... Просто я чувствую то же самое. То моменты превозношения, когда благодать Господа считаю своей заслугой и достижением, то моменты, когда я остро понимаю, что это Его благодать... а я сам подвержен греху. Поэтому единственная моя надежда, что благодать на благодать не только позволит мне жить свято, но и даст силы не приписать себе эту святость. Сохрани меня Бог до дня Своего.
"Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким. Покаяние есть отвержение отчаяния."
Ага. Это точно.
"Беда же протестантизма в том, что он, по слову С. Н. Булгакова, "не имеет идеала и пути святости, без которого нет настоящей религии, как нет искусства без художественного гения"
Нда. Это домыслы не имеющие общего с реальностью.
"На мой взгляд, протестанты похожи на человека, который шел по улице, увидел вдруг открытую дверь храма, заглянул туда, поразился красоте, но, потрясенный, не вошел внутрь храма, а, постояв секунду на пороге, побежал к выходу из метро, взахлеб рассказал первому попавшемуся об увиденном и притащил его к церковному порогу. Теперь уже вместе они вглядывались в мистический сумрак храма, и — уже вдвоем вернулись к метро рассказывать об увиденном третьему… четвертому… сотому. Так и проповедуют они всю жизнь о том, как одиноко им было на улице, и как хорошо было в первый раз оказаться на том пороге…"
Очень забавно, но не очень точно. Я бы сказал, что совсем неточно.
"Отсутствие же молитвенной дисциплины, неумение различать духовные состояния, жизнь без Литургии и без исповеди приводят к тому, что религиозно ищущему человеку приходится постоянно возгревать себя чисто психическими приемами… "
Такие проблемы, разумеется, есть. И думаю, не только в протестанстве.
"Во всяком случае в протестантской духовности есть одна черта, пугающая православных: восприятие покаяния как всего лишь одного момента в жизни человека (поворот от неверия к вере)."
Ну нет. Покаяние - это не один раз в жизни.
"Когда-то Рильке писал, что все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом… И как бы с тех пор ни изменился мир, Америка все же так и не стала резервуаром вселенской духовности. Обогатить мир православия, мир Достоевского и оптинских старцев, мир В. Соловьева и В. Лосского американский баптизм вряд ли способен."
И разве это ничто иное как гордость и тщеславие? Может быть Бог и допустил этих неумытых и глупых протестантов в Россию, чтобы немного смирить возвышенное самодовольство православных христиан? Подумайте об этом. Бог силен и через несмысленных дать спасение, а от премудрых скрыть его. Не гордитесь, но бойтесь лучше.
"Протестантское богословие акцентирует исключительно действие Бога в деле нашего спасения. "
В первую очередь надлежит воздать всю славу Богу. А что делаем мы, делаем по благодати, а не потому что мы умные и добрые.
"При протестантском взгляде "христианство есть нечто только личное. Никакой связи между людьми, кроме той, которая существует в любой социал-демократической организации — нет. "
Ну как же! А любовь? Неужели думаете, что между нами совсем нет любви Божьей? Это не так!
Ох. Уже вечер. Пока закончу.
В заключение хочу сказать, что говорить о протестанстве в целом - неблагодарная работа. Потому что под сенью протестанства очень много всяческих течений. Поэтому нет смысла переносить доктрины баптистов на всех протестантов. Лучше вообще осторожнее говорить о целой ветви, и очень разнородной, христианства.
Когда автор говорит о конкретных течениях - он ещё более менее точен. Но когда в целом о протестанстве... Слишком сильные обобщения.
Надеюсь, что никто не станет сильно расстриватся из-за моих комментариев. Благослови Бог всех.
|
|